Перспективы развития отрасли торговли в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:38, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем развития инфраструктуры отрасли торговли, как взаимосвязанного комплекса предприятий.
Таким образом, основной задачей курсовой работы является рассмотрение сущности торговой отрасли, как взаимосвязанного комплекса предприятий, развития предпринимательства и формирования инфраструктуры торговой отрасли в России.
1. Управление отраслью торговли, как взаимосвязанного комплекса предприятий
1.1. Основные направления формирования системы управления торговой отраслью

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1.Управление отраслью торговли, как взаимосвязанного комплекса предприятий………………………………………………………………………….4
1.1. Основные направления формирования системы управления торговой отраслью ………………………………………………………………………..4
1.2. Торговое предприятие как хозяйствующий субъект…………………….5
1.3. Инфраструктура потребительского рынка……………………………...13
1.4. Экономические методы управления торговым предприятием………..14
2. Проблемы развития инфраструктуры в условиях снижения затратности…...15
2.1. Проблемы развития отрасли в Российской Федерации………………..15
2.2 Мероприятия по снижению затратности товаропроводящих каналов……………………………………………………………………..…..16
2.3. Формирование единой информационной системы внутренней торговли………………………………………………………………………..20
3. Перспективы развития отрасли торговли в Российской Федерации………...22
3.1. Основы формирования рыночной инфраструктуры торговой отрасли…………………………………………………………………………22
3.2. Основы формирования инфраструктуры оптовых предприятий……...25
3.3. Основы формирования инфраструктуры розничной торговли………..27
3.4. Государственное регулирование отрасли торговли……………………28
3.5. Обеспечение безопасности и качества товаров………………………...30
3.6. Правовое обеспечение развития торговли……………………………...31
Выводы и предложения……………………………………………………………35
Список использованной литературы……………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Перспективы развития отрасли торговли в Российской Федерации.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, оптовые  структуры федерального уровня должны гарантировать стратегическую стабильность потребительского рынка в целом. В рамках этого требования должен развиваться и товарный ассортимент данных оптовых организаций. Их ассортиментная концепция должна формироваться с учетом перечня товаров, закупаемых для федеральных нужд и снабжения спецконтингентов потребителей, а также товарной номенклатуры, отражающей специфику развития отдельных регионов и труднодоступных территорий. Представляя собой внешний контур единой оптовой торговой системы страны, данные структуры фактически должны образовать буферную зону на рынке услуг оптовой торговой деятельности. Эта зона должна обеспечить устойчивость всей национальной оптовой торговой системы. В перспективе данные оптовые структуры могут явиться базой для формирования торгово – финансово – промышленных групп.

Основу национальной оптовой торговой системы, ее внутренний контур должны составлять оптовые структуры  регионального уровня. Группу оптовых  предприятий регионального уровня должны формировать, прежде всего, автономные или независимые оптовые структуры. Закупая товары у оптовых структур федерального масштаба и непосредственно у товаропроизводителей, как в регионе размещения, так и за его пределами, они доводят их до предприятий розничной торговли и иных потребителей в зоне своей деятельности.

Кроме независимых оптовых  структур, региональные  оптовые  торговые системы формируются также  сбытовыми подразделениями местных  промышленных предприятий и оптовыми структурами крупных местных  розничных предприятий (так называемые распределительные центры). Главным приоритетом деятельности любых оптовых структур регионального масштаба должно явиться обеспечение товарами региональных товарных рынков. При этом никакие ограничений на формирование их структуры хозяйственных связей со стороны исполнительной власти регионов не должно предусматриваться.

Формирование национальной оптовой системы на принципах  двухуровневого подхода обеспечит  для российской торговой практики необходимое  типовое разнообразие составляющих ее структур.

Вместе с тем, обеспечение типового разнообразия оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности является необходимым, но недостаточным условием для построения рыночной модели функционирования оптового звена. Условиям достаточности может соответствовать лишь обеспечение требуемого видового разнообразия действующих на рынке оптовых структур.

 

3.3. Основы формирования инфраструктуры розничной торговли

Розничная торговля - ведущее  звено всей системы торгового обслуживания, т. к. непосредственно затрагивает интересы населения. Современные тенденции развития розничной торговли опираются, прежде всего, на изменение соотношения магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

Позитивное влияние  на развитие сферы торговли оказывает  укрупнение предприятий розничной  торговли, происходящее в последние годы совершенствование на этой основе форм торгового обслуживания и преобразования отрасли в современную индустрию сервиса.

Общий вектор соответствия форм реализации потребительских товаров  должен быть направлен на ускорение  развития магазинных форм продажи товаров населению. При этом развитие опирается на необходимость обеспечения широкого типового разнообразия сети розничных торговых предприятий.

Особыми принципами развития розничной торговой сети являются:

- универсализация продовольственной торговли (за исключением товаров редкого и эпизодического спроса);

- развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;

- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

- организация в центральных  торговых зонах жилых массивов  предприятий с высоким уровнем  торгового обслуживания;

- формирование системы так называемых «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости;

- выделение специальных  зон для уличных ярмарок и  базаров;

- формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.

 

3.4. Государственное регулирование отрасли торговли

В условиях свободной  экономики вмешательство государства  в развитие экономических процессов  на потребительском рынке допустимо  лишь для устранения возникающих  отрицательных последствий вследствие нежелательного смещения направлений его развития. Основной функцией государства должно стать экономическое регулирование.

Основными задачами системы  регулирования торговли должны стать:

- формирование конкурентной  среды;

- защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного производителя;

- стимулирование иностранных  инвестиций в сферу торговли;

- обоснование отраслевых  особенностей налогообложения, кредитования, квотирования;

- защита прав и соблюдение  интересов потребителя;

- стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания;

- развитие и укрепление  нормативно-правовой базы в торговле;

- поддержание требуемых  товаропотоков для обеспечения  государственных нужд.

Механизм государственного регулирования опирается на следующие  принципы:

- сведение административного  воздействия к нормативно-правовому  регулированию;

- обеспечение равенства  субъектов торговой деятельности  независимо от их организационно-правовых  форм и форм собственности;

- необходимость централизации определенного комплекса организационно-экономических функций;

- четкое разграничение  макроуровней и микроуровней в системе государственного регулирования.

Общее содержание государственного регулирования должно опираться  на понимание того, что на любом  уровне системы должны выполняться предусмотренные законодательством разрешительные, контрольно- запретительные, аналитические, информационные, координирующие функции по поддержке предпринимательства, формированию и реализации научно- технической политики и кадрового обеспечения.

 

3.5. Обеспечение безопасности и качества товаров

Национальная система  обеспечения безопасности и качества товаров должна опираться на следующие  принципы:

- организацию контроля  при постановке и выходе продукции  с производства:

- организацию внутрифирменного контроля на стадии оптового оборота товаров;

- организацию контроля  на конечной стадии реализации  товаров;

- четкое закрепление  конкретных сфер контроля за  соответствующими органами государственной  власти, обеспечивающее единство  прав и ответственности контролирующих органов и определение сферы их взаимодействия.

Стратегической целью  национальной системы безопасности и качества товаров должно стать  создание механизма предотвращения поступления на рынок некачественной продукции, вызванной недостоверностью измерений и информации о потребительских свойствах товаров, а также нарушениями различных нормативных документов. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- государственного регулирования  в области обеспечения безопасности  товаров для жизни и здоровья  человека, окружающей среды и имущества потребителей;

- совершенствования механизмов  экономического регулирования в  области обеспечения качества  товаров; 

- создания и развития  системы информационных услуг  о качестве и безопасности  товаров;

- развития образования и просвещения населения в вопросах качества и безопасности товаров.

Важным элементом совершенствования  контроля качества и безопасности товаров  должно стать формирование единой информационной системы.

3.6. Правовое обеспечение развития торговли

В настоящее время в Российской Федерации нет единого законодательного акта прямого действия, определяющего общие основы государственного регулирования внутренней торговли.

Отдельные нормы, регулирующие взаимоотношения предпринимателей, потребителей и государства в сфере внутренней торговли, содержатся в гражданском законодательстве, законодательстве о защите прав потребителей, защите предпринимателей при проведении государственного контроля, техническом регулировании, лицензировании и т.д. Еще свыше 600 подзаконных актов РФ регулируют отдельные вопросы в сфере внутренней торговли, зачастую дублируя друг друга при одновременном наличии серьезных противоречий. Таким образом, в настоящее время законодательство в сфере внутренней торговли носит отрывочный, противоречивый характер, по сути своей является несистематизированной совокупностью юридических норм.

Анализ положений Гражданского кодекса РФ и «Закона о защите прав потребителей» показывает, что  правовые нормы дублируются. В этой связи, отдельные публично-правовые нормы, в настоящее время содержащиеся в законодательстве о защите прав потребителей (например, относящиеся к правилам продажи отдельных видов товаров, режиму работы торговых предприятий, порядка предоставления информации для потребителей и т.д.), должны быть исключены из сферы действия законодательства о защите прав потребителей, и на их основе может быть разработан и принят федеральный закон «Об основах государственного регулирования внутренней торговли в Российской Федерации».

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного с ее субъектами ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ. Это предполагает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, совместное решение ими поставленных задач, определяемых федеральными законами и изданными в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Установление конкретных полномочий РФ, субъектов РФ и органов  местного самоуправления по вопросам регулирования торговли позволит устранить  нечеткость в их определения, которая  может приводить к принятию субъектами РФ правовых актов, ущемляющих интересы предпринимателей и ограничивающих конкуренцию, в том числе через закрытие региональных рынков. Необходимо не только устранить существующие пробелы законодательства и четко разграничить полномочия, но и определить круг обязанностей и уровень ответственности каждого государственного органа. Кроме того, целесообразно установить закрытый перечень методов государственного регулирования внутренней торговли в свете приоритетов предстоящего периода.

Также до сих пор не урегулированы на федеральном уровне особенности организации работы отдельных объектов, например, касающиеся работы рынков, объектов мелкорозничной сети и т.д., что создает существенные трудности в правоприменительной практике. В то же время, когда субъекты РФ принимают собственные акты о порядке размещения и особенностях работы таких объектов, они признаются несоответствующими федеральному законодательству судебными и антимонопольными органами.

Кроме того, с развитием  рыночных отношений в Российской Федерации появляются новые форматы торговли, имеющие специфику в правовом регулировании: крупные торговые объекты, сетевые распределительные центры, магазины-склады типа «Cash & Carry» и др. Такие торговые предприятия оказывают значительное влияние на конкурентную среду в РФ и имеют особенности, связанные с градостроительным регулированием, особенно в городах с острым дефицитом свободных земель, что также необходимо отразить в законе. При отсутствии каких-либо разрешительных документов, выдаваемых органами исполнительной власти на местах для объектов торговли (разрешений на размещение и др.), остро стоит вопрос получения информации о размещении таких объектов. Такая информация должна использоваться для анализа экономической ситуации на потребительском рынке в целях эффективного и качественного информационного обеспечения решения органами власти стратегических и оперативных задач развития торговли, в том числе расчетов обеспеченности населения торговыми площадями, сокращения числа проверок органами государственного надзора и др. целей. Такая практика уже много лет используется практически во всех европейских странах. Таким образом, в законе необходимо определить особенности формирование государственных информационных ресурсов в сфере торговли на территории РФ (например, Торгового реестра).

Остро стоит проблема осуществления государственного контроля в отношении торговых организаций. Дублирование функций по контролю связано, прежде всего, с различной ведомственной  подчиненностью органов государственного надзора и отсутствием координации их деятельности. В целях защиты прав продавцов необходимо четко определить органы государственного надзора за торговой деятельностью и их полномочия, включая право на приостановление деятельности торговых объектов и приостановление реализации товаров в строго определенных случаях.

Информация о работе Перспективы развития отрасли торговли в РФ