Политика мультикультурализма. Предпосылки, суть, современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

По мере влияния на международную среду глобализационных процессов и деятельности акторов вне суверенитета, границы государств становятся относительно прозрачными и проницаемыми. Данный феномен обусловил быстрое и повсеместное перемещение не только товаров и капитала, но и рабочей силы в виде людей, способных действовать транснационально, руководствуясь принципами экономического прагматизма. Подвижный мир двадцатого столетия породил такие явления как контролируемая и неконтролируемая миграции, способствующие диаспоризации национальных государств, которые все еще остаются основными акторами современных международных отношений.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).docx

— 105.78 Кб (Скачать файл)

Немаловажное влияние на американскую модель мультикультурализма оказала «революция прав» 60-х годов, которая особенным образом отразилась на образовании и дальнейших действиях по искоренению дискриминации в обществе. Таким образом, опыт мультикультурализма по-американски представляется отличным и в некоторой степени, более успешным, нежели французский или германский варианты в плане ведения национальной политики. Американская нация в целом чувствует себя уверенно, в стране не заметно таких громких социальных потрясении, погромов, которые происходят, например, в европейских странах, хотя никому не известно, что может произойти в случае резкого падения уровня жизни населения страны. Тем не менее, предпосылки для размышления уже есть.

 

 

 

3.2 Взаимодействие различных культур в Канаде

 

Канада так же, как и США, страна эмигрантов с той немалой разницей, что на ее нынешней территории располагались как английские, так и французские колонии, которые враждовали между собой и занимались переделом территорий и областей влияния. Франко-канадцы не были довольны проводимой в отношении них политикой англосаксов и действительно, в ней можно обнаружить черты превосходства по отношению к англо-канадцам. В 1959 году в стране была объявлена реформа, получившая название «ста дней Поля Сове», которая начала вносить радикальные изменения в традиции, сложившиеся при умершем 7 октября того же года авторитарного премьер-министра Морисе Дюплесси.

Поль Сове, в честь которого названа программа, начал с образования, которое законодательно отделил от церкви, и планировал в ближайшем будущем заняться федеральной системой больничного страхования с целью адаптации его для Квебека, но в 1960 г внезапно скончался от сердечного приступа.26 Назначенный следующий премьер-министр Квебека Жан Лессаж провел в провинции «Тихую революцию», которая в итоге решила множество наболевших на этой территории вопросов, таких как доминирование французского языка над английским; произошла национализация энергетического сектора, мешавший развиваться и созидать англо-канадский капитал был вынужден вывести свои активы из провинции. Квебек получил гораздо больше полномочий и прав для ведения необходимой внутренней политики, а помимо этого еще и предпосылки для культурно-этнического самоопределения и самоутверждения.

В 1963 году в провинции возникает леворадикальная группировка ФОК (Фронт Освобождения Квебека). В их планах было свержение «англо-саксонского империализма», а так же создание квебекского государства, причем, насилие в достижении своих целей они не отвергали, и преуспели в грабежах, причем в применении его они за 7 лет они преуспели, совершив несколько доказанных грабежей, убийств и террористических атаках. В итоге, 5 октября 1970 года произошли события, названные в истории «Октябрьским кризисом в Квебеке».27 Тогда одно из подразделений ФОК под названием «Либерасьон» взяло в заложники Джеймса Кросса, торгового представителя Англии в Монреале. В изложенных требованиях, которые публиковались в виде посланий, они выдвигали условия, на которых собирались предоставить похищенному свободу: выкуп в $500000, освобождение томящихся в тюрьмах соратников и трансляцию манифеста ФОК в СМИ. Манифест был зачитан на Радио Канада, а через 5 дней после похищения, террористам было предложен вариант с их транспортировкой в любую другую страну при условии освобождения заложника.28 И в тот самый день другое подразделение ФОК «Шенье», взяло в заложники вице-премьера и по совместительству, министра труда Квебека Пьера Лапорта. 11 октября премьер-министр Квебека получил от П. Лапорта письмо, в котором он умолял спасти его. 12 октября в отаву направили вооруженные силы. 15 октября была запрошена помощь местной полиции и федеральных Вооруженных сил. Этим же днем происходит митинг в поддержку ФОК, участниками которого стали около 3000 человек.29

На следующий день ФОК объявили вне закона, введено чрезвычайное положение. С этого момента начались обыски и аресты с задержанием мирных граждан. 17 октября было обнаружено тело П. Лапорта с явными признаками насильственной смерти. Эта новость шокировала квебекцев, и многие из числа простых граждан, поддерживавших ФОК, от них отвернулись.30В результате этих событий стороны пришли к осознанию важности урегулирования болезненных проблем в соответствии с принципами парламентаризма и дипломатии.

Канада является единственной страной, в Конституции которой прописан принцип мультикультурности, что демонстрирует подчеркнутость этой политики для формирования общества.31 В 1971 году правительство страны провозглашает принцип «Многокультурность на двуязычной основе». В 1982 году принимают «Хартию прав и свобод», которая оглашает следующие важные стратегии, направленные на сохранение и расширение культурного наследия разнообразных этнических групп, а так же их защиту и провозглашение данной политики как приоритетной в созидании канадского общества.

Существует Основной документ канадской национальной политики- Canadian Multiculturalism Act содержит определение национальной идентичности канадца. Более того, сами канадцы считают мультикультурализм важной и нужной частью залога их бесконфликтной жизни.32 В 1976 году был принят либеральный закон об иммиграции, не менявшийся до сегодняшнего времени, содержащий следующие принципы: участие эмигрантов в экономической, демографической и культурной областях жизни страны, отсутствие дискриминации по какому-либо признаку, участие властей в расселении иммигрантов, выполнение международных обязательств по беженцам.

К 70-м годам XX века треть населения страны составляли представители этнических не англичан и не французов, которые наблюдали картину отвоевывания франкофонной частью права на уважение их культурных особенностей, интересов. Представителям этих других этносов тоже захотелось сохранить свою идентичность, чем они активно и занялись. Так, например, исландцы, немцы, прибывшие в южный Онтарио, украинцы в степных районах страны и множество других иммигрантов сохранили свои язык и обычаи. На последние десятилетия XIX века пришелся расцвет индейской культуры рыболовных племен хайда, квакиутль, нутка и пр., однако в XX веке, примерно в 20-е , наметился заметный спад.33

По существу, Канада пережила несколько наиболее заметных волн иммиграции. Так, первая приходится на колонизацию Квебека и Акадии французами, в след за которыми в небольшом количестве в страну прибыло небольшое количество европейцев и американцев. Завершился этот период большим наплывом британских роялистов, поселившихся в Нью-Брансуике и Новой Шотландии. Вторая волна хлынула из Ирландии и Великобритании. Это период после войны 1812 года, когда стояла задача ослабить французское влияние Квебека, а так же была реальной угроза вторжения американцев на территорию страны, люди просто переезжали в  
Канаду по предложению правительств своих родных государств. Следует отметить, что особо большое количество ирландцев перебралось на новое место жительства в период голода 1846-1849 гг. Третья волна - уроженцы континентальной Европы, в наибольшей массе своей покидавшие ее из-за Первой мировой войны. Следующая крупная волна началась в 1970 г, и характеризовалась она большим количеством иммигрантов из развивающихся стран.

Для строительства Канадской Тихоокеанской железной дороги в 1881 году завозятся рабочие из Китая в количестве более 15000 человек, и это подстегивает китайскую эмиграцию на западное побережье Канады. До 1885 года действовали иммиграционные ограничения. В 1900 году увеличены налоги на использование труда китайских рабочих, а в 1903 вступают в силу положения, ограничивающие им доступ в страну. С 1923-1947 годы китайцам вообще запрещен въезд в страну. В 2006 году канадское правительство приносит свои глубочайшие извинения за эти действия, и выплачивает моральные компенсации за эту главу истории.

Как и во многих странах, в Канаде запрещено подвергать инвалидов дискриминации по любым признакам, что прописано в соответствующих законах. Им помогают в профессиональной, социальной адаптации, существуют коррективно-медицинские службы, заботящиеся об этой социальной группе. Организованы службы экспертизы трудоспособности, действуют различные федеральные и региональные программы помощи под надзором Министерства здравоохранения и социального развития страны. Для учащихся на всех уровнях предлагаются и разрабатываются вспомогательные программы, делающие обучение доступным и понятным для людей с ограниченными возможностями. Канада-первая страна, прописавшая в Конституции положение о равенстве инвалидов с любыми другими членами общества.

В Конституции же прописано, что вне зависимости от половой принадлежности, люди являются равными в правах.34 Однако так было далеко не всегда. В конце 30-х годов возникает прецедент, провоцирующий активное феминистское движение в Канаде, которое было подтолкнуто «делом о личности». В 1927 году пять жительниц страны - Айрин Парлби, Луиза Маккини, Генриетта Эдвардс, Нелли Макланг и Эмили Мерфи обратились в Верховный канадский суд с требованием пояснить, подразумевает ли термин «persons» в Разделе 24 Закона о Британской Северной Америке от 1867 года к женскому полу. В случае если относится, то женщины имели право претендовать на места в канадском Сенате, на что они и указали в своем запросе. 24 апреля 1928 года был вынесен вердикт, согласно которому судом было дано определение, не позволяющее назначение женщин в Сенат. 18 октября 1929 года, тем не менее, решение было отменено судебно-апелляционной инстанцией Великобритании, и уже в феврале 1930 года, в Сенат была назначена первая женщина Кайрин Уилсон.

С 20 июля 2005 года в Канаде был принят закон о гражданском браке, который официально на всей территории узаконил однополые отношения, причем, вступающие в брак не обязаны проживать на канадской территории для осуществления этого права. Более того, по программе воссоединения семей, канадские граждане могут рекомендовать своих иностранных партнеров с целью получения впоследствии гражданства страны. В 1999 году Верховный суд вынес постановление, согласно которому однополые пары признавались по факту браками, не важно, зарегистрированы они были или нет, после чего в каждой из провинций началось формирование законодательной базы для легализации подобных отношений.

Вывод: таким образом, мультикультурализм по – канадски можно охарактеризовать как реальную политику, и есть различия между европейским и американским вариантами ее ведения. Характерными особенностями канадского варианта можно назвать отсутствие жесткой системы ассимиляции по тому или иному типу, страна является многоязычной, и этот вариант как никогда наиболее походит на мультикультурализм, в основе которого не лежат либерально-демократические инструменты воздействия на взаимоотношения между этнокультурными меньшинствами и большинством. В отличии от США, где социализация населения происходит при помощи типовых государственных институтов, в Канаде этого нет. Для мультикультурализма, который провозглашает страна, это довольно успешная практика. Достоинство ли мультикультурализм вообще - вопрос гуманитарный, то есть, спорный.

 

 

Заключение

 

Мультикультурализм до сих пор является одним из наиболее расплывчатых терминов политического лексикона, означающим лишь то, что в него вкладывает каждый говорящий. Защитники мультикультурализма рассматривают его как характеристику современного общества, представленного многообразием культур и как сугубо культурологический принцип, заключающийся в том, что люди разной этничности, религии, рас должны научиться жить бок о бок друг с другом, не отказываясь от своего культурного своеобразия. Такой подход, как правило, не встречает возражений среди серьезных европейских политиков. Они выступают против других сторон мультикультурализма, рассматривая его сквозь призму государственной политики.

Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее.

Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в высокоразвитых обществах Европы, где издавна существует высокий уровень культурного развития. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира» (в том числе из бывших колоний европейских стран).

Россия, как и многие страны, «обречена» на мультикультурализм. Во-первых, идеи мультикультурализма постепенно усваиваются российским интеллектуальным сообществом. В связи с этим остро стоит вопрос о преодолении ряда недостатков мультикультурализма и его перспективах с точки зрения будущей направленности в русло справедливости, признания, открытости, реального диалога культур. Во-вторых, для России проблема интеграции не может быть ограничена вопросом включения мигрантов в сообщество, так как национальные меньшинства в России – это, прежде всего, народы, живущие преимущественно на своей исторической территории. В этом состоит специфика России как многонационального общества. Продуманная политика, касающаяся всех сторон общественной жизни, в первую очередь, культуры, способна снизить остроту социального неравенства и предупредить конфликт. В-третьих, в России есть все законы, защищающие права человека, они соответствуют всем нормам международного права, прежде всего, речь идет о Конституции РФ, в которой основополагающее место занимают статьи о защите прав гражданина. Российское законодательство и ратифицированные международные акты, создание Ассамблеи народов России представляют не только достаточную юридическую основу для профилактики и пресечения конфликтов на почве национальной, расовой, социальной и конфессиональной вражды, но и предпосылки мультикультурной модели построения общества в России. В третьем параграфе «Поиск практических и теоретических решений проблем мультикультурализма в современной России» акцентируется внимание на поиске решений проблем мультикультурализма в современном российском обществе в условиях мультикультурализма. Ощутимые противоречия процесса становления и развития политики мультикультурализма, характеризующие российское общество в различных его областях, приводят к необходимости переосмысления идей и установок, закрепившихся и бытовавших в нем в течение длительного времени.

В настоящее время политика мультикультурализма является составной частью антинациональной политики, проводимой правительством РФ, а также правительствами государств Европы и Северной Америки.

В настоящее время бытуют всевозможные, порой полярные точки зрения на роль и перспективы мультикультурализма. Для одних мультикультурализм – это необходимое условие, фундамент мирного межкультурного сосуществования. По мнению других, чрезмерное увлечение идеями мультикультурализма может привести к потере самобытности культур. В понимании третьих, настроенных наиболее критично, мультикультурализм ведет не к интеграции общества, а только к усилению в нем сегрегации, а кое-кто вообще говорит о том, что мультикультурализм представляет собой новый тип «модернизированного расизма».

Я считаю, что мультикультурализму свойственен целый ряд логических ошибок. Как уже было сказано, эта идеология основана на ценности уважения к иным культурным традициям, но такая ценность сама по себе тоже не должна навязываться другим. А это значит, что такой подход должен совмещаться с признанием права носителей иных культур на отрицание мультикультурализма. Это делает мультикультуральное общество логически невозможным, а в плане попыток его утверждения – принципиально конфликтогенным. Если быть последовательными, то жить согласно нормам мультикультурализма должны только те общины, которые эти нормы сами принимают, но они не должны навязываться тем, кому они культурно чужды. Требование ко всем общинам признавать нормы мультикультурализма принципиальным образом нарушает их культурную автономию, да и просто разрушает своеобразие их культурных традиций.

В заключении хочется сказать, что мультикультурализм как таковой является неэффективной политикой и не решает фактических проблем вызванных колоритностью культур, где ярчайшим примером служит горький опыт стран ЕС.

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Айвазова, С. К истории феминизма:/ С. Айвазова // Общественные науки и современность. - 1992. - №6. – 296 с.

10. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Норма, 2005. - 1056 с.

11. Куропятник А.И. Мультикультурализм: идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ [Текст] А.И. Куропятник Журнал социологии и социальной антропологии. - 2000. - №2. - Т.III. - С. 117-131.

12.Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб., 2000. -264 с.

13. Пушкарева Н.Л. Что такое феминизм? / Женская история. Гендерная история. Теория и исследования. Учебное пособие. Калуга, 2001. – 330 с.

Информация о работе Политика мультикультурализма. Предпосылки, суть, современное состояние