Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:19, доклад
Доходы регулируют во всех экономических системах. Такое регулирование в рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно - командной системе. Роль государства значительна. Регулирование доходов - составная, органичная часть социальной политики любого общества. Доходы определяют уровень благосостояния населения, условия для воспроизводства рабочей силы. Политика доходов влияет на заинтересованность наемных работников и предпринимателей в участии их в развитии экономики в целом. Рост ВВП, национального дохода в свою очередь способствует повышению доходов населения, и его уровня жизни.
К безденежным доходам относят самозаготовки даров природы (охоту, лов рыбы, сбор дикорастущих ягод, грибов, дикого меда, орехов, трав, заготовку дров).
К безденежным видам доходов относят всевозможные домашние работы (ремонт жилья, ремонт домашней мебели и обуви, изготовление предметов домашнего обихода). Та часть продуктов, которая реализуется на рынке, не может быть признана безденежной формой дохода. Безденежные виды доходов могут быть весьма ощутимы в их реальной стоимости и существенно повышают доходность населения и уровень потребления.
Номинальный денежный доход – включает доходы, получаемые денежной форме: заработную плату, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансфертные выплаты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы от предпринимательской деятельности, а также ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и т.д.
Располагаемый доход домашнего
хозяйства определяется как разница
совокупного номинального дохода домохозяйства,
прямых налогов и обязательных платежей.
Располагаемый доход
Для определения истинной
покупательной способности
Расчет реального
Большая часть располагаемого (чистого) дохода используется на личное потребление, что стимулирует производство, поскольку личные доходы возвращаются в реальную экономику. Объем производства, следовательно, зависит от объема потребляемой части совокупного дохода.
Изменение структуры доходов. Переход к рыночной экономике сопровождается изменением структуры доходов. Растет доля доходов, получаемых от собственности, предпринимательства и других сфер, связанных с существованием рынка. Происходят кардинальные изменения в перераспределении доходов и национального богатства страны между различными слоями и группами населения. Если до начала реформ оно было сравнительно равномерным, то с 1992 г. началась стремительная дифференциация доходов. Стала возрастать в общей сумме доля доходов от предпринимательской деятельности и от собственности при одновременном снижении реальных доходов от заработной платы.
Дифференциация доходов.
Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободно конкуренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.
Для переходной экономики России первой половины 90-х гг. был характерен рост показателей дифференциации доходов.
Анализ уровня и динамики доходов населения.
Бюджет Дальневосточного федерального округа имеет ярко выраженную направленность. В таблице 1 представлена средняя зарплата в России по областям в 2011 году.
Таблица 1
Средняя зарплата в России по областям в 2011 году
Субъекты Российской Федерации |
Среднемесячная
номинальная начисленная |
Среднемесячная
номинальная начисленная |
Российская Федерация |
21353,9 |
30856,0 |
Центральный федеральный округ |
25913,8 |
- |
Белгородская область |
16064,1 |
24058,3 |
Брянская область |
12635,0 |
18804,7 |
Владимирская область |
14596,1 |
20534,7 |
Воронежская область |
15244,8 |
23671,2 |
Ивановская область |
13345,8 |
21154,8 |
Калужская область |
17822,5 |
26501,3 |
Костромская область |
13725,8 |
19810,8 |
Курская область |
14094,4 |
22194,5 |
Липецкая область |
15215,3 |
23077,1 |
Московская область |
25969,3 |
- |
Орловская область |
12998,3 |
19149,7 |
Рязанская область |
15767,6 |
22889,4 |
Смоленская область |
14776,4 |
21833,0 |
Тамбовская область |
12542,6 |
19021,7 |
Тверская область |
15591,3 |
24001,4 |
Тульская область |
15842,6 |
21866,7 |
Ярославская область |
16491,2 |
23794,0 |
г. Москва |
39016,3 |
64400,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
26389,1 |
|
Республика Саха (Якутия) |
30061,3 |
31613,5 |
Камчатский край |
35190,8 |
35955,1 |
Приморский край |
22290,1 |
33148,1 |
Хабаровский край |
23199,2 |
37808,0 |
Амурская область |
21988,9 |
22345,4 |
Магаданская область |
38405,8 |
39887,3 |
Сахалинская область |
35652,2 |
51789,3 |
Еврейская автономная область |
21191,8 |
22300,0 |
Чукотский автономный округ |
46938,8 |
51638,7 |
Из этой таблицы видно, что самая высокая средняя заработная плата за 2011 год была в Чукотском автономном округе, в городе Москва, в Сахалинской области, в Магаданской области, и в Республике Саха (Якутия).
Анализ динамики заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений например в Воронежской области, финансируемых из областного бюджета, в 2008 – 2009 гг. показал, что заработная плата работников повысилась. Так, в учреждениях социальной защиты населения прирост заработной платы составил 9,3%, в учреждениях здравоохранения – 11,5%, в учреждениях образования – 18,4%, в учреждениях культуры – 18,4%.
Анализ неравенства в качестве и уровне жизни населения ЦФО и ДФО.
В большинстве регионов ДФО ИРЧП сложился на уровне средних значений. Наиболее низкий ИРЧП в округе был в Еврейской автономной области, составивший 0,748 и являвшийся единственным в округе регионом с низким уровнем этого индикатора. Наиболее высокие значения ИРЧП были отмечены в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области, составившие 0,813 и 0,829 соответственно (см. таблицу 2.)
Покупательная способность денежных доходов сложилась на уровне низких значений (1-3 БПМ). Исключением, со значениями индикатора ниже среднего, стали Сахалинская область и Чукотский автономный округ, в которых покупательная способность была соответственно на уровне 3,46 БПМ и 3,18 БПМ.
Абсолютная бедность в регионах округа сложилась преимущественно на высоком уровне с максимальным значением в Камчатском крае (28%). Исключение составили Сахалинская область, Магаданская область и Приморский край, где значения индикатора сложились на среднем уровне и составили 14,9%, 18,9% и 16,8% соответственно.
Таблица 2
Значения индикатора качества и уровня жизни населения ДФО
(2010г.)
Субъекты |
ИРЧП1 |
ПС2 |
Бедность Абс.3 |
Бедность относит4 |
К фондов5 |
К Джини6 |
ВРП по ППС7 |
Сахалинская Обл. |
0,829 |
3,46 |
14,9 |
17,6 |
16,0 |
0,416 |
29244 |
Республика Саха (Якутия) |
0,813 (высокий) |
2,53 (низкая) |
24,1 (относит. Высокая) |
16,2 (средне-россий ская) |
14,3 |
0,400 |
15702 (высокий) |
Магаданская обл. |
0,798 (средний) |
2,90 (низкая) |
18,9 (средняя) |
16,1 |
14,8 |
0,405 |
12131 |
Хабаровский край |
0,785 |
2,57 |
19,5 |
15,3 |
13,0 |
0,387 |
10049 |
Чукотский авт. Округ |
0,783 |
3,18 (ниже средней) |
21,5 (средняя) |
17,0 |
13,3 |
0,391 |
20477 |
Камчатский край |
0,776 |
2,28 |
28,0 |
14,5 |
12,0 |
0,376 |
8890 |
Приморский край |
0,775 |
2,61 |
16,8 |
16,3 |
12,8 |
0,386 |
8676 |
Амурская область |
0,765 (средний) |
2,06 |
24,3 |
18,5 |
11,1 |
0,365 |
9546 |
Еврейская авт. Обл. |
0,748 |
2,17 |
19,8 |
18,1 |
12,0 |
0,377 |
8478 |
Россия |
0,825 |
3,26 |
12,8 |
26,4 |
16,5 |
0,420 |
16092 |
Относительная бедность сложилась на уровне низких значений относительно уровня в целом по стране (в 1,5 и более раз ниже 26,4%), исключение составили регионы со средним значением показателя: Амурская область, с максимальным в округе значением индикатора – 18,5% и Еврейская автономная область – 18,1%. Минимальное значение относительной бедности наблюдалось в Камчатском крае (14,5%).
При уровне ВРП и ППС на уровне средних и высоких значений, коэффициент Джини в регионах округа был избыточным относительно уровня ВРП. Коэффициент фондов находился на уровне средних значений, то есть в пределах 1,5 раза выше/ниже среднероссийского уровня (16,5). Минимальное значение этого индикатора было отмечено в Амурской области, составившее 11,1.
В ДВО только два субъекта в 2008 году имели высокий ИРЧП (более 0,8). Это Сахалинская область (0,829) и Р. Якутия (0,813). Остальные 7 субъектов, входящие в ДВО, имели средний ИРЧП. Среди них относительно более низкие значения ИРЧП сложились в Еврейской АО (0,748), Амурской области (0,765) и Приморском крае (0,775). Сахалинская область, которая имела самый высокий в ДВО ИРЧП, занимала 7 место в России; Р. Якутия – второе в ДВО и 19 место в России, опережая Сахалинскую область по индексу продолжительности жизни и индексу образования.
В таблице 2 наряду с ИРЧП
представлены экономические индикаторы
уровня и качества жизни населения,
такие как покупательная
Таблица 2
Индикаторы качества и уровня жизни
ИРЧП8 |
ПС9 |
Бедность Абс.10 |
Бедность относит11 |
К фондов12 |
К Джини13 |
ВРП по ППС14 | |
2008 г. |
2009 г. |
2009 г. |
2009 г. |
2009 г. |
2009 г. |
2008 г. | |
Сахалинская Обл. |
0,829 |
3,33 |
12,0 |
26,4 |
15,9 |
0,415 |
29244 |
Республика Саха (Якутия) |
0,813 (высокий) |
2,49 (низкая) |
19,5 (относит. Высокая) |
25,5 (средне-россий ская) |
14,4 |
0,401 |
15702 (высокий) |
Магаданская обл. |
0,798 (средний) |
2,81 (низкая) |
15,8 (средняя) |
26,0 |
14,6 |
0,404 |
12131 |
Хабаровский край |
0,785 |
2,41 |
18,9 |
23,7 |
13 |
0,387 |
10049 |
Чукотский авт. Округ |
0,783 |
3,26 (ниже средней) |
11,3 (средняя) |
24,6 |
15,3 |
0,41 |
20477 |
Камчатский край |
0,776 |
2,09 |
23,2 |
24,3 |
11,9 |
0,374 |
8890 |
Приморский край |
0,775 |
2,37 |
19,4 |
24,5 |
12,8 |
0,385 |
8676 |
Амурская область |
0,765 (средний) |
2,01 |
24,1 |
22,6 |
11,5 |
0,37 |
9546 |
Еврейская авт. Обл. |
0,748 |
2,15 |
22,3 |
23,3 |
12 |
0,375 |
8478 |
Россия |
0,825 |
3,27 |
13,2 |
26,5 |
16,7 |
0,422 |
16092 |
Ресурсы, (ВРП), производимые
в регионах ДВО, в результате перераспределения
направлялись на накопление, т.е. в народное
хозяйство, и на потребление населения.
Средний уровень потребления
населения измеряется покупательной
способностью его денежных доходов,
определяющей средний уровень жизни
в том или ином субъекте. Покупательная
способность среднедушевых
Несмотря на высокий, или
средний объем ВРП, производимый
во всех субъектах ДВО, покупательная
способность среднедушевых
Наиболее высокий уровень ПС в субъектах ДВО едва позволял в 2009 году преодолеть границу низкой обеспеченности при равномерном распределении доходов (от 1 до 3-х ПМ) и составляет в Сахалинской области – 3,4 ПМ, а в Чукотском АО – 3,3 ПМ. Остальные субъекты ДВО, включая Якутию, имели среднедушевую ПС на уровне низкой обеспеченности потребления. В Р. Якутия ПС составляла, примерно 2,5 ПМ. Менее всего средняя ПС была в Амурской области (2,0), и Камчатском крае (2,1) о., а также Еврейской АО (2,2).
Сама по себе низкая среднедушевая ПС неравномерно распределялась среди населения субъектов ДВО. Неравномерность ее распределения тестировалась индикаторами доли населения с доходами ниже ПМ (абсолютная бедность по доходам), уровня относительной бедности (доля населения с доходами ниже половины медианного дохода), а также коэффициентами фондов и Джини.
В 2009г. Только в двух субъектах ДВО уровень абсолютной бедности сложился ниже средне российского уровня (13,2%). Это были Чукотский АО (11,3%) и Сахалинская область (12,0%). В Р. Якутии этот индикатор составляет 19,5%, что было, примерно в полтора раза выше средне российского значения. Наиболее высокий уровень абсолютной бедности наблюдался в Амурской области (24,1%), Камчатском крае (23,2%) и в Еврейской АО (22,3%), что почти в два раза превышало среднее российское значение этого индикатора.
Установлено, что надо различать
нормальный и избыточный уровень
неравенства распределения
Информация о работе Политика доходов населения как один из приоритетов социальной политики