Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание — экономический закон товарного хозяйства.
Конкуренция в рыночной экономике, хотя и претерпела заметные изменения за последние десятилетия, тем не менее, продолжает играть не менее заметную роль в экономическом развитии, чем в XIX столетии, сохраняя важнейшее место в рыночном механизме. Соотношение конкурентных и монополистических сил в экономике ныне таково, что позволяет современный капитализм считать не в меньшей мере конкурентным, чем монополистическим. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций, задают критерии эффективности производства, стимулируют товаропроизводителей, ”вымывают” неэффективные звенья.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
Раздел 1: Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции. Эффективность конкурентных рынков……………………………………4
Раздел 2: Виды конкуренции. Функциональная, видовая, межвидовая, внутриотраслевая и межотраслевая; совершенная и несовершенная, добросовестная и недобросовестная…………………………………………11
Раздел 3: Основные рыночные структуры в современной экономике: конкуренция и монополия……………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….25
Литература……………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

распечатать Курсовую.docx

— 61.61 Кб (Скачать файл)

• роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;

• зрелости, когда объем  производства продукции достигает  максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;

• старения - заключительная. На этой фазе спрос на продукцию  снижается до минимума, объем выпуска  уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.[3 ст.180]

Конкуренция  по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости - это проявления центробежных сил. С другой стороны - стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведении на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий.

      Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. Все это обеспечивает эффективность конкурентных рынков. К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения и др.

 Конкуренция означает  соперничество между отдельными  субъектами рыночного хозяйства. Ее сущность проявляется в ряде функций. Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива: с одной стороны, стремление к свободе и независимости, с другой — к объединению усилий в конкурентной борьбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2.Виды конкуренции. Функциональная, видовая, межвидовая, внутриотраслевая и межотраслевая; совершенная и несовершенная, добросовестная и недобросовестная.

Различают конкуренцию:

1) функциональную (это конкуренция  определенного товара);

2) видовую (по цене и  качеству);

3) межфирменную (среди отдельных  предприятий, фирм);

4) внутриотраслевую и  межотраслевую;

В зависимости  от соотношения между количеством  производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

а) большое количество самостоятельных  производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может  продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция  означает такое состояние рынка, когда влияние каждого участника  экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная конкуренция  — абстракция, в реальной жизни имеют место элементы «несовершенства» конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А.Маршалл, Л. Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение;

б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции:

в) единственный потребитель  товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);

г) структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.

Основные черты различных  конкурентных структур представлены в  табл. 1.

Таблица 1. Основные черты сходства и отличия различных рыночных

конкурентных структур

 

Основные характеристики рынка

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Чистая монополия

Число фирм в отрасли

Очень велико (стремится  к бесконечности)

Велико

Одна

Самостоятельность политики

Фирмы действуют самостоятельно, так как предсказать реакцию  конкурентов невозможно

Фирма действует самостоятельно, так как ей не с кем считаться

Барьеры для вступления в отрасль новых производителей

Отсутствуют

Слабые

Непреодолимые

Эластичность спроса на продукцию  отрасли

Небольшая

Средняя

Наименьшая

Получение фирмой экономической  прибыли

В долгосрочном периоде экономической  прибыли нет

Фирма может постоянно получать   I

экономическую прибыль

Соотношение цены и предельных издержек

Цена равна предельным издержкам

 (Р. = MC)

Цена превышает предельные издержки    (Р. > MC)                      


 

Существует два вида конкуренции: совершенная и несовершенная. Несовершенная  конкуренция делится на монополию, олигополию и монополистическую  конкуренцию.

Совершенная конкуренция—предполагает наличие большого числа продавцов и покупателей на рынке, что ни один из них своим поведением не может существенно повлиять на рыночные условия. Это такая состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

 

Монополия (от греч. «моно» — один и «полео» — продаю) — исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

В разных странах и в  различные исторические периоды  в экономике возникают различные виды монополий:

● естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, землю и др.);

●искусственная  монополия, сосредоточивающая в отдельных руках производство и рынок сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую формы. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий с захватом рынков сбыта в конце XX в. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополии возникали в какой-либо одной отрасли хозяйства. Однако появлением одной отрасли избыточного капитала неспособного приносить  высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине нынешнего столетия, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся основными либо покупателями, либо продавцами.

Олигополия (от греч. «олигос» — немногий, «полео» — продаю) — основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олигопсония (от греч. «олигос» — малочисленный и «опсония» — покупка) — превышение продавцов над покупателями. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США — «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всей продукции.

Олигополия-это такая  рыночная структура, при которой  существует несколько продавцов  и доля каждого из них в общих  продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов  ведет к изменению цены. [2 с. 265]

 Олигополии используют  новый способ борьбы за покупательский  спрос—неценовую конкуренцию. В  этом случае борьба идет на  основе технического превосходства,  высокого качества и надежности  изделий, более эффективных методов  сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых  услуг и гарантий покупателям,  условий оплаты и других приемов.

Неценовая конкуренция меняет рыночный механизм регулирований взаимосвязи цен и стоимости. Если на рынке господствует цена, установленная олигополией, то цена не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара. Величина стоимости изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов, в зависимости от остроты конкуренции увеличиваются или снижаются расходы олигополий на повышение качества товара, содержание сети обслуживания потребителей, рекламу и др. Затраты на изготовление и сбыт продукции монополий и олигополии меняются быстрее и оказываются более гибкими, чем рыночная цена.

Дуополия — это рыночная структура, когда на рынке действуют две фирмы, взаимодействие между которыми определяет объем производства в отрасли и рыночную цену. Стабильность равновесия на таком рынке достигается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам (т.е. достигается конкурентное равновесие). В условиях дуополии фирмы конкурируют, понижая цену и увеличивая объем выпуска. Эта ситуация описана равновесием Бертрана.

Равновесие Штакельберга описывает дуополию с неравным распределением рыночной власти между фирмами, так что одна из них ведет себя как лидер, а другая осуществляет стратегию приспособления.

Равновесие Курно достигается на рынке тогда, когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой оптимальный объем производства, какой ожидает от нее другая фирма. Равновесие Курно возникает как точка пересечения кривых реагирования двух фирм.

Монополистическая конкуренция сочетает черты монополии и рынка совершенной конкуренции. Продовольственные магазины, бакалейная торговля, автозаправочные станции и многие другие предприятия розничной торговли действуют в условиях монополистической конкуренции.

Суть монополистической  конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Дифференциация может быть связана с самой продукцией (например, различные сорта пива) или с местоположением магазина.

Поскольку вход на рынок  свободен, то до тех пор, пока существует возможность получать экономическую  прибыль, фирмы, производящие похожую  продукцию, будут входить в отрасль. Появление новых фирм в отрасли  приводит к тому, что кривые спроса всех фирм будут сдвигаться влево  к началу координат до тех пор, пока экономическая прибыль каждой фирмы отрасли не станет равной нулю в долгосрочном периоде.

Конкуренцию можно условно  разделить на добросовестную и недобросовестную.

Основные  методы добросовестной конкуренции:

повышение качества продукции.

  • снижение цен («война цен»),
  • реклама,
  • развитие до- и послепродажного обслуживания,
  • создание новых товаров и услуг и использование достижений

НТР и т.д.

Основные  методы недобросовестной конкуренции:

Информация о работе Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции