Политика доходов населения как один из приоритетов социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 15:19, доклад

Описание работы

Доходы регулируют во всех экономических системах. Такое регулирование в рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно - командной системе. Роль государства значительна. Регулирование доходов - составная, органичная часть социальной политики любого общества. Доходы определяют уровень благосостояния населения, условия для воспроизводства рабочей силы. Политика доходов влияет на заинтересованность наемных работников и предпринимателей в участии их в развитии экономики в целом. Рост ВВП, национального дохода в свою очередь способствует повышению доходов населения, и его уровня жизни.

Файлы: 1 файл

Реферат Политика доходов населения.docx

— 67.56 Кб (Скачать файл)

К безденежным доходам  относят самозаготовки даров  природы (охоту, лов рыбы, сбор дикорастущих ягод, грибов, дикого меда, орехов, трав, заготовку дров).

К безденежным видам доходов  относят всевозможные домашние работы (ремонт жилья, ремонт домашней мебели и обуви, изготовление предметов  домашнего обихода). Та часть продуктов, которая реализуется на рынке, не может быть признана безденежной  формой дохода. Безденежные виды доходов  могут быть весьма ощутимы в их реальной стоимости и существенно  повышают доходность населения и  уровень потребления.

Номинальный денежный доход  – включает доходы, получаемые   денежной форме: заработную плату, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансфертные выплаты, доходы от собственности  в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы от предпринимательской  деятельности, а также ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и  т.д.

Располагаемый доход домашнего  хозяйства определяется как разница  совокупного номинального дохода домохозяйства, прямых налогов и обязательных платежей. Располагаемый доход используется по двум направлениям: на текущее потребление  и на сбережение, величина которого определяется величиной остатка.

Для определения истинной покупательной способности населения  его располагаемый доход рассматривается  с учетом величины инфляции и индекса  роста цен за определенный период, а полученная качественно новая  величина – реальный располагаемый  доход – отображает реальное количество товаров и услуг, которые можно  приобрести на него.

Расчет реального располагаемого дохода вытекает из необходимости определения  реальной покупательной способности  населения.

Большая часть располагаемого (чистого) дохода используется на личное потребление, что стимулирует производство, поскольку личные доходы возвращаются в реальную экономику. Объем производства, следовательно, зависит от объема потребляемой части совокупного дохода.

Изменение структуры  доходов. Переход к рыночной экономике сопровождается изменением структуры доходов. Растет доля доходов, получаемых от собственности, предпринимательства и других сфер, связанных с существованием рынка. Происходят кардинальные изменения в перераспределении доходов и национального богатства страны между различными слоями и группами населения. Если до начала реформ оно было сравнительно равномерным, то с 1992 г. началась стремительная дифференциация доходов. Стала возрастать в общей сумме доля доходов от предпринимательской деятельности и от собственности при одновременном снижении реальных доходов от заработной платы.

Дифференциация  доходов.

Различия в уровне доходов  на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией  доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался  в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма  свободно    конкуренции. Затем  при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной  к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть  населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы  и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более  широких слоев населения в  рыночные отношения размеры неравенства  сокращаются.

Для переходной экономики  России первой половины 90-х гг. был  характерен рост показателей дифференциации доходов.

Анализ уровня и динамики доходов населения.

Бюджет Дальневосточного федерального округа имеет ярко выраженную направленность. В таблице 1 представлена средняя зарплата в России по областям в 2011 году.

Таблица 1

Средняя зарплата в России по областям в 2011 году

Субъекты Российской Федерации

Среднемесячная  номинальная начисленная заработная плата в 1 квартале 2011, рублей

Среднемесячная  номинальная начисленная заработная плата в декабре 2011 года

Российская Федерация

21353,9

30856,0

Центральный федеральный  округ

25913,8

-

Белгородская область

16064,1

24058,3

Брянская область

12635,0

18804,7

Владимирская область

14596,1

20534,7

Воронежская область 

15244,8

23671,2

Ивановская область 

13345,8

21154,8

Калужская область

17822,5

26501,3

Костромская область 

13725,8

19810,8

Курская область

14094,4

22194,5

Липецкая область 

15215,3

23077,1

Московская область

25969,3

-

Орловская область

12998,3

19149,7

Рязанская область

15767,6

22889,4

Смоленская область

14776,4

21833,0

Тамбовская область 

12542,6

19021,7

Тверская область

15591,3

24001,4

Тульская область 

15842,6

21866,7

Ярославская область

16491,2

23794,0

г. Москва

39016,3

64400,7

Дальневосточный федеральный округ

26389,1

 

Республика  Саха (Якутия)

30061,3

31613,5

Камчатский  край

35190,8

35955,1

Приморский край

22290,1

33148,1

Хабаровский край

23199,2

37808,0

Амурская область 

21988,9

22345,4

Магаданская область

38405,8

39887,3

Сахалинская область

35652,2

51789,3

Еврейская автономная

область 

21191,8

22300,0

Чукотский автономный округ

46938,8

51638,7


Из этой таблицы видно, что самая высокая средняя  заработная плата за 2011 год была в Чукотском автономном округе, в городе Москва, в Сахалинской области, в Магаданской области, и в Республике Саха (Якутия).

Анализ динамики заработной платы работников государственных  и муниципальных учреждений например в Воронежской области, финансируемых из областного бюджета, в 2008 – 2009 гг. показал, что заработная плата работников повысилась. Так, в учреждениях социальной защиты населения прирост заработной платы составил 9,3%, в учреждениях здравоохранения – 11,5%, в учреждениях образования – 18,4%, в учреждениях культуры – 18,4%.

Анализ неравенства  в качестве и уровне жизни населения  ЦФО и ДФО.

В большинстве регионов ДФО  ИРЧП сложился на уровне средних значений. Наиболее низкий ИРЧП в округе был в Еврейской автономной области, составивший 0,748 и являвшийся единственным в округе регионом с низким уровнем этого индикатора. Наиболее высокие значения ИРЧП были отмечены в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области, составившие 0,813 и 0,829 соответственно (см. таблицу 2.)

Покупательная способность  денежных доходов сложилась на уровне низких значений (1-3 БПМ). Исключением, со значениями индикатора ниже среднего, стали Сахалинская область и  Чукотский автономный округ, в которых  покупательная способность была соответственно на уровне 3,46 БПМ и 3,18 БПМ.

Абсолютная бедность в  регионах округа сложилась преимущественно  на высоком уровне с максимальным значением в Камчатском крае (28%). Исключение составили Сахалинская  область, Магаданская область и  Приморский край, где значения индикатора сложились на среднем уровне и  составили 14,9%, 18,9% и 16,8% соответственно.

 

 

Таблица 2

Значения индикатора качества и уровня жизни населения  ДФО

(2010г.)

Субъекты

ИРЧП1

ПС2

Бедность 

Абс.3

Бедность 

относит4

К

фондов5

К

Джини6

ВРП по ППС7

Сахалинская

Обл.

0,829

3,46

14,9

17,6

16,0

0,416

29244

Республика

Саха (Якутия)

0,813

(высокий)

2,53

(низкая)

24,1

(относит.

Высокая)

16,2

(средне-россий

ская)

14,3

0,400

15702

(высокий)

Магаданская обл.

0,798

(средний)

2,90

(низкая)

18,9

(средняя)

16,1

14,8

0,405

12131

Хабаровский край

0,785

2,57

19,5

15,3

13,0

0,387

10049

Чукотский авт. Округ

0,783

3,18

(ниже средней)

21,5

(средняя)

17,0

13,3

0,391

20477

Камчатский край

0,776

2,28

28,0

14,5

12,0

0,376

8890

Приморский край

0,775

2,61

16,8

16,3

12,8

0,386

8676

Амурская область

0,765

(средний)

2,06

24,3

18,5

11,1

0,365

9546

Еврейская авт. Обл.

0,748

2,17

19,8

18,1

12,0

0,377

8478

Россия

0,825

3,26

12,8

26,4

16,5

0,420

16092


Относительная бедность сложилась  на уровне низких значений относительно уровня в целом по стране (в 1,5 и  более раз ниже 26,4%), исключение составили  регионы со средним значением показателя: Амурская область, с максимальным в округе значением индикатора – 18,5% и Еврейская автономная область – 18,1%. Минимальное значение относительной бедности наблюдалось в Камчатском крае (14,5%).

При уровне ВРП и ППС  на уровне средних и высоких значений, коэффициент Джини в регионах округа был избыточным относительно уровня ВРП. Коэффициент фондов находился  на уровне средних значений, то есть в пределах 1,5 раза выше/ниже среднероссийского  уровня (16,5). Минимальное значение этого  индикатора было отмечено в Амурской области, составившее 11,1.

В ДВО только два субъекта в 2008 году имели высокий ИРЧП (более 0,8). Это Сахалинская область (0,829) и Р. Якутия (0,813). Остальные 7 субъектов, входящие в ДВО, имели средний ИРЧП. Среди них относительно более низкие значения ИРЧП сложились в Еврейской АО (0,748), Амурской области (0,765) и Приморском крае (0,775). Сахалинская область, которая имела самый высокий в ДВО ИРЧП, занимала 7 место в России; Р. Якутия – второе в ДВО и 19 место в России, опережая Сахалинскую область по индексу продолжительности жизни и индексу образования.

В таблице 2 наряду с ИРЧП представлены экономические индикаторы уровня и качества жизни населения, такие как покупательная способность  среднедушевых денежных доходов, уровень  абсолютной бедности по доходам, индексы, характеризующие неравенство распределения  денежных доходов.

Таблица 2

Индикаторы качества и уровня жизни

 

ИРЧП8

ПС9

Бедность 

Абс.10

Бедность 

относит11

К

фондов12

К

Джини13

ВРП по ППС14

2008 г.

2009 г.

2009 г.

2009 г.

2009 г.

2009 г.

2008 г.

Сахалинская

Обл.

0,829

3,33

12,0

26,4

15,9

0,415

29244

Республика

Саха (Якутия)

0,813

(высокий)

2,49

(низкая)

19,5

(относит.

Высокая)

25,5

(средне-россий

ская)

14,4

0,401

15702

(высокий)

Магаданская обл.

0,798

(средний)

2,81

(низкая)

15,8

(средняя)

26,0

14,6

0,404

12131

Хабаровский край

0,785

2,41

18,9

23,7

13

0,387

10049

Чукотский авт. Округ

0,783

3,26

(ниже средней)

11,3

(средняя)

24,6

15,3

0,41

20477

Камчатский край

0,776

2,09

23,2

24,3

11,9

0,374

8890

Приморский край

0,775

2,37

19,4

24,5

12,8

0,385

8676

Амурская область

0,765

(средний)

2,01

24,1

22,6

11,5

0,37

9546

Еврейская авт. Обл.

0,748

2,15

22,3

23,3

12

0,375

8478

Россия

0,825

3,27

13,2

26,5

16,7

0,422

16092


 

Ресурсы, (ВРП), производимые в регионах ДВО, в результате перераспределения  направлялись на накопление, т.е. в народное хозяйство, и на потребление населения. Средний уровень потребления  населения измеряется покупательной  способностью его денежных доходов, определяющей средний уровень жизни  в том или ином субъекте. Покупательная  способность среднедушевых доходов (ПС) показывает, сколько наборов  товаров и услуг, входящие в минимальную  потребительскую корзину, можно  купить на среднедушевые доходы населения.

Несмотря на высокий, или  средний объем ВРП, производимый во всех субъектах ДВО, покупательная  способность среднедушевых доходов  во всех субъектах, входящих в округ, не достигала среднего уровня (его  нижняя граница экспертно определена во ВЦУЖ и составляет, в среднем, 7 ПМ).

Наиболее высокий уровень  ПС в субъектах ДВО едва позволял в 2009 году преодолеть границу низкой обеспеченности при равномерном  распределении доходов (от 1 до 3-х  ПМ) и составляет в Сахалинской области – 3,4 ПМ, а в Чукотском  АО – 3,3 ПМ. Остальные субъекты ДВО, включая Якутию, имели среднедушевую ПС на уровне низкой обеспеченности потребления. В Р. Якутия ПС составляла, примерно 2,5 ПМ. Менее всего средняя ПС была в Амурской области (2,0), и Камчатском крае (2,1) о., а также Еврейской АО (2,2).

Сама по себе низкая среднедушевая  ПС неравномерно распределялась среди  населения субъектов ДВО. Неравномерность  ее распределения тестировалась  индикаторами доли населения с доходами ниже ПМ (абсолютная бедность по доходам), уровня относительной бедности (доля населения с доходами ниже половины медианного дохода), а также коэффициентами фондов и Джини.

В 2009г. Только в двух субъектах  ДВО уровень абсолютной бедности сложился ниже средне российского уровня (13,2%). Это были Чукотский АО (11,3%) и Сахалинская область (12,0%). В Р. Якутии этот индикатор составляет 19,5%, что было, примерно в полтора раза выше средне российского значения. Наиболее высокий уровень абсолютной бедности наблюдался в Амурской области (24,1%), Камчатском крае (23,2%) и в Еврейской АО (22,3%), что почти в два раза превышало среднее российское значение этого индикатора.

Установлено, что надо различать  нормальный и избыточный уровень  неравенства распределения денежных доходов. При определенных соотношениях ВРП и коэффициент Джини (характеризует  степень отклонения фактического распределения  общего объема доходов от их равномерного распределения) неравенство носит  нормальный характер. Во ВЦУЖ разработаны  границы ВРП, в рамках которых  коэффициент Джини является нормальным, а не избыточным.

Информация о работе Политика доходов населения как один из приоритетов социальной политики