Перспективы развития островной
зоны Дальневосточного федерального округа
– о.Сахалина, п.о.Камчатки и Курильских
островов - связаны с формированием биоресурсного
кластера (основу которого составят добыча
и переработка водных биоресурсов и мариакультура),
с добычей, переработкой и экспортом, прежде
всего, на рынки стран АТР продукции нефтегазового
сектора, а также разработкой и транспортировкой
ресурсов угольных и золотоносных месторождений
Камчатки, что, в свою очередь, создает
условия для развития портового комплекса
на этих островах.
Наряду
с созданием благоприятных экономических
условий для развития субъектов Российской
Федерации в Дальневосточном федеральном
округе путем диверсификации региональных
экономик, инновационного развития традиционных
экономических специализаций на условиях
частных инвестиций и, как следствие, роста
занятости и качества жизни населения
необходимо проведение особой социальной
политики, предусматривающей меры по привлечению
и закреплению населения на Дальнем Востоке
Таким образом, основная
задача регулирования развития регионов
и их систем в рыночной среде - обеспечение
условий для ориентации экономики на перестройку
структуры и поступательный рост производства,
достижение социального и экологического
благополучия и прогресса. Подобный рост
производства, достижение социального
и экономического благополучия региона
связаны с созданием условий для развития
региона, с максимальной ролью государства,
что ассоциируется с регулирующим воздействием
на формирование эффективных государственных
институтов, включая разработку эффективного
законодательства для борьбы с коррупцией,
создание современной региональной производственной
и рыночной инфраструктуры.
Заключение
Стратегическое планирование
принципиально отличается от других видов
планирования, так как оно использует
не традиционный подход «из прошлого в
будущее», а предполагает направление
анализа и принятие управленческих решений
«из будущего в настоящее». Это и вызывает
основные трудности: как планировать «от
базы», знают все, а вот как выстраивать
план своих текущих действий, основываясь
на представлениях о будущем бизнеса,
знают немногие.
Стратегия и Концепция социально-экономического
развития России до 2025 года является политическим
решением о переводе российской экономики
с инерционного энерго-сырьевого на инновационный
путь развития. Реализация этой стратегии
должна основываться на Концепции социально-экономического
развития страны, разработанной Правительством
исходя из этого решения (далее — Концепция).
Основные ориентиры социально-экономического
развития России до 2025 года:
- возвращение России в
число мировых технологических
лидеров, четырехкратное повышение
производительности труда в основных
секторах российской экономики,
увеличение доли среднего класса
до 60%-70% населения,
- сокращение смертности
в полтора раза и увеличение
средней продолжительности жизни
населения до 75 лет.
Следует заметить, что в отличие
от прошлых стратегий, исходивших из наивного
представления о чудодейственности механизмов
рыночной самоорганизации, нынешнюю стратегию
отличает трезвое понимание сложного
положения российской экономики, теряющей
конкурентоспособность и стремительно
опускающуюся на сырьевую периферию мирового
рынка, лишаясь внутреннего потенциала
самостоятельного развития. Несмотря
на решение задач удвоения ВВП за последнее
десятилетие, правительство России совершенно
правильно констатирует тупиковость инерционного
энергосырьевого сценария развития, низводящего
Россию до роли сырьевого придатка мировой
экономики. И, в соответствии с рекомендациями
науки, определяет приоритеты государственной
политики: инвестиции в человеческий капитал,
подъем образования, науки, здравоохранения,
построение национальной инновационной
системы, развитие наших естественных
преимуществ и модернизация экономики,
развитие ее новых конкурентоспособных
секторов в высокотехнологических сферах
экономики знаний, реконструкция и расширение
производственной, социальной и финансовой
инфраструктуры.
Для перевода страны на инновационный
путь развития ставится задача кардинального
повышения инновационной и инвестиционной
активности, доведение уровня накопления
до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых
стран в сфере бюджетной политики. Это
означает, что уровень финансирования
образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения
— 6%, науки — 3%. Иными словами, расходы
государства на эти отрасли должны быть
удвоены.
Впервые за все постсоветские
годы государство решилось взять стратегическую
инициативу в свои руки. Вплоть до последнего
времени эта инициатива находилась в руках
международных финансовых организаций,
экспортеров сырья, транснациональных
корпораций, естественных и неестественных
монополий, а также организованной преступности.
Каждый из этих субъектов навязывал стране
свою стратегию, комбинация которых породила
порочные круги институциональных ловушек,
в которых оказалась стремительно деградирующая
российская экономика. Развитие последних
лет шло по инерции этих стратегий, а относительно
благополучные макроэкономические показатели
достигались не столько благодаря, сколько
вопреки политике государства, которая
до позапрошлого года характеризовалась
безыдейностью и безынициативностью,
следовала псевдолиберальным рецептам
международных финансовых организаций.
Таким образом, для реализации
заявленной президентом стратегии социально-экономического
развития Правительству придется пересмотреть
многие фундаментальные составляющие
экономической политики. В Концепции долгосрочного
социально-экономического развития страны
до 2025 года говорится о переходе российской
экономики от экспортно-сырьевого к инновационному
типу развития. При этом представляется
три сценария развития: инерционный, энергосырьевой,
основывающийся на дальнейшем наращивании
инвестиций в области энергетики и сырьевых
секторов экономики, и инновационный.
Список литературы
- Алиев В.Г. Региональные проблемы переходной
экономики / В.Г. Алиев. - М.: Экономика,
2008. - 210 с.
- Видяпин, В.И. Региональная экономика.
Основной курс. Учебник. / В.И. Видяпин.
– М.: Инфра-М, 2009. – 320 с.
- Воронкова М.Н. Прогнозирование и планирование
/ М.Н. Воронкова // Консультант.-2012.-№3.-С.14
- Гаврилов, В.В. Экономический анализ в
разработке финансовой стратегии / В.В.Гаврилов // Экономический анализ — теория и практика.-2011.-№ 8.-С.15
- Манохин, М.В. Отраслевой принцип в организации государственного управления / М.В.Манохин // Административное право и процесс.-2009.-№1.-С.10
- Мосин, В.Н. Основы экономического и социального
прогнозирования / В.Н. Мосин, Д.М.Круг.-М.: Высшая школа, 2009. - 130 с
- Нестерова, А.Д. Государственное регулирование
экономики / А.Д. Нестерова // Менеджмент
в России и за рубежом.- 2008.- № 11.- С.8
- Пороховский, А.А. Глобализация — политико-экономический подход и перспективы его развития / А.А. Пороховский // Вестник Московского университета. Экономика, 2011. - С.114
- Скориков О.В. Анализ экономической деятельности
регионов с помощью модели распределения
зон ответственности / О.В.Скориков // Экономический анализ — теория и практика.-2009.-№ 3.-С.14
- Шишкин А.И. Стратегическое планирование
и его роль в решении социально-экономических
проблем. / А.И. Шишкин // Вопросы экономики.
– 2010. - № 6. – С.14
1
Шишкин А.И. Стратегическое планирование
и его роль в решении социально-экономических
проблем. / А.И. Шишкин // Вопросы экономики.
– 2010. - № 6. – С.14
2
Пороховский, А.А. Глобализация — политико-экономический
подход и перспективы его развития / А.А.
Пороховский // Вестник Московского университета.
Экономика, 2011. - С.114
3
Воронкова М.Н. Прогнозирование и планирование
/ М.Н. Воронкова // Консультант.-2012.-№3.-С.14
4Мосин,
В.Н. Основы экономического и социального
прогнозирования / В.Н.Мосин, Д.М.Круг.-М.:
Высшая школа, 2009.-С.57
5
Скориков О.В. Анализ экономической деятельности
регионов с помощью модели распределения
зон ответственности / О.В.Скориков // Экономический
анализ — теория и практика.-2009.-№ 3.-С.14
6
Гаврилов, В.В. Экономический анализ в
разработке финансовой стратегии / В.В.Гаврилов
// Экономический анализ — теория и практика.-2011.-№
8.-С.15
7
Скориков, О.В. Анализ экономической деятельности
регионов с помощью модели распределения
зон ответственности / О.В.Скориков // Экономический
анализ — теория и практика.-2009.-№ 3.-С.14
8
Воронкова, М.Н. Прогнозирование и планирование
/ М.Н. Воронкова // Консультант.-2008.-№ 3.-С.14
9Алиев
В.Г. Региональные проблемы переходной
экономики / В.Г. Алиев. - М.: Экономика,
2008. - С. 29
10Алехин,
С.Н. Прогнозирование на проблемном этапе
развития экономики / С.Н.Алехин // Налоговая
политика и практика.-2009.-№3.-С.17
11
Фетисов Г.Г. Региональная экономика и
управление / Г.Г. Фетисов. – М.: Инфра, 2008.
– С.41.