Планирование ассортимента продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании литературных источников изучить ассортиментную структуру розничного товарооборота, тенденции, закономерности развития и методы прогнозирования.
Задачи курсовой работы:
Изучить классификацию торгового ассортимента;
Изучить свойства и показатели торгового ассортимента;
Изучить особенности управления торговым ассортиментом;
Изучить методы прогнозирования торгового ассортимента.

Содержание работы

введение 3
1. Сущность, классификация и свойства торгового ассортимента 4
1.1 Классификация торгового ассортимента 4
1.2. Свойства и показатели торгового ассортимента 7
2. Управление ассортиментной структурой розничного товарооборота и методы ее прогнозирования 9
2.1 Управление торговым ассортиментом 9
2.2. Планирование ассортимента 13
3. Оптимизация торгового ассортимента 18
3.1 Определение целей оптимизации ассортимента 18
3.2 Этапы оптимизации 19
3.3. Методы оптимизации торгового ассортимента 20
3.4. Планирование освоения новых изделий 21
заключение 35
Список использованных источников 38

Файлы: 1 файл

Планирование ассортимента продукции.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 4. Принципиальная схема отбора идей                         

Рис. 5. Подход к оценке идей

 

и будет ли он соответствовать другим требованиям, определяемым фирмой. В это время определяются техническая осуществимость и особые свойства продукта. Если продукт выдержит и это испытание, данный этап может быть закончен выработкой подробного плана будущей разработки продукта.

Следует отметить, что  на каждом этапе рассмотрения вопроса  о производстве продукта оценка рынка  должна превалировать над другими  факторами.

Когда эти факторы  изучены и оценены, становится возможным  определить потоки денежных средств, включая доходы и расходы за длительный период. Если продукт очень важен для компании, необходимо определить движение этих средств на весь его жизненный цикл. Такие расчеты должны производиться для большинства продуктов, хотя бы для того, чтобы определить размер прибыли на капиталовложения. Для продуктов, разработка и внедрение которых требуют вложения основного капитала, такой анализ должен быть еще более тщательным.

Этап научно-технической разработки завершается изготовлением прототипа. По мере прохождения этого этапа продукт непрерывно подвергается экономическому анализу и доработке вплоть до создания прототипа, годного для испытаний.

После этого полезным шагом будут испытания продукта на ограниченном рынке, чтобы посмотреть, следует ли начинать его производство в национальном масштабе.

В период проведения пробных продаж можно продолжить лабораторное испытание, экономический анализ, определить структуру издержек и принять окончательные решения по проекту, производству, маркетингу и финансированию.

Следующий шаг — освоение рынка, что означает реальное производство продукта и координацию других функциональных видов деятельности, с тем чтобы новый продукт получил признание на рынке.

Фактическая последовательность шагов в конкретной обстановке будет, безусловно, отличаться от приведенной, однако основной их перечень должен соблюдаться — ни один из них нельзя отбросить или обойти и на каждый необходимо обратить внимание. Многие продукты потерпели неудачу, например, из-за того, что 99% ассигнований выделялось на техническую разработку продукта и лишь 1% отводился на анализ рынка.

Во всех процессах  планирования разработки нового продукта должны участвовать специалисты  по реализации, исследованиям, производству, финансам. Каждый из них рассматривает  проблему с различных точек зрения. Сотрудники отделов реализации и маркетинга ориентируются на рынок и весьма заинтересованы в стабильном сбыте; исследовательский персонал больше интересуют технические стороны вопроса, осуществимость проекта, его стоимость. Производственники концентрируют свое внимание на оборудовании и механизмах, оптимизации их использования, конструктивных особенностях нового продукта, а работники финансовых служб заинтересованы главным образом в финансовых результатах нового продукта, в частности, в условиях поступления наличных средств и конечном доходе на вложенный капитал. Чем тщательнее ими будут проведены экспертные оценки, тем больше будут разниться их оценки данного продукта. Правильная организация деятельности этих специалистов и есть основной способ решения данной проблемы.

На практике при составлении  плана указанные типовые этапы  освоения нового продукта могут иметь  различную форму реализации, что находит свое выражение в технологическом процессе освоения нового изделия. В нем типовые этапы могут разбиваться на более мелкие работы, учитывающие специфику планирования на предприятии. На упрощенном графике (рис. 6) представлен процесс освоения нового продукта, являющийся предметом планирования и охватывающий период с момента появления замысла до проведения пробных продаж и вывода товара на рынок.

График отражает попытку  показать последовательность операций по выпуску нового продукта на рынок. Моменты завершения этапов обозначены кружками, которые именуются «событиями», а отрезки времени между специфическими событиями изображены в виде стрелок и называются «работами».

Событие, происходящее в  определенный момент, может зависеть как от единственного события, так и от комплекса предшествующих взаимосвязанных событий. Ни одно событие не может иметь места без завершения предшествующих операций.

 

Рис. 6. Сетевой график процесса планирования ассортимента продукции

 

Из графика видно, что  самый длительный полный цикл планирования новой продукции включает следующую последовательность событий: 1,2,3,4,5,6,7, 8,9,10,11,12. На графике он изображен жирной линией. Цикл охватывает период с момента принятия решения о необходимости производства изделия до момента выпуска его на национальный рынок при условии, что все этапы планирования продукции совершаются в строгой последовательности. Задержка в выполнении любой операции на этом пути ведет к отставанию от графика процесса планирования.

Однако предприятие  может также пренебречь такими мерами предосторожности, как испытание  изделия с помощью потребителей (события 1, 2, 3,4) или пробная продажа (события 5, 6, 7, 8, 9, 10), и принять решение о незамедлительном выпуске изделия на рынок (события 1, 11, 12). С целью упрощения сетевого графика все возможные варианты освоения нового изделия на нем не показаны. Например, решение о выпуске изделия на рынок (событие 11) может быть принято после проведения испытаний (событие 4). В этом случае на графике следует провести линию из события 4 в событие 11.

Во всех этих вариантах  цикл освоения нового изделия значительно сокращается. Так, руководствуясь соображениями конкурентоспособности, оно может не ждать почти два года, когда его новый товар начнет реализовываться по всем территориям. Стремясь к укреплению своего престижа, предприятие может предпочесть вариант опережения конкурентов с выходом на рынок. Однако, как свидетельствует опыт, наибольший рыночный успех с новым товаром приходит обычно к производителям, которые последовательно проходят весь цикл планирования, при этом потери от сокращения цикла могут быть значительными. Этот упрощенный сетевой график в применении к планированию ассортимента продукции может быть использован для того, чтобы при расчете времени на весь цикл учесть вариации времени, необходимого для каждой операции, то есть определить наиболее вероятный и оптимальный сроки завершения цикла.

Сетевые графики планирования ассортимента в процессе обоснования производственной программы потребностями рынка позволяют определить время с момента появления замысла продукта до начала его реализации по всем рынкам сбыта при широком соблюдении последовательности этапов, входящих в планирование ассортимента. Длительность всего цикла может быть сокращена, но при условии привлечения дополнительных ресурсов и приложения добавочных усилий на критических этапах (например, при исследовании рынка или проведении пробных продаж). Из данного подхода следует, что минимальное требование для обеспечения успеха сводится к надлежащей, компетентной оценке коммерческой целесообразности и финансовых результатов данного технического начинания.

заключение

 

Розничная торговля –  одна из важнейших сфер обеспечения  населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения  и покупательского спроса. Являясь  источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

На предприятиях розничной  торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение  товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

Товарный ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной  торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения.

Постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Таким образом, экономическое  значение розничной торговой сети состоит  в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его  количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

Социальное значение розничной торговой сети заключается  в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Можно сказать, что социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся. Таким образом, сокращение затрат времени на приобретение товаров и приготовление пищи создает необходимые условия для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного производства.

Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

Одним из важных принципов  формирования ассортимента товаров  является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.

Устойчивый ассортимент  товаров в магазине обусловливает  сокращение затрат времени покупателей  на поиск товаров, позволяет стандартизировать  все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

В процессе распределения  отдельных групп и подгрупп товаров  в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.

Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.

В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса  может быть предусмотрена специальная  площадь для организации сезонных микрокомплексов.

Для характеристики эффективности  коммерческой деятельности розничного предприятия, на наш взгляд, наиболее важным показателем является степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен как коэффициент обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.

Определение эффективности  рекламы торгового предприятия  позволяет выяснить целесообразность использования рекламы, условия  оптимального ее воздействия на потенциальных  покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие, Минск 2001. – 123 с.
  2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. — М.: Экономика, 1999. – 88 с.
  3. Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. — М.: Экономика, 1991. – 224 с.
  4. Виноградова С.Н. Организация и технологии торговли. — Мн.: Вышэйшая школа, 1994. – 132 с.
  5. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник, М: 2003 г. – 12 с.
  6. Коммерческая деятельность С.Н. Виноградова, Минск, Вышейшая школа 1998г. – 88 с.
  7. Коммерческая деятельность Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина, третье издание Москва 1997г. – 46 с.
  8. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива — СПб.: Перспектива, 1996. – 132 с.
  9. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта /Под научной редакцией профессора Г.Л.Багиева: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. – 84 с.
  10. Основы коммерческой деятельности Л.В. Осипова, И.М. Синяева, Москва Банки и биржи  Издательское объединение Юнити 1997г. – 321 с.
  11. Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие, Москва 2003. – 54 с.  
  12. Технология розничной торговли О.В. Памбухчиянц, г. Москва 2000г. – 245 с.
  13. Теория товароведения Е.Ю. Райкова, Ю.В. Додонкин, г.Москва 2000г. – 96 с.

 

 

 




Информация о работе Планирование ассортимента продукции