Перспективы развития экономики страны и субъектов федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 18:29, курсовая работа
Описание работы
Актуальность темы контрольной работы «Основные концепции стратегического развития рыночной экономики РФ. Перспективы развития экономики страны и субъектов федерации» сомнению не подлежит, так как современный этап социально-экономического развития России характеризуется комплексом преобразований, направленных на обеспечение экономического подъема национальной экономики. Под стратегией понимается «научно-обоснованная программа действий по реализации принципов комплексного социально-экономического развития».1
Преимуществами
Южного федерального округа являются
исключительно благоприятные климатические
условия, выгодное географическое положение,
высокий агроклиматический потенциал,
уникальные рекреационные ресурсы и высокая
степень обеспеченности трудовыми ресурсами.
Мощный импульс развитию округа придаст
проведение в 2014 году Олимпийских игр
в Сочи.
Ограничениями
для развития субъектов Российской Федерации,
входящих в состав Южного федерального
округа, являются неоднородность уровня
их развития, слабая инфраструктурная
обеспеченность, низкий уровень квалификации
трудовых ресурсов, значительная доля
трудных для освоения горных территорий,
угрозы проявления экстремизма и терроризма.
Перспективы
развития северо-западной части округа
(Ростовская область) связаны с Ростовской
агломерацией (города Ростов-на-Дону, Новочеркасск,
Таганрог, Батайск, Азов и города восточного
крыла Донбасса), экономика которой специализирована
на транспортном, энергетическом и сельскохозяйственном
машиностроении, металлургии, угледобывающей
промышленности, транспортной логистике
(с опорой на порт Тамань), а также секторах
новой экономики (информационные технологии,
научно-образовательный комплекс, инновационные
транспортные технологии).
Потенциал
развития Ставропольского края и Северного
Кавказа в значительной мере определяется
развитием их традиционных экономических
специализаций - курортно-рекреационного
и агропромышленного комплексов. Для республик
Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария,
Северная Осетия-Алания перспективы связаны
с развитием горного туризма и рекреации,
производства пищевой продукции и возрождением
животноводства. Развитие Республики
Дагестан связано с освоением ресурсов
каспийского побережья (курортно-рекреационный
комплекс, нефтедобыча, портовый транспортно-логистический
комплекс). Республики Чечня и Ингушетия
будут играть роль территорий восстановления
экономики с перспективной специализацией
в нефтедобыче и нефтепереработке, промышленности
строительных материалов. Для экономики
Ставрополья наряду с использованием
потенциала природных ресурсов Кавказских
минеральных вод и сельского хозяйства
локомотивное может приобрести развитие
машиностроения, газонефтехимического
и химического производств.
Ключевыми
условиями реализации экономического
потенциала субъектов Российской Федерации,
расположенных в Южном федеральном округе,
выступают переход к конкурентоспособной
экономике с диверсификацией ее традиционных
специализаций и снятие инфраструктурных
(прежде всего, в области транспорта) ограничений
их развития.
4. Приволжский
федеральный округ
Преимущества
Приволжского федерального округа определяются
сравнительно благоприятными климатическими
условиями, географическим положением,
развитой инфраструктурой, диверсифицированной
производственной базой и сетью поселений,
наличием квалифицированных кадров и
системы их воспроизводства.
Ограничения развития Приволжского
федерального округа связаны с недостатком
ресурсной базы, напряженной экологической
ситуацией, технологической отсталостью
и высоким износом индустриальной базы,
традиционно имеющей ключевое значение
для экономики входящих в состав округа
субъектов Российской Федерации, недостатком
мостовых переходов через р.Волгу. Дальнейший
рост экономики округа в значительной
степени будет зависеть также от сбалансированного
развития электроэнергетики.
Развитие северной части Приволжского
федерального округа (Пермский край, Республика
Удмуртия и Кировская область) определяется
потенциалом их традиционных отраслей
(машиностроительный комплекс, включая
оборонные отрасли и атомную промышленность,
лесопромышленный комплекс, химия и нефтехимия).
Эти базовые экономические специализации
дополняются отдельными центрами черной
и цветной металлургии (города Пермь, Чусовской,
Березники, Соликамск), производства продукции
для атомной энергетики (г.Глазов), горнодобывающей
промышленности (города Соликамск, Березники),
биотехнологий (г.Киров). Сложившиеся интеграционные
связи со Свердловской областью, основой
для которых выступают развитие горнорудной
индустрии, транспортного транзита, машиностроения,
а также перспективные связи с субъектами
Российской Федерации, расположенными
на северо-западе страны – Республикой
Коми и Архангельской областью, как природоресурсной
базой во многом определят дальнейшие
направления развития этой части территории
округа. Наилучшие предпосылки для формирования
новой экономики сосредоточены в городах
Пермь и Краснокамск, где активно развиваются
машиностроение, химия и нефтехимия, научно-образовательный
комплекс, транспортно-логистический
комплекс.
В качестве отдельных зон округа
выделяются республики Татарстан и Башкортостан.
Центрами опережающего экономического
развития Республики Татарстан являются
Казанская агломерация с развитым авиастроением,
нефтехимией, транспортно-логистическим
комплексом и научно-образовательной
сферой (Казанский университет и отраслевые
институты), а также восточный промышленный
узел (города Елабуга, Набережные Челны,
Менделеевск, Нижнекамск), основными секторами
экономики которого являются нефтехимическая
и химическая промышленность, имеющий
особые перспективы автомобилестроительный
кластер.
Потенциал юга Приволжского
федерального округа определяется развитием
Самарско-Тольяттинской агломерации с
развитым автомобилестроением, авиационно-космическим
машиностроением, станкостроением, нефтедобычей,
нефтепереработкой, нефтехимией, транспортно-логистическим
узлом, научно-образовательным комплексом,
опирающимся на систему отраслевых исследовательских
институтов, и туристско-рекреационным
сектором. В качестве крупного межрегионального
производственного центра агломерация
обладает устойчивыми интеграционными
связями с Республикой Башкортостан
(автокомпоненты), Республикой Татарстан
(нефтехимия) и Оренбургской областью
(нефтепереработка).
Основу развития юго-восточной
части Приволжского федерального округа
(Оренбургская область) составляют металлургия,
добыча нефти и газа, газопереработка,
а также сельское хозяйство.
Дальнейший рост экономики
округа в значительной степени будет зависеть
также от сбалансированного развития
транспортной и электроэнергетической
инфраструктуры. В частности, особое значение
имеет увеличение пропускной способности
автомобильных магистралей на левом берегу
р.Волги, строительство новых мостовых
переходов через Волгу. Важнейшим направлением
развития транспортной инфраструктуры
является развитие международных транспортных
коридоров: развитие аэропортов Волгограда
и Астрахани, модернизация железной дороги
Астрахань-Махачкала. Требуется также
увеличение генерирующих мощностей в
северной части округа и модернизация
сетевого хозяйства в субъектах Российской
Федерации, расположенных на юге округа,
для обеспечения развивающихся перспективных
производств.
5. Уральский
федеральный округ
Преимуществами
Уральского федерального округа являются
уникальный природно-ресурсный потенциал,
развитый промышленный комплекс входящих
в его состав субъектов Российской Федерации,
характеризующийся преобладанием базовых,
стратегических отраслей с высокой долей
экспортной продукции и опирающиеся на
собственные уникальные по своим объемам
ресурсы углеводородного сырья, удачное
экономико-географическое положение,
а также наличие высокотехнологичной
нефтяной и газовой промышленности Ханты-Мансийского
и Ямало-Ненецкого автономных округов
и нескольких крупных полифункциональных
агломераций – городов Екатеринбурга,
Челябинска, Тюмени - с высокой концентрацией
квалифицированных трудовых ресурсов,
крупнейшего металлургического челябинско-магнитогорского
кластера.
Экономическое
развитие округа сдерживают относительная
удаленность от рынков сбыта, играющая
особую роль для транспортировки сырья;
ограниченность пропускной способности
транспортных систем по прокачке газа,
газового конденсата и нефти; истощение
минерально-сырьевой базы субъектов Российской
Федерации на юге округа, зависимость
базовых отраслей промышленности (топливно-энергетический
комплекс, металлургия) от конъюнктуры
мировых цен, неразвитость транспортной
и энергетической инфраструктуры в северной
части федерального округа; накопленный
экологический ущерб природной среде
многих промышленно развитых субъектов
Российской Федерации.
Перспективы развития Уральского
федерального округа связаны с дальнейшим
развитием и повышением конкурентоспособности
металлургии (на Среднем и Южном Урале),
тяжелого, химического, сельскохозяйственного,
энергетического машиностроения (в городах
Екатеринбурге и Челябинске), нефтехимии
в крупной Уральской промышленной зоне
опережающего экономического развития
путем реконструкции и модернизации действующих
производств и строительства новых предприятий,
обеспечивающих глубокую переработку
минерально-сырьевых ресурсов и внедрение
ресурсосберегающих технологий, а также
освоение производства высокотехнологичной
наукоемкой продукции, в особенности,
в таких отраслях, как энергетика, авиа-
и ракетостроение, материаловедение и
электротехника, космические системы
управления и связи, приборостроение,
нефтедобывающее, транспортное машиностроение
(в городах Екатеринбург, Челябинск, Курган),
строительная индустрия, пищевая и перерабатывающая
промышленность.
Уральский федеральный округ призван
стать крупным промежуточным центром
в трансевроазиатском коридоре мировой
торговли (Западная Европа – Юго-Восточная
Азия - Америка), что требует развития международных
транспортных узлов, прежде всего, авиахаба
в г.Екатеринбурге. Необходимо также обустройство
и развитие системы современных пунктов
пропуска через государственную границу
в южноуральских субъектах Российской
Федерации для стимулирования торговли
со странами СНГ и снижения нелегальной
миграции.
6. Сибирский федеральный округ
Преимуществами Сибирского
федерального округа являются высокая
обеспеченность природными и энергетическими
ресурсами, наличие развитой индустриальной
базы, высокая концентрация человеческого
потенциала как в отдельных городах и
агломерациях (города Омск, Красноярск,
Иркутск), так и в группе сибирских городов
(Новосибирск, Томск, Кемерово-Новокузнецк,
Барнаул-Бийск).
Реализацию экономического
потенциала округа сдерживают суровые
климатические условия, недостаточный
уровень развития инфраструктуры, слабая
заселенность, крайняя уязвимость природной
среды северной и восточной частей Сибири
к антропогенным нагрузкам. Внутренняя
экономическая связность округа низка,
входящие в его состав субъекты Российской
Федерации существенно различаются по
условиям ведения хозяйства, структуре
экономики (северные ресурсодобывающие
и южные аграрно-промышленные с преобладанием
обрабатывающих отраслей) и по уровню
социально-экономического развития. Условия
для развития обрабатывающей промышленности,
транспортная освоенность и заселенность
округа хуже по сравнению с Европейской
частью России.
В западной части Сибири выделяется инновационно-промышленная
зона с центрами в городах Новосибирске,
Томске и Омске с диверсифицированным
развитием всего спектра обрабатывающих
производств, включая химию, нефтехимию
и машиностроение, на основе научно-образовательного
потенциала, приоритеты которого составляют
биогенетика и биотехнологии, медицина
и фармацевтика, информационные, промышленные
и ядерные технологии.
Развитие Южной Сибири (юг Новосибирской
и Омской областей, Алтайский край и Республика
Алтай) обусловлено традиционной агропромышленной
специализацией, а также наличием значительных
и уникальных туристско-рекреационных
ресурсов. Возможности развития новой
экономики представлены формирующимся
био-фармацевтическим кластером Алтайского
края. Южносибирская зерновая зона входит
в число крупнейших в стране, но высокие
транспортные тарифы сдерживают реализацию
зерновой, мукомольной и мясомолочной
продукции за пределами региона. Мощный
базис развития всего Алтая может составить
добыча и переработка широкого спектра
ресурсов рудных и нерудных месторождений
(бурого угля, висмута, меди, кобальта,
вольфрама, железных руд, полиметаллов,
золота и серебра).
Для реализации экономического
потенциала Сибири необходимо транспортное
и энергетическое обеспечение комплексного
развития всех крупных городов и агломераций
(Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Омск,
Томск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул)
как опорного каркаса расселения в «коридоре»
от Поволжья до Дальнего Востока с учетом
укрепления международного железнодорожного
транспортного коридора между Азиатско-Тихоокеанским
регионом и Европой, обустройства пограничных
переходов на границе с Китаем, Монголией
и Казахстаном. Формирующаяся система
транспортных коридоров усилит процессы
интеграции субъектов Российской Федерации
в Прибайкалье с дальневосточными субъектами
Российской Федерации.
7.Дальневосточный федеральный
округ
Приоритетные экономические
специализации субъектов Российской Федерации,
входящих в состав Дальневосточного федерального
округа определяются богатством округа
природными (рыбными, лесными, нефтегазовыми,
минеральными) ресурсами, а также выгодным
географическим положением в части близости
к странам АТР.
Дальневосточный федеральный
округ характеризуется значительной внутрирегиональной
дифференциацией уровня и качества социальной
среды и доходов населения. Дефицит трудовых
ресурсов и более низкое по сравнению
с центральной частью России качество
жизни вкупе с суровыми природно-климатическими
условиями, высокими транспортными и энергетическими
издержками существенно сдерживают развитие
хозяйственной деятельности на территории
округа.
Жизненно важным фактором социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации,
расположенных на Дальнем Востоке, является
состояние транспортной и энергетической
инфраструктуры, что требует решения в
долгосрочном периоде проблем газификации,
формирования распределенной энергосистемы,
оптимизации транспортных и энергетических
тарифов, создания единой связной системы
транспортных коммуникаций с ее постепенной
интеграцией в общероссийскую и мировые
транспортные системы.