Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:11, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть основные вопросы и особенности полезности благ.
Задачи, решаемые в ходе работы:
определить понятие полезности, ее сущности, значения полезности в экономической сфере;
рассмотреть основные концепции развития теории предельной полезности;
изучить и проанализировать закон убывающей предельной полезности, его основные аспекты;
рассмотреть основные подходы к измерению полезности и максимизации общей полезности.
«Полезность и ее виды. Закон убывающей предельной полезности»
Содержание
Введение
Ограниченность личного бюджета и стремление более рационально его распределить при различных и подвижных ценах вынуждают покупателя делать выбор: одни товары покупать, а от других отказываться. Из многочисленных альтернатив потребитель выбирает такие варианты и сочетания товаров, которые соответствуют его представлениям о полезности покупок, соизмеренных с возможностями личного бюджета. Полезность товара – это его потребительский эффект, соотносимый и сопоставляемый покупателем с уплаченными за него деньгами. В этом смысле деньги выступают для покупателя первой количественной мерой полезности покупаемых товаров. Другой, не менее существенной и достаточно определенной мерой выступает количество товаров по данной цене, необходимых для удовлетворения потребности.
Изучению полезности, ее основных характеристик, законов и посвящена тема курсовой работы. Данная тема является актуальной, потому что, не смотря на столь давнее происхождение, вопросы полезности благ и рационального распределения бюджета важны для каждого человека и в настоящее время.
Цель исследования – рассмотреть основные вопросы и особенности полезности благ.
Задачи, решаемые в ходе работы:
При решении данных задач в работе были использованы следующие методы:
Изучением и анализом данной темы, разработкой большого количества теорий занимались ученые с самых древних времен и до наших дней. В ходе работы были рассмотрены труды многих зарубежных и российских экономистов.
Для написания работы использовались различные источники информации: учебные издания по экономической теории и микроэкономике, монографии разных авторов и статьи из периодических журналов, Internet – ресурсы и т.д.
Глава I. Понятие и сущность полезности. Теория предельной полезности.
1.1. Понятие и сущность полезности.
На ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями, с течением времени каждый новый шаг вперед следует считать следствием того, что развитие новых отраслей деятельности порождает все больше потребностей, а не того, что новые потребности порождают новые виды деятельности.
Теория потребления является научной основой экономической теории. Маккуллох, рассматривая "прогрессивную натуру человека"1, писал: "Удовлетворение потребности или желания - это лишь шаг на пути к какому- либо занятию. На каждой ступени своего развития человеку суждено придумывать и изобретать, браться за новые дела, а, завершив их, со свежими силами приниматься за другие".
Потребность – желаемое состояние, которое потребитель достигает с помощью определенных благ.
В современной экономической литературе широко используется термин «блага». Это очень ёмкое понятие. В философском смысле под благом понимается то, что заключает в себе определённый положительный смысл, удовлетворяет потребность человека, отвечает его целям и стремлениям. Блага подразделяются на три важнейших вида:
Для блага очень важно свойство отчуждаемости, т.е. свойство быть объектом собственности и выступать объектом купли-продажи. Блага, обладающие этими свойствами, называются экономическими благами.
Человеком ценятся разные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно- необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность, ценность для человека. Да и сами затраты труда на производство различных товаров производятся лишь потому, что человечество нуждается в определенных полезностях.
Общее свойство всех материальных благ без исключения, как показывает уже самое понятие о благе, состоит в том, что они имеют такое или иное отношение к человеческому благополучию. Но отношение это выражается в двух существенно различных формах. Первую форму мы имеем тогда, когда данная вещь обладает вообще способностью служить для человеческого благополучия. Для другой формы требуется, чтобы данная вещь являлась не только причиной, но вместе с тем и необходимым условием человеческого благополучия, чтобы, значит, обладание вещью доставляло какое-нибудь жизненное наслаждение, а ее лишение вело к утрате этого наслаждения. В науке существует особое название для каждого из указанных видов пригодности вещей с точки зрения человеческого благополучия: одна форма называется ценностью, а другая - полезностью.
В различных источниках современной экономической литературы существует множество определений полезности благ, обратим внимание на некоторые из них:
Полезность – это то удовольствие, удовлетворение или исполнения запросов, которое получают люди от потребления товарами или услугами.
Полезность - это способность блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
Полезность товара – это его потребительский эффект, соотносимый и сопоставляемый покупателем с уплаченными за него деньгами. 2
Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит потребителю.
Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ.
Понятно, что у разных людей она различна: если человек любит охоту или рыбалку, то охотничье ружье или спиннинг представляют для него большую пользу, а для всех остальных они малополезны. Однако в том или ином обществе возможно выявление средних для всех его членов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений: какое благо для них более полезно, а какое — менее.
Оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивидуума она часто весьма субъективна:
Первоначально ценность и полезность рассматривались как понятия, совершенно однозначащие. Ученые – экономисты первоначально считали, что ценность – это то же самое, что и полезность. Впоследствии хотя ученые и стали проводить различие между ними, но различие столь туманное, что рассматриваемые понятия отделялись друг от друга только диалектически, по существу же они оставались по-прежнему слитыми в одно.
Так, одни экономисты говорили, что ценность представляет собою познанную, оцененную человеческим умом полезность другие называли ценность степенью полезности. Наконец, ценность начали определять как значение материальных благ для человека.
Ценность — это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущегося за базу).
Менгер определял ценность следующим образом:
"Ценностью называется то значение, которое приобретают для нас конкретные материальные блага или количество материальных благ, благодаря тому, что в деле удовлетворения наших потребностей мы сознаем свою зависимость от обладания ими".4
Ценность приобретают материальные блага тогда, когда имеющийся налицо запас материальных благ этого рода оказывается настолько незначительным, что для удовлетворения соответствующих потребностей его или не хватает вовсе, или же хватает только в обрез, так что если отбросить ту часть материальных благ, об оценке которой именно и идет дело в том или ином случае, то известная сумма потребностей должна будет остаться без удовлетворения.
Не имеют ценности материальные блага, которые имеются в большом количестве, которым могут быть вполне удовлетворены соответствующие потребности, но и остается еще излишек, который не находит себе употребления и который в то же время настолько велик, что подвергающуюся оценке часть материальных благ можно смело отбросить, не причиняя тем никакого вреда ни одному из лиц, имеющих надобность в этого рода товарах.
Ценность имеет синоним — стоимость. Оба термина взаимозаменяемы. Но в советской политической экономии термин «стоимость» имел другое значение, чем термин «ценность» в классической и современной экономической теории. По мнению советских политэкономов, термин «стоимость» означал, что потребитель определяет ценность товара (как говорят марксисты, потребительную стоимость товара) в конечном счете на основе затраченного на изготовление этого товара труда. Термин же «ценность», по их мнению, не подразумевал привязанность к трудовой теории (концепции) стоимости и означал приверженность к немарксистской экономической теории. В современной России эти термины обычно не противопоставляются.
Задачу выявить предпочтения потребителей путем соизмерения сопоставления полезностей (потребительных стоимостей) поставили перед собой экономисты австрийской школы — Карл Менгер, Евгений Бем-Баверк и др. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного индивидуума, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей. Одно дело кусок хлеба, чтобы не умереть с голода; стакан воды, чтобы утолить жажду; пара обуви, чтобы не ходить босиком. И другое дело наличие значительного количества подобных благ, что существенно изменяет остроту потребности, степень их полезности. Полезность одного ломтя хлеба, одного стакана воды, одной пары обуви намного выше полезности сотни стаканов воды, корзины хлеба, нескольких десятков пар обуви. Как уже отмечалось, по мере потребления новых единиц, частей, долей блага (потребительной стоимости) темп нарастания пользы падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей, порцией, снижается.
Важность (ценность) благ (потребительных стоимостей) определяет не средняя, а наименьшая, добавочная полезность, приносимая каждой очередной и в каждом конкретном случае «последней», конечной единицей блага. Для обозначения этой добавочной, наименьшей по величине полезности употребляется термин предельная полезность.
1.2. Теория предельной полезности
Под предельной полезностью
понимают добавочную полезность, или
удовлетворение, извлекаемое потребителем
из одной дополнительной единицы
конкретной продукции.
Впервые теории предельной полезности благ как меры ценности благ и основания цен появились в 1870-х гг. практически одновременно в Австрии (К. Менгер), Англии (У. Джевонс) и Швейцарии (Л. Вальрас). Термин предельной полезности (Grenznutz) был впервые обозначен австрийским ученым Визером. Он схож с термином "конечная полезность", использованному Джевонсом.5
Основоположники теории предельной полезности предполагали существование меры полезности само собой разумеющимся фактом. Ученые Менгер и Вальрас не задумывались о значимости измеримости полезности. Джевонс первоначально отрицал возможность измерения полезности, а затем нашел метод ее измерения на основе приблизительного постоянства предельной полезности денег - способа, который позже принял и анализировал Маршалл. Джевонс не принимал вероятность межличностных сопоставлений полезностей, считая, что теория цены не требует подобных сравнений, но после стал рассуждать относительно благосостояния, предполагающие и математическое измерение полезности, и межличностные соотношения. С другой позиции, Менгер и Вальрас не считали трудным межличностное сопоставление полезностей. Они не уделяли внимание точной форме функции полезности и принимали закон убывающей предельной полезности общепринятым фактом. Вальрас в своей работе изображал линейную функцию предельной полезности. Таблицы Менгера тоже предполагали линейные функции. Большее число кривых Джевонса были выпуклы книзу.
Информация о работе Полезность и ее виды. Закон убывающей предельной полезности