Планирование себестоимости товарной и реализуемой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование сущности себестоимости, ее расчет, исследование планирования себестоимости продукции.
Основные задачи исследования:
раскрытие понятия и сущности себестоимости;
определение видов себестоимости;
определение методов и способов расчетов себестоимости;
раскрытие сущности планирования себестоимости продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и её виды 3
1.1 Сущность себестоимости продукции 3
1.2 Виды и структура себестоимости 7
2 Планирование себестоимости продукции на предприятии 13
2.1 Планирование себестоимости. Методы планирования 13
3 Планирование себестоимости товарной и реализуемой продукции на примере ООО «Апатитского молочного комбината» 23
3.1 Общая характеристика предприятия 23
3.2Внутренняя среда организации 25
3.3 Финансово-экономический анализ предприятия 27
3.4 Анализ затрат и прибыли ОАО «АМК» на производство сметаны 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Планирование себестоимости товарной и реализуемой продукции.docx

— 69.21 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1 Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и её виды 3

       1.1 Сущность себестоимости продукции 3

       1.2 Виды и структура себестоимости 7

2 Планирование себестоимости продукции на предприятии 13

       2.1 Планирование себестоимости. Методы планирования 13

3 Планирование себестоимости товарной и реализуемой продукции на примере ООО «Апатитского молочного комбината» 23

       3.1 Общая характеристика предприятия 23

       3.2Внутренняя среда организации 25

       3.3 Финансово-экономический анализ предприятия 27

       3.4 Анализ затрат и прибыли ОАО «АМК» на производство сметаны 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Затраты на производство и реализацию продукции принимают  форму себестоимости. Под себестоимостью продукции (выполнения работ, оказания услуг) следует понимать стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат.

 Актуальность данной  темы заключается в том, что  план по себестоимости продукции  является одним из важнейших разделов плана экономического и социального развития предприятия. Планирование себестоимости продукции на  предприятии имеет важное значение, так как позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде.

Объектом исследования данной работы является планирование себестоимости на предприятии.

Предмет исследования –  сущность и структура себестоимости, ее виды, анализ и расчет себестоимости, планирование себестоимости товарной и реализованной продукции и методы планирования.

Цель курсовой работы –  исследование сущности себестоимости, ее расчет, исследование планирования себестоимости продукции.

Основные задачи исследования:

    • раскрытие понятия и сущности себестоимости;
    • определение видов себестоимости;
    • определение методов и способов расчетов себестоимости;
    • раскрытие сущности планирования себестоимости продукции.

 

 

1 Сущность и значение себестоимости  продукции как экономической  категории и её виды

    1. Сущность себестоимости продукции

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также  других затрат на ее производство и  реализацию1. Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства.

Следует различать «себестоимость произведенной продукции», что отражает приведенное определение, и «себестоимость реализованной продукции». В свою очередь, себестоимость реализованной  продукции — это выраженные в  денежном измерении затраты предприятия  на изготовление продукции, отгруженной (реализованной) покупателю в данном отчетном периоде. Следовательно, себестоимость  реализованной продукции — это  часть себестоимости изготовленной (произведенной) продукции.

Себестоимость продукции  является важнейшим показателем  эффективности финансово-хозяйственной  деятельности организаций (предприятий). От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, величина прибыли, а также возможности для реализации инвестиционных, социальных и иных программ. При прочих равных условиях чем ниже себестоимость продукции, тем более конкурентоспособной становится продукция предприятия.

Себестоимость продукции  является не только важнейшей экономической  категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует  уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Как экономическая категория  себестоимость продукции выполняет  ряд важнейших функций2:

1. учет и контроль  всех затрат на выпуск и  реализацию продукции;

2. база для формирования  оптовой цены на продукцию  предприятия и определения прибыли  и рентабельности;

3. экономическое обоснование  целесообразности вложения реальных  инвестиций на реконструкцию,  техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

4. определение оптимальных  размеров предприятия;

5. экономическое обоснование  и принятие любых управленческих решений и др.

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

    1. в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
    2. в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
    3. в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;
    4. в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
    5. в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что  проблема снижения себестоимости продукции  всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.

Основным документом, которым  необходимо руководствоваться при формировании себестоимости продукции на предприятии, является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 и последующими дополнениями и изменениями.

В соответствии с вышеупомянутым Положением все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам:

1. материальные затраты  (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2. затраты на оплату  труда;

3. отчисления на социальные  нужды;

4. амортизация основных  фондов;

5. прочие затраты.

К материальным затратам относятся: сырье и основные материалы, в том числе покупные полуфабрикаты  и комплектующие изделия; вспомогательные материалы; топливо и энергия; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др.

Оценка материальных ресурсов, по которой они включаются в себестоимость  продукции, определяется исходя из цены приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), всех надбавок и комиссионных снабженческим, посредническим и внешнеторговым организациям, стоимости  услуг товарных бирж, таможенных пошлин, а также платы за транспортировку  сторонним организациям3. Из расходов на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов – остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей, образующихся в процессе производства, которые утрачивают (полностью или частично) потребительские качества исходного ресурса и не могут использоваться по прямому назначению. Возвратные отходы оцениваются в зависимости от возможного их использования.

Затраты на оплату труда  отражают участие в себестоимости  продукции необходимого живого труда. Они включают заработную плату основного  производственного персонала, а  также не состоящих в штате  работников, относящихся к основной деятельности. Оплата труда включает: заработную плату, начисляемую по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам в соответствии с системами оплаты труда, принятыми на предприятии; стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты; надбавки и доплаты; премии за производственные результаты; оплату очередных и дополнительных отпусков; стоимость бесплатно предоставляемых услуг; единовременные вознаграждения за выслугу лет; надбавки за работу на Крайнем Севере и по районным коэффициентам и другие расходы. Не включаются в себестоимость выплаты работникам предприятий, не связанные непосредственно с оплатой труда, имеющие своим источником средства специальных фондов, целевых поступлений, фондов профсоюзных организаций и др. (материальная помощь, надбавки и единовременные пособия ветеранам труда, оплата путевок на лечение и отдых, дивиденды, выплачиваемые по акциям, компенсации в связи с повышением цен, оплата проезда к месту работы и проч.).

Отчисления на социальные нужды осуществляются по определенным нормативам от фонда оплаты труда: в  Пенсионный фонд — 28%; в Фонд социального страхования — 5,4%; в Фонд занятости — 1,5%, в Фонд обязательного медицинского страхования — 3,6%. Величина этих нормативов устанавливается в законодательном порядке и, естественно, может пересматриваться.

Кроме вышеназванных фондов в стране действуют многочисленные негосударственные пенсионные фонды, фонды медицинского страхования, службы трудоустройства и т.п., формирование средств которых имеет другие источники, не относящиеся к себестоимости  продукции предприятий.

К амортизации основных фондов относятся все амортизационные отчисления по основным средствам за отчетный период.

Амортизация основных фондов на их полное восстановление включается в себестоимость продукции в  суммах, определяемых на основе балансовой стоимости фондов и действующих  норм амортизационных отчислений. Износ  начисляется как на собственные  основные фонды, так и арендованные (если иное не предусмотрено договором  аренды), а также на стоимость  помещений, предоставляемых бесплатно  предприятиям общественного питания  и медицинского обслуживания трудовых коллективов предприятий.

Прочие затраты —  это платежи по процентам, износ  нематериальных активов, командировочные  расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на подготовку кадров и др.

Классификация затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.

    1. Виды и структура себестоимости

Классификация затрат на производство и реализацию продукции по экономическим  элементам представляет большой  практический интерес, так как на ее основе составляется смета затрат на производство и реализацию продукции. Смета затрат на производство отражает все затраты предприятия, связанные  с производством товарной продукции, а также с изменением остатков незавершенного производства и выполнением  работ, услуг, не включаемых в состав валовой (товарной) продукции. Она используется для расчета себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции, определения суммы прибыли, разработки баланса доходов и расходов предприятия, а также для расчета таких  важных показателей, как средние  издержки на единицу продукции, издержки на рубль товарной и реализованной  продукции.

Различают следующие виды себестоимости4:

  1. Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции;
  2. Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы;
  3. Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы);

Так же различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

Индивидуальная себестоимость  обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.

Среднеотраслевая себестоимость  определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

Для внутрипроизводственного  планирования и выявления резервов снижения себестоимости продукции  необходимо знать не только общую  сумму затрат каждого предприятия  по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в  зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация  затрат по калькуляционным статьям.

Информация о работе Планирование себестоимости товарной и реализуемой продукции