Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:49, курсовая работа
Понятие «инфляция» (от лат. - вздутие) впервые стало применяться с Северной Америке в1861-1865 годах. Оно означало процесс, приводящий к увеличению налично-денежной массы. В экономической литературе этот термин появился в начале ХХ века после перехода к массовому использованию правительствами многих стран бумажных денег. Инфляция существовала и в условиях металлического денежного обращения, что было связано с порчей монет, уменьшением их металлического содержания. С ХХ века инфляция становится постоянным явлением в экономике большинства государств.
- постепенное формирование
принципов деловой этики, чему
может способствовать
- сокращение количества
бюрократических разрешений, связанных
с регистрацией и
- совершенствование
- реструктуризация предприятий
и формирование па этой основе
института эффективных
- всемерное стимулирование
и поддержка функционирования
малого предпринимательства,
Ввиду ограниченности государственных средств, которые могут быть направлены на прямые субсидии, представляется, что первоочередным направлением их использования должно стать развитие именно рыночной инфраструктуры. Опыт ряда бывших социалистических стран показывает, что организации, занимающиеся информационным обеспечением, консалтингом, профессиональной переподготовкой людей, редко выживают в переходной экономике, функционируя на принципах чисто коммерческой окупаемости.
В сегодняшних условиях неразвитости или отсутствия рыночных механизмов государство может:
- прибегать к аукционам
как при закупках товаров и
услуг, так и при
- заключать контракты
на осуществление значительной
части функции, ранее
- использовать методы
оплаты выполненной работы
- ориентироваться на рыночную
информацию (например, на рыночные
оценки при осуществлении
Реформирование экономики Беларуси сопровождалось появлением множества самостоятельных предприятий, предпринимателей, обеспечивающих товародвижение: посреднических организаций, складских хозяйств, транспортных систем, информационно-маркетинговых служб, банковских и страховых учреждений. Однако сеть этих предприятий и организаций, их материально-техническая база оказались недостаточными для обеспечения эффективного функционирования товарных рынков. В этом заключается одна из главных причин высокого уровня издержек обращения, медленной оборачиваемости капиталов, несовершенства финансово-кредитных отношений.
Ключевыми проблемами для обеспечения снижения издержек обращения являются:
• сокращение посреднических организаций;
• формирование эффективной информационной базы о рыночной конъюнктуре;
• совершенствование нормативно-
Основными факторами снижения трансакционных издержек являются совершенствование системы товародвижения, обновление материально- технической базы этой отрасли, рациональное размещение торговых и снабженческо-сбытовых предприятий и организаций, а также товарных запасов в оптовой и розничной сети, применение прогрессивных форм торговли, рациональная организация перевозки товаров, улучшение использования торговых и складских помещений.
Основными направлениями в развитии оптовых организаций и складского хозяйства являются:
• развитие крупных предприятий оптовой торговли, обеспечивающих потребности крупных товаропроизводителей, предоставляющих розничным предприятиям услуги по хранению, развесу, разукрупнению крупных партий товаров, их доставке, организации помощи в коммерческой деятельности и др.;
• совершенствование работы мелкооптового звена, расширение поставок товаров в розничную сеть небольшими партиями;
• создание ярмарочных центров с сетью постоянно действующих оптовых и мелкооптовых рынков в областях, а также товарных бирж.
Развитие крупных предприятий оптовой и мелкооптовой торговли позволит сохранить посреднические звенья при продаже и закупке продукции и уменьшить за счет этого трансакционные издержки.
Одним из важных факторов существенного
ускорения процесса реализации товаров
и обслуживания покупателей является
автоматизация контрольно- кассовых
операций на основе современных
Важное значение имеет
внедрение и более активное применение
прогрессивных технологий торгового
обслуживания, которые должны быть
основаны на широком применении современных,
удобных для покупателей
Для увеличения торговой площади целесообразно сокращение складских помещений в магазине за счет создания в розничной и оптовой торговле специально оборудованных склад-центров. В таких центрах осуществляется хранение, переработка и подсортировка товаров.
Во всех странах государство
тем или иным образом воздействует
на процесс формирования цен. В этом
процессе, однако, необходимо не перейти
грань допустимого
Общей целью совершенствования
системы ценообразования
Заниженные цены ведут к дефициту товаров, нерентабельности предприятий, перетоку излишних денег с товарного на валютный рынок и тем самым к падению курса национальной валюты, что в свою очередь создает дополнительное инфляционное давление со стороны импортируемых издержек.
С другой стороны, завышение
цен обусловливает
Для достижения целей ценовой политики необходимо решить ряд задач, включающих:
• постепенное расширение сфер рыночного ценообразования по мере создания соответствующих экономических условий для его реализации;
• совершенствование принципов и методов ценообразования;
• упорядочение организации
учета элементов цены, направленное
на экономию и противодействие
• прекращение дотационного и перекрестного субсидирования в системе ценообразования в целях минимизации нагрузок промышленности и бюджета, гармонизации цен в Республике Беларусь и сопредельных странах;
• совершенствование
• ценовое стимулирование развития приоритетных отраслей экономики;
• определение сопряженных мер косвенного регулирования цен, связанных с кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной, амортизационной политикой и политикой доходов,
Главной целью государственной
ценовой политики на 2003-2005 гг. должно
стать достижение и поддержание
сбалансированной внутренней и внешнеторговой
ценовой структуры. Наиболее существенными
дисбалансами сегодня являются перекрестное
субсидирование услуг ЖКХ (окупаемость
затрат тарифами для населения в
2001 г. составила 20%); значительная дотационность
городского и пригородного транспорта
(возмещение затрат по перевозкам городским
автотранспортом составляет около
28%, пригородными поездами - 25%, пригородным
автотранспортом - 42%); низкие закупочные
цены на продукцию животноводства и
растениеводства. Высвобождение накопленных
ценовых диспропорций в ходе достижения
сбалансированной ценовой структуры
может привести к усилению инфляции,
однако в дальнейшем равновесная
структура цен будет
Несбалансированность ценовой
структуры проявляется в
Отставание цен на продовольственные,
непродовольственные потребительские
товары и услуги имело своим следствием
ухудшение среднего качества товаров,
реализуемых на внутреннем рынке. (В 2001
г. впервые за последние пять лет тенденция
изменилась - индекс цен промышленных
производителей был ниже, чем индекс потребительских
цен).
Основным фактором заниженного
уровня потребительских цен по отношению
к ценам производителей промышленной
продукции является отставание роста
доходов населения. В периоды
значительного отставания доходов
потребителей от выручки по народному
хозяйству (вследствие различия в условиях
сбыта на внутренний и внешний
рынки) рост потребительских цен
также отставал от роста цен производителей
промышленной продукции. Уровень потребительских
цен зависит от покупательной
способности населения, причем в
периоды относительного ее снижения
наблюдается изменение
Новая цель государственной ценовой политики подразумевает также качественное изменение системы индикативных показателей. В методологическом аспекте необходимо смещение от преимущественного анализа инфляции к анализу изменения внутренней структуры цен, уровня внешнеторговых цен. Это позволит отслеживать и своевременно реагировать на качественные изменения, происходящие в экономике республики, соответствующим образом корректировать ценовую структуру, что в свою очередь будет способствовать снижению общего уровня цен.
Ориентация на новые стратегические
цели в ближайшей перспективе
требует выполнения ряда тактических
задач и осуществления
1. Необходимо продолжить
политику либерализации
Политику либерализации
следует проводить в меру создания
экономических предпосылок, роста
доходов и повышения социальной
защищенности населения.
Либерализация ценообразования должна
создать условия повышения качества товаров
и услуг, стимулировать развитие наиболее
востребованных производств, обеспечить
переток капиталов в соответствии с изменением
спроса на товары и услуги, что, в конечном
счете, должно способствовать росту благосостояния
населения.
2. Следует ликвидировать
в 2004 г. перекрестное
ЖКХ для населения в соответствии с постепенно
вводимым графиком. Такая динамика ликвидации
перекрестного субсидирования может дать
10-
15 процентных пунктов прироста ИПЦ ежегодно
в течение трех лет и возможность многократного
превышения темпов роста индексов тарифов
на услуги ЖКХ по сравнению с индексами
роста их себестоимости. Вместе с тем специфика
этого процесса такова, что он не требует
адекватной девальвации национальной
валюты с целью поддержания конкурентоспособности
экспорта, наоборот, даже при нулевой эластичности
обменного курса по отношению к этому
росту цен, вызванному снятием перекрестного
субсидирования, ценовая конкурентоспособность
экспорта должна возрастать. Меры данного
порядка потребуют соответствующего роста
номинальной заработной платы и доходов
населения, которые, однако, с учетом предыдущих
замечаний повысят долларовое значение
заработной платы и доходов населения.
В целом указанные подвижки создадут условия
для повышения эффективности работы служб
ЖКХ.
3. Доведение тарифов на
услуги пассажирского
Замечания, сделанные в отношении ЖКХ,
во многом справедливы и для пассажирского
транспорта – подобное повышение цен
не стимулирует девальвацию (через необходимость
повышения ценовой конкурентоспособности
экспорта) и требует повышения заработной
платы и доходов населения.