Политика мультикультурализма. Предпосылки, суть, современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

По мере влияния на международную среду глобализационных процессов и деятельности акторов вне суверенитета, границы государств становятся относительно прозрачными и проницаемыми. Данный феномен обусловил быстрое и повсеместное перемещение не только товаров и капитала, но и рабочей силы в виде людей, способных действовать транснационально, руководствуясь принципами экономического прагматизма. Подвижный мир двадцатого столетия породил такие явления как контролируемая и неконтролируемая миграции, способствующие диаспоризации национальных государств, которые все еще остаются основными акторами современных международных отношений.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 105.78 Кб (Скачать файл)

II Глава Основные проблемы европейского мультикультурализма

 

2.1 Особенности межкультурных взаимоотношений в Германии

 

Для того чтобы понять причины ведения той или иной сложившейся мультикультурной политики, осознать ее механизмы, причины выбранного пути и результатов, неизбежно обращаться к истории вопроса. В случае Германии следует обратиться к периоду после Второй мировой войны, которую, как известно, страна проиграла по всем позициям. Понеся большие человеческие потери, оккупированная войсками стран США, Великобританией, Францией и СССР, она фактически была поделена на четыре зоны под управлением военных администраций этих стран.

В 1949 году была провозглашена Федеративная Республика Германия, включавшая в себя три оккупированные странами Запада зонами. Территория, которая находилась в юрисдикции СССР, в ответ объявила себя Германской Демократической Республикой. 3 октября 1990 года происходит объединение ГДР и ФРГ и страна объявляет себя как Федеративная Республика Германии.

В 50-х годах XX века, когда страна едва оправившись от войны, начинает восстанавливать собственную промышленность, особо остро встал вопрос с недостатком рабочих ресурсов, которые были истощены в ходе военных действий. Первоначально проблема решалась за счет привлечения этнических немцев, обитавших в центральной Европе, и желавших вернуться в страну, или покинуть территорию под юрисдикцией Советского Союза. Особенно требовались рабочие разного уровня квалификации по части строительства, производства и в других областях. Рабочих рук все равно катастрофически не хватало, тогда Германия начала практику найма рабочих по контракту. Начиная с 1955 года, это были граждане Италии, но вскоре экономика страны начала успешно восстанавливаться, вследствие чего люди ехали не в нужном объеме, и тогда в 1960 году Германия обращается к Испании, в 1961 году – к Турции, а в 1968 году – к Югославии. Тогда и возникает огромный поток гостей по найму, которых немцы назвали нынче теперь популярным в России словом «Gastarbeiter». Их рассматривали как временных работников, и, ожидалось, что как только потребность в их деятельности на территории страны отпадет, все гости по найму вернутся к себе на родину. Причем действовал лимит на двухгодичное пребывание на территории Германии для приглашенных на работу, в 1962-63 годах под давлением немецких работодателей для турецких работников он был отменен. А сложилось все совсем не так, как ожидали немцы, и проблема стала заметной через несколько поколений. Никто, конечно же, и не думал ни об ассимиляции столь пестрых и разнообразных представителей рабочего класса, строивших страну заново.

В 1966 году происходит экономический спад. Вслед за ним, в 1973 году, нефтяной кризис, обнаживший проблему безработицы среди мигрантов, в которых уже не нуждались в том количестве, в котором они присутствовали на территории страны. Пришлось принимать меры по ограничению въезда новых рабочих, что, тем не менее, не решило проблем с теми, кто прибыл на территорию страны раньше. Они стремились не только закрепиться, но и перевезти в Германию своих родственников. В 70-е годы правительство страны попыталось бороться с этим явлением, но время уже было упущено, и немалое количество мигрантов уже воссоединилось со своими родственниками. Притом, что португальцы, итальянцы и испанцы вернулись домой, турки в подавляющем числе, остались. Среди них присутствовало немалое количество не преследуемых на родине беженцев, воспользовавшихся ощущаемой немцами виной за холокост и ссылаясь на переворот в Турции в 1980 году.

Вопросами ассимиляции до обнаружения камня преткновения никто не занимался, и результаты взаимного культурного недопонимания не заставили себя долго ждать. Постепенно люди, воспринимавшиеся ранее как приехавшие из производственной необходимости, стали превращаться в группу множества поколений, и очевидным стало то, что это уже проблема, требующая просчитанных решений. Первоначально общество в большинстве своем не желало, чтобы мигранты становились его частью, и в 80-х годах под давлением недовольства мусульманской общины, началась разработка проекта по интеграции мигрантов. К середине десятилетия этим проектом стал мультикультурализм, основной принцип которого укладывался в концепцию сохранения культурной идентичности при условии преданности государству.

Таким образом, от новоиспеченных граждан не требовалась и не ожидалась интеграция в немецкую культуру, как раз наоборот, предполагалось, что они будут заниматься сохранением своей, и обе культуры пойдут параллельно друг другу, сосуществуя в одном обществе. Если разобрать более детально, то подобный проект можно назвать покупкой лояльности, вынужденная мера, лишенная дальнейшей перспективы с целью создания атмосферы уважения к многообразию и привлечения мигрантов к европейским и конкретно немецким ценностям.

Причину этому можно найти в том, что, во-первых, с подобным крупным явлением еще не доводилось сталкиваться, во-вторых, для европейца быть гражданином означало не только знать и понимать соответствующий язык, но ментально приобщиться к национальным ценностям, разделять их, чувствовать и знать историю. Первоначальный мультикультурный опыт Германии скорее похож на признание факта наличия большого количества инокультурных и инофонных людей на территории страны, опыт Второй Мировой войны, заставивший всю нацию чувствовать вину за преступления, допущенные в том числе и на территориях других государств, сработал так, что была проявлена «рыхлость», немцы как нация избегают любых разговоров о национализме. Следствием этого и общество, и государство избрало скорее политику изоляции, что и повлекло за собой дальнейшие трудности. Мигранты, в большинстве своем, не нуждались во взаимодействии с немецким обществом, что не побуждало их изучать язык, образовываться и знакомиться с немецкой культурой.

В ноябре 2010 года, на встрече с молодыми членами Христианско-демократического союза (ХДС) в Потсдаме, под Берлином, канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что попытки построить мультикультурное общество в Германии «полностью провалились». Меркель сказала: «Концепция, по которой мы в настоящее время живём бок о бок и счастливы этим фактом, не работает». Она также заявила, что иммигранты должны интегрироваться, принимать культуру Германии и её ценности. Это способствовало росту дебатов в Германии по поводу иммиграции, что отразилось на Германии и степени, по которой мусульманские иммигранты должны интегрироваться в немецкое общество. Они вполне успешно реализовывали себя в своей общине, чувствовали себя комфортно. В речи содержалось одновременно как признание мультикультурализма в качестве общепринятого факта сосуществования в Германия разных культур (например, по словам А. Меркель, «ислам уже стал неотъемлемой частью Германии»), так и критика такой политической практики, которая привела к раздельному и замкнутому существованию общин в составе одного государства. Именно эту замкнутость («живут бок о бок, но не взаимодействуют») канцлер определила как «абсолютный крах» политики мультикультурализма.

Поскольку мультикультурализм подразумевает решение не только этнических проблем, но любых социальных, религиозных и сексуальных меньшинств, следует изучить и политику немцев в этом вопросе. Например, в отношении инвалидов, в Конституции нет прописанного особого отношения к этим группам, нет ни слова о предпочтении их любым другим людям или требования оказывать какое-либо особое содействие и помощь.10 Практикуется подход, направленный на интеграцию их в общество, предоставления им всех тех же прав и свобод, что и любому другому человеку, однако запрещаются любые проявления дискриминации или нанесение ущерба инвалиду в частной жизни. Это касается как инвалидов, так и лиц, находящихся под угрозой приобретения инвалидности.

В Европе вопрос о статусе и правах женщин берет свое начало в эпоху «высокого средневековья» связывают это с появлением большого количества женщин-еретичек. Особо остро дискуссия разворачивается в эпоху Возрождения, когда просыпается интерес к личности как к таковой. На рубеже XIX-XX веков уже насчитывается множество организаций, которые боролись за политическое равноправие. Данный период называют «первой волной» активации женских движений. Тогда преобладал «феминизм особых прав», одним из видных авторов которого была Ж.П. Гилман. Многое для феминизма в последующее время сделала популярность учений К.Маркса и Ф.Энгельса, а так же социалистическая философия. На период с 1914 по 1918 годы не время активная деятельность феминистских организаций прекратилась. В 1915 году была образована «Женская международная лига за мир и свободу», существующая поныне. Феминизм второй волны приходится на 60-е годы ХХ века и связан с именем Симоны де Боливар. Европейское движение за права женщин все больше занимается вопросами равноправия, конкуренции с мужчинами за возможность не только обладать избирательным правом, но и самим избираться и принимать участие в государственных делах. В настоящее время, существует множество разношерстных по философии феминистских движений, начиная от либеральных до откровенно радикальных по форме и содержанию.

С 2001 года в Германии официально разрешены однополые союзы. Самая первая правозащитная ЛГБТ - организация появляется в 1971 году и берет название Homosexuelle Aktion Westberlin. Не смотря на осуждение гей-сообществ со стороны Римско-католической и некоторыми протестантскими общинами, ЛГБТ- движения активно борются с проявлениями гомофобии и дискриминацией, образовывают профсоюзы и некоммерческие организации.

Вывод: Германский мультикультурализм представляется явлением своеобразным. Касаемо политики миграции – она отсутствовала, так как ожидался совершенно другой исход в истории с нанятой рабочей силой, в итоге, события разворачивались бесконтрольно и самостийно. Не было вмешательства, но не было и грамотной политики интеграции инокультурных и инофонных граждан в местную среду, в результате чего был упущен очень важный момент, позволявший избежать возникших двух параллельных Германий - турецкой и немецкой. Спохватились довольно поздно. Что делать с собственными гражданами, не знающими немецкого языка и которые не очень понятны этническим собственным гражданам - большой вопрос. Принцип «единство в различии» представляется уходом от реальных проблем и отсутствием ответа на вопрос «что делать?». Германия едва ли не самое главное из государств Евросоюза, она обладает мощнейшей экономикой, и с ее мнением невозможно не считаться, на нее смотрят и ориентируются другие государства, невзирая на то, что не все согласны с проводимой страной внешней политикой. Немецкий язык один из официальных языков Евросоюза. Считая себя наследниками и последователями христианских традиций, немцы, тем не менее, и либеральны и довольно консервативны одновременно. С одной стороны, провозглашается равенство, демократические ценности, свобода личности, с другой существующие проблемы все-таки заставляют поворачиваться в сторону национализма, которого столько лет избегали, и впереди у Германии, по всей видимости, путь очень непростой.

 

2.2 Межкультурные взаимодействия во Франции

 

Во второй половине ХIX века Франция приобрела статус одной из крупнейших метрополии Европы. В период с 1830 по 1912 годы, она стала завершать политику колонизации, но оставив уже колонизированные страны, основная часть которых состояла из исламских стран, под своим протекторатом, получала от них ресурсы и рабочую силу. Первые иммигранты из стран Марокко, Туниса и Алжира появились во Франции еще в XIX веке. Перед Первой мировой войной в Париже, Марселе, Нанте и Бордо насчитывалось около 15 тыс. выходцев из Магриба, стали появляться первые кварталы уроженцев Северной Африки.11 После войны страна столкнулась с нехваткой человеческих ресурсов и приступила к более активной практике привлечения североафриканцев в качестве рабочей силы.

В 1920 году был принят декрет, согласно которому алжирских рабочих больше не считали иностранцами, однако с началом Великой депрессии им было отказано во въезде на территорию Франции. После Второй мировой миграция из Северной Африки возобновилась с новой силой, и особенно в 60-е года, когда страна переживала экономический подъем и снова остро нуждалась в рабочих руках. В 1958 году разражается Алжирский кризис, в 1962 году решенный предоставлением независимости от Франции, и к этому моменту на территории Франции проживает по официальным данным около 350 тыс.уроженцев Алжира. Колониальная империя распалась, и в метрополию стали стекаться родственники и семьи тех, кто уже проживал или работал на ее территории.

С этого момента и начинается решение проблем с миграцией на государственном уровне. Сторонники левых взглядов выступали за политику «включения», тогда как их правые оппоненты предлагали ассимиляцию, под которой понималось приобщение новых граждан к ценностям и идеям, выношенным в ходе Великой французской революции, а именно, просвещению, равенству людей по гендерным признакам, к пониманию и почитанию гражданских свобод. Эту практику применяли и раньше в колонизированных странах. 9 октября 1974 года выходит Закон о национальной политике по отношению к иммигрантам.12 Основными тезисами выступили принципы уважения культуры иностранных рабочих, готовность содействовать и помогать им по выбору либо в интеграции во французское общество, либо не терять национальной идентичности и обеспечить каждому помощь в возвращении на родину. В 1988 году в закон вносится поправка, уточняющая, что интеграция не означает полного отказа от родной культуры, но необходима некоторая ее трансформация для успешного взаимодействия с французской культурой.13 Эта поправка демонстрирует, что по итогам правительство все-таки стало больше склоняться к политике «включения» иностранных рабочих и иммигрантов. По французскому законодательству от 1945 года, а так же представлению самих французов о гражданстве, таковым наделяется человек вне зависимости от места рождения или проживания в том случае, если его родители французы, «право крови». Мигрантам предлагалось стать французами по духу и культуре, то есть придти к некоему общественному договору, а вопросы сохранения собственной культуры отодвигались бы в частную сферу. Предполагалась индивидуальная ассимиляция при помощи образования и других вспомогательных структур, однако ожидания не оправдались.

Большинство населения Франции, не смотря на разное этническое происхождение, считают себя французами и проявляют приверженность к традиционной национальной культуре. В состав страны входят области, население которых относят к национальным меньшинствам. Это такие народности как: эльзасцы (1 млн. чел.), корсиканцы (около 900 тыс. чел), бретонцы (1,5 млн. чел.), баски (40 тыс. чел.), каталонцы (70 тыс. чел.).14 Эти малые народы используют диалекты таких языков как немецкий, корнуэльский, испанский, итальянский. Баскский язык лингвистами определяется как самодостаточный, не имеющий эквивалента. Все перечисленные малые этнические группы идентифицируют себя французами, однако на Корсике и частично на территории Страны басков существуют национал - сепаратистские движения. Еще в прошлом веке довольно остро стоял бретонский вопрос, в результате решения которого Бретань была признана областью в 60-м году, к 1970 году жители добились права преподавания бретонского языка в школах, а в 1986 году получили право на собственный законодательный орган. Не все требования бретонцев были удовлетворены, так, они настаивали на присоединения к области Нанта и других городов, но на данный момент времени эти вопросы уже не являются актуальными и сепаратных настроений не слышно, тем более что область получает неплохие дотации из Парижа.

Информация о работе Политика мультикультурализма. Предпосылки, суть, современное состояние