Понятие и сущность аудита, аудиторские риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

После перехода России к рыночным отношениям возникла необходимость создания новых экономических институтов, которые регулируют взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых ведущую роль играет институт аудита.
Его главной целью является обеспечение контроля достоверности информации, которая отражается в бухгалтерской и налоговой отчётности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ аудита 4
1.1 Понятие и сущность аудита, аудиторские риски 4
1.2 Цели и задачи аудита. 8
Выводы 12
2. виды аудита 14
2.1 Общая классификация аудиторской деятельности 14
2.2 правовые основы аудиторской деятельности в РФ 18
2.3Аудиторские стандарты 24
Выводы 28
3. становление аудита в россии 30
3.1 История появления аудита в России 30
3.2 Этапы становления аудита 35
Выводы 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Курсачик.docx

— 73.66 Кб (Скачать файл)

принятой при определении учетной  политики предприятия.

Отчет о прибыли и убытках  аудитор проверяет для установления

правильности расчета балансовой и налогооблагаемой прибыли.

Аудитор должен проверить:

- полноту выполнения решений  собственников предприятия об  изменении 

объема уставного капитала;

- тождество данных синтетического  и аналитического  учета по  счетам 

актива и пассива баланса;

- полноту отражения в отчетности  дебиторской и кредиторской 

задолженностей.

В процессе подготовки аудиторского заключения проверяются:

- соблюдение принятой на предприятии  учетной политики отражения 

отдельных хозяйственных операций и оценки имущества;

- правильность отнесения доходов  и расходов к отчетным периодам;

- разграничение в учете текущих  затрат на производство (издержек 

обращения) и капитальных вложений;

- обеспечение тождества данных  аналитического учета оборотам  и 

остаткам по счетам аналитического учета на 1-е число каждого месяца.

Для достижения основной цели и предоставления заключения

аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

 

1) общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность  в целом 

всем требованиям, предъявляемым  к ней, и не содержит ли

противоречивой информации);

 

2) обоснованность (существуют ли  основания для включения в  отчетность 

указанных там сумм);

 

3) законченность (включены ли  в отчетность все надлежащие  суммы, в 

частности все ли активы и пассивы  принадлежат компании);

 

4) оценка (все ли категории правильно  оценены и безошибочно 

подсчитаны);

 

5) классификация (есть ли основания  относить сумму  на тот счет, на 

который она записана);

 

6) разделение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты 

составления баланса или непосредственно  после нее,  к тому периоду, в 

котором были проведены);

 

7) аккуратность (соответствуют ли  суммы отдельных операций данным,

приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли

они просуммированы, соответствуют  ли итоговые суммы данным,

приведенным в Главной книге);

 

8) раскрытие (все ли категории  занесены в финансовую отчетность  и 

правильно отражены в отчетах и  приложениях к ним).

 

Выводы

Аудит - это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку «добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по видению бизнеса, и их советов в конечном счете способствуют экономическому успеху клиента.

На макроэкономическом уровне аудит является элементом  рыночной инфраструктуры, необходимость  функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская  отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками  и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью  в целом;

б) бухгалтерская  отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности  применения оценочных значений и  возможности неоднозначной интерпретации  фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской  отчетности не обеспечивается автоматически  ввиду возможной пристрастности ее составителей;

в) степень  достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ АУДИТА

 

2.1 ОБЩАЯ  КЛАССИФИКАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Цели  и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны. Общая классификация  аудиторской деятельности представлена на рисунке 1.

Рис.1. Общая классификация аудиторской  деятельности

По виду деятельности проверяемого экономического субъекта аудит подразделяется на:

- банковский аудит (проверяемые организации – банки и другие кредитные учреждения);

- страховой аудит (проверяются  страховые организации и общества  взаимного страхования);

- аудит инвестиционных институтов  и бирж (проверяются  инвестиционные институты, товарные и фондовые биржи);

- общий аудит (проверяемые субъекты  – организации прочих видов  деятельности).

Данная классификация введена  потому, что аудиторские аттестаты  и лицензии выдаются отдельно по каждому  из перечисленных видов аудита.

По степени обязательности аудит  подразделяется на:

-          обязательный аудит;

-          инициативный аудит. 

 

Обязательный аудит осуществляется на основе требований законодательных и нормативных актов РФ, устанавливающих обязательность проверки годовой бухгалтерской отчетности для отдельных категорий экономических субъектов.5 Он проводится ежегодно.

Основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. К экономическим субъектам относятся:

  • открытые акционерные общества независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала;
  • банки и другие кредитные учреждения;
  • бюро кредитных историй;
  • страховые организации и общества взаимного страхования;
  • товарные и фондовые биржи;
  • инвестиционные институты (инвестиционные и чековые фонды, холдинговые компании);
  • внебюджетные фонды;
  • благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;
  • организации, у которых объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 50 млн. руб. или сумма активов балансов на конец года, предшествующего отчетному, превышает 20 млн. руб.

 

 

Инициативный аудит осуществляется по решению экономического субъекта. Инициативный аудит может иметь место, например, в следующих случаях:

- руководство организации хочет  удостовериться в том, что бухгалтерия  правильно ведет учет и исчисляет  налоги;

- собственник не доверяет директору  организации и хочет проконтролировать  его работу;

- банк выдает организации кредит  и хочет быть уверенным в  достоверности баланса и отчета  о прибылях и убытках.

По составу и объему проверяемой  документации аудит подразделяется на:

1) аудит годовой бухгалтерской  отчетности;

2) специальный аудит.

Аудит годовой бухгалтерской отчетности осуществляется независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором) и имеет своей целью выражение аудитором профессионального мнения о степени достоверности проверяемой отчетности организации. Мнение это выражается в аудиторском заключении.

Специальный аудит – это проверка интересующих экономического субъекта конкретных вопросов, касающихся его деятельности. Целью специального аудита может быть:

- подтверждение законности совершенных  хозяйственных операций;

- подтверждение правильности исчисления  налогов и составления налоговых  деклараций (налоговый аудит);

- проверка правильности организации  производства, эффективности методов  управления (управленческий аудит);

- проверка соответствия отдельных  показателей деятельности предприятия  установленным требованиям, например  экологическим (экологический аудит)  и т. д.

По аудиту годовой бухгалтерской  отчетности составляется официальное  аудиторское заключение. Результат  специального аудита может быть обобщен  в ином документе (экспертном заключении, заключении по результатам проверки и т. д.).

По виду исполнителя аудиторских  услуг аудит разделяют на:

• внешний аудит;

• внутренний аудит.

Под внешним аудитом понимают оказание аудиторских услуг (проведение проверки, оказание сопутствующих услуг) независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором).

Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Заказчиками внешнего аудита могут  являться государственные, собственники предприятия: акционеры, инвесторы, государство, частные лица, банки и другие кредитные  учреждения.

Внутренний аудит (финансовый контроллинг) – это элемент системы внутреннего контроля на предприятии. Службы внутреннего аудита создаются, как правило, на крупных предприятиях, имеющих разветвленную сеть филиалов. Цель внутреннего аудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции.

Задачами служб внутреннего  аудита могут быть:

1)подтверждение достоверности информации, предоставляемой руководству;

2)контроль  за состоянием и сохранностью  активов;

3) исполнительский контроль;

4) оценка эффективности управления, производства, финансовых вложений  и т. д.

 

2.2 Правовые основы аудиторской деятельности в РФ

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

    • Гражданский кодекс Российской Федерации;
    • Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" N 119-ФЗ;
    • Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности";
    • Правила (стандарты) аудиторской деятельности.

 

Система нормативного регулирования  аудиторской деятельности включает 4 уровня (таблица 1).

 

Уровни  регулирования

Виды и наименования нормативных  документов

Область регулирования

I

Федеральный закон «Об  аудиторской деятельности» 

Определяет место, цель и  задачи аудита в финансово - экономической  системе 

II

Федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности

Определяют общие вопросы  регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают  нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских  услуг 

Законодательные и подзаконные  нормативные акты

III

Правила (стандарты)  аудиторских  аккредитованных  профессиональных объединений 

Регулируют специфических  вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений 

IV

Внутрифирменные правила  (стандарты)

Используются аудиторами конкретной аудиторской организации при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг


Таблица 1 – Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации

 

 

Первый (верхний) уровень  включает Закон об аудиторской деятельности, который относится к основным законодательным актам. До принятия данного закона правовые основы аудиторской  деятельности как независимого вневедомственного  финансового контроля в России были установлены Временными правилами  аудиторской деятельности.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»  закрепил в нашей стране институт аудита, и с его принятием начался  новый этап развития независимого вневедомственного  финансового контроля.

Федеральный закон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской  деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. В Законе дано определение обязательного  аудита и приведены критерии его  проведения, определено понятие аудиторской  тайны, правил (стандартов) аудиторской  деятельности, аудиторского заключения. Рассмотрено понятие независимости  аудиторов, аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов. Определен  порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов, аттестации на право осуществления аудиторской  деятельности и лицензирования аудиторской  деятельности.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятся федеральные  правила (стандарты), представленные в  таблице 2.

 

 

 

Наименование

1

Цель и основные принципы аудита финансовой

(бухгалтерской)  отчетности

2

Документирование аудита

3

Планирование аудита

4

Существенность в аудите

5

Аудиторские доказательства

6

Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

7

Внутренний контроль качества аудита

8

Оценка аудиторских рисков и  внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом

9

Аффилированные лица

10

События после отчетной даты

11

Применимость допущения непрерывности  деятельности аудируемого лица

12

Согласование условий проведения аудита

13

Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита

14

Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в  ходе аудита

15

Понимание деятельности аудируемого  лица

16

Аудиторская выборка

17

Получение аудиторских доказательств  в конкретных случаях

18

Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

19

Особенности первой проверки аудируемого  лица

20

Аналитические процедуры

21

Особенности аудита оценочных значений

22

Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству  аудируемого лица и представителям его собственника

23

Заявления и разъяснения руководства  аудируемого лица

Информация о работе Понятие и сущность аудита, аудиторские риски