Понятие «инфляция»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Понятие «инфляция» (от лат. - вздутие) впервые стало применяться с Северной Америке в1861-1865 годах. Оно означало процесс, приводящий к увеличению налично-денежной массы. В экономической литературе этот термин появился в начале ХХ века после перехода к массовому использованию правительствами многих стран бумажных денег. Инфляция существовала и в условиях металлического денежного обращения, что было связано с порчей монет, уменьшением их металлического содержания. С ХХ века инфляция становится постоянным явлением в экономике большинства государств.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 77.52 Кб (Скачать файл)

Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так  и со стороны издержек производства.

Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень  эффективности функционирования реального  сектора экономики, что подтверждается наличием большого удельного веса убыточных  предприятий и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также эмиссионных ресурсов банковской системы. Неплатежи и дефицит оборотных средств у предприятий в реальном секторе экономики, обусловленные низкой эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий и сокращения рабочих мест государство за неимением других источников (иностранных кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности преимущественно за счет эмиссионного кредитования. Национальный банк вынужден продолжать финансирование как текущих кассовых разрывов, так и дефицита республиканского бюджета в целом. Кроме того, с 1999 г. применяются методы внеэкономического принуждения в отношении коммерческих банков в части кредитования государственных программ в области АПК за счет собственных средств.

Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением  комплекса мер денежно-кредитной  политики требует создания соответствующих  предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми возможностями  государства. В первую очередь это  касается программ в области жилищного  строительства и сельского хозяйства. Политика финансовой стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией  и реструктуризацией реального  сектора экономики, созданием стимулирующей  институциональной среды для  развития предпринимательства и  привлечения иностранных инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового  оздоровления экономики является кардинальное реформирование колхозно-совхозной  системы ведения сельскохозяйственного  производства, которая в силу своей  неэффективности ложится тяжелым  бременем на государственные финансы, предъявляя перманентный спрос на финансовые ресурсы. Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной  финансовой подпитки чревата массовыми  банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности  и дискредитацией рыночных реформ в  целом.

С целью минимизации издержек и негативных эффектов стабилизационной политики необходимо придерживаться плавной  траектории снижения инфляции и ужесточения  монетарных параметров, углубление которых  должно быть синхронизировано с динамикой  структурных реформ в реальном секторе. Иными словами, интенсивность применения макроэкономических финансовых инструментов должна усиливаться по мере адаптации предприятий к новым условиям самостоятельного полноценного функционирования.

Важнейшим условием и предпосылкой перехода к таргетированию инфляции является обеспечение независимости  Национального банка и самостоятельности  в выборе монетарных инструментов для  достижения конечной цели. Решение  этого вопроса предполагает устранение давления на Национальный банк со стороны  правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной экономической  функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью восстановления правовых основ его независимости. Достижение этой цели предполагает изменение  отдельных законодательных положений, регламентирующих статус и взаимоотношения  Национального банка с исполнительной властью.

В соответствии с проектом Основных направлений кредитно-денежной политики на 2004 г., одобренным правительством РБ 17 сентября 2003 года, в следующем  году белорусский рубль в реальном выражении не девальвируется, а укрепится: на 2-3% по отношению к российскому  рублю и примерно на 6% по отношению  к доллару США.

В целом денежно-кредитная  политика в будущем году будет  более жесткой, чем в текущем. Номинальная девальвация национальной валюты по отношению к российскому  рублю в 2004 г. должна составить 4-5%, а по отношению к доллару 8-12%. Инфляция превысит девальвацию и составит 14-18%.Следовательно, Национальный банк ожидает реального укрепления                  курса белорусского рубля (превышение инфляции над девальвацией) по отношению к доллару США примерно на 6%.

В проекте Основных направлений  денежно-кредитной политики Российской Федерации на 2004 г. инфляция запланирована на уровне 8-10%, что на 2-3% ниже инфляции в РБ даже с учетом запланированного в РБ уменьшения номинального курса белорусского рубля по отношению к российскому, т.е. Нацбанк планирует укрепление белорусского рубля и по отношению к российскому, хотя и всего на 2-3%. Это практически не скажется на состоянии взаимной торговли наших стран (сейчас по паритету покупательной способности белорусский рубль недооценен по отношению к российскому примерно на 15%).

Следует ожидать, что планы  девальвации по отношению к доллару  в 2004 г. будут выдержаны, тогда как  по отношению к российскому рублю  это вовсе не обязательно. Дело в  том, что, несмотря на формальные заявления  о привязке к российскому рублю, фактически белорусский рубль привязан к доллару США посредством установления Нацбанком фиксированных темпов девальвации. Эти темпы в последние годы выдерживаются, тогда как изменение курса BYR/RUB в устанавливаемые Нацбанком ежеквартально границы укладывается далеко не всегда. Курс российской валюты по отношению к доллару на торгах Московской межбанковской валютной биржи в последнее время испытывает довольно резкие колебания, которым белорусская валюта не следует.

Национальный банк своим  постановлением от 28 июля 2000 г. «настойчиво» рекомендовал банкам достичь того, чтобы к декабрю 2003 года процентные ставки по вновь выдаваемым валютным кредитам на срок менее одного года составляли не более 11% годовых и  на срок свыше года — не более 9,5%.

Новые ограничения по ставкам  введены и в части рублевых кредитов. В ноябре-декабре 2003 г. они  должны быть не выше ставки рефинансирования 
Национального банка плюс 3%. Если же учесть, что ставка рефинансирования должна, по его планам, понизиться до 28% годовых, то это означает, что предельная величина ставок по рублевым кредитам не должна будет превышать 31% годовых.

Очевидно, что стремление правительства и Национального  банка удешевить кредиты для  реального сектора экономики  ставит ряд трудновыполнимых вопросов перед банковской системой. В первую очередь с точки зрения цены привлекаемых ресурсов. По состоянию на середину года основными донорами белорусских  банков были физические лица, которые  хранили на своих банковских счетах 1,03 трлн. руб. и 434,4 млн. USD. Величина процентных ставок по срочным вкладам физических лиц в этот же период колебалась в пределах 28-32% годовых и 6-9% в  инвалюте.

Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить, что материальные затраты в общих  затратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по народному хозяйству  составляют более 60%, затраты на энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) - соответственно около 20%.

Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с другой - посредством осуществления  структурных сдвигов на уровне народного  хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в большей мере связан с модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя, безусловно, определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при определенном временном лаге.

Второй путь позволяет  получить более быстрый эффект, поскольку  способствует развитию эффективных  и менее ресурсоемких отраслей и  производств, предоставляет возможность  в какой-то мере маневрировать материальными  ресурсами на существующих производственных мощностях и ускоренно развивать  перспективные направления, получая  тем самым дополнительный кумулятивный эффект.

Поддержание низкоэффективных производств (хотя отдельные   предприятия необходимо сохранять) приводит, в конечном счете, к консервации неэффективной системы производства, ее высокой материало- и энергоемкости. 
Поэтому необходимо сокращать государственную поддержку материало- и ресурсоемких убыточных и низкорентабельных производств, более широко применяя рыночные методы по повышению эффективности их функционирования (реструктуризацию, смену форм собственности, санацию, банкротство и др.).

Характерной особенностью работ  по экономии и рациональному использованию  топливно-энергетических ресурсов, сырья  и материалов в ближайшей перспективе  должен стать комплексный и предметный подход к их осуществлению, реальное обеспечение ресурсо- и энергосберегающих  мероприятий финансовыми и другими  видами ресурсов. При этом значительная активизация работ предусматривается  по следующим направлениям:

• совершенствование отраслевой, технологической и территориальной  структуры народного хозяйства  в направлении сокращения доли ресурсо- и энергоемких производств;

• увеличение масштабов  внедрения ресурсо- и энергосберегающих  мероприятий на основе внедрения  прогрессивных технологических  процессов и оборудования во всех сферах народного хозяйства;

• расширение спектра организационно-экономических  мер, направленных на сокращение потерь при добыче, производстве, хранении, транспортировке, использовании топлива  и энергии, сырья и материалов;

• оптимизация топливно-энергетического  баланса страны на основе повышения  уровня использования вторичных  энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, замещения высококачественных органических топлив менее дефицитными и дешевыми энергоресурсами;

• приоритетное использование  отечественного сырья и материалов, местных видов топлива при  производстве продукции.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 
2001-2005 гг. предусматривается обеспечить снижение материалоемкости валового выпуска на 6-7% и энергоемкости ВВП на 20-25%. Принятый курс на опережающий рост результатов производства по сравнению с затратами материально-технических ресурсов базируется на проведении комплекса мер законодательного, организационного, технического, финансово-экономического характера.

Трансакционные издержки в переходной экономике связаны, с одной стороны, с трансформационными процессами и формированием рыночной экономики, созданием и функционированием  соответствующих институтов и рыночной инфраструктуры, с другой стороны, представляют затраты непосредственно в сфере  обращения при движении товаров  от производителя к потребителю.

В конечном счете, трансакционные издержки влияют на увеличение цен  и являются хотя и не главным, но системным фактором инфляции. Поэтому  меры, позволяющие снизить или  хотя бы не допустить резкого возрастания  трансакционных издержек на этапе системного реформирования экономики страны, являются важной частью экономических преобразований и оказывают серьезное влияние  на снижение инфляции.

Величина трансакционных издержек становится не только показателем  степени несовершенства рынков, но и количественным выражением издержек отсутствия его институтов. Например, отсутствие институтов арбитража ведет  к издержкам неисполнения контрактов пли требует от контрагентов дополнительных расходов на страхование и гарантии. Таким образом, трансакционные издержки формируют общественный спрос на институты.

Важнейшим позитивным моментом перехода от экономики планового  типа к рынку является реальная возможность  перенести значительную часть издержек трансакции непосредственно с государственного аппарата на самих участников рыночного обмена и повысить тем самым эффективность работы экономической системы. В частности, такие важнейшие элементы трансакционных издержек, как поиск информации о товаре, поиск партнера в сделке и сбор информации о нем, процедуры торга, подготовка к подписанию контракта, оплата и оформление контракта в процессе его реализации не являются (или являются лишь в особых случаях) в рыночной экономике составляющими государственных затрат. В то же время необходимость уменьшения значения такой характеристики функционирования экономики, как общие трансакционные издержки (в отличие от внутригосударственных) вынуждают государство сохранять за собой определенную долю этих издержек. В любой экономической системе рыночного типа государство несет подавляющую часть трансакционных издержек - затраты по спецификации и защите прав собственности, созданию информационной инфраструктуры рынка, разработке стандартов мер и весов, созданию транспортных сетей, организованных площадок и иных каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами, затраты, связанные с правоохранительной деятельностью (обеспечение, условий и механизма выполнения контрактов) и ряд других.

Основными условиями сокращения трансакционных издержек со стороны  государства и частичного перенесения  их на специфически рыночные, саморегулируемые организации являются:

- деятельность в направлении  создания системы спецификации  прав собственности;

- значительное улучшение  состояния рыночной инфраструктуры 
(юридического и аудиторского сопровождения, информационных услуг, профессиональной подготовки и т.д.). В настоящее время слабый уровень этих услуг обусловлен не только отсутствием свободных средств, но и даже непониманием необходимости этих услуг;

- повышение уровня соблюдения  деловых контрактов, снижение степени  неопределенности в хозяйственных  отношениях, что обеспечивается  функционированием так называемых  «третьих лиц» (арбитражных судов,  разного рода общественных объединений), а также существованием 
«горизонтальных» форм контроля за выработкой соглашений и добросовестным выполнением правовых обязательств непосредственными участниками хозяйственных операций;

Информация о работе Понятие «инфляция»