Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 13:41, курсовая работа
Цель настоящей работы – изучить политику ценовой дискриминации, выявить благоприятные и отрицательные моменты влияния ценовой дискриминации на экономическое благосостояние.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение ценовой дискриминации;
рассмотреть виды ценовой дискриминации и механизмы ее осуществления;
определить влияние ценовой дифференциации на общественное благосостояние;
проанализировать практическое применение политики ценовой дискриминации в российской экономике и во всем мире;
рассмотреть конкуренцию и цены на российском фармацевтическом рынке.
Введение………………………………………………………………………......…. 3
1.Теоретические аспекты ценовой дискриминации....…….….…………....…....... 5
1.1 Сущность ценовой дискриминации……………………………………….....….5
1.2 Виды ценовой дискриминации…………………………………………………..7
1.3 Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние….......11
2.Ценовая дискриминация на практике и ее государственное регулирование....18
2.1 Современные механизмы осуществления ценовой дискриминации………...18
2.2 Примеры ценовой дискриминации в России………………………………….22
2.3 Конкуренция и цены на российском фармацевтическом рынке ……...……..26
Заключение…...……………………………………………………………...…...… 32
Список используемой литературы……………………………………….….......... 34
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические аспекты
1.1 Сущность ценовой дискриминации………………………………………..
1.2 Виды ценовой дискриминации……………………………………………
1.3 Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние….......11
2.Ценовая дискриминация на
2.1 Современные механизмы осуществления ценовой дискриминации………...18
2.2 Примеры ценовой дискриминации в России………………………………….22
2.3 Конкуренция и цены на российском фармацевтическом рынке ……...……..26
Заключение…...…………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….…...
Введение
Каждый день на практике нам приходится сталкиваться с проявлением ценовой дискриминации: на рынке часто назначают различную цену на различные единицы одного и того же товара, исходя из внешнего вида покупателя (обычно чем дороже одет человек, тем дороже ему обходится покупка товара). Каждый предприниматель, имеющий хоть небольшую монопольную власть, стремится максимизировать свою прибыль путем изъятия всего излишка потребителя, т.е. путем взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене (максимальной цене, которую покупатель готов заплатить). Ценовая дискриминация стала частью нашей повседневной жизни.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Ценовая дискриминация» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Объектом данного исследования является анализ ценовой дискриминации.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Цель настоящей работы – изучить политику ценовой дискриминации, выявить благоприятные и отрицательные моменты влияния ценовой дискриминации на экономическое благосостояние.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Работа состоит из введение, основная часть, состоящая из 2 глав, заключение и библиографический список.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, определены объект и субъект исследования, охарактеризованы источники информации.
Первая глава раскрывает общие вопросы, раскрываются теоретические аспекты проблемы «Ценовая дискриминация»: понятие ценовой дискриминации, условия ее существования, виды и влияние ценовой дискриминации на общественное благосостояние.
Во второй главе подробно рассмотрено практическое применение ценовой дискриминации, некоторые ее формы в современной России и конкуренцию, цены на российском фармацевтическом рынке.
Источниками информации для написания данной работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, справочная литература и прочие актуальные источники информации.
1. Теоретические аспекты ценовой дискриминации
1.1 Сущность ценовой дискриминации
Ценообразование – процесс формирования цен на товары и системы цен в целом. При рыночной экономике процесс ценообразования происходит стихийно, цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях конкуренции. Фирма на конкурентном рынке является ценополучателем. Монополист же имеет возможность сам устанавливать выгодные для него цены, потому что он является единственным поставщиком на рынке.
В экономической науке ситуацию, когда одно и то же экономическое благо продается различным потребителям по различным ценам, принято называть ценовой дискриминацией.
Впервые термин «ценовая дискриминация» ввел французский экономист Ж. Дюпюи. Он описал в ней все основные моменты, главным из которых является то, что компания продает один и тот же товар по разной цене. Французский экономист разделил покупателей на богатых, зажиточных и бедняков, тем самым уже тогда показав, что эти люди обладают разной эластичностью спроса. Наконец, экономист заявил, что компании идут на подобные шаги с одной единственной целью – увеличение прибыли.
Его идея была позднее развита экономистом Д. Ларднером. Д. Ларднер ценовую дискриминацию рассматривал как достаточно эффективное средство по увеличению прибыли компании.
Но современный вид ценовая дискриминация приняла только после того, как А. Пигу выпустил свою работу «Экономическая теория благосостояния».
Ценовой дискриминацией (от лат. discriminatio – различие) называют установленные продавцом разных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям.
Итак, под ценовой дискриминацией следует подразумевать продажу двух различных благ двум потребителям по разным «чистым» ценам. «Чистые» цены в данном контексте есть не что иное, как цены, скорректированные на различия в издержках производства.
Рассмотрим сам механизм ценовой дискриминации. Раздел ценовой дискриминации – это анализ способов фирмы, с помощью которых фирма может извлечь неиспользованный излишек: излишек потребителя и безвозвратные потери.
На рынках, где действуют линейные цены все потребители платят цену рª за каждую единицу товара, в независимости от того кто и в каком количестве покупает товар.
Целью ценовой дискриминации является извлечение большего излишка, чем это возможно при линейном ценообразовании. В этой ситуации потребитель становится богаче, потому что он будет потреблять дополнительное количество единиц по цене и получать дополнительный излишек, обозначенный на рисунке закрашенным треугольником. А другой потребитель с более низкой кривой спроса не будет покупать товары по новой цене, так как его средняя ценность продукта ниже для количества выше . Средние и предельные цены потребителей не будут отличаться, такая ситуация и будет называться ценовой дискриминацией.
Итак, мотив использования системы ценовой дискриминации состоит в стремлении фирмы, обладающей монопольной властью на рынке, максимизировать прибыль. Назначая для всех покупателей единую цену, продавец теряет потенциальную прибыль из-за того, что на рынке остаются покупатели, чья максимальная готовность платить превышает предельные издержки производства товара.
Вообще ценовая дискриминация осуществима, когда реализуются три условия:
Итак, для того, чтобы фирма-монополист смогла осуществлять ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать двум условиям. Во-первых, покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленную продукцию. Во-вторых, продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на товары.
1.2 Виды ценовой дискриминации
Понятие ценовой дискриминации было введено в экономическую теорию в первой трети XX в. А Пигу, хотя явление, получившее это название, было известно и ранее. А. Пигу также предложил различать три вида, или степени, ценовой дискриминации.
Рассмотрим подробнее каждый вид ценовой дискриминации, ее механизмы, способы осуществления на практике, влияние на благосостояние.
При совершенной ценовой дискриминации (или дискриминации первой степени) цена каждой единицы продукции устанавливается на уровне рыночного спроса именно этой единицы, в результате чего весь потребительский излишек присваивается монополистом. Совершенная ценовая дискриминация представлена на рис. 1.
Рисунок 1 - Совершенная ценовая дискриминация
Оптимальный выпуск монополии находится в точке L при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и MR) и составляет Q'2 при цене Р2. Излишек потребителей равен площади Р2* AL, излишек продавца равен площади CP2*LE2. Монополист присваивает себе весь потребительский излишек P*AL, который при совершенной конкуренции, при объеме производства Q2 был бы присвоен покупателем.
Поскольку монополист не может иметь полной информации о функциях спроса всех возможных покупателей своего блага, этот вид ценовой дискриминации в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой ценовой дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей.
Совершенная ценовая дискриминация — это идеализированная концепция, о чем говорит слово "совершенная", но она представляет теоретический интерес, поскольку дает пример иного, нежели конкурентный рынок, механизма размещения ресурсов, обеспечивающего достижение эффективности по Парето. В жизни примеров совершенной ценовой дискриминации встречается очень мало. Наиболее подходящим мог бы быть, скажем, такой: врач, практикующий в маленьком городке и назначающий своим пациентам разные цены в зависимости от их способности платить.
Ценовая дискриминация второй степени известна так же как случай нелинейного ценообразования, поскольку она означает, что цена не единицу товара не постоянна, а зависит от того, сколько товара вы покупаете. Эту форму ценовой дискриминации часто используют предприятия коммунальных услуг; например, цена единицы электроэнергии часто зависит от того, сколько ее покупается. В других отраслях крупным покупателям иногда предоставляются оптовые скидки.
Любой рациональный монополист стремится забрать весь излишек у потребителя и получить максимальную прибыль. Чтобы установить верные цены, монополист должен знать кривые спроса потребителей.
Подобным же образом агент по продаже авиабилетов может знать, что индивиды, отправляющиеся в деловые поездки, готовы заплатить за авиабилеты больше, чем туристы, но зачастую трудно с уверенностью сказать, кем является данный индивид – пассажиром, отправляющимся в деловую поездку, или туристом.
Ценовую дискриминацию второй степени проиллюстрируем на рис. 2.
Рисунок 2 - Ценовая дискриминация второй степени
На рис. 2 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут продаваться по цене Pl, следующие Q2 - Q1 единиц - по цене Р2, следующие Q3 - Q2 единиц - по цене Р3.
Таким образом, общая выручка монополиста от реализации Q1 единиц блага равна площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2 единиц - площади фигуры OP1AKBQ2, от реализации О3 единиц - площади всей заштрихованной фигуры. Из рис. 29.2 видно, что выручка от реализации О3 единиц по единой цене Р3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, a площадь фигуры Р3Р1AKBL (потребительский излишек) присвоен монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса - это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист
Правило проведения ценовой дискриминации второй степени вывел Г. Штакельберг: «Предельная выручка от продажи любой, кроме последней, партии должна равняться цене следующей партии, а предельная выручка от продажи последней партии — предельным затратам».
Дискриминация второй степени нередко выступает в форме ценового дисконта, или скидок (на объем поставок; кумулятивные скидки - сезонный билет на железной дороге; дискриминация во времени - различные цены на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной платы в сочетании с пропорциональной оплатой объема купленного блага).
Ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене. Если при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей степени предполагается разделение самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи. Ценовая дискриминация третьей степени также предполагает, что, хотя монополисту и известны предпочтения каждой группы потребителей, информации о том, каковы предпочтения конкретных потребителей, и как предпочтения распределяются внутри групп, у него нет. Это означает, что производитель не может осуществлять дополнительно среди покупателей на каком-либо рыночном сегменте ценовую дискриминацию ни первой, ни второй степени. Поэтому на каждом отдельно взятом сегменте он будет устанавливать единую для всех потребителей из данной группы цену. При этом на рынках с большей эластичностью спроса будет установлена более низкая цена, и, наоборот, на рынках с меньшей эластичностью цена будет выше. На рис. 3 показана ценовая дискриминация третьей степени на двух рынках. Оба трафика имеют общую вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма-монополист, максимизируя прибыль при равенстве MR = МС, устанавливает более высокую цену (P1), по которой спрос на ее блага менее эластичен.