Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа
Целью же моей курсовой работы является изучение показателей и результатов участия Японии в современных мирохозяйственных связях.
Данная цель предполагает рассмотрение следующих вопросов:
1. Характеристика основных этапов развития экономики Японии, основные проблемы экономики на современном этапе, а также анализ современной экономической политики.
2. Современные аспекты участия Японии в системе мирохозяйственных связей.
Введение 3
1. Основные этапы развития экономики Японии 5
1.1 «Японское экономическое чудо» 5
1.2 Экономика мыльного пузыря 14
1.3 «Потерянное десятилетие» и «ловушка ликвидности» 23
1.4 Мировой кризис 2008 г. 33
2. Основные проблемы экономики Японии на современном этапе 39
2.1 Старение населения 39
2.2 Проблема долга 41
2.3 После землетрясения 43
3. Япония в системе мирохозяйственных связей. 46
3.1 Япония в международных экономических отношениях 46
3.2 Развитие и структура внешней торговли Японии 47
3.3 Обмен технологий 51
3.4 Экспорт — импорт капитала. Его характерные черты 53
3.5 Токио — мировой финансовый центр Японии 58
Заключение. 60
Список литературы 62
Начавшаяся реформа в 1997 г. проходила параллельно с продолжавшимися действиями Правительства по закачке средствами зомби-фирм, на депозиты и требования банков которых распространялась полная правительственная гарантия вплоть до марта 2001 г. Правительство продолжало манипулировать правилами по финансовой отчетности банков в политических целях.
Однако больших результатов эти действия не дали и финансовый сектор не стал мультипликатором роста. Доля валовой добавленной стоимости финансового сектора в ВВП увеличилась за 1997-2003 гг. только на 1% до 6,8%.
Небольшие темпы роста восстановления были омрачены кризисом в Азии лета 1997 г. Экономики Юго-Восточной Азии росли в 1980-1996 гг. со средним темпом 7%, в том числе "азиатские тигры" - 7,6%. Бурный рост инвестиций, который финансировался иностранным капиталом (примерно половина приходилась на Японию) и увеличением заимствований, способствовал высокому росту экономик. Ситуация в Тайланде, Малайзии и Индонезии зеркально повторила пузырь недвижимости в Японии.
Лопнувший пузырь в Японии переориентировал банки и компании начать широкую экспансию в сопредельные страны региона, которые являлись естественной сферой влияния страны. Японские банки и компании кредитовали и вкладывали в строительство, операции с недвижимостью, где доходность была выше. Начинает расширяться отрицательное сальдо движения капитала, в основном за счет портфельных инвестиций в долговые бумаги – японские компании помнили уроки пузыря и ограничивались от участия в капитале.
Треть всех прямых инвестиций Японии в 1996-1997 гг. направлялись в Азию. За эти два года японские банки и компании вложили в азиатские страны 2,4 трлн. иен (235,6 млрд. долларов США) в виде прямых и портфельных инвестиций. Половина прямых инвестиций в Азию в 1996 г. приходилась как раз в надутые недвижимостью рынки Тайланда, Малайзии и Индонезии, а с учетом портфельных инвестиций общая сумма составила – 48,8 млрд. долларов США, а к ВВП этих стран эта сумма доходила до 10,3%, 7,3% и 11,4% соответственно.
Больше всего от финансового кризиса в ЮВА пострадали Тайланд (снижение ВВП на 10,5% в 1998 г.), Индонезия (13%), Малайзия (7,4%), Корея (5,7%). К 1999 г. экономики этих стран частично восстановились и начали демонстрировать положительные темпы.
Для экономики Японии последствия были неоднозначны – в 1998 г. экономический рост имел негативный темп 2% (ВВП методом использования), в основном за счет падения инвестиций (на 6%), экспорта товаров и услуг (на 5%); в 1999 г. снижение экономики составило 0,1%. На 15% упал экспорт в Азию, которая потребляла 2/5 японских товаров. Банки, как основной наполнитель азиатских рынков средствами, списывали громадные суммы по убыткам и формировали провизии по плохим займам, объем которых к 1999 г. составил колоссальные 195 млрд. долларов США (4% ВВП), а прибыль упала почти наполовину. Кризис спровоцировал волну банкротств, самыми крупными из которых стало банкротство Банка долгосрочного кредита и Японский кредитный банк, а в 1998 г. закрылась одна из ведущих брокерских компаний – "Ямаити сёкэн". В 1997 г. более 16000 компаний были объявлены банкротами с долгами на 14 трлн.иен (117 млрд.долларов), в 1998 г. – более 19 тыс.компаний с обязательствами на 14,4 трлн.иен (111 млрд.долларов). Но результаты "азиатской заразы" для Японии не были такими уж мрачными, так как компании скупили упавшие в цене местные активы по дешевке.
Все начали понимать, что случившийся кризис "мыльного пузыря" и продолжающееся вялотекущее восстановление не является итогом бизнес-цикла. Для страны не действуют стандартные наборы макроэкономических мер, которые помогали США и Великобритании в конце 1980-х гг. и начале 1990-х гг. Япония выпала из системы координат макроэкономики, здесь не совсем эффективно отражались меры стимулирования потребительских расходов и инвестирования. Экономисты вспомнили о кейнсианской "ловушке ликвидности". П.Кругман в 1998 г. опубликовал цикл работ, посвященных Японии и объясняющее состояние, в которое попала страна.
При нормальном состоянии экономики сбережения должны быть равны инвестициям. Когда сбережения больше, процентные ставки обычно падают, чтобы стимулировать рост инвестиций или потребления. Экономика оказывается в "ловушке ликвидности", когда процентные ставки достигают нуля, но люди все равно предпочитают делать сбережения вместо того, чтобы инвестировать свои деньги или потреблять, в результате экономика остается в стагнации, для выхода из которой Дж.М.Кейнс рекомендовал использовать государственные расходы. Для Японии эти меры не привели к необходимому восстановлению: реальная ставка процента находилась на нулевом уровне, росли государственные расходы, однако домохозяйства предпочитали больше сберегать, чем инвестировать.
Государственное
потребление росло в 1990-е гг. со
средним темпом 2%. Официальная учетная
ставка находилась с 1995 г. на уровне 0,5%,
краткосрочная ставка процента по кредитам
банков к 1999 г. снизилась до 1,375%, по долгосрочным
кредитам – 2,2%, ипотеке – 2,375%, инфляция
за 1992-1999 гг. составила 0,6% среднего ежегодного
прироста. Кредиты с 1998 г. имеют тенденцию
ежегодного снижения – в 2004 г. объем
кредитов экономике японских банков
составило 82% от объема десяти годами ранее.
Однако это не привело к расширению
реального потребления
П.Кругман предложил Банку Японии сократить сбережения, сделав реальные процентные ставки отрицательными. Это гарантирует инфляцию, которая приносит экономический рост. Он посоветовал установить инфляцию на уровне 4%. Это приведет не только к денежной экспансии сейчас, но и обеспечит денежную экспансию в будущем. В итоге, постоянное ослабление кредитно-денежной политики приведет к повышению цен (9). П. Кругман угадал причину, по которой Япония попала в ловушку ликвидности, однако домохозяйства все равно предпочитали экономить, а компании под действием расширяющегося пессимизма касательно будущего предпочитали экономить на инвестициях. Ловушка еще работала.
Ставки по обычным депозитам и по почтовым сбережениям стали вообще нулевыми – с 2001 г. составляли 0,02% годовых. С 1999 г. потребительские цены наоборот попали в пике падения – средний темп дефляции до 2005 г. составил 0,5%. Это должно было стимулировать домохозяйства отказаться от дальнейших сбережений, наращивая инвестиции или потребление. Однако расширение внутреннего спроса не произошло: рост внутреннего спроса за 1980-е гг. в реальном выражении составлял 40%, в 1990-е гг. – 9%, в первой половине 2000-х гг. – 1,5%.
Уровень сбережений у Японии был самым высоким, среди 33 стран ОЭСР (за исключением Республики Корея) и "большой семерки", который составил в 1991 г. 34,3% от ВВП, превышая уровень США и Великобритании более чем в 2 раза. Проводимая политика по фискальной стимуляции и массированного государственного потребления привело к снижению уровня сбережений в экономике с 1992 г. вплоть до 2000 г., когда валовые национальные сбережения снизились на 7% от ВВП, что было самым максимальным снижением среди стран ОЭСР. За период 2001-2008 гг. валовые сбережения сократились еще на 2,3% от ВВП. Сокращение уровня сбережений у домохозяйств происходит более быстрыми темпами: если в 1993 г. они составляли 14,2% от располагаемого дохода, то к 2001 г. они составили уже 8,7%, а к 2008 г. – 2,3%.
Низкая процентная ставка как макроэкономический фактор и мобильность капитала определяли ситуацию со сбережениями домохозяйств. Япония теперь больше специализировалась на экспорте капитала. Японские инвестиции зарубеж в 2000-е гг. растут темпами, превышающими предыдущие десятилетия. С 2000 г. по 2009 г. японские инвестиции увеличились с 175,4 трлн. иен (1,527 трлн. долларов США) до 259,1 трлн. иен (2,512 трлн. долларов) в 2005 г., а к 2009 г. объем составил 330,2 млрд. иен (3,584 трлн. долларов), причем 3/5 портфельных инвестиций приходится на нефинансовые компании и домохозяйства, из которых более 70% инвестируется в долговые бумаги. К концу 2009 г. чистая инвестиционная позиция (накопленные японские активы за рубежом минус обязательства перед иностранцами) составила один из самых высоких в мире объемов – 2,8 трлн. долларов, причем чистые доходы от этих инвестиций растут ежегодно с темпом не ниже 10%, кроме 2009 г. по причине мирового кризиса. Чистая доходность инвестиций Японии увеличилась с 12,9 центов на 1 доллар чистых инвестиций в 1999 г. до 21,6 центов в 2009 г.
Домохозяйства Японии обладают вторым мировым размером активов в сумме 27,9 трлн.долларов США (2008 г.), из которых 60% помещаются в финансовых активах, а треть состоит из земли. Причем структура финансовых активов домохозяйств Японии аналогична США: более половины финансовых активов домохозяйства хранят в наличной форме и депозитах (55,3% в 2008 г.), в ценных бумагах хранится 14,2% (в США домохозяйства хранят около 20%), страховые и пенсионные резервы составляют 27% (США – 26%). Именно рост финансовых активов и недвижимости в последние годы привели к снижению нормы сбережений домохозяйств и в целом национальных сбережений. Национальное богатство Японии в эти годы также снижалось: если в 1990 г. оно превышало ВВП в 8 раз, то к 2008 г. оно составляет 5,5 раз ВВП или 2 783 трлн. иен.
Фискальное уплотнение, рост государственных расходов, нулевой рост экономики все равно серьезно не повлияли на благосостояние домохозяйств Японии, владеющие 80% национального богатства. Кроме того они остаются одними из самых богатых среди стран "большой семерки" по итогам 2008 г., а значит и в мире – отношение чистого финансового богатства к располагаемому доходу составляет 356,5%, тогда как у ближайших преследователей США – 248% и Великобритании – 243,3% (10).
Правительство, перепробовав множество рецептов из кейнсианской и монетаристской кухни, учитывая слабое восстановление, приходит к необходимости структурных реформ. С весны 2001 г. начинается, инициированная Кабинетом министров Коидзуми, т.н. "японская неолиберальная революция", по образу реформ тэтчеризма и рейганомики. Структурные реформы предусматривали ориентацию на большую "рыночность" экономики и небольшое государственное регулирование. Решительные меры включали приватизацию почтовой системы, реформирование системы здравоохранения, пенсионной системы и систему государственного медицинского страхования, фискальные реформы, консолидацию и уменьшение государственных финансовых институтов (JBIC). Государство взяло курс на минимальное влияние на экономику и частичный отказ от политики поддержки государства крупных бюрократических корпораций.
Меры привели к тому, что начинают сокращаться государственные расходы, которые к 2007 г. снизились на 9% по сравнению с 2001 г. Дефицит государственного сектора к 2007 г. составил 2,8% ВВП против 8,5% в 1999 г., а инвестиции государственного сектора снизились в реальном выражении почти на половину. Рост ВВП впервые, начиная с лопнувшего пузыря, имеет положительные темпы на протяжении восьми лет (2000-2007 гг.). Частное потребление немного начинает восстанавливаться и растет ежегодно на 1,5%, инвестиции в фиксированные активы частного сектора к 2007 г. возросли в реальном выражении на 20% по отношению к 1999 г., а экспорт по прежнему остается основным фактором роста экономики.
Динамика реального ВВП Японии 2000-2010 гг. (2000=100%)
Источник: Статистическое бюро Министерство внутренних дел и коммуникаций Японии http://www.stat.go.jp
1.4. Мировой кризис 2008 г.
Можно было говорить о конце "потерянного десятилетия", однако осенью 2008 г. грянул финансовый кризис. В официальных документах Кабинета министров отсчет начала мирового кризиса ведется с момента краха Lehman Brothers. Мировой финансовый кризис изменил структуру спроса японской экономики и отдельных отраслей.
Кризис, импортированный из США, вначале затронул финансовый сектор, затем перешел на реальный сектор экономики, далее оказал воздействие на домохозяйства. Суммарные убытки банков и страховых компаний только за IV квартал 2008 г. и I квартал 2009 г. составили 5,4 трлн. иен (около 60 млрд. долларов) из них 5,3 трлн. иен приходилось на крупные финансовые учреждения с оборотом более 1 млрд. иен. Производственные компании зарегистрировали убытки в I квартале 2009 г. в размере 2,2 трлн. иен (24 млрд. долларов). За 2008 г. было зарегистрировано более 12 тыс. банкротств с суммарным долгом 11,9 трлн. иен. Индекс Nikkei Stock Average упал на 43% в 2008 г., а объем производства обрабатывающих отраслей снизился на 3,4%, в 2009 г. – еще на 22%. Действие кризиса охватывало остальные сектора экономики, пострадала внутренняя и внешняя торговли, строительство, транспорт, электроэнергия: розничные и оптовые продажи в 2009 г. упали на 20%, экспорт сократился на целую треть, количество заказов на строительство – на 15%, количество вырабатываемой и потребляемой электроэнергии – на 4%. Уровень заработных плат в реальном выражении снизились на 5%, потребление домохозяйств уменьшилось номинально на 5%, а инвестиции компаний упали на 15%. В 2009 г. экономика наблюдала фантастическое снижение на 5,2%, объем ВВП даже в номинальном выражении составил 95% от объема 2001 г.
Заговорили
о продолжении "потерянного десятилетия".
Правительство принялось
Но больше всего экономика была озабочена вот уже десятилетним периодом снижения потребительских цен, который уменьшал объем совокупного спроса и уровень роста ВВП: из десяти лет дефляции только в трех годах был небольшой рост цен. Эта проблема плавно добавилась к проблемам мирового экономического кризиса. Вопросы краткосрочной ликвидности и проблемных активов были решены более или менее оперативно путем выкупа активов, решением структурных проблем "зомби-банков". Однако дефляция осталась на повестке дня, как основная проблема среднесрочного периода.
В июне 2010 г. была принята "Стратегия нового роста", где основными целями становились сильная экономика, крепкий государственные финансы и сильная система социальной защиты. Правительство до 2020 фискального года делит 11 летний период на две фазы, где принимаемые меры должны положить конец периоду дефляции. На фазе 1, характеризующийся действиями по преодолению дефляции, стратегия нацелена на возвращение экономики на путь полного восстановления и конца дефляции через внедрение мер стимулирования спроса. Планируется достичь роста потребительских цен с положительными темпами к концу 2011 фискального года и достижение стабильного роста цен в долгосрочной перспективе. Основными мерами стратегии станет стимулирование спроса и предложения в различных секторах экономики. Мерами спроса были определены: активизация спроса на медицинское обслуживание, обслуживание престарелых и детей (до 2020 фискального года данная мера должна ежегодно давать в среднем 0,3% в прирост реального ВВП); удовлетворение потенциального спроса со стороны социальной защиты, включая использование финансовых активов в секторе домохозяйств (до 2020 фискального года данная мера должна ежегодно давать в среднем 0,1-0,2% в прирост реального ВВП); активизация спроса на улучшение окружающей среды, такие как инвестиции, в энергосбережение (до 2020 фискального года данная мера должна ежегодно давать в среднем 0,4% в прирост реального ВВП); активизация спроса на надежные и безопасные продукты питания, на реконструкцию изношенных кондоминиумов, на усовершенствование инфраструктуры, на туризм в страну. Меры со стороны предложения включают следующее: обеспечение занятости пожилых людей, женщин и молодежи (до 2020 фискального года данная мера должна ежегодно давать 0,3% в прирост реального ВВП); улучшение бизнес-среды для старт-ап проектов, активизация прямых инвестиций в страну (до 2020 фискального года данная мера должна ежегодно давать 0,1-0,2% в прирост реального ВВП); накопление человеческого капитала и интеллектуальной собственности; пропаганда инноваций и накопление интеллектуальной собственности.
Информация о работе Показатели и результаты участия Японии в мирохозяйственных связях