Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 06:38, курсовая работа
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание — экономический закон товарного хозяйства.
Конкуренция в рыночной экономике, хотя и претерпела заметные изменения за последние десятилетия, тем не менее, продолжает играть не менее заметную роль в экономическом развитии, чем в XIX столетии, сохраняя важнейшее место в рыночном механизме. Соотношение конкурентных и монополистических сил в экономике ныне таково, что позволяет современный капитализм считать не в меньшей мере конкурентным, чем монополистическим. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций, задают критерии эффективности производства, стимулируют товаропроизводителей, ”вымывают” неэффективные звенья.
Введение………………………………………………………………………...2
Раздел 1: Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции. Эффективность конкурентных рынков……………………………………4
Раздел 2: Виды конкуренции. Функциональная, видовая, межвидовая, внутриотраслевая и межотраслевая; совершенная и несовершенная, добросовестная и недобросовестная…………………………………………11
Раздел 3: Основные рыночные структуры в современной экономике: конкуренция и монополия……………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….25
Литература……………………………………………………………………..29
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1: Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции. Эффективность конкурентных рынков……………………………………4
Раздел 2: Виды конкуренции.
Функциональная, видовая, межвидовая,
внутриотраслевая и межотраслевая;
совершенная и несовершенная, добросовестная
и недобросовестная………………………………
Раздел 3: Основные
рыночные структуры в современной
экономике: конкуренция и монополия…………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав “социалистическим соревнованием”.
Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.
Интересно рассмотреть понятие конкуренции, ее отражение в экономической науке, проблемы, возникающие в связи с ней.
Свобода ценообразования создает условия для конкуренции между производителями. Рынки выполняют регулирующую функцию лишь при условии существования экономической конкуренции. Необходимая для формирования политических взглядов конкуренция политических групп (партий) и разворачивающаяся на рынках конкуренция между предприятиями, не могут существовать друг бух друга. Без демократического принятия решений в политике рыночная экономика невозможна, иначе возникает перспектива захвата рынка и экономической власти определенной политической группой. Несомненно, также, что демократия, опирающаяся на централизованную управляемую экономику, имеет под собой экономически слабый фундамент. Низкая производительность труда и застой в экономическом развитии создают социальную напряженность, она ставит под угрозу все демократические завоевания.
Конкуренция — это соперничество
между участниками рыночного
хозяйства. Рыночная борьба за выживание
и экономическое процветание
— экономический закон
Конкуренция в рыночной экономике, хотя и претерпела заметные изменения за последние десятилетия, тем не менее, продолжает играть не менее заметную роль в экономическом развитии, чем в XIX столетии, сохраняя важнейшее место в рыночном механизме. Соотношение конкурентных и монополистических сил в экономике ныне таково, что позволяет современный капитализм считать не в меньшей мере конкурентным, чем монополистическим. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций, задают критерии эффективности производства, стимулируют товаропроизводителей, ”вымывают” неэффективные звенья.
Конкуренция воплощает в себе стихийно-регулирующее начало. Силы конкуренции действуют в сторону усиления воздействия всех факторов экономической эффективности, ведущих в обеспечению динамического равновесия спроса и предложения при общем повышении эффективности всего воспроизводственного процесса.
Разумеется, в силу своего стихийного характера, конкуренция, особенно при условии ее полного господства на рынке, может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия. Однако в целом можно утверждать, что конкуренция с ее безжалостными законами — главный двигатель современного прогресса.
Глава 1. Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции. Эффективность конкурентных рынков
Ключевыми понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. Конкуренция – это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. Конкуренция – это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. Термин “конкуренция” вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова “concurrentia”, означающего “столкновение”, “состязание”. В экономике конкуренция определяется следующим образом.(3 с.178)
“Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом”.
Толкование понятия
Поведенческая трактовка
конкуренции была характерна и для
неоклассической политической экономии.
Однако неоклассики связывали
Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин “конкуренция” чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведении - соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
Так же понятие конкуренция можно толковать следующим образом: конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.[3 cт.178]
В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание, есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает, их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.
Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что общество полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.
Но, конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбе за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.
По Смиту, сущность конкурентного поведения производителей составляло «честное» — без сговора — соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.
Йозеф Шумпетер утверждал, что, по крайней мере, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.
Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:
• формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;
• организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
• создание конкурентоспособной продукции;
• сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
• создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.
Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:
• обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
• стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
• дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются);
• давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
• ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
• стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.
Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства.
Он делится на четыре фазы:
• внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;
Информация о работе Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции