Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:49, курсовая работа
Понятие «инфляция» (от лат. - вздутие) впервые стало применяться с Северной Америке в1861-1865 годах. Оно означало процесс, приводящий к увеличению налично-денежной массы. В экономической литературе этот термин появился в начале ХХ века после перехода к массовому использованию правительствами многих стран бумажных денег. Инфляция существовала и в условиях металлического денежного обращения, что было связано с порчей монет, уменьшением их металлического содержания. С ХХ века инфляция становится постоянным явлением в экономике большинства государств.
Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со стороны издержек производства.
Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень эффективности функционирования реального сектора экономики, что подтверждается наличием большого удельного веса убыточных предприятий и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также эмиссионных ресурсов банковской системы. Неплатежи и дефицит оборотных средств у предприятий в реальном секторе экономики, обусловленные низкой эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий и сокращения рабочих мест государство за неимением других источников (иностранных кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности преимущественно за счет эмиссионного кредитования. Национальный банк вынужден продолжать финансирование как текущих кассовых разрывов, так и дефицита республиканского бюджета в целом. Кроме того, с 1999 г. применяются методы внеэкономического принуждения в отношении коммерческих банков в части кредитования государственных программ в области АПК за счет собственных средств.
Поэтому решение задачи поэтапного
снижения инфляции с применением
комплекса мер денежно-
С целью минимизации издержек и негативных эффектов стабилизационной политики необходимо придерживаться плавной траектории снижения инфляции и ужесточения монетарных параметров, углубление которых должно быть синхронизировано с динамикой структурных реформ в реальном секторе. Иными словами, интенсивность применения макроэкономических финансовых инструментов должна усиливаться по мере адаптации предприятий к новым условиям самостоятельного полноценного функционирования.
Важнейшим условием и предпосылкой
перехода к таргетированию инфляции
является обеспечение независимости
Национального банка и
В соответствии с проектом Основных направлений кредитно-денежной политики на 2004 г., одобренным правительством РБ 17 сентября 2003 года, в следующем году белорусский рубль в реальном выражении не девальвируется, а укрепится: на 2-3% по отношению к российскому рублю и примерно на 6% по отношению к доллару США.
В целом денежно-кредитная
политика в будущем году будет
более жесткой, чем в текущем.
Номинальная девальвация
В проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Российской Федерации на 2004 г. инфляция запланирована на уровне 8-10%, что на 2-3% ниже инфляции в РБ даже с учетом запланированного в РБ уменьшения номинального курса белорусского рубля по отношению к российскому, т.е. Нацбанк планирует укрепление белорусского рубля и по отношению к российскому, хотя и всего на 2-3%. Это практически не скажется на состоянии взаимной торговли наших стран (сейчас по паритету покупательной способности белорусский рубль недооценен по отношению к российскому примерно на 15%).
Следует ожидать, что планы девальвации по отношению к доллару в 2004 г. будут выдержаны, тогда как по отношению к российскому рублю это вовсе не обязательно. Дело в том, что, несмотря на формальные заявления о привязке к российскому рублю, фактически белорусский рубль привязан к доллару США посредством установления Нацбанком фиксированных темпов девальвации. Эти темпы в последние годы выдерживаются, тогда как изменение курса BYR/RUB в устанавливаемые Нацбанком ежеквартально границы укладывается далеко не всегда. Курс российской валюты по отношению к доллару на торгах Московской межбанковской валютной биржи в последнее время испытывает довольно резкие колебания, которым белорусская валюта не следует.
Национальный банк своим постановлением от 28 июля 2000 г. «настойчиво» рекомендовал банкам достичь того, чтобы к декабрю 2003 года процентные ставки по вновь выдаваемым валютным кредитам на срок менее одного года составляли не более 11% годовых и на срок свыше года — не более 9,5%.
Новые ограничения по ставкам
введены и в части рублевых
кредитов. В ноябре-декабре 2003 г. они
должны быть не выше ставки рефинансирования
Национального банка плюс 3%. Если же учесть,
что ставка рефинансирования должна, по
его планам, понизиться до 28% годовых, то
это означает, что предельная величина
ставок по рублевым кредитам не должна
будет превышать 31% годовых.
Очевидно, что стремление правительства и Национального банка удешевить кредиты для реального сектора экономики ставит ряд трудновыполнимых вопросов перед банковской системой. В первую очередь с точки зрения цены привлекаемых ресурсов. По состоянию на середину года основными донорами белорусских банков были физические лица, которые хранили на своих банковских счетах 1,03 трлн. руб. и 434,4 млн. USD. Величина процентных ставок по срочным вкладам физических лиц в этот же период колебалась в пределах 28-32% годовых и 6-9% в инвалюте.
Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить, что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) - соответственно около 20%.
Сокращение ресурсопотребления
достигается, с одной стороны, на
основе снижения затрат материальных
ресурсов непосредственно на предприятиях,
с другой - посредством осуществления
структурных сдвигов на уровне народного
хозяйства и отдельных
Второй путь позволяет
получить более быстрый эффект, поскольку
способствует развитию эффективных
и менее ресурсоемких отраслей и
производств, предоставляет возможность
в какой-то мере маневрировать материальными
ресурсами на существующих производственных
мощностях и ускоренно
Поддержание низкоэффективных
производств (хотя отдельные предприятия
необходимо сохранять) приводит, в конечном
счете, к консервации неэффективной системы
производства, ее высокой материало- и
энергоемкости.
Поэтому необходимо сокращать государственную
поддержку материало- и ресурсоемких убыточных
и низкорентабельных производств, более
широко применяя рыночные методы по повышению
эффективности их функционирования (реструктуризацию,
смену форм собственности, санацию, банкротство
и др.).
Характерной особенностью работ
по экономии и рациональному использованию
топливно-энергетических ресурсов, сырья
и материалов в ближайшей перспективе
должен стать комплексный и предметный
подход к их осуществлению, реальное
обеспечение ресурсо- и энергосберегающих
мероприятий финансовыми и
• совершенствование отраслевой,
технологической и
• увеличение масштабов внедрения ресурсо- и энергосберегающих мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и оборудования во всех сферах народного хозяйства;
• расширение спектра организационно-
• оптимизация топливно-
• приоритетное использование отечественного сырья и материалов, местных видов топлива при производстве продукции.
Программой социально-
2001-2005 гг. предусматривается обеспечить
снижение материалоемкости валового выпуска
на 6-7% и энергоемкости ВВП на 20-25%. Принятый
курс на опережающий рост результатов
производства по сравнению с затратами
материально-технических ресурсов базируется
на проведении комплекса мер законодательного,
организационного, технического, финансово-экономического
характера.
Трансакционные издержки
в переходной экономике связаны,
с одной стороны, с трансформационными
процессами и формированием рыночной
экономики, созданием и функционированием
соответствующих институтов и рыночной
инфраструктуры, с другой стороны, представляют
затраты непосредственно в
В конечном счете, трансакционные издержки влияют на увеличение цен и являются хотя и не главным, но системным фактором инфляции. Поэтому меры, позволяющие снизить или хотя бы не допустить резкого возрастания трансакционных издержек на этапе системного реформирования экономики страны, являются важной частью экономических преобразований и оказывают серьезное влияние на снижение инфляции.
Величина трансакционных издержек становится не только показателем степени несовершенства рынков, но и количественным выражением издержек отсутствия его институтов. Например, отсутствие институтов арбитража ведет к издержкам неисполнения контрактов пли требует от контрагентов дополнительных расходов на страхование и гарантии. Таким образом, трансакционные издержки формируют общественный спрос на институты.
Важнейшим позитивным моментом
перехода от экономики планового
типа к рынку является реальная возможность
перенести значительную часть издержек
трансакции непосредственно с
Основными условиями сокращения трансакционных издержек со стороны государства и частичного перенесения их на специфически рыночные, саморегулируемые организации являются:
- деятельность в направлении создания системы спецификации прав собственности;
- значительное улучшение
состояния рыночной
(юридического и аудиторского сопровождения,
информационных услуг, профессиональной
подготовки и т.д.). В настоящее время слабый
уровень этих услуг обусловлен не только
отсутствием свободных средств, но и даже
непониманием необходимости этих услуг;
- повышение уровня соблюдения
деловых контрактов, снижение степени
неопределенности в
«горизонтальных» форм контроля за выработкой
соглашений и добросовестным выполнением
правовых обязательств непосредственными
участниками хозяйственных операций;