Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

На данном этапе развития российской экономики можно наблюдать инновационный кризис, проявляющийся в резком снижении управляемости процесса создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских организаций. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами и проектами становится одной из важнейших задач антикризисного управления. Кроме того, необходимым становится учет такого элемента антикризисного управления, как оценка возможностей эффективного использования наработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями механизмов инновационного управления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении……………6
1.1.Понятие инноваций………………………………………………….…6
1.2.Теория Кондратьева, взаимосвязь инноваций с кризисными явлениями в экономике…………………………………………………………...9
1.3.Роль инноваций в процессе управления кризисами…………….….13
2.Инновационные компоненты бизнеса……………………………..….17
2.1.Инновационные проекты…………………………………………….17
2.2. Программа и бизнес-процесс управления инновациями………….19
2.3. Приемы управления инновационными процессами……………….21
3. Применение инноваций в антикризисном управлении на примере организаций туристской отрасли……………………………………………….24
3.1. Роль инновационных исследований для антикризисного управления в туристских организаций………………………………………...24
3.2. Проблемы управления технологическими инновациями в туризме…………………………………………………………………………...25
3.7. Факторы, влияющие на применение инноваций в качестве антикризисных мер в туристской отрасли…………………………………….27
Заключение……………………………………………………………..…30
Список литературы……………………………………………………….33
Приложения……………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

 

3.3. Факторы, влияющие на применение инноваций в качестве антикризисных мер  в туристской отрасли

 

Выделяется восемь факторов, влияющих на развитие инноваций в качестве антикризисных мер в туризме. Это прежде всего такие факторы, как природная среда, экономика, научно-технический прогресс, демография, урбанизация, информация, общество и культура. Предполагается, что они ведут к возрастанию спроса и предложения на туристическом рынке, усиливают прогрессивные тенденции. В туристическом бизнесе абсолютно необходимой становится ориентация на удовлетворение потребностей отдельной личности с ее разнообразными запросами, а не обезличенно-стандартизированной потребности нивелированного индивида.

Необходимо выделить пять групп факторов невосприимчивости  туристических организаций к  нововведениям:

1. Излишняя централизация  управления может порождать иждивенческие настроения в экономике, подавлять интерес к нововведениям.

2. Неразвитая конкуренция  способствует тиражированию традиционного  объема и качества услуг. 

3. Однотипное организационное  «лицо» туристической отрасли  с преобладанием крупных организаций обострит проблему внедрения новшеств.

4. Недостатки в организационной  культуре фирмы (отсутствие или  неразвитость ценностей, связанных  с инноватикой) влияют не только  на степень развития инновационной  деятельности, но и на ее качество.

5. Отсутствие разнообразия в формах и методах управления породит единообразные и неразрешимые инновационные проблемы. Для сравнения: в США результативность научных исследований и разработок снижается с увеличением размера фирмы сверх типичного уровня, дифференцированного по регионам, отраслям. Высокой инновационной активностью отличаются небольшие фирмы. Важно подчеркнуть, что восприимчивость к инновациям - одна из функций совершенствования хозяйственного механизма страны. Инновационные процессы необходимы туризму как вследствие тенденций глобализации туристического рынка и использования информационных технологий, так и необходимости становления новой философии бизнеса - управления развитием.

Основные характеристики целей инновационной деятельности в туризме можно свести к следующим положениям. Деятельность туристической организации достаточно разнообразна, поэтому необходимо выделение ключевых пространств, внутри которых устанавливаются, по мере необходимости, цели инноваций. Такие пространства дают значительные ориентиры действий. Фундаментом для формирования портфеля инноваций является аналитическая работа по изучению состояния и тенденций развития туристического рынка в целом и активности его участников в частности.

Инновационная активность туристической организации зависит от развития инновационного предпринимательства, преодоления сопротивления нововведениям. Рынок конкретного нововведения обычно относительно немногочисленный, на нем отсутствуют прямые конкуренты, он малоэластичен. Функции и цели инновационного управления в туризме - это планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование и координация.

На мой взгляд, туризм способен предложить различные виды содействия новым инновационным процессам.

 

 

 

Заключение

 

Эффективному противодействию  кризисам способствует развитая инновационная инфраструктура, которая, в самом общем виде, представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической продукции. При формировании рыночных отношений инновационная инфраструктура является средой, способной снизить неопределенность инновационных процессов и благоприятствующей рисковой деятельности. Она также аккумулирует финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов. Также в рамках данной инфраструктуры получают значительное развитие такие элементы системы, как научно-технические парки, бизнес-инкубаторы, центры высоких технологий и т.д. Деятельность этих организаций также способствует решению задач инновационной политики в рамках антикризисного управления.

Наряду с совокупностью  внешних по отношению к предприятию элементов среды, обуславливающих необходимость перехода к инновационной стратегии, необходим ряд изменений внутренней среды предприятия. Самое главное изменение – ориентация производства на рынок, достигающаяся за счет формирования новой философии организации, новой корпоративной культуры, привлечения к сотрудничеству маркетинговых структур или создания собственных для проведения маркетинговых исследований. Предприятию необходимо организовать поиск новых идей, проведение исследований, быструю разработку технологии или адаптацию существующих. Все эти изменения невозможно провести без обучения персонала, т.е. необходима организация работы по управлению персоналом. Таким образом, переход предприятия к инновационной стратегии рационален при определенном уровне развития рыночных отношений, и при широком распространении не только способствует эффективному функционированию элементов антикризисного управления предприятием, но и радикально меняет характер экономической системы страны. Необходимо отметить, что объектом инновации в антикризисном управлении могут быть не только новая продукция и новые технологии, на что обычно обращается основное внимание, но и новые методы управления, новые организационные структуры и т.д. В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ, приверженность инновационному типу развития становится ключевым фактором успеха. А стратегическое управление нововведениями – важнейшей задачей антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений и возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. Причем наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью. Таким образом, основную роль в процессе антикризисного управления играют не столько единичные инновации, сколько масштабные инновационные стратегии, призванные координировать направления развития предприятия на протяжении длительного периода времени.

Изучив механизмы антикризисного управления, можно сделать вывод, что оно не может иметь другой основы, нежели поиск, и активное использование новых форм, методов, приемов, сфер бизнеса, поскольку прежние подходы себя уже не оправдывают. Более того, процесс развития не завершается осуществлением более совершенных технологических решений, а начинается с них: технологии необходимо пройти все стадии совершенствования в инновационных структурах. За это время увеличивается объем специальных знаний, опыт, развивается и совершенствуется управленческая практика, повышается культурный уровень работников, вовлеченных в проект, рождаются новые идеи, растет производительность труда и т.д. Все перечисленные последствия использования инновационных подходов в развитии организации, а также многие другие, закладывают основу для успешного проведения комплексной антикризисной политики, способствующей эффективному функционированию в современной бизнес-среде.

 

 

Список литературы

 

    1. Авагян Г.Л. Денежно-финансовые механизмы функционирования «классических» длинных волн Н.Д.Кондратьева. – М: Наука, 2003.
    2. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия.-М:Экономика и наука, 2007.
    3. Арманд А.Д., Люри Д.И., Жерихны В.В.  Анатомия кризисов. – М.: Наука, 2006.
    4. Ванькова О.Г. Современные теории «длинных волн» в экономике. - Омск: ОмГУ, 2006.
    5. Гpибoв В.В., Гpyзинoв А.Д. Инновации в антикризисном управлении.- М: Экономика, 2006.
    6. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. -Таганрог: ТРТУ, 2004.
    7. Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
    8. Елисеев Ю.С, .Малинецкий Г.Г., Медведев А.А.. Инновационный императив– М.: Комкнига, 2006.
    9. Ерохина Е.А. Стадии развит<span class="dash041e_0431_044b_0447_043

Информация о работе Понятие инновации, ее роль в антикризисном управлении