Планирование как подсистема управления издержками обращения предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы – рассмотреть сущность издержек и методику их планирования.
Исходя из этой цели, определены следующие задачи работы:
изучить экономическую сущность издержек предприятия;
рассмотреть методические подходы к планированию издержек обращения;
провести анализ издержек обращения на примере конкретного предприятия – ОАО «Офисторгтехника»;
определить возможные резервы экономии расходов на исследуемом предприятии.

Файлы: 1 файл

введение (1).doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

 

По данным табл. 6 можно сделать несколько обобщений.

Темп прироста оборота розничной торговли превышает темп изменения расходов. Следствием этих изменений является снижение уровня расходов.

В течение периода затратоотдача росла.

Затратоотдача в течение периода ежегодно росла - на 1,511 руб. в 2009 году и на 0,213 руб. в 2010 году.

Рентабельность расходов в течение периода ежегодно увеличивалась.

Динамика расходов в целом положительна.

Проведем анализ влияния издержек ОАО «Офисторгтехника»в 2008-2010 годах на результаты деятельности предприятия. Влияние на конечный результат деятельности предприятия – прибыль определим через рентабельность расходов на продажу.

Для вычисления влияния факторов используем факторную модель (1):

 

,                                               (1)

 

где Rp - рентабельность расходов,

Р - абсолютная величина расходов.

Влияние рентабельности расходов на прибыль вычислим по формуле:

 

                                   (2)

 

Влияние расходов на продажу будем считать по формуле:

 

                                     (3)

 

Совокупное влияние факторов определим по формуле:

 

                          (4)

 

В качестве исходных данных для анализа используем табл. 5.

Результаты вычислений сведем в табл. 6.

Таблица 6

Анализ влияния факторов на прибыль от продаж  
ОАО «Офисторгтехника» в 2009 и 2010 годах

Показатели

Влияние  факторов

2009 год

2010 год

Расходы

-571

-2

Рентабельность расходов

1517

3582

Совокупное влияние

946

3580


 

Наибольшее влияние на прибыль от продаж ОАО «Офисторгтехника» в 2009 году оказало изменение рентабельности расходов на продажу, которое привело к росту прибыли на 1517 тыс. руб., изменение суммы расходов на продажу также повлекло снижение прибыли от продаж на 571 тыс. руб. Всего в этом году прибыль возросла на 946 тыс. руб. В 2010 году влияние факторов на прибыль от продаж было схожим: рентабельность расходов способствовала увеличению прибыли на 3582 тыс. руб., снижение расходов привело к некоторому уменьшению прибыли - на 2 тыс. руб.

В течение 2008-2010 годов в ОАО «Офисторгтехника» произошло снижение суммы издержек, их уровень снизился, что привело к значительной экономии средств. В целом динамика расходов ОАО «Офисторгтехника» имеет положительный характер.

 

 

Заключение

 

 

Деятельность всех организация в условиях рынка, как торговых, так и производственных базируется на использовании различных видов экономических ресурсов.

От рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, являющихся основными составляющими издержек при изготовлении продукции, реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг, зависят не только размер получаемой прибыли (при прочих равных условиях), но и успешное функционирование предприятия, организации и другие аспекты.

Затраты всех видов ресурсов в денежном выражении отражаются в издержках предприятия (для торговли этот показатель называется расходами на продажу или издержками обращения).

Издержки обращения – показатель отражающий совокупную величину затрат, производимых торговым предприятием при доведении товаров от производителей или крупных оптовых предприятий до потребителей.

Для целей налогообложения они корректируются в установленном порядке нормативов, норм и лимитов. Суммы превышения установленных лимитов и норм по ранее указанным расходам следовало относить за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В настоящее время такие расходы в полном размере фактических затрат относятся на издержки производства и обращения.

Суммы превышения установленных лимитов должны быть отражены в аналитическом учете по соответствующим статьям учета издержек производства и обращения. Это необходимо для корректировки прибыли отчетного года при составлении расчета налога от фактической прибыли. Отсюда следует, что расходы организации такого характера подлежат отражению на издержках обращения.

В издержки обращения включаются начисления на заработную плату по действующим нормативам в процентах к фонду оплаты труда.

Однако не все текущие затраты торговых организаций по экономическому содержанию включаются в издержки обращения. К издержкам обращения в торговле относятся только те расходы, которые определяются содержанием товарного обращения и являются необходимыми. Поэтому в их состав не входят потери от списания дебиторской задолженности, штрафы, пени, уплаченные за нарушение договорных условий, убытки, полученные в результате недостач, растрат, хищений. Такого рода расходы необходимо взыскивать с виновных лиц, либо списывать на результаты хозяйственной деятельности.

Как мы установили ранее, основная часть показателей хозяйственно-финансовой деятельности ОАО «Офисторгтехника» имеет положительную динамику.

В целом динамику издержек ОАО «Офисторгтехника» можно в настоящий момент признать хорошей.

Однако для успешного функционирования в дальнейшем предприятию необходимо добиваться дальнейшей оптимизации расходов на продажу, так как их величина напрямую влияет на размер получаемой предприятием прибыли.

Как было установлено ранее, в результате анализа расходов на продажу ОАО «Офисторгтехника» в 2008-2010 годах большую часть расходов предприятия составляют следующие три статьи: расходы на оплату труда, расходы на рекламу и прочие расходы.

На оптимизацию уровня расходов по этим трем статьям ОАО «Офисторгтехника» и следует обратить основное внимание, потому что изменение этих статей расходов в силу занимаемой ими доли окажет наибольшее влияние на общую сумму расходов.

Как уже было отмечено выше, изменение этих статей расходов произошло по следующим причинам.

Расходы на оплату труда возросли из-за роста среднего заработка работников и их среднесписочной численности. Рост среднего заработка произошел по причине необходимости поддерживать оплату труда работников на определенном уровне достаточном для предотвращения роста текучести кадров и удержания наиболее квалифицированных собственных кадров и привлечения новых специалистов определенной квалификации. Это связано со значительной конкуренцией за персонал со стороны частных торговых предприятий. Рост численности персонала предприятия связан с открытием новых предприятий по бытовому обслуживанию населения. Однако при этом произошло снижение производительности труда, что говорит о экономической неэффективности проведенных кадровых мероприятий.

Расходы на содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и легкового транспорта возросли по причине увеличения тарифов на коммунальные услуги, роста цен на топливо и запасные части.

Для закрепления имеющихся позитивных тенденций предприятию необходимо провести комплекс мероприятий по оптимизации издержек.

Для снижения текучести кадров и повышения производительности труда работников необходимо поднять их заинтересованность в результатах труда, способствовать повышению лояльности сотрудников по отношению к ОАО «Офисторгтехника», способствовать формированию благоприятного психологического климата в коллективе.

Для повышения заинтересованности в результатах труда, стимулирования работников к экономии расходов на продажу необходима продуманная мотивация персонала.

Применение лишь денежной мотивации ошибочно, так как она по своей природе является ненасыщаемой, то есть достигнутый уровень оплаты труда вскоре становится привычным и не является более мотиватором для работника.

В рамках задачи по повышению стимулирования работников к достижению определенных результатов труда необходимо решать и задачу по экономии издержек обращения.

Кроме этого необходимо использовать дополнительные меры по повышению заинтересованности работников предприятия в результатах труда.

Следует активнее использовать инструменты нематериальной мотивации.

Эти инструменты можно разделить на несколько категорий:

    • культура организации, ее имидж;
    • профессиональное и карьерное развитие;
    • признание достижений, конкурсы, рейтинги.

Все вышеприведенные мероприятия должны способствовать оптимизации не только расходов на оплату труда, но и расходов на содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и легкового транспорта, прочих расходов и других менее значимых статей расходов на продажу ОАО «Офисторгтехника». Однако кроме проведения мероприятий по повышению мотивации работников необходимы и другие.

Также руководству ОАО «Офисторгтехника» следует разработать эффективный механизм по контролю за расходованием ресурсов предприятия. Такая система контроля должна предусматривать четкое разграничение ответственности за отпуском и расходованием различных ресурсов предприятия.

Для эффективного контроля над затратами руководству предприятия следует создать систему их прогнозирования. В настоящее время на предприятии издержки прогнозируются лишь в общем объеме. Руководству следует создать более развитую систему прогнозирования издержек обращения, для установления целевых ориентиров для контроля над затратами по отдельным статья затрат и периодам планового года.

Проведения комплекса вышеописанных мероприятий должно положительно сказаться на величине расходов на продажу ОАО «Офисторгтехника», привести к оптимизации их структуры и значительной экономии расходов на продажу по большинству статей.

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Ананькина Е.А. Данилочкина Н.Г. Управление затратами. – М.: Издательство ПРИОР, ИВАКО Аналитик, 2002. – 64с.
  2. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник – 4-е издание. - М.: Финансы и статистика, 1999. – 416с.
  3. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта – М.: Финансы и статистика, 2000. – 208с
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект,2009. – 526с.
  5. Денисова И.П. Управление издержками и ценообразование: учеб. пособие. – М.: Экспертное бюро, 2000. – 198с.
  6. Жариков О.Н. Королевская В.И. Хохлов С.Н. Системные подход к управлению. – учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 62с.
  7. Комментарий (постатейный) к гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» (с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 29.05.2002. №57-ФЗ и от 24.07.2002. №110-ФЗ)/ Истратова М.В. Педченко И.В. Шарова С.В. и др. под редакцией Педченко И.В. – М.: Издательско-консультационная компания «СТАТУС-КВО 97», 2002. – 365с.
  8. Коновалов В.М. Формирование затрат и использование финансовых результатов - М.: «Феникс», 2008. – 159с.
  9. Короткова В.В., Новосельцева С.Н. Анализ издержек обращения в розничной торговле: учеб. пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2000. – 125 с.
  10. Котляров С.А. Управление затратами: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 160с.
  11. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. – 7-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2009. – 544 с.
  12. Краюхин Г.А. Управление затратами на предприятии: Учеб. пособие. – 2-е издание. – СПб.: «Финансы», 2008. – 215с.
  13. Ластовецкий В.Е. Учет затрат по факторам производства и по центрам ответственности. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 165с.
  14. Мишин Ю.А. Управленческий учет: управление затратами и результатами производственной деятельности. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 176с.
  15. Мухин В.И. Основы теории управления: учебник – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 176с.
  16. Николаева С.А. Доходы и расходы организации: практика, теория, перспективы. – М.: Издательство «Аналитика-пресс». – 2002. – 208с.
  17. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия). – учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. – 1012 с.
  18. Сергеев И.В. Экономика предприятия. – учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 304с.
  19. Тарасова Т.Ф. Гомонко Э.А. Управление текущими затратами розничной торговли потребительской кооперации: учебник – Белгород: Кооперативное образование, 2001. – 194с.
  20. Фалько С.Г. Экономика предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 185с.
  21. Чуев И.Н. Чечевицина А.Н. «Экономика предприятия». – М.: 2009. – 231с.
  22. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учеб. под редакцией А.Н. Соломатина. – М.: ИНФА-М, 2001. – 295с.

Информация о работе Планирование как подсистема управления издержками обращения предприятия