Перспективы развития отрасли торговли в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:38, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем развития инфраструктуры отрасли торговли, как взаимосвязанного комплекса предприятий.
Таким образом, основной задачей курсовой работы является рассмотрение сущности торговой отрасли, как взаимосвязанного комплекса предприятий, развития предпринимательства и формирования инфраструктуры торговой отрасли в России.
1. Управление отраслью торговли, как взаимосвязанного комплекса предприятий
1.1. Основные направления формирования системы управления торговой отраслью

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1.Управление отраслью торговли, как взаимосвязанного комплекса предприятий………………………………………………………………………….4
1.1. Основные направления формирования системы управления торговой отраслью ………………………………………………………………………..4
1.2. Торговое предприятие как хозяйствующий субъект…………………….5
1.3. Инфраструктура потребительского рынка……………………………...13
1.4. Экономические методы управления торговым предприятием………..14
2. Проблемы развития инфраструктуры в условиях снижения затратности…...15
2.1. Проблемы развития отрасли в Российской Федерации………………..15
2.2 Мероприятия по снижению затратности товаропроводящих каналов……………………………………………………………………..…..16
2.3. Формирование единой информационной системы внутренней торговли………………………………………………………………………..20
3. Перспективы развития отрасли торговли в Российской Федерации………...22
3.1. Основы формирования рыночной инфраструктуры торговой отрасли…………………………………………………………………………22
3.2. Основы формирования инфраструктуры оптовых предприятий……...25
3.3. Основы формирования инфраструктуры розничной торговли………..27
3.4. Государственное регулирование отрасли торговли……………………28
3.5. Обеспечение безопасности и качества товаров………………………...30
3.6. Правовое обеспечение развития торговли……………………………...31
Выводы и предложения……………………………………………………………35
Список использованной литературы……………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Перспективы развития отрасли торговли в Российской Федерации.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

Для ускорения цикла «заказ —  отгрузка — оформление счета» незаменимы компьютеры. Несколько персональных компьютеров и модемов — недорогое средство для создания информационной основы маркетинговой сети, которая позволяет реализовать принцип «точно в срок» и резко ускорить оборот средств. Компьютер выдает документы на отгрузку, оформляет счет заказчику, вносит коррективы в учетные данные товарных запасов, оформляет заказ на изготовление продукции для пополнения запасов, извещает торгового представителя о том, что его заказ выполнен. И все это происходит в считанные секунды.

Складирование. Любой фирме приходится хранить товар до момента его продажи. Организация хранения необходима потому, что циклы производства и потребления редко совпадают друг с другом. Многие сельскохозяйственные товары производятся в сезон, хотя спрос на них постоянный. Организация складского хранения помогает устранить эти противоречия.

Некоторые фирмы хранят часть товарного  запаса на самом предприятии, а остальное  — на складах в разных частях страны. Фирма может либо иметь  собственные склады, либо арендовать место в складских организациях. Степень контроля выше, если фирма располагает собственными складами. Однако в этом случае склады связывают капитал и при необходимости изменить места хранения фирма не может реагировать достаточно гибко. С другой стороны, коммерческие склады не только предоставляют помещение, но и оказывают платные услуги по осмотру товара, его упаковке, отгрузке и оформлению счетов-фактур.

Фирмы пользуются складами длительного  хранения и транзитными складами. На складах длительного хранения товар находится в течение среднего или длительного отрезка времени. Транзитные склады получают товары с разных предприятий и от разных поставщиков и как можно скорее отгружают их в места назначения.

Старые склады с неэффективной  системой погрузочно-разгрузочных работ  отходят в прошлое. Они не могут конкурировать с новыми складами, оборудованными автоматизированными системами грузообработки, которыми управляет центральный компьютер. Для обслуживания таких автоматизированных складов стоимостью 100—200 млн. руб. каждый требуется несколько человек. Компьютер читает приказы об отгрузке, выдает задания погрузчикам на поиск товара и доставку его к погрузочным платформам, оформляет счета-фактуры. На таких складах меньше травм, ниже издержки на оплату рабочей силы, меньше хищений и повреждений товаров и более совершенная система управления запасами.

Поддержание товарно-материальных запасов. Решение об уровне товарно-материальных запасов — еще одно решение в сфере товародвижения, влияющее на удовлетворенность потребителей. Хотелось бы, чтобы фирма располагала запасами товара, достаточными для немедленного выполнения всех заказов клиентов. Однако поддерживать столь большой запас нерентабельно. По мере повышения уровня сервиса для клиентов издержки на поддержание товарно-материальных запасов стремительно растут. Необходимо знать, в достаточной ли мере возрастут сбыт и доходы, чтобы оправдать увеличение товарных запасов. Только после этого можно решать, следует ли заказывать дополнительные партии товара, а если заказывать, то в каких количествах.

Транспортировка - специалистам по маркетингу необходимо интересоваться, какие решения относительно транспортировки товаров принимают их фирмы. От выбора перевозчика зависит и уровень цен товаров, и своевременность их доставки, и состояние товаров в момент их прибытия к местам назначения. А ведь это в свою очередь скажется на степени удовлетворенности потребителей. При отгрузке товаров складам, дилерам и потребителям фирма может выбирать из пяти видов транспорта: железнодорожный, водный, автомобильный. трубопроводный и воздушный.

 

2.3. Формирование единой информационной системы внутренней торговли

Рыночные преобразования в торговле резко обострили проблему информационного обеспечения. Поиск  необходимой информации затруднен  сегодня не только для участников рынка, но и для органов исполнительной власти всех уровней. В сложившейся  ситуации восстановление единой информационной системы развития внутренней торговли и потребительского рынка может и должно стать действенным инструментом государственного регулирования торговой деятельности.

Информационная система  должна функционировать как открытая, межрегиональная информационно-аналитическая система, осуществляющая наблюдение за развитием внутренней торговли на всей территории РФ.

Целевым  назначением  этой системы должна быть выработка  информации, наиболее полно характеризующей  состояние и перспективы развития региональных торговых систем, отдельных товарных и региональных рынков и достаточной для принятия соответствующих решений по регулированию их развития. Информационный фонд такой системы должен опираться как на государственную статистику, так и на информацию торговых корреспондентов, панелей потребителей, панелей специалистов оптовой и розничной торговли. Важным системообразующим элементом всей информационной системы должны стать периодически проводимые торговые переписи.

Формирование этой системы  должно опираться на уже существующие локальные системы и базы данных, а также учитывать возможности их сопряжения с любой иной информационной системой на потребительском рынке.

Информационное обеспечение  системы должен составлять скоординированный  с ее методическим и техническим обеспечением комплекс показателей, данных и материалов, требующихся как действующим на потребительских рынках операторам, региональным и федеральным органам регулирования торговли, так и потенциальным инвесторам, имеющим намерения выйти на конкретный региональный или товарный рынок.

Техническое обеспечение  системы должно представлять  собой  комплекс технических средств, позволяющих  осуществлять сбор, обработку, хранение и передачу информации, а также  реализовывать алгоритмы подготовки и обоснования управленческих решений.

Пользователями такой  системы будут органы исполнительной власти всех уровней, импортеры, субъекты торгового оборота, предприятия  перерабатывающей промышленности, товаропроизводители. Широкий доступ в информационную систему для всех участников рынка в совокупности с конкретным отработанным механизмом доступа к отдельным ее информационным блокам будет служить залогом ее эффективности.

 

3. Перспективы развития отрасли торговли в Российской Федерации

3.1. Основы формирования рыночной инфраструктуры торговой отрасли

Инфраструктура –  это обязательный компонент любой  целостной экономической системы  и подсистемы. Дословно инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.

В экономической литературе к инфраструктуре относят основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредитов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационные службы. В этом случае имеет место расширительное толкование инфраструктуры рынка.

Торговля связывает практически все отрасли экономики, все предприятия и организации, осуществляющие материальное производство и товарное обращение. Она включает стадии продвижения товара от изготовителей до предприятий розничной торговли, а при торговле продукцией производственно-технического назначения - непосредственно до предприятий-потребителей. Существуют следующие формы торговли: прямые связи между изготовителями и покупателями; через посреднические организации и предприятия; коммерческие контакты субъектов рынка.

1. Прямые связи в хозяйственных взаимоотношениях между производителями и покупателями товаров практикуются при транзитных (вагонных) поставках партии продукции.

Хозяйственные связи  по поставке продукции могут быть краткосрочными до года и длительными. Быстрая смена ассортимента продукции, высокие темпы обновления ее номенклатуры, единовременный характер потребления  требуют краткосрочных хозяйственных связей, но в большинстве случаев экономически целесообразнее длительные связи. При длительных хозяйственных связях поставщику и покупателю предоставлено право определять номенклатуру и виды, сроки поставок, качество поставляемой продукции, материальную ответственность и материальное вознаграждение за выполнение условий поставок. Такие связи обеспечивают сторонам непосредственный контакт, позволяют взаимоувязывать периодичность поставки, сокращать время на согласование условий ассортимента, дополнительных технических требований. Потребители могут стимулировать производителей в выпуске высококачественной продукции, а производители, заинтересованные в сбыте продукции, оказывать различную помощь и услуги потребителям.

2. Торговля через посреднические организации и предприятия целесообразна для покупателей, приобретающих продукцию в разовом порядке или в объемах меньше транзитных норм.

Располагая складскими площадями, складским технологическим  оборудованием (стеллажами, контейнерами, бункерами, резервуарами и др.) и подъемно-транспортными средствами (погрузчиками, кранами, конвейерами и др.), посреднические предприятия организуют приемку, сортировку, хранение, отпуск товаров покупателям. Кроме того, эти предприятия оказывают покупателям различные услуги (по подготовке продукции и потреблению, коммерческо-информационные, транспортные, транспортно-экспедиционные, лизинговые и др.).

3. Коммерческие контакты  субъектов рынка бывают нескольких видов.

а) Прямой товарообмен  — бартерные сделки. При этом используются соглашения о поставке конкретного вида товара от одного предприятия к другому, и наоборот. В бартерных сделках, как правило, присутствует натуральный обмен. В ходе реализации товаров могут назначаться конкурентные торги, при этом продавцы определяют условия торговли, дают характеристику товара или услуги в письменном виде. Покупатель, изучив предложения, выбирает лучшее на его взгляд.

б) Широкое распространение  получает аукционная торговля, при  которой продавец с целью получения  наибольшей прибыли использует конкуренцию покупателей, присутствующих при продаже. Аукционную продажу может проводить продавец или посредническая организация, специализирующаяся на этом виде торговли. На аукционе предлагаются товары как большими партиями (оптовая торговля), так и отдельными изделиями (розничная торговля). Публичные аукционные торги производятся в заранее обусловленное время в специальном месте. Организация аукциона включает подготовку, осмотр товара потенциальными покупателями, непосредственно аукционный торг, оформление и исполнение аукционных сделок.

в) Значительная роль в торговле отводится товарной бирже.  
На бирже товар продается без осмотра, торговые сделки не заключаются. Товарные биржи осуществляют куплю и продажу не товаров как таковых, а контрактов на их поставку. При этом ведется свободная купля и продажа контрактов (покупатель волен самостоятельно выбирать продавца, продавец — покупателя). Сделки заключаются только профессиональными посредниками — брокерами. Базисные рыночные цены устанавливаются биржевой котировкой и формируются под влиянием реальных соотношений спроса и предложения. Покупатель дает брокеру поручение на совершение биржевой сделки, в котором определяются конкретный товар, срок его поставки, цена.

г) Возможность установления коммерческих контактов между производителем и потенциальными покупателями создают ярмарки. Назначение ярмарок состоит в налаживании непосредственных деловых контактов между субъектами рынка (производителями продукции, посредниками, покупателями), заинтересованными в реализации и приобретении конкретной товарной продукции.

Современная инфраструктура торговли сложилась под влиянием проводимых экономических реформ. Формирование и развитие этой инфраструктуры в  настоящее время сдерживается рядом  причин объективного и субъективного характера. Среди основных причин – недостаток у хозяйствующих субъектов финансовых ресурсов, неприемлемая система кредитования, отсутствие сопряженности в работе торговых и транспортных организаций, нехватка складских площадей и пр.

Стратегия развития торговых предприятий должна быть направлена на устранение этих причин и создание оптимальных условий для их деятельности.

 

3.2. Основы формирования инфраструктуры оптовых предприятий

Разработка конкретной структурной политики предусматривает как определение общего механизма ее проведения, так и конкретизацию основных направлений структурных преобразований.

Что касается общего механизма  проведения структурной политики на рынке оптовых торговых услуг, то сущностью нового подхода здесь  должна стать ориентация на двухуровневую схему организации оптовой торговли.

Развитие оптового торгового  звена должно предусматривать обеспечение  как типового, так и видового разнообразия оптовых организаций. Стратегия  развития оптового звена должна исходить из того, что потребности рынка потребительских товаров  должны удовлетворяться двумя основными типами оптовых организаций:

- крупными оптовыми  структурами общенационального  (федерального) масштаба;

- оптовыми предприятиями  регионального масштаба.

Оптовые организации общенационального уровня должны обеспечивать оптовый оборот крупных партий товаров потребителям по всей территории или по ряду регионов страны. В числе таких потребителей могут быть самостоятельные оптовые предприятия, крупные розничные структуры и их объединения, а также предприятия перерабатывающих отраслей промышленности.

Главное целевое назначение данного вида оптовых структур должно состоять в том, чтобы сформировать необходимую структуру каналов  товародвижения для крупных отечественных  производителей продукции, а также создать благоприятные условия для выхода на российский потребительский рынок зарубежных поставщиков качественных товаров. Главным приоритетом функционирования такого типа предприятий должна стать, с одной стороны, защита и поддержка отечественных производителей, а, с другой - исключение возможности поставки на российский рынок товаров через третьи страны, которая приводит к завышению общего уровня цен.

Информация о работе Перспективы развития отрасли торговли в РФ