Планирование себестоимости товарной и реализуемой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование сущности себестоимости, ее расчет, исследование планирования себестоимости продукции.
Основные задачи исследования:
раскрытие понятия и сущности себестоимости;
определение видов себестоимости;
определение методов и способов расчетов себестоимости;
раскрытие сущности планирования себестоимости продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и её виды 3
1.1 Сущность себестоимости продукции 3
1.2 Виды и структура себестоимости 7
2 Планирование себестоимости продукции на предприятии 13
2.1 Планирование себестоимости. Методы планирования 13
3 Планирование себестоимости товарной и реализуемой продукции на примере ООО «Апатитского молочного комбината» 23
3.1 Общая характеристика предприятия 23
3.2Внутренняя среда организации 25
3.3 Финансово-экономический анализ предприятия 27
3.4 Анализ затрат и прибыли ОАО «АМК» на производство сметаны 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

Планирование себестоимости товарной и реализуемой продукции.docx

— 69.21 Кб (Скачать файл)

Вся товарная продукция  при планировании и учете себестоимости  на предприятиях подразделяется на сравнимую и несравнимую. Сравнимой считается продукция, выпускавшаяся в предыдущем (по отношению к плановому) году, а также изделия с длительным циклом производства, которые выпускались в прошлом году в единичных экземплярах. В состав сравнимой продукции не включаются работы по заказам на сторону, услуги, оказанные своему капитальному строительству, работы по капитальному ремонту и продукция, изготовлявшаяся в опытном порядке. К несравнимой относится продукция, освоенная производством в текущем году.

В плане предприятия  определяется задание по снижению себестоимости  сравнимой продукции. Оно выражается процентом снижения себестоимости  продукции по отношению к прошлому году. Наряду с этим может быть указана  и сумма планируемой экономии в результате снижения себестоимости  сравнимой продукции.

Для определения задания  по снижению себестоимости сравнимой  товарной продукции составляется расчет себестоимости по всей номенклатуре изделий исходя из предусмотренного планом предприятия объема продукции  и с учетом планового показателя по уровню затрат на 1 руб. товарной продукции  в оптовых ценах.

На практике наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи9.

Сущность нормативного метода заключается в том, что  при планировании себестоимости  продукции применяются нормы  и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия.

При предварительных расчетах и на ранних стадиях разработки бизнес-планов используется метод расчетов по технико-экономическим  факторам, или аналитический. Его  сущность заключается в определении  влияния отдельных факторов в  плановом периоде на установленный  базовый показатель – уровень  затрат на рубль продукции. В качестве основных факторов, как правило, принимаются: изменение спроса на продукцию и  объема производства, сдвиги в ассортименте продукции, повышение технического уровня производства, совершенствование организации производства, труда, управления и проч. Учитывается влияние и внешних факторов.

При этом методе учитываются  следующие факторы:

    1. технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде                                                         новой техники и технологии;
    2. организационные. Под этими факторами понимается совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углубление специализации и кооперирования, совершенствование организационной структуры управления предприятием, внедрение бригадной формы организации труда, НОТ и др.);
    3. изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
    4. уровень инфляции в плановом периоде;
    5. специфические факторы, которые зависят от особенностей производства. Например, для горных предприятий — изменение горно-геологических условий разработки полезных ископаемых; для сахарных заводов — изменение содержания сахара в сахарной свекле.

Все эти факторы в  конечном итоге влияют на объем выпуска  продукции, производительность труда (выработку), изменение норм и цен  на материальные ресурсы.

При разработке перспективных  бизнес-планов калькулирование себестоимости может производиться параметрическим методом, устанавливающим взаимосвязи между динамикой себестоимости изделий и изменениями их базовых качественных характеристик: надежности, долговечности, мощности, веса, скорости и проч. Этот метод требует достаточной информации, обоснованного выбора параметров продукции, применения достоверных экономико-математических моделей и программ.

В условиях перехода к рыночной экономике предприятия самостоятельно выбирают плановые периоды, методы и  формы планирования затрат и себестоимости. С 1997 г. предприятия определяют два  варианта себестоимости: один – для  целей бухгалтерского учета, другой – для целей налогообложения. В себестоимость продукции возможно включать все фактически произведенные  затраты, что позволяет установить их достоверный уровень, определить реальную себестоимость продукции, прибыль и рентабельность. Фактический  объем затрат необходим для ценообразования, для планирования финансовых результатов. Для целей налогообложения фактическая  себестоимость корректируется с  учетом утвержденных норм, нормативов и лимитов, устанавливаемых государством по отдельным лимитируемым элементам  затрат. Так, расходы на командировки, рекламу, оплату процентов по кредитам банков, по бюджетным ссудам и т.д. включаются в себестоимость в суммах фактических затрат, а для целей налогообложения они учитываются только в установленных пределах либо вообще не принимаются в расчет (например, проценты по просроченным ссудам, ускоренная амортизация, использованная не по назначению и т.п.). Вместе с тем значительный круг затрат по-прежнему принимается в обоих вариантах в пределах установленных нормативов. Так, платежи за выбросы загрязняющих веществ в природную среду в пределах допустимых норм включаются в себестоимость продукции, а за выбросы свыше этих норм – покрываются из прибыли. С 1996 г. предприятиям разрешено включать в себестоимость затраты на создание страховых фондов (резервов) в размере не более 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг). Лимитируется стоимость бесплатно выдаваемой одежды, затрат на горюче-смазочные материалы и т.д.

    1. Расчет себестоимости продукции на предприятии

Расчет себестоимости  единицы конкретного вида продукции  или работ осуществляется посредством  калькулирования по установленным  статьям затрат10. При разработке калькуляции на единицу продукции затраты, как известно, подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты можно сразу же отнести на себестоимость единицы каждого вида изделий: сырье, материалы, энергия технологическая, заработная плата основных рабочих и т.д.

Прямые материальные затраты  включаются в себестоимость на основе установленных норм расхода и  цен на данный вид ресурса. Основная заработная плата производственных рабочих определяется исходя из действующих  норм труда (выработки, времени) и сдельных расценок (при сдельной оплате труда), или нормативных ставок оплаты (при  повременной оплате труда).

После определения возможного набора прямых затрат все остальные  затраты относятся к косвенным и распределяются между всеми видами продукции пропорционально выбранной базе. Так, дополнительная оплата труда и отчисления на социальные нужды распределяются пропорционально основной заработной плате. Цеховые и общепроизводственные расходы могут быть разделены либо в соотношении прямых затрат, либо по доле расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. Иногда расходы по содержанию оборудования невозможно отнести на определенную продукцию. Тогда их учитывают в составе цеховых расходов и соответственно распределяют.

Для определения объема косвенных затрат предварительно разрабатываются  сметы вспомогательных и обслуживающих  цехов, расходов на управление и др. На их основе планируются затраты  по комплексным статьям калькуляции: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общепроизводственные расходы, расходы на подготовку нового производства. Эти затраты планируются  в сметном и калькуляционном  разрезе и используются как для определения себестоимости единицы изделий, так и всей товарной и валовой продукции.

При планировании себестоимости  предприятие кроме калькуляции  и сметы затрат на производство разрабатывает  сводную шахматную таблицу затрат на производство и реализацию продукции, отражающую взаимосвязи экономических  элементов и калькуляционных  статей затрат.

Основными плановыми и  отчетными показателями, определяемыми  предприятием по себестоимости продукции, являются:

  1. себестоимость единицы продукции в рублях (тыс. руб.), рассчитываемая на основе плановых и отчетных калькуляций;
  2. затраты на рубль товарной продукции, рассчитываемые как отношение затрат на производство и реализацию продукции к объему выпуска товарной продукции в ценах реализации, показывающее величину затрат в каждом рубле товарной продукции;
  3. процент снижения затрат по сравнимой товарной продукции (к сравнимой относится продукция, которая выпускалась предприятием в предшествующем году).

Расчет себестоимости  обычно предполагает разработку плана  снижения себестоимости товарной продукции.

Классический расчет себестоимости  единицы продукции предполагает прохождение двух шагов11:

1 шаг - определение затрат, изменяющихся пропорционально объемам  производства того или иного  вида продукции (определение переменных  затрат на единицу продукции). Расчет выполняется произведением  норм расхода отдельных элементов  затрат на стоимость их приобретения. Классическими представителями  переменных затрат являются сырье,  материалы, комплектующие, технологическая  энергия, сдельная заработная  плата.

2 шаг - суммирование всех  прочих расходов, осуществленных  за период, и их деление на  конкретные виды продукции (разделение  накладных расходов по видам  продукции). Классическими представителями  таких "прочих расходов" являются  расходы на содержание и ремонт  оборудования, зданий, сооружений, заработная  плата административно-управленческого  персонала, амортизационные отчисления, административные расходы. Нередко перечисленные "прочие" отражаются в специальных документах - ведомостях (сметах) общецеховых, общехозяйственных, общепроизводственных расходов. Как правило, деление общих затрат на отдельные виды продукции осуществляется пропорционально заработной плате основных производственных рабочих, начисленной по данным видам продукции.

Управленческий расчет себестоимости.

1 шаг - определение переменных  затрат на производство единицы  продукции (сырье, материалы, комплектующие,  технологическая энергия, сдельная  заработная плата) по нормам  расхода. В состав переменных  расходов необходимо включить  налоги с выручки от реализации, включаемые в себестоимость продукции  (налог на пользователей автодорог).

2 шаг - выделение в  составе общепроизводственных расходов  тех затрат, которые могут быть  отнесены напрямую на конкретный  вид продукции (связанных с  производством конкретного вида  продукции). Определение затрат на  единицу путем деления их абсолютной  величины на объем производства  данного вида продукции.

3 шаг - суммирование всех  прочих, не относящихся на конкретный  вид продукции, затрат за период. Деление на конкретные виды  продукции пропорционально выбранной  базе - например, объемам реализации  или заработной плате основных  производственных рабочих.

Как выясняется, с использованием различных методов расчетов, можно  получить различные (иногда, противоположные) оценки себестоимости и прибыльности продукции. Возникает естественное желание использовать методику, дающую однозначные оценки. Такая золотая середина существует - это маржинальный анализ.

Маржинальный анализ предполагает оценку потенциальной прибыльности продукции с использованием соотношения  цен на реализуемую продукцию  и переменных затрат на ее производство. Действительно, цены реализации продукции  и переменные затраты на ее производство (нормативы затрат) в большинстве  случаев известны и очевидны. При  этом мы избегаем проблем с выбором  метода распределения общепроизводственных расходов и получаем реальную оценку продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Планирование себестоимости товарной  и реализуемой продукции на  примере ООО «Апатитского молочного  комбината»

3.1 Общая характеристика предприятия

 

 Открытое  акционерное общество «Апатитский  молочный комбинат» (Сокращенное фирменное  наименование Общества: ОАО «АМК») находится по адресу: Российская Федерация, 184209, Мурманская область, город Апатиты, улица Сосновая, дом 19. ОАО «АМК» предприятие работающее в сфере сельского хозяйства Мурманской области, на рынке региона организация находится около 30 лет12.

Апатитский  молочный завод основан в 1983 году, предназначен обеспечивать молочной продукцией жителей городов Апатиты и  Кировска.  

Приказом  № 5 от 03 января 1984 года Апатитский гормолокозавод переименован в Апатитский молочный комбинат.

Постановлением  № 605а от 21. 12.1992 года главы Администрации г. Апатиты зарегистрировано преобразование Апатитского молочного комбината в акционерное общество открытого типа «Апатитский молочный комбинат».

Постановлением  № 42 от 05. 02. 1997 года главы Администрации  г. Апатиты «О государственной регистрации и ликвидации предприятий» зарегистрировано  преобразование акционерного общества открытого типа «Апатитский молочный комбинат» в открытое акционерное общество «Апатитский молочный комбинат». 

Сегодня ОАО «Апатитский молочный комбинат» является одним из крупнейших в Мурманской области предприятием пищевой промышленности, поставляющей широкий ассортимент молочной продукции по всему Кольскому полуострову от самых дальние его уголков на севере и до Карелии. Находясь в условиях  жесточайшей конкуренции, предприятию удалось завоевать  общественное положение, удержать стабильную долю рынка, изыскать возможности для удовлетворения вновь возникающих  потребностей населения.

Информация о работе Планирование себестоимости товарной и реализуемой продукции