Показатели и результаты участия Японии в мирохозяйственных связях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Целью же моей курсовой работы является изучение показателей и результатов участия Японии в современных мирохозяйственных связях.
Данная цель предполагает рассмотрение следующих вопросов:
1. Характеристика основных этапов развития экономики Японии, основные проблемы экономики на современном этапе, а также анализ современной экономической политики.
2. Современные аспекты участия Японии в системе мирохозяйственных связей.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные этапы развития экономики Японии 5
1.1 «Японское экономическое чудо» 5
1.2 Экономика мыльного пузыря 14
1.3 «Потерянное десятилетие» и «ловушка ликвидности» 23
1.4 Мировой кризис 2008 г. 33
2. Основные проблемы экономики Японии на современном этапе 39
2.1 Старение населения 39
2.2 Проблема долга 41
2.3 После землетрясения 43
3. Япония в системе мирохозяйственных связей. 46
3.1 Япония в международных экономических отношениях 46
3.2 Развитие и структура внешней торговли Японии 47
3.3 Обмен технологий 51
3.4 Экспорт — импорт капитала. Его характерные черты 53
3.5 Токио — мировой финансовый центр Японии 58
Заключение. 60
Список литературы 62

Файлы: 1 файл

Курсовая Япония.docx

— 195.33 Кб (Скачать файл)

Летом 2010 г. резкая ревальвация иены на 12% и низкое восстановление экономик мира увеличили  неопределенность касательно будущего, наряду со сложной ситуацией с  занятостью, которая на протяжении 6 кварталов снижалась по 1%. Учитывая эти неопределенности, Кабинет премьер-министра Кана разработал программу "Три этапа  экономических мер", которая направлена на реализацию "Стратегии нового роста". Помимо стандартных мер  активизации занятости и потребления  в бюджете 2011 фискального года планируется  пересмотр налоговой системы, которая  направлена на выход из периода дефляции. Действия предусматривают внедрение  факторов, способствующих снижению рисков для экономики, таких как ревальвация  иены и меры по построению фундамента выхода из периода дефляции. Программа  базируется на пяти ключевых элементах: занятость, инвестиции, потребление, превентивные меры предупреждения природных катаклизмов, регулирование и институциональные  реформы. От реализации только срочных  мер ожидалось увеличение реального  ВВП на 0,3% и создание около 200 тыс. рабочих мер и поддерживающий эффект для всей экономики.

Эти меры, а  также доверие рынка действиям  кабинета министров способствовали оживлению экономики уже в  третьем квартале 2010 г., когда ВВП  вырос на 2,5% к предыдущему кварталу, а в четвертом квартале рост составил 3,3%. В итоге экономика выросла за 2010 г. в реальном выражении на 3,9%. Но потребительские цены все равно снизились на 0,7% против 1,4% дефляции в 2009 г.

На повестку дня стала проблема сбора налогов, как основного источника государственных  расходов, которые за 2008-2009 гг. снизились  на 28%. В 2010 фискальном году по первоначальному  бюджету запланированы увеличение налогов к 2009 фискальному году на 1,6% в основном за счет увеличения поступлений  от корпоративного подоходного налога на 15%. Каковы будут итоги, покажет  исполнение бюджета за 2010 фискальный год, который закончился 31 марта.

В программе "Три этапа экономических мер" предусматривается реформа налоговой  системы в 2011 фискальном году (принята  правительством в декабре 2010 г.). Реформа  базируется на снижении эффективной  налоговой ставки для корпораций на 5% в целях усиления международной  конкурентоспособности японских компаний, стимулирования внутренних инвестиций и создания рабочих мест. Реформой вводится система налога на поддержку  занятости в целях увеличения занятости и экономического роста. В целях устойчивого развития Японии предполагается введение режимов  налогового благоприятствования для  поддержки инвестиций в низкоуглеродистое  и энергосберегающее оборудование. Для улучшения условий ведения  бизнеса иностранным компаниям  будет создана специальная зона с режимом налогового благоприятствования  в целях пропаганды Японии как  азиатского индустриального центра. Данные меры по ожиданиям правительства  должны увеличить реальный ВВП за 2011 фискальный год на 1,5%.

Много споров по этим действиям, но ясно, что возмещение потерь доходов бюджета от налоговых  послаблений ляжет на население. Правительство предполагает пересмотреть систему социального обеспечения  и поднять налог с продаж. К  тому же рост налогов и увеличение нагрузки на занятое население может неоднозначно сказаться на темпах восстановления, но больше всего омрачает в долгосрочном периоде – старение населения.

        

2. Основные проблемы экономики Японии на современном этапе

2.1. Старение населения

Данная тенденция, характерна для всех развитых стран, но для Японии она приняла угрожающий характер. Улучшение качества жизни  японцев естественно повлияло на увеличение продолжительности жизни. В итоге возраст выхода на пенсию в Японии для женщин и мужчин составляет 70 лет. Для анализа были использованы данные населения старше 70 лет, то есть де-юре уже пенсионеры. Продолжительность  жизни в 1980 г. составила 76,1 лет, в 1990 г. – 79 лет, в 2000 г. – 81,4 лет, а к 2010 г. – 83,2 лет.

Одновременно  при росте продолжительности  жизни происходит естественное старение населения. Так, в 1980 году, доля населения от 70 лет и старше составила 5,7%, а к уровню населения старше 15 лет – 7,5%, то в 1990 году эти показатели составили 7,9% и 9,7% соответственно, в 2000 году – 11,6% и 13,6%. К 2008 году численность лиц старше 70 лет в общей численности населения и в численности населения старше 15 лет достигла уровня 15,7% и 18,2% соответственно. Если в 1980 г. на одного пенсионера приходилось 28 занятых, то к 2000 г. 4,4 занятых, а к 2008 г. вообще 3,2 человека. Кроме того из примерно 48 млн. домохозяйств каждое пятое состоит из пожилых людей (от 65 лет и старше), хотя их доля в общем числе домохозяйств на 1980 г. не дотягивала и до 5%. Средний возраст главы домохозяйства в 2009 г. составил 55,7 лет, тогда как в 1985 г. – 47,4 лет.

Не добавляет  оптимизма для рынка трудовых ресурсов и картина с числом рожденных  и умерших. До 2005 г. уровень рождаемости  на 1000 населения был выше уровня смертности, однако с 2005 г. впервые с 1899 г. естественный прирост составил отрицательное значение (-0,2), а к 2009 г. он составил уже -0,6.

Увеличивается средний возраст женщин, рожающих первого ребенка. Если в 1980 г. средний  возраст составил 26,4 года, то к 2009 г. возраст среднестатистической японки рожающей в первый раз приблизился  к 30 годам (29,7 лет). Причем в структуре женщин, в первый раз познающих материнство превалирует квантиль женщин возрастом 30-34 года (36,4% к общему числу матерей-первородок в 2009 г.), тогда как всего девять лет назад доминировала группа 25-29 летних (39,4% в 2000 г.).

Улучшение качества жизни и бум потребления нивелируют традиционные ценности японского общества, где основным институтом выступала  патриархальная семья. Глобализация привела  к тому, что около 60% домохозяйств являются нуклеарными, а треть вообще состоит из одного человека. Японцы начинают отказываться от института  брака и семьи. Так число заключаемых  браков снизилось за 1980-2007 гг. на 7%, а  число разводов увеличилось в 1,8 раза.

Молодые японцы не торопятся вступать в брак: средний  возраст жениха вырос за 1980-2009 гг. с 27,8 лет до 30,4 лет, а японка вступает в брак уже в 28,6 лет (в 1980 г. – 25,2 года).

Указанные тенденции  тяжким бременем ложатся на государственные  финансы. Ежегодно в бюджете государственного сектора увеличиваются социальные расходы. Если в 1980 фискальном году расходы  на социальное обеспечение составляли 32,7% от расходов бюджета, то в 2010 фискальном году эти расходы составили более  половины – 52,3%, а к ВВП почти 6%.

Расходы бюджета государственного сектора Японии на социальное обеспечение

 

1980 фиск.год

1990 фиск.год

2000 фиск.год

2010 фиск.год

В % к расходам бюджета

32,7

34,1

36,6

52,3

В % к ВВП

4

2,9

3,8

5,9


Источник: Министерство финансов Японии http://www.mof.go.jp/english/budget/budget004.htm

Демографическая ситуация Японии в перспективе представляет собой пессимистичную картину. По прогнозу численность населения снизится со 127,5 млн. человек в 2009 г. до 122,7 млн. человек, а к 2050 г. вообще упадет на четверть по отношению к 2009 г. до 95,2 млн. человек. Причем по всем возрастным группам будет наблюдаться регресс ежегодной численности, тогда как группа населении от 65 лет и старше наоборот будет расти и составит к 2050 г. почти 40% от численности населения (2009 г. – 22,7%).

Старение  населения в итоге будут способствовать уменьшению доходов бюджета, а именно снижением суммы налогов на доходы населения, как основного донора расходов бюджета: если в 1965 фискальном году сумма налогов на доходы населения, на наследство, на товары и потребление  составляли 38,8%, то в 2010 фискальном году она составила уже 64,7%. Это приведет к увеличению нагрузки на экономически активное население, численность которого снижается из года в год согласно приведенным выше прогнозам. Речь может  идти как об увеличении ставок налогов, так и количества взимаемых налогов. Так с 1989 фискального года был  введен налог на потребление (налог  на добавленную стоимость), заменивший налог на товары. Здесь можно судить какова нагрузка на населения Японии.

Наряду со старением угрозу для долгосрочного  развития представляет рост долга Японии.

 

2.2. Проблема долга

Долговые  проблемы Японии стали следствием государственных  расходов "потерянного десятилетия" и процесса старения населения.

В начале 2011 г. Международное рейтинговое агентство Standard & Poors (S&P) понизило долгосрочный кредитный рейтинг Японии впервые  с 2002 г., мотивируя это тем, что  кабинету министров не хватает четкого  плана, чтобы справиться с растущими  долгами. S&P снизило рейтинг на одну ступень с "AA" до "AA-", что на три уровня ниже наивысшего рейтинга. Конечно это не спекулятивный  рейтинг, но сам прецедент, что такой  богатой экономике снизили рейтинг, является не очень хорошей новостью. По версии S&P Япония имеет наименьший рейтинг среди стран "большой восьмерки", за исключением России и Италии, в которой проблема долгов стоит еще острее с лета 2010 г.

Объем государственного долга самый большой среди  развитых стран и по состоянию  на 1 января 2011 г. составил 919,2 трлн. иен или 192% к ВВП, причем в январе 2011 г. он возрос до 923,6 трлн. иен. Учитывая данные темпы, а также необходимость восстановления после землетрясения в текущем году долг перевалит за порог в два ВВП. Этот уровень долга даже выше, чем в тех странах, которые захлестнул долговой кризис: в Италии по оперативным данным за 2010 г. отношение долга к ВВП 119%, Ирландии 94,2%, Греции 126% (2009 г.), у Португалии 92%.

Необходимо  задаться вопросом – данный уровень  долга является ли таким негативным фактором для экономики страны? С  точки зрения макроэкономических индикаторов  это не очень хорошо, но Япония вроде  не предполагает вступать в Еврозону, где отношение долга является основным критерием входа.

Ситуация  с бюджетным дефицитом, являющийся критическим с уровнем 4% для европейских  стран, в Японии превышает 10% ВВП. Для  обслуживания долга Япония тратит уже  десятую часть бюджета и расходы  по обслуживанию растут с темпом более 10%.

Данные причины  побуждают некоторых экспертов  осторожно говорить о возможной  угрозе дефолта. Но вряд ли. Страна имеет  финансовых активов на 60 трлн. долларов США (конец 2008 г.), более 1 трлн.долларов в золотовалютных резервах (на 1 марта 2011 г.), ежегодный профицит текущего счета (2010 г. – 210 млрд.долларов) и экономное  население. Кроме того более 95% государственных  облигаций находится в распоряжении местных инвесторов, в отличие  от Греции. В этой ситуации самое  худшее, что может произойти –  увеличение доходности по государственным  долгам.

 

 

2.3. После землетрясения

Землетрясение в Тохоку стало самым сильным  в истории Японии после второй мировой войны. Но именно оно станет отправной точкой для долгожданного  роста экономики.

Четыре префектуры, пострадавшие от землетрясения, составляли от 6 до 7% численности население Японии и экономического потенциала. Естественно  цена ущерба – вот основной вопрос, стоящий на повестке дня. Например, экономический ущерб от землетрясения в Кобе 1995 г. составил 2% ВВП (11). Причем территория, подвергшаяся землетрясению в Кобе, также как и доля производимого ВВП, сопоставима с землетрясением Тохоку. Однако ущерб от нынешних стихийных бедствий намного больше, чем был в 1995 г.

В частности  землетрясение и цунами нанесли  серьезный урон атомным электростанциям  в регионе Тохоку, который очень  сильно зависит от этих мощностей. Примерно 20% производства атомной энергетики Японии были закрыты, что в итоге  приведет к нехватке энергии.

Нехватка  электроэнергии и необходимость  восстановления от стихийных бедствий привело к остановке многих производств, включая производство машин и  электрооборудования. Негативные последствия  скажутся не только на префектурах, подвергшиеся землетрясению и цунами, но и на всей Японии, а также на других странах. В Японии сконцентрировано 40% мирового производства компонентов технологического сектора, закрытие заводов и разрушенная  инфраструктура скажутся на импорте  и, соответственно, на производителях в других странах мира.

Землетрясение, последовавшее за ним цунами и  катастрофа на АЭС "Фукусима 1", помимо непосредственных разрушительных последствий, затормозили восстановление японской экономики после мирового кризиса  и рецессии, но эксперты говорят, что это ненадолго.

Землетрясения случилось тогда, когда казалось экономика страны начала восстанавливаться  от последствий мирового экономического кризиса в конце 2010 г. Индекс промышленного  производства в ноябре 2010 г. вырос  на 1% по сравнению с аналогичным  месяцем 2009 г., в декабре – на 3,3%, в январе 2011 г. – на 2,4%. Стихии ослабили экономическую активность в краткосрочном  периоде, однако последующее восстановление создаст стимулы для роста  экономики. Кабинет министров начал  поиск мер восстановления, однако фискальные ресурсы лимитированы на уровне 0,2 трлн. иен (0,04% ВВП) в бюджете 2010 г. и 1,1 трлн. иен (0,2% ВВП) в бюджете 2011 г.

Правительство Японии 23 марта 2011 г. оценило экономический  ущерб от землетрясения в семи префектурах в 25 трлн. иен (309 млрд. долларов США), компания AIR Worldwide дала оценку, что пострадало застрахованное имущество на 14,5-34,6 млрд. долларов. Эти оценки не учитывали разрушений от цунами и катастрофы на Фукусиме.

Информация о работе Показатели и результаты участия Японии в мирохозяйственных связях