Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:49, курсовая работа
Понятие «инфляция» (от лат. - вздутие) впервые стало применяться с Северной Америке в1861-1865 годах. Оно означало процесс, приводящий к увеличению налично-денежной массы. В экономической литературе этот термин появился в начале ХХ века после перехода к массовому использованию правительствами многих стран бумажных денег. Инфляция существовала и в условиях металлического денежного обращения, что было связано с порчей монет, уменьшением их металлического содержания. С ХХ века инфляция становится постоянным явлением в экономике большинства государств.
Набирает силу тенденция к росту ссудного процента, призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с увеличением масштабов денежного обращения и выпуском новых денег. Активизируется бегство от денег к товарам, обостряется товарный голод, который подрывает стимулы к денежному накоплению, что в свою очередь нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер.
Выше перечислены в основном внутренние последствия инфляции, но имеет место и внешнее. Обесценение денег внутри страны приводит к их обесценению по отношению к иностранным валютам (через разницу в покупательной способности валют).
Инфляция создает так называемый баланс убытков и выигрышей.
Возможные убытки: 1) работающие по найму, где зарплата оговорена на определённый срок; 2) кредиторы, предоставившие долго - и среднесрочные ссуды при фиксированном проценте; 3) получатели фиксированных платежей - аренды, платы за коммунальные услуги (оговоренные контрактом); 4) лица, хранящие наличные деньги в “кубышках”.
Возможные выигрыши: 1) при возрастающей инфляции выгодно брать в долг; 2) вложение в недвижимость, картины и т.д.; 3) у государства могут возникнуть известные “выгоды”, связанные с ростом налоговых поступлений от личных доходов; 4) выгодно конвертировать отечественную валюту в иностранную.
Возникшие инфляционные явления имеют и негативные социальные последствия. Прежде всего, снижаются реальные доходы населения, а соответственно и уровень жизни, так как система образования доходов более инерционна, чем цены. Для того чтобы компенсировать обесценивание заработной платы, необходимо вести борьбу с работодателем за её повышение. Если цены повысились, предположи, в сентябре, то, начав борьбу за повышение зарплаты в октябре, результаты её можно получить в лучшем случае в ноябре. А это значит, что фактически 2-3 месяца население живёт в условиях снижения реальных доходов.
Так как инфляция - это процесс постоянный, то, начав, в октябре борьбу за увеличение зарплаты на 10 % в соответствии с ежемесячным темпом инфляции и получив это увеличение в ноябре, мы в таком случае не получим полную компенсацию, так как полученная прибавка к этому времени также обесценится. Поэтому, если государство берет на себя компенсацию затрат, то компенсация должна быть опережающая.
Второе негативное последствие для населения - обесценивание вкладов и сбережений. Для того, чтобы огородить вклады от обесценивания, процент по вкладам и процент инфляции как минимум должны быть равны. В противном случае вклады будут изъяты из банков и её больше увеличат спрос, а возможность кредитования производства резко сократиться, что замедлит возможность увеличения предложения товаров, и инфляция будет развиваться быстрыми темпами. Что касается сбережений, то в условиях инфляционного спроса их размер резко уменьшается, и в итоге все получаемые доходы направляются на увеличение спроса.
И третье, что могут ощутить потребители, - это потеря части компенсационных доходов от увеличения налогов. Это происходит, если в стране действует прогрессивная шкала налогообложения доходов населения. В этом случае доходы увеличиваются, так как в процессе инфляции увеличиваются компенсации и соответственно сумма дохода, поэтому из одной налоговой группы получатель дохода перемещается в другую, где ставка налога выше, следовательно, большая часть полученного дохода уходит в виде налога, а реальные доходы уменьшаются. Для того чтобы избежать этого, необходимо регулярно пересматривать тот предельный доход, за которым начинается действие прогрессивных налоговых ставок.
Таким образом, инфляция ведёт к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наёмных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.
2. Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Жесткое административное регулирование
белорусской экономики в 1997-
2000 гг. было оправданно, ибо либерализация
цен в отсутствие рыночных институтов
в начале 90-х гг. привела к неуправляемому
росту цен. Сегодня необходимости в жестких
командных мерах нет. Правительство знает
о проблемах белорусской экономики (в
первую очередь, о дефиците инвестиций
в развитие) и подготовило план ее оздоровления.
Среди первоочередных мер оно назвало
снижение налоговой нагрузки, рост реальных
доходов населения, борьбу с «теневыми»
доходами в бизнесе.
Резко снизить темпы инфляции сейчас невозможно. Хотя положительная процентная ставка по депозитам населения сохраняется, в Национальном банке понимают, что кредитные ресурсы для коммерческих банков достаточно дорогие, а это неизбежно означает постепенное снижение ставки рефинансирования.
Стратегической задачей Нацбанка является выравнивание темпов инфляции в Беларуси до темпов инфляции в России. Поэтому в следующем году главной задачей станет привязка курса белорусского рубля к российскому, которую намечено осуществить с 1 января 2004 г. Планируется также, что Нацбанк откажется от эмиссионного кредитования дефицита бюджета. Но реализовать эти планы будет непросто, ибо бюджету придется изыскивать источники, которые могли бы стать заменой кредитам Нацбанка.
Политика, направленная на денежную
стабилизацию в стране и имеющая
яркую антиинфляционную направленность,
не находит логического
Столкнувшись с проблемой
нарастающего ухудшения финансового
положения большинства
Постоянные валютные интервенции привели, в свою очередь, к заметному снижению размера чистых иностранных активов органов финансового регулирования. Эти активы удалось пополнить только благодаря продаже пакета акций «Славнефти».
С целью финансирования бюджетных
расходов правительство не только увеличило
свой рублевый долг перед центральным
банком на 21,8 млрд. руб., но и снизило
собственный валютный депозит в
нем более чем на 60 млн.
USD.[17, с. 14] Оно также активно заимствовало
денежные средства у банков, превратившись
из кредитора банковской системы в дебитора.
На 1 апреля 2003 года общая задолженность
правительства банкам страны достигла
примерно 340 млрд. руб. Причем около 90% этой
задолженности выражено в иностранной
валюте.
Очевидно, что нынешняя экономическая
политика не позволяет белорусскому
правительству найти общий язык
с международными финансовыми организациями
и привлечь кредитные ресурсы
для выхода из кризиса. Поэтому перспективы
таковы: либо правительство отказывается
от поддержки рубля, либо в ближайшие
1-2 года будет спровоцирован системный
кризис банковской системы, в результате
чего все обязательства банков перед
домашними хозяйствами и
У этого сценария есть одна
альтернатива — продажа наиболее
ликвидной госсобственности. Это
позволит сохранить нынешнюю денежную
политику еще на
3-4 года.
В стране отсутствуют мотивы
для бизнеса, лишь единицы предприятий,
прошедшие этап формальной приватизации,
смогли приступить к реструктуризации,
большинство акционированных
Экономическая система не позволяет частным
предприятиям иметь прозрачные результаты,
они не могут привлечь деньги на фондовом
рынке. В Беларуси не только не возникает
новых фирм, но, более того, наблюдается
эмиграция частных предприятий в Украину,
Польшу, Россию.
За 10 месяцев 2003 г. наметилась
положительная тенденция
Важнейшей проблемой макроэкономической стабильности для правительства остается сдерживание инфляции. В 2003 г. индекс потребительских цен может составить 124%, или 1,8% в среднем за месяц. Мы только приблизились к верхней границе прогноза — 1,4-1,8% в среднем за месяц. За январь — октябрь инфляция составила 1,9% в месяц при прогнозируемом показателе в 1,8%. Нынешний уровень инфляции достиг своего минимального значения с 1991г.
Ситуация в реальном секторе экономики вообще удручает. Количество убыточных предприятий достигло 35% (при 31% в 2002 г.), рентабельность составила 9% (в 2002 г. — 9,2%). Запасы готовой продукции по состоянию на 1 ноября 2003 года достигли 64,4% от месячного производства продукции, хотя норматив на конец года составляет 60%.
Серьезные проблемы у Совета министров возникли с прогнозными показателями по росту денежных доходов населения. Хотя за нынешний год средняя зарплата по Беларуси увеличилась на треть и составила 246 тыс. руб., но это «достижение» съедает высокий уровень инфляции, из-за которого реальный рост зарплаты — 1,9% при прогнозе 7-8%.
По планам, с повышением ставки первого разряда реальные доходы населения к концу года вырастут до 7%. В 2005 г. средняя зарплата должна достичь планки в 250 USD. В 2004 г. средняя зарплата в промышленности прогнозируется на уровне 315-325 тыс. руб., а в целом по Беларуси средняя зарплата должна превысить 153 USD.
В новом проекте государственного
бюджета на 2004 г. заложен рост ВВП
109-110%.
Уровень инфляции в Беларуси
остается самым высоким среди
стран СНГ. По мнению экспертов ЕБРР,
это следствие нежесткой
В первой половине 2003 г. инфляция
в Беларуси по-прежнему превышала
установленный правительством на весь
год уровень 18-24%, хотя Нацбанк
Беларуси и продолжал понижать ставку
рефинансирования. По предварительной
оценке ЕБРР, среднегодовой рост потребительских
цен в 2003 г. составит 29%.
По реформированию инфраструктуры (связь, электроэнергетика, водоснабжение и водоотведение, автомобильные и железные дороги) в Беларуси ничего не сделано.
Рекомендации на будущее
достаточно просты. Во-первых, необходимо
активнее привлекать частный капитал
к участию в экономике страны
путем ускорения темпов приватизации
с приданием ей более последовательного
характера вместе с устранением
барьеров для частной
Во-вторых, конкурентоспособность белорусских предприятий должна быть повышена с помощью стимулов к структурной реорганизации. Более активному притоку прямых иностранных инвестиций будет также способствовать отмена положения о «золотой акции», которое пока напрочь отбивает всякий интерес у инвесторов.
Таким образом, инфляция, неуправляемая
сама, делает плохо управляемым все
народное хозяйство. Инфляция автоматически
снижает эффективность
2.1 Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь.
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно- денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды.
Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов.
Подходы и инструменты
регулирования инфляционных процессов
в прогнозном периоде 2001-2005 гг. необходимо
подчинить обеспечению целевых
установок Программы социально-
В настоящее время резервы
увеличения производства за счет организационных
факторов и загрузки неиспользуемых
мощностей, которые сыграли существенную
роль в 1996-2000 гг., в основном исчерпаны.
Поэтому необходимо улучшение качественных
параметров функционирования национальной
экономики и повышение