Перспективы развития экономики страны и субъектов федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы контрольной работы «Основные концепции стратегического развития рыночной экономики РФ. Перспективы развития экономики страны и субъектов федерации» сомнению не подлежит, так как современный этап социально-экономического развития России характеризуется комплексом преобразований, направленных на обеспечение экономического подъема национальной экономики.
Под стратегией понимается «научно-обоснованная программа действий по реализации принципов комплексного социально-экономического развития».1

Файлы: 1 файл

Основные_концепции_стратегического_развития_рыночной_экономики_Р1.docx

— 67.64 Кб (Скачать файл)

3) выбор и обоснование  направлений перспективного развития  региона.

Эти направления классифицируются в зависимости от возможных, определенных на основе предварительного анализа сценариев перспективного развития, основанных на расчетах различных вариантов специализации регионального хозяйственного комплекса.8

Таким образом, социально-экономическими задачами региональной политики являются:

  • выравнивание социально-экономических условий, создание условий для экономического роста;
  • обеспечение единых минимальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование прав граждан независимо от экономических возможностей региона.9

Стратегические проблемы тех или иных территорий, рассматриваемые в качестве объектов государственного регулирования, специфичны для каждого регионального образования. Это и развитие экономики традиционно сельскохозяйственных регионов, освоение новых регионов в преимущественно промышленном аспекте, особенно богатых природными ископаемыми или обладающих любыми другими преимуществами, и т.д.

Сам процесс стратегического планирования предполагает: проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта; описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте); выявление проблем:

- уже решенных, но их  внедрение и реализация только  начинаются;

- тех проблем, которые  решены, но не нашли практического  использования;

- оценки экспертов по  ведущим научным исследованиям  в данной области.

Таким образом, при проведении социального прогностического исследования учитываются и тщательно разрабатываются методологические и организационные характеристики, а также специфические особенности прогноза и рекомендации по заимствованию его положительных черт.

Исходя из этих положений определяются основные этапы и схема разработки прогноза регионального экономического развития, его содержание. Процесс разработки прогноза включает в себя три блока: аналитический, концептуальный и прогнозный. В рамках аналитического блока необходимо исследовать внутреннюю связанность данной территории, определить существенные структурные связи, экономическое ядро региональной системы и производства, определяющие эффективность функционирования системы в целом. Это дает возможность определить те звенья регионального хозяйства, которые выполняют основную функцию региона в системе общественного разделения труда. Кроме того, необходимо рассмотреть тенденции развития региона в составе всей экономики страны. Это покажет степень зависимости всего общественного производства в данный момент и в перспективе от функционирования региональной экономики. Основным содержанием исследований в рамках концептуального блока является выработка концепции развития региональной экономической системы с учетом стоящих перед регионом экономических и социальных целей.

Специфика целей, конкретных проблем и факторов развития в каждом данном регионе не позволяет унифицировать решение этой проблемы. Вместе с тем можно назвать ряд целей и задач, присущих всем регионам. Это: стабилизация производства и обеспечение экономического роста; формирование развитых рыночных отношений; решение комплекса социальных вопросов; защита окружающей среды и т.д.

Основной задачей в рамках прогнозного блока является определение количественных параметров и показателей развития региональной экономической системы в перспективе. При этом используются три типа прогнозов: общеэкономические прогнозы развития региональной экономической системы в целом; прогнозы развития отдельных отраслей и производств регионального хозяйства; прогнозы развития отдельных административно-территориальных единиц региона (городов, районов и т.д.).

Основным методом разработки указанных прогнозов является составление сценария перспективного развития.

В этих сценариях описываются вероятные ситуации будущего развития региональной экономической системы и ее структур, ее взаимосвязь с другими системами, определяются оптимальные показатели развития региональной экономики при различных сочетаниях факторов и условий регионального развития. 10

Процедура прогнозирования осложняется вследствие недостаточности информации об анализируемых параметрах и ее искажений из-за влияния случайных факторов. Все это привело к обилию способов расчета прогнозных оценок исходя из различных уровней доверия к имеющимся данным. Однако для всех способов характерны изучение динамики и выявление закономерностей изменения фактических значений рассматриваемых параметров на участке предварительного анализа, а также последующий расчет их ожидаемых значений на участке непосредственного прогнозирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Характеристика и перспективы развития субъектов РФ

 

Проведение стратегического анализа - это обследование различных сред, в пределах которых ведутся планирование и разработка программ развития региона. Стратегический анализ является одной из наиболее сложных, трудоемких и ответственных составляющих процесса стратегического планирования.11

1. Центральный  федеральный округ

Преимуществами Центрального федерального округа являются наличие крупнейшего экономического центра – Московской агломерации (Москвы и Московской области), концентрация управленческих, научно-образовательных, транспортно-логистических функций, финансовых потоков, человеческого потенциала, сравнительно развитая инфраструктурная сеть, выгодное географическое положение на пересечении международных транспортных коридоров. К преимуществам округа также относятся наличие благоприятных климатических условий и качественные почвенные ресурсы Черноземья, соседство с Украиной и Республикой Беларусь как стимул для развития внешней торговли, в том числе приграничной.

Основным ограничением развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, являются нерациональная система расселения, что, в свою очередь, определяет дефицит пропускной способности транспортной сети и мощности энергетических и инженерных систем, повышенную нагрузку на окружающую среду. В этой связи ключевое значение для развития Центрального федерального округа имеет постепенный переход к полицентрической структуре пространственной организации его территории и формирование в системе столичной агломерации новых мест расселения с высокой транспортной доступностью, комфортной комплексной малоэтажной застройкой, высоким качеством жизни и инфраструктуры для ведения бизнеса, что создаст условия для деконцентрации сервисных и управленческих функций, размещения высокотехнологических производств, образовательных и научно-инновационных центров, среди которых выделяются Дубна, Черноголовка, Зеленоград, Троицк, Протвино, Королев.

Это потребует развития сети высокоскоростных автомобильных и железнодорожных магистралей (по направлениям на Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Смоленск, Воронеж), системы кольцевых и хордовых (соединительных) дорог, а также обеспечения устойчивого энергоснабжения столичной агломерации, сохранения «зеленого пояса» Москвы и улучшения природной среды агломерации.

Серьезный импульс экономическому развитию округа даст укрепление промышленного сектора городов-центров сопредельных с Московской областью субъектов Российской Федерации, которое будет достигнуто как перемещением столичных промышленных предприятий, так и созданием новых многопрофильных обрабатывающих производств с ориентацией на емкий рынок Московской агломерации в условиях повышения пропускной способности железнодорожных магистралей и скорости сообщения на них, формирования системы кольцевых и хордовых дорог. Профиль этих производств в определенной степени будет определяться исторически сложившими и естественно-природными специализациями, географическим положением субъектов Российской Федерации.

Приоритетные направления развития субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально-Черноземной зоне, связаны с использованием их природоресурсной базы – плодородных земель и рудных запасов Курской магнитной аномалии.

Агропромышленный комплекс таких субъектов Российской Федерации (Орловская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Белгородская области) будет развиваться по мере расширения рынков сбыта пищевой продукции (сахара, растительного масла, муки, плодоовощной продукции, молочной и мясной продукции и др.) в крупнейшие центры потребления (прежде всего, города Москву и Санкт-Петербург), которые пока ориентированы на импорт пищевой продукции, а также на основе применения современных технологий выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции, включая производство биотоплива.

Инновационный вектор развития горнодобывающей и металлургической отраслей на базе рудных запасов Курской магнитной аномалии в Белгородской, Курской и Липецкой областях и титаново-циркониевых месторождений в Тамбовской области, авиационной промышленности и машиностроения в Воронежской области связан с применением новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и качества продукции.

Туристско-рекреационный потенциал округа связан с формированием единого туристического комплекса в системе городов «Золотого кольца» и иных исторических городов и уникальных объектов историко-культурного наследия, а также развитием инфраструктуры делового туризма в центрах деловой активности округа.

Для интеграции субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально-Черноземной зоне, в глобальную экономику и развития приграничного сотрудничества необходимы повышение уровня их транспортной связности между собой и с Московской агломерацией путем развития транспортной коммуникации Москва – Воронеж, формирование межрегионального транспортно-логистического узла Воронеж-Тамбов-Орел-Курск, увеличение пропускной способности транспортных коммуникаций южного направления, а также развитие железнодорожного сообщения Орел-Курск-Ростов-на-Дону, Орел-Курск-Белгород – далее до государственной границы Российской Федерации с Украиной, развитие приграничных пунктов пропуска, дополнительные энергетические мощности.

2.Северо-Западный  федеральный округ

Преимущества Северо-Западного федерального округа определяются наличием в его составе второй по величине в стране Санкт-Петербургской городской агломерации (г.Санкт-Петербург и прилегающие районы Ленинградской области), географическим положением - соседством с развитыми странами Европейского Союза и выходом к важнейшим морским торговым путям, включая Северный морской путь, а также наличием ресурсной базы для топливной, металлургической, химической, лесной и рыбохозяйственной отраслей. Особое место в Северо-Западном федеральном округе занимает Калининградская область, структура экономики которой существенным образом определяется влиянием режима особой экономической зоны.

Однако реализация экономического потенциала Северо-Западного федерального округа сдерживается низким уровнем внутренней связности округа из-за слаборазвитой транспортной инфраструктуры и редкой сети городов, в особенности, в северной части округа.

Перспективы промышленного роста Северо-Западного федерального округа связаны, в основном, с развитием в Санкт-Петербургской агломерации высокотехнологичных импортозамещающих отраслей обрабатывающей промышленности - военно-промышленного комплекса, судостроения, автомобилестроения, приборостроения и электротехники, а также химии, деревообработки, пищевой отрасли. В среднесрочной перспективе производство автомобилей и автокомпонентов, биофармацевтика могут войти в число лидирующих отраслей при условии их значительной модернизации с помощью иностранных инвестиций. Все перечисленные экономические специализации также получат развитие на территории Ленинградской области, вместе с целлюлозно-бумажной промышленностью, переработкой сланцев, цветной металлургией.

Особую роль играет развитие судостроения и выпуск судового оборудования, оборудования для добычи нефти и газа на шельфе на базе военно-промышленного комплекса городов Архангельска и Северодвинска.

Развитие Вологодской области связано с металлургическим и химическим производством, машиностроением, пищевой промышленностью.

Туристско-рекреационный потенциал Северо-Западного федерального округа значителен и разнообразен; эта экономическая специализация окажет заметное влияние на развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа. Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Вологодская, Псковская области и Республики Карелия образуют историко-культурный кластер; природные ландшафты Республики Карелия и Валдая могут служить основой для развития экологического туризма; зона Финского залива и Калининградская область имеют потенциал для развития приморской рекреации. Сравнительная близость к основным российским и европейским туристическим рынкам создают условия для развития туристических маршрутов по известным историко-культурным объектам Севера (Соловецкие острова, исторические города Русского Севера).

Мурманская и Архангельская область, Республика Коми, Ненецкий автономный округ образуют ведущую ресурсную зону всей европейской части России. На территории Мурманской области будет развиваться горнодобывающая и металлургическая промышленность (на базе апатитов, нефелинов, кианитов, руд черных и цветных металлов), газоперерабатывающая промышленность (на базе сырья газоносных шельфовых месторождений Баренцева моря и в перспективе – всей западной части Арктики) с транспортировкой продукции с высокой добавленной стоимостью, а также сырья через Мурманский порт на мировые рынки.

Преимущества приграничного положения Северо-Западного федерального округа и выхода на страны Европейского Союза должны усиливаться развитием транспортной инфраструктуры округа, углублением ее интеграции в систему международных транспортных коридоров

Развитие экономик субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, в особенности в северной части его территории, связано с созданием государством благоприятных условий для частных инвестиций в техническую и технологическую реновацию их базовых отраслей: морской добычи нефтегазовых ресурсов, металлургии, целлюлозно-бумажной отрасли, лесозаготовки и лесопереработки (с восстановлением сырьевой базы лесозаготовок в районах с более развитой транспортной инфраструктурой), рыбной отрасли (с обеспечением прозрачности процессов добычи, переработки и реализации водных биоресурсов, обновлением технического ресурса рыболовецкого и транспортного морского флота, основных фондов и технологий в области переработки рыбной продукции).

Информация о работе Перспективы развития экономики страны и субъектов федерации