Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 06:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть системы снабжения предприятия сырьем и товарами.
Для достижения поставленной цели, необходимо раскрыть задачи:
Рассмотрение хозяйственных связей с поставщиками;
Изучение сущности, функций и видов товарных запасов;
Рассмотрение факторов, которые влияют на размеры товарных запасов;
Ознакомление с организационно- правовой характеристикой Кафе;
Введение
1 План снабжения предприятия общественного питания сырьем и товарамИ
1.1 Источники снабжения предприятий общественного
питания
1.2 Формы, виды и методы поставок сырья и товаров
1.3 Определение потребности в сырье и продуктах
1.4 Сущность, функции, виды и показатели составления
товарных запасов на предприятии. Факторы, влияющие на размер товарных запасов и товарооборачиваемости
2 Анализ системы снабжения кафе «Хуторок» сырьем и товарами
2.1Организационно правовая характеристика Кафе «Хуторок»
2.2 Анализ поступления товаров
2.3 Анализ источников поступление товаров
2.4 Анализ среднего норматива запасов сырья в целом по предприятию
2.5 Анализ товарных запасов
3 Повышение эффективности работы предприятия
Заключение
Список источников
Nср = , (2)
Где Nср – средневзвешенная норма расхода сырья;
qобщ – общее количество блюд;
q1.....qn – количество блюд по каждому наименованию.
При применении относительных величин индивидуальные нормы расхода сырья умножаются на удельный вес каждого вида блюд в общем производстве. Полученные процентные числа суммируют и делят на 100. При этом используется следующая формула (3):
Nср = , (3)
Где d1....dn – удельный вес в процентах каждого наименования блюда в общем плановом выпуске.
Товарные запасы – вся продукция, находящаяся в сфере обращения и предназначенная для продажи
Запасы сырья и товаров создаются на предприятиях общественного питания в целях обеспечения их бесперебойной производственно – торговой деятельности.
В товарных запасах сети
общественного питания
В объем товарных запасов не включаются товары в пути; тара всех видов; товары материально – технического снабжения; запасы товаров на складах юридических лиц, их обособленных подразделений, занимающихся неторговой деятельностью; готовая продукция в подсобных производственных предприятиях, товары отгруженные, по которым расчетные документы не сданы на инкассо в учреждения банков.
Особенности запасов на предприятиях общественного питания состоят в том, что они связаны и с процессом производства, и с процессом обращения. Процесс производства на предприятиях питания обеспечивается в основном запасами сырья, а также переходящим незавершенным производством. Эти элементы запаса обеспечивают выполнение производственной деятельности предприятия питания. Процесс реализации обусловливает наличие товарного запаса, то есть запасов готовой продукции, изготовленной предприятием, и покупных товаров. Эти элементы запаса обеспечивают процессы обращения и реализации. На практике запасы по функциональным видам (производственные и товарные) не разграничиваются, а рассматриваются как товарные.
Одна из особенностей запасов
предприятий питания
В связи с тем, что товарооборот предприятия подразделяется на оборот по продукции собственного производства и оборот по реализации покупных товаров, особенность запасов состоит в том, что они могут быть покупными товарами. Доля покупных товаров зависит от типа предприятия: в столовых они могут занимать меньший удельный вес, а в кафе их доля выше.
Различают текущие и сезонные запасы. Текущие запасы — это запасы сырья и товаров, объем которых обеспечивает выполнение производственной программы и плана реализации покупных товаров. Запасы сезонного хранения могут быть созданы по картофелю, овощам и другой сельскохозяйственной продукции для обеспечения предприятий питания на длительный период. По времени различают товарные запасы на начало, конец периода, а также средние запасы. Средний запас сырья и товаров – величина средних за период (месяц, квартал, год) товарных запасов, выраженных в денежных единицах.
Учет запасов сырья и товаров характеризует их объем на определенные даты, например, на 1 января, 1 февраля, 1 марта, 1 апреля и т.д. Для расчета средней величины запаса следует использовать данные о запасах на начало каждого месяца.
Средний запас за месяц равен половине суммы объема начального и конечного запаса. Средний запас за квартал, полугодие, год определяется по формуле (4):
Зср =а1/ 2+ а 2 +…аn/2 ,
n – 1 (4)
где а1, . . . , а n – сумма товарного запаса на определенную дату;
n – количество дат.
Данные о средних запасах сырья и товаров используют для расчета показателя товарооборачиваемости.
Для измерения запасов используют абсолютные и относительные величины.Абсолютные показатели запасов могут быть стоимостными и натуральными.Относительные показатели характеризуют размер запасов по сравнению с другими показателями, например с однодневным товарооборотом или однодневным расходом сырья.
Важным относительным показателем товарных запасов является запас в днях оборота, или уровень товарных запасов. Он рассчитывается по формуле (5)
Здн = З : Тодн или Здн =( З × Д ) : Т, (5)
где Тодн — среднедневной валовой товарооборот;
З — товарные запасы на определенную дату в денежных единицах
Д — количества дней в периоде (за год 360, квартал 90, месяц 30);
Т — валовой товарооборот за период.
Для расчета запаса в днях оборота следует сумму валового товарооборота уменьшить на величину наценки на продукцию общественного питания, тогда и объем оборота, и величина запаса сырья и товара будут выражены в розничных ценах. В связи с этим предприятия питания могут рассчитывать запасы в днях оборота следующим образом (формула 6):
Здн = 3:Родн , (6)
где Родн — среднедневной расход сырья и продуктов в розничных ценах.
Запасы в днях оборота
определяют по товарным группам и
в целом по предприятию питания. Экономический
смысл этого показателя заключается в
том, что по его величине можно судить,
на
сколько дней при данном объеме товарооборота
предприятие питания обеспечено имеющимся
в наличии запасом сырья и товаров.
Предприятия питания должны
проводить анализ запасов сырья
и товаров в стоимостном
На абсолютные и относительные размеры товарных запасов предприятия питания влияют следующие факторы:
Размеры товарных запасов
и товарооборачиваемость
Соответствие спроса и предложения
Уровень цен на товары
Территориальные разделения
Объем производства и качества продукции
Сезонность производства и потребления
Развитие оптовой торговли
Объем импорта
Выполнение договоров поставщиков
Сложность ассортимента
Физико-химические свойства товаров
Состояние МТБ
Размер предприятия
Уровень руководства
Квалификация работников
Платежеспособность предприятия
Объекты и субъекты валового оборота
На примере существующего
кафе «Хуторок» проведем анализ системы
снабжения сырьем и товарами.
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СНАБЖЕНИЯ КАФЕ «ХУТОРОК»
СЫРЬЕМ И ТОВАРАМИ
Кафе «Хуторок»
Он располагается по адресу г. Нижний Тагил улица первомайская дом 19
По организационно правовой форме, кафе является обществом с ограниченной ответственностью (ООО «Сиал») - учрежденное несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Данная организационно-правовая форма распространена среди мелких и средних предприятий.
Кафе создано 11.09.2010 года
На вывеске кафе указана полная информация о часах его работы.
Для удобства посетителей и получения большей прибыли кафе работает каждый день с 11:00 до 24:00
Месторасположение кафе очень удобно, в центре города, это обеспечивает большой поток посетителей в любое время.
Основные экономические показатели Кафе «Хуторок» представлены в таблице 1
Таблица 1 - Основные экономические показатели Кафе «Хуторок»
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение |
Темп роста |
оборот розничной торговли тыс.р. |
2665,45 |
3245,54 |
580,09 |
121,76 |
Валовой доход: сумма, тыс.р. В % к оборот розничной торговли, % |
1564,3
58,68 |
1483,4
45,70 |
-80,9
-12,98 |
94,82
77,88 |
Издержки производства и обращения: сумма,тыс.р. в % к оборот розничной торговли, % |
1026,76
38,52 |
912,08
28,10 |
-114,68
-10,42 |
88,83
72,95 |
Прибыль от продаж: сумма, тыс.р. в % коборот розничной торговли, % |
537,54
20,17 |
571,32
17,60 |
33,78
-2,57 |
106,28
87,26 |
Фонд оплаты труда: сумма, тыс.р. в % к обороту розничной торговли, % |
165,0
6,19 |
209,1
6,44 |
44,1
0,25 |
126,73
104,04 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
15 |
17 |
2 |
113,33 |
Среднегодовая заработная плата, тыс.р. |
132,0 |
148,3 |
16,3 |
112,35 |
Анализируя основные экономические показатели Кафе, в отчетном году по сравнению с прошлым, мы наблюдаем следующие изменения: Оборот розничной торговли увеличился на 21,76% или на 580,09 тыс. р. Валовой доход снизился на 80,9 тыс. р. Тем самым, составил 45,70 % к обороту розничной торговли, что ниже показателя прошлого года на 12,98%.
Издержка производства и обращения снизилась на 114,68 тыс. р. или на 11,17% и составили в отчетном году 28,10 %, что ниже показателей прошлого года на 10,42%;
Фонд оплаты труда повысился на 44,1 тыс. р. или на 26,73 % и составил 6,44% к обороту розничной торговли, что выше показателей прошлого года на 0,25%.
Такие изменения произошли из-за повышения среднесписочного числа работников на 2 человека. Соответственно и среднегодовая заработная плата повысилась на 16,3 тыс. р.
Анализ проводится по всему предприятию, по отдельным группам товаров, источником поступления товара и по поставщикам.
В процессе проведения анализа изучается степень выполнения поставщиками условий договоров, по общему объему товара, по его ассортименту и качеству, срокам поставок, условиями перевозки и упаковки.
Кафе «Хуторок» представил следующие средние данные по поставке сырья (Таблица 2)
Таблица 2 – Анализ среднего поступления товаров на предприятие
Товарные группы |
Фактически за прошлый год, тыс. р. |
Фактически за отчетный год, тыс. р. |
Отклонение в динамике поступления |
Темп роста поступления товаров, % |
Крупы |
165,7 |
186,6 |
20,9 |
112,61 |
Овощи |
110 |
156 |
46 |
141,82 |
Молочные продукты |
65 |
95 |
30 |
146,15 |
Мясная продукция |
285 |
310 |
25 |
108,77 |
Рыба и морепродукты |
254 |
285 |
31 |
112,20 |
Вино – водочная продукция |
359,8 |
420 |
60,2 |
116,83 |
Проведя анализ поступления товаров на предприятие, мы наблюдаем что, поступление Крупы в отчетном году увеличилось на 20.9 тыс. р. Что составляет 12.61%. поступление Овощей увеличилось на 46 тыс. р. Или на 41.82%. поступление молочной продукции увеличилось на 30 тыс. р. или на 46.15%. Так же увеличилось поступление Мясной и Рыбной продукции на 25 и 31 тыс. р. Или на 08.77 и 12.20%.
Информация о работе План снабжения предприятия общественного питания сырьем и товарами