План производства продукции (услуг), основные показатели плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы является разработать предложения по оптимизации плана производства ОАО «Рот Фронт»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть план производства продукции и его основные показатели.

Содержание работы

Введение 3
1. План производства продукции (услуг), основные показатели плана 4
1.1 План производства продукции: его содержание, измерители и показатели 4
1.2 Планирование производственной программы предприятия 11
1.3 Основные показатели годового плана производства продукции 15
2. Анализ плана производства и реализации продукции ОАО «Рот Фронт» 21
2.1Характеристика ОАО «Рот Фронт» 21
2.2Анализ состава, структуры и движения основных средств 21
2.3Анализ технического состояния основных производственных фондов 22
2.4Основные показатели эффективности деятельности организации ОАО «Рот Фронт» 25
3.Предложения по оптимизации плана производства ОАО «Рот Фронт» 27
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_IvanovaV_I.docx

— 80.01 Кб (Скачать файл)

Незавершенное производство представляет собой стоимость изготовления незаконченной продукции по всем стадиям производственного процесса. Оценка незавершенного производства необходима для определения всего предстоящего объема работ. Остатки незавершенного производства на начало планового периода (НЗП1) определяют по данным бухгалтерского учета или инвентаризации. В последнем случае (при инвентаризации) размер незавершенного производства необходимо тщательно проанализировать, исключив из него остатки продукции, снятой с производства, забракованные изделия и т. д. Нормативный задел незавершенного производства на конец планового периода (НЗП2) в условиях массового производства можно рассчитать по формуле

НЗП2 = NднТцКх,

где Nдн, - среднесуточный выпуск изделий, шт.; Тц - длительность производственного цикла, дн.; Кх - коэффициент пересчета заделов в нормо-часы или рубли.

Величину НЗП2 в нормо-часах можно рассчитать следующим образом:

НЗП2 = NднТцТиздКr,

где Тизд - нормативная трудоемкость изготовления изделия, нормо-часы; КТ - средний коэффициент готовности (рассчитывается по каждому изделию по данным инвентаризации).

Величину НЗП2 в стоимостном выражении можно определить по формуле:

НЗП2 = NднТцSиздКи.з.,

где SИЗД - производственная себестоимость изделия, р.; Ки.з – средний коэффициент нарастания затрат.

Для выражения объема незавершенного производства в действующих или  приравненных к ним ценах используется коэффициент приведения. Например, действующая цена изделия равна 2500 рублей, а его себестоимость - 2000 рублей, тогда коэффициент приведения будет равен 1,25 (2500:2000).

Средний коэффициент нарастания затрат в зависимости от необходимости  определяется методом укрупненного или детального расчета. При укрупненном  методе расчета предполагается, что  все основные материалы, полуфабрикаты  и комплектующие изделия выдаются в производство одновременно с запуском изделия, а остальные расходы  имеют среднюю 50%-ю готовность изделия  в незавершенном производстве. Тогда

Ки.з = m +  =

где т - удельный вес затрат на основные материалы, полуфабрикаты  и комплектующие изделия.

При детальном методе расчета  коэффициента нарастания затрат сроки  возникновения основных видов затрат в производстве дифференцируют.

В условиях серийного производства размер незавершенного производства наиболее точно можно установить, зная задел  по каждому виду детали и ее себестоимость, однако если в момент составления плана таких данных нет, его определяют методом укрупненного расчета по формуле

НЗП =  Т ц.ср. Ки.з

где Sn - затраты на производство (производственная себестоимость) продукции в плановом периоде, тыс. р.; Тпл – продолжительность планового периода.; Тц.ср -средняя продолжительность производственного цикла.

Внутризаводским оборотом предприятия  называется стоимость той части  выработанных им готовых изделий  и полуфабрикатов, которая используется внутри данного предприятия на собственные  промышленно-производственные нужды. Для объединений рассчитывается аналогичный показатель, который  называется внутренним оборотом. Внутренний оборот - это стоимость продукции, выработанная структурными единицами  данного объединения и направленная на промышленно-производственные нужды  других структурных единиц этого  же объединения.

1.2 Планирование производственной программы предприятия

Основным критерием планирования производственной программы является получение максимальной прибыли. Достижение максимальной прибыли возможно путем оптимизации производственной программы с помощью различных экономико-математических моделей и методов (ЭММ и М). Например, при незаданных пропорциях и пределах (количественных показателях выпуска изделий) определение оптимальной производственной программы может быть сведено к следующей задаче линейного программирования: найти количество изделий каждого наименования xj (j=l, 2, ., п), которое нужно выпустить за определенный период времени,

чтобы целевая функция L(x) =  cjxj достигла экстремального (максимального или минимального) значения при следующих условиях:

 

aijxj  bi ( i = 1,2,…,m),

xj  0 ( j = 1,2,…,),

где - заданное число наименований изготавливаемых изделий на предприятии; т ~ число видов используемых ресурсов; с, - коэффициенты при неизвестных  целевой функции, зависящей от выбранных  показателей оптимальности решения  задачи; aij - коэффициент, выражающий потребность i-ro ресурса для изготовления одного изделия j-го наименования; bi - имеющееся количество ресурса i-ro вида (или количество ресурса, которое предприятие может приобрести)

Аналогичным образом можно  сформулировать задачи при заданных пределах выпуска изделий и т. д. В настоящее время имеются  пакеты прикладных программ для планирования производственной программы предприятия  и обоснования ее производственной мощностью, запасами материалов и т. д.

В реальной практике при планировании выпуска тех или иных изделий (Nj) количество реально-действующих факторов ограничено - это спрос на продукцию (С), наличие производственных мощностей (ПМ). Отсюда возможны следующие три ситуации:

С=ПМ, тогда Nj=C=ПM.;

С<ПМ, тогда Nj=C;

С>ПМ, тогда Nj=ПM.

В третьем случае возникает  необходимость формирования плана  производства, обеспечивающего максимальное получение прибыли.

После определения программы  выпуска тех или иных изделий  осуществляется: 

их группировка по тем  или иным признакам;

расчет объема производства продукции в стоимостном выражении;

распределение объема производства продукции по кварталам, месяцам.

Возможно выделение отдельных  групп продукции, например новая  продукция, научно-техническая продукция, работы и услуги промышленного характера, полуфабрикаты, сертифицированная  продукция и т. д., поскольку в  дальнейшем при составлении отчетности по выпуску продукции может быть предусмотрено выделение указанных  групп.

Планирование производственных программ цехов

Годовые производственные программы  по основным цехам разрабатываются  на основе годовой производственной программы предприятия. Распределение  выпуска продукции по отдельным  цехам осуществляется соответственно их специализации. С целью непрерывности  обработки изделий предусматривается  опережение работы одних цехов по отношению к другим в соответствии с опережением запуска (выпуска) партий деталей (сборочных единиц) по отдельным цехам. В зависимости  от типа производства и принятой системы  планирования производственные программы  цехов составляются в различных  единицах измерения и с разной степенью детализации (деталь, комплект, условное изделие, заказ).

Далее эти натуральные  показатели переводятся в стоимостные  или же трудовые, для этого используются внутризаводские цены, нормы времени  и т. д. Производственные программы  цехов разбиваются по кварталам, а внутри квартала - по месяцам. Производственные программы основных цехов утверждаются директором предприятия (или его  заместителем).

Программы для вспомогательных  и обслуживающих цехов предприятия  разрабатываются на основе производственных программ основных цехов с учетом их бесперебойного функционирования, т. е. снабжения их инструментом, энергией, транспортом и т. д. Производственные программы для вспомогательных  цехов разрабатываются отделами и службами заводоуправления:

· для ремонтных цехов - отделом главного механика (ОГМ); 

· для энергетических цехов - отделом главного энергетика (ОГЗ);

· для инструментальных цехов - отделом главного технолога (ОГТ) или  инструментальным отделом (ИнО) и т. д.

Задания этим цехам предварительно согласуются с ПЭО и утверждаются главным инженером или директором.

Исходными данными составления  производственной программы ремонтных  цехов (или цеха) являются годовые  планы планово-предупредительного ремонта (ППР), модернизации оборудования, изготовления нестандартного оборудования и приспособлений для механизации  и автоматизации производства, а  также для других организационно-технических  мероприятий, реализация которых возлагается  на эти цеха.

Производственная программа  для инструментальных цехов разрабатывается  на основе потребности в инструменте, выпускаемом собственными силами. В  производственное задание инструментальному  цеху могут включаться ремонт и восстановление инструмента, а при централизованной заточке инструмента - и данный вид  работ.

При определении производственной программы энергетических цехов  рассчитывается потребность в энергии  на производственные цели, на отопление, освещение и бытовые нужды (столовые, души), а также для обслуживания различных хозяйств (ЖКХ, клубов и  т. д.). Расчет потребности осуществляется на основе норм расхода энергии с  учетом сезонности расхода некоторых  ее видов (пар для отопления, электроэнергия для освещения и т. д.).

Производственное задание  транспортному цеху определяется на основе расчета объема работ по видам  выполняемых операции, т. е. перевозки  различных грузов железнодорожными вагонами, автомобилями, автокарами, а  также с учетом планируемых погрузочно-разгрузочных работ. Единицами измерения служат тонно-километры, тонны, кубические метры. Заявки на эти работы поступают от цехов и складов.

1.3 Основные показатели годового плана производства продукции

Планирование производства продукции предусматривает систему  взаимодействия комплекса экономических  ресурсов и внутрифирменных факторов, направляемых на достижение выработанной стратегии и поставленных задач  на основе полного использования  технических, организационных и  иных имеющихся на предприятии резервов.

Производственная деятельность характеризуется системой показателей. Важнейшими из них в условиях свободных рыночных отношений являются:

спрос на продукцию и объем  производства;

величина предложения  и производственная мощность предприятия;

издержки и цены на продукцию;

потребность в ресурсах и  инвестициях;

объем продаж и общий доход  и др.

Спрос показывает количество товаров, которые потребители готовы и в состоянии приобрести по действующим рыночным ценам в течение определенного периода времени. Для предприятия спрос определяет объем продукции, который оно может продать на рынке в данное время и, следовательно, должно произвести в планируемом периоде. Чтобы величины спроса имели существенное экономическое значение в ходе планирования, они должны относиться к определенному отрезку времени — дню, неделе, месяцу, кварталу, году и т. д. Поэтому следует различать годовые, квартальные, месячные и другие показатели спроса, необходимые для планирования соответствующих объемов производства продукции.

Основное свойство спроса, как учит рыночная экономика, заключается  в том, что чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели. Зависимость между ценой товара и спросом на него описывается  кривой спроса, которая показывает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара и спросом на него. Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения, наоборот, возрастает. Это объясняется тем, что повышение цены заинтересовывает производителей в увеличении объемов продаж.

Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени. Предложение показывает, какие объемы или количества товаров будут предъявлены к продаже на рынке по разным ценам, когда все прочие факторы остаются неизменными. С повышением цен возрастает и размер предложения, а сокращение цен приводит к соответствующему уменьшению предложения.

Цена, при которой спрос  и предложение равны, называется равновесной ценой. Это именно та цена, по которой товар будет продан. В действительности соотношение спроса и предложения постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов. Для количественного измерения колебаний спроса и предложения под воздействием различных факторов используется понятие эластичности. Эластичность дает представление о том, в какой степени изменение цены воздействует на уровень спроса. Степень эластичности измеряется на основе коэффициента эластичности (Кэ): 

 

 

 

где С1, С— величина спроса при старых и новых ценах;

Ц1, Ц— соответственно старая и новая цена.

Спрос на различные товары может быть как эластичным, так  и неэластичным. При эластичном спросе(незначительном изменении цены и значительном изменении спроса) значение коэффициента эластичности больше 1. К товарам неэластичного спроса относятся, например, товары повседневного спроса, относительно недорогие товары. Кроме эластичного и неэластичного спроса существует частный случай, когда процентное колебание цены приводитк точно такому же изменению продаж и общая выручка остается неизменной (Кэ = 1).

Объем производства характеризует  количество и номенклатуру выпускаемой  на предприятии продукции в планируемом  периоде времени. Поэтому следует  различать годовой, квартальный  и месячный объем производства.

При определении объемов  выпуска конкретной продукции и  включении ее в годовой план производства необходимо учитывать величину существующего  спроса, темпы его роста, уровень  рыночных цен, размеры получаемой прибыли, степень риска, влияние конкуренции, издержки производства, возможность  снижения себестоимости единицы  товарной продукции и другие факторы  и условия производства и сбыта  изделий.

Информация о работе План производства продукции (услуг), основные показатели плана