Планирование как подсистема управления издержками обращения предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы – рассмотреть сущность издержек и методику их планирования.
Исходя из этой цели, определены следующие задачи работы:
изучить экономическую сущность издержек предприятия;
рассмотреть методические подходы к планированию издержек обращения;
провести анализ издержек обращения на примере конкретного предприятия – ОАО «Офисторгтехника»;
определить возможные резервы экономии расходов на исследуемом предприятии.

Файлы: 1 файл

введение (1).doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Введение

 

 

В рыночной экономике любое предприятие сталкивается с необходимостью эффективно использовать имеющиеся у нее ресурсы. Все ресурсы ограничены, и проблема наиболее эффективного их использования стоит перед экономиками всех страна мира.

Затраты всех видов ресурсов в денежном выражении отражаются в издержках предприятия (для торговли этот показатель называется расходами на продажу).

Основная цель данной работы – рассмотреть сущность издержек и методику их планирования.

Исходя из этой цели, определены следующие задачи работы:

    1. изучить экономическую сущность издержек предприятия;
    2. рассмотреть методические подходы к планированию издержек обращения;
    3. провести анализ издержек обращения на примере конкретного предприятия – ОАО «Офисторгтехника»;
    4. определить возможные резервы экономии расходов на исследуемом предприятии.

В качестве объекта для практического исследования выбрано ОАО «Офисторгтехника». Его деятельность будет рассматриваться в период с 2008 по 2010 год.

Для проведения исследования использованы следующие методы и приёмы: метод сравнения, метод относительных величин, табличного представления данных, абсолютных и относительных разниц и метод цепной подстановки.

В качестве теоретической базы при написании работы использовались труды, учебники и учебные пособия отечественных ученых и специалистов по исследуемым вопросам. Информационной базой работы являются законодательные и нормативные акты РФ, материалы бухгалтерской и статистической отчетности предприятия, включающие балансы (форма № 1) и отчеты о прибылях и убытках (форма № 2) и другие документы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа выполнена на 36 листах, содержит 6 таблиц, и 1 рисунок.

 

Глава. 1. Планирование как подсистема управления издержками обращения предприятия

 

 

1.1. Сущность и значение  планирования издержек обращения  торгового предприятия

 

 

От рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, являющихся основными составляющими издержек при изготовлении продукции, реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг, зависят не только размер получаемой прибыли (при прочих равных условиях), но и успешное функционирование предприятия, организации и другие аспекты.

Связь между производством, обусловленным им распределением, с одной стороны, и потреблением, с другой, осуществляется путем обмена. В данном понимании обмен выступает в форме товарного обращения, производимого посредством денег в целях удовлетворения производственных и личных потребностей общества.

От товарного обращения и уровня торговли во многом зависит скорость обращения совокупного продукта, степень удовлетворения потребностей общества в товарах народного потребления, и в конечном итоге эффективность общественного воспроизводства. Таким образом, торговля способствует поддержанию баланса между предложением и спросом с одновременным активным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции.

Основной функцией торговли является доведение товаров народного потребления от производства до потребителей и их реализация, то есть обеспечение смены формы стоимости из товарной в денежную. Выполнение предприятиями торговли этой функции имеет важное экономическое значение:

•   происходит  возмещение  затрат  на   производство продукции;

•   осуществляется процесс формирования денежных средств для оплаты груда работников сферы материального производства;

• образуется прибыль для расширенного воспроизводства;

• обеспечивается поступление налоговых платежей в бюджет.

В связи с этим деятельность торговых организаций охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения.

Торговые предприятия имеют затраты, относящиеся на издержки обращения и не относящиеся к ним. Общая сумма этих затрат в совокупности образует экономические издержки. Издержки обращения коренным образом отличаются от себестоимости тем, что в, сумму затрат торгового предприятия не включается стоимость закупленных товаров.

Режим экономии - система форм и методов планомерного уменьшения затрат экономических ресурсов относительно получаемого полезного результата; одно из важнейших средств повышения экономической эффективности производства. Принципам режима экономии соответствует такое сокращение затрат, при котором они уменьшаются на единицу полезного эффекта (удельные затраты). Научно обоснованный и развитый режим экономии опирается не только на простейшие виды экономии, но и на широкий экономический маневр, при котором затраты абсолютно увеличиваются (а временно может происходить относительное (удельное) удорожание полезного эффекта) с целью в конечном счёте достигнуть существенного и устойчивого снижения удельных затрат.

Издержки обращения в экономическом смысле представляют затраты живого и овеществленного труда в денежном выражении, связанные с процессом обращения товаров. Иными словами, это денежное выражение затрат материальных, денежных и трудовых ресурсов, необходимых для осуществления; предприятием своей реализационной деятельности.

Затраты в производственной сфере на производство товаров, работ, услуг, представляют собой их фактическую себестоимость в отличие от сферы обращения. Затраты в хозяйственной деятельности торговых предприятий в широком смысле являют собой категорию многогранную.

Принято различать:

•  затраты предприятий   на закупку товаров, предназначенных для реализации и создания необходимых запасов, когда средства не затрачиваются, а авансируются, и постоянно находятся в обороте предприятия, и возмещаются за счет собственного оборотного капитала и краткосрочных кредитов банка;

•  капитальные вложения в расширенное воспроизводство основных фондов, как единовременные затраты, возмещаемые за счет собственных средств, долгосрочных кредитов банков и других заемных средств;

• текущие затраты (издержки обращения), связанные с организацией торгового процесса, которые отражаются в цене товаров и возмещаются в результате получения выручки.

По экономическому содержанию все затраты объединяются в следующие основные группы:

• материальные затраты;

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

• амортизация основных фондов;

• прочие затраты.

Поэлементное деление затрат позволяет различать затраты овеществленного и живого труда, что имеет большое значение при оценке результатов деятельности торговой организации.

В мировой практике принято выделение из состава прочих затрат финансовых затрат и расходов будущих периодов в самостоятельные группы расходов предприятия, что целесообразно было бы и для наших предприятий. Финансовые затраты предприятия включают законодательно установленные налоги, сборы, отчисления в дорожные фонды, платежи по кредитам, обязательному страхованию имущества предприятия, учитываемого в составе производственных фондов.

Все налоги, сборы и платежи торгового предприятия подразделяются на следующие основные группы:

• относимые на издержки обращения;

•  относимые на финансовые результаты деятельности предприятия.

Отдельные текущие расходы учитываются в издержках обращения в виде нормируемых затрат по соответствующим нормативам (страховые взносы, амортизационные отчисления, компенсация по оплате труда в связи с инфляцией и индексацией, на подготовку кадров и другие).

В себестоимость или издержки обращения включаются все фактически произведенные организацией затраты на производство и реализацию продукции, товаров (работ, услуг). Для целей налогообложения они корректируются в установленном порядке нормативов, норм и лимитов. Суммы превышения установленных лимитов и норм по ранее указанным расходам следовало относить за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В настоящее время такие расходы в полном размере фактических затрат относятся на издержки производства и обращения.

Суммы превышения установленных лимитов должны быть отражены в аналитическом учете по соответствующим статьям учета издержек производства и обращения. Это необходимо для корректировки прибыли отчетного года при составлении расчета налога от фактической прибыли. Отсюда следует, что расходы организации такого характера подлежат отражению на издержках обращения.

В издержки обращения включаются начисления на заработную плату по действующим нормативам в процентах к фонду оплаты труда.

Однако не все текущие затраты торговых организаций по экономическому содержанию включаются в издержки обращения. К издержкам обращения в торговле относятся только те расходы, которые определяются содержанием товарного обращения и являются необходимыми. Поэтому в их состав не входят потери от списания дебиторской задолженности, штрафы, пени, уплаченные за нарушение договорных условий, убытки, полученные в результате недостач, растрат, хищений. Такого рода расходы необходимо взыскивать с виновных лиц, либо списывать на результаты хозяйственной деятельности.

Снижение уровня издержек обращения (их размера в цене каждого товара) может быть достигнуто за счет роста объема продажи товаров, а также реализации внутренних резервов их экономии и других эффективных направлений хозяйствования.

Переход к рыночной экономике обуславливает кардинальное изменение деятельности всех функционирующих в сфере обращения предприятий и организаций. Этому будет способствовать, прежде всего, ликвидация монополизма, а также конкурентная борьба за покупателя и, соответственно, повышение культуры обслуживания потребителей, резкое расширение сферы услуг.

Однако общеизвестно, что повышение качества удовлетворения запросов покупателей неизбежно влечет за собой рост издержек обращения.

Отсюда следует, что систематическое снижение издержек обращения является основным средством повышения доходности, прибыльности функционирования торговой организации.

В современных условиях хозяйствования каждое предприятие заинтересовано в получении полной и достоверной информации об объеме и составе своих торговых расходов. И, безусловно, организации и предприятия потребительской кооперации должны в совершенстве владеть методикой анализа издержек обращения в розничной торговле, чтобы своевременно изыскивать резервы экономии затрат.

Для поддержания своей конкурентоспособности каждое торговое предприятие обязано систематически заботиться об интересах покупателя. Это, в первую очередь, означает одновременно бережное отношение к затратам времени покупателей и повышение качества их обслуживания. В связи с этим торговая деятельность организаций в условиях рыночной экономики и конкуренции предполагает рост расходов, направленных на привлечение покупателей в свои магазины (расходов по рекламе, упаковке, подсортировке товаров, по оборудованию предприятий, по оказанию покупателям различных торговых услуг и другие).

Таким образом, поиск резервов снижения издержек обращения должен быть направлен на те расходы, которые непосредственно не связаны с обслуживанием покупателей (сокращение расходов на перевозку товаров путем рационального использования транспортных средств; снижение расходов на погрузочно-разгрузочные работы путем механизации этих операций; ликвидация потерь по таре; недопущение сверхнормативных потерь товаров; уменьшение расходов по кредиту путем ускорения оборачиваемости оборотного капитала и другие).

Издержки обращения (расходы на продажу) по своему содержанию неоднородны. Чтобы глубже понять их сущность, раскрыть выполняемые ими функции и выявить возможности экономии отдельных статей, издержки обращения классифицируют по различным совокупным признакам. Грамотная классификация способствует эффективному управлению процессом формирования издержек, их экономическому обоснованию.

Издержки, которые несет фирма или отрасль при производстве того или иного объема продукции, зависят от возможности менять количество занятых ресурсов. Многие используемые ресурсы - большинство видов трудовых ресурсов, сырья, топлива, энергии — легко и быстро поддаются количественным изменениям.

В пределах краткосрочного периода (период в котором производственные мощности или торговые площади не могут быть увеличены) издержки можно разделить на постоянные и переменные.

Постоянные издержки — это такие издержки, величина которых не меняется с изменением объема деятельности. Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного предприятия и потому должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относятся, как правило, проценты по займам, арендные платежи, амортизационные отчисления от стоимости зданий и оборудования, страховые взносы. Постоянные издержки, по определению, существуют при любом объеме производства, включая нулевой. В краткосрочной перспективе постоянных издержек не избежать.

Переменные издержки — это такие издержки, величина которых меняется с изменением объема производства. К ним относят затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть труда и тому подобные переменные ресурсы. Общая сумма переменных издержек меняется в прямой зависимости от объема производства. Однако прирост суммы переменных издержек, связанный с увеличением объема производства на единицу продукции, не является постоянным. В начале наращивания производства переменные издержки увеличиваются, но темпы их роста со временем замедляются. Такое поведение переменных издержек обусловлено законом убывающей отдачи. Из-за увеличения предельного продукта  для производств каждой единицы продукции какое-то время будет требоваться все меньший и меньший прирост переменных ресурсов. Но как только предельный продукт начнет сокращаться в соответствие законом убывающей отдачи, производство каждой последующей единицы продукции (товаров, работ, услуг) потребует все большего и большего количества дополнительных переменных ресурсов. Сумма переменных издержек, таким образом, будет увеличиваться нарастающими темпами.

Информация о работе Планирование как подсистема управления издержками обращения предприятия