Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 06:38, курсовая работа
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание — экономический закон товарного хозяйства.
Конкуренция в рыночной экономике, хотя и претерпела заметные изменения за последние десятилетия, тем не менее, продолжает играть не менее заметную роль в экономическом развитии, чем в XIX столетии, сохраняя важнейшее место в рыночном механизме. Соотношение конкурентных и монополистических сил в экономике ныне таково, что позволяет современный капитализм считать не в меньшей мере конкурентным, чем монополистическим. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций, задают критерии эффективности производства, стимулируют товаропроизводителей, ”вымывают” неэффективные звенья.
Введение………………………………………………………………………...2
Раздел 1: Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции. Эффективность конкурентных рынков……………………………………4
Раздел 2: Виды конкуренции. Функциональная, видовая, межвидовая, внутриотраслевая и межотраслевая; совершенная и несовершенная, добросовестная и недобросовестная…………………………………………11
Раздел 3: Основные рыночные структуры в современной экономике: конкуренция и монополия……………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….25
Литература……………………………………………………………………..29
экономический (промышленный шпионаж);
Совершенная конкуренция
помогает распределить
Рис 1. Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Основным критерием оценки того или иного действия, как эффективного так и неэффективного, является критерий Калдора—Хикса. Согласно этому критерию, экономическое действие является эффективным, если положительные результаты от него в виде потребительского излишка и прибыли производителей превышают его возможные отрицательные результаты.
Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. В условиях совершенной конкуренции цена спроса является для фирмы заданной величиной. Фирма может продать по этой цене любое количество товара. Кривая спроса с точки зрения фирмы выглядит как кривая рыночной цены или MR (см. рис. 1). Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной, и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были, ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекла кривую спроса и образовался некий объём производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.
Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости — это проявление центробежных сил. С другой — стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм — это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.
Глава 3 «Основные рыночные структуры в современной экономике: конкуренция и монополия.»
Конкуренция всегда связана с монополией, которая выступает дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность.
Монополия представляет концентрацию капитала, производства, торговли в руках одного или нескольких хозяйствующих субъектов. Монополией называют и крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и сбыта определенной продукции с целью получения максимальной прибыли. Монополии сосредотачивают в своих руках значительную часть производства и сбыта товаров и услуг, что позволяет им господствовать на рынке и диктовать потребителю условия, вплоть до установления монопольной цены, являющейся основой получения монопольной прибыли.[15]
Монополия, таким образом, предполагает существование единого производителя, положение которого на рынке дает ему право распоряжаться всеми видами ресурсов в сфере производства и обращения и распространять свое влияние на все сферы общественной жизни.
Занимая промежуточное положение между крайними типами рынков, монополистическая конкуренция имеет черты, как совершенной конкуренции, так и монополии и наиболее близка к совершенной конкуренции. Она широко распространена в производстве предметов потребления, легкой промышленности и т.д.
Характеристика
рынка монополистической
Название и модель данного типа конкуренции возникла после выхода в 1927 году одноименной книги Э. Чемберлина. Однако со временем сам автор, рассматривавший олигополию и монополистическую конкуренцию как два разных типа, пришел к выводу, что все типы рынков, находящихся между совершенной конкуренцией и монополией, содержат элементы того и другого и потому могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической конкуренции. «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия—писал он в 1957 г.,--такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей».
Варианты изменения
Считается, что отрасль работает, а условиях монополистической конкуренции, если она состоит из большого числа фирм, каждая из которых производит изделия, относящиеся к близким, но не совершенным заменителям продукции других конкурентов. В подобной ситуации прекрасная эластичность спроса по цене будет велика, но не бесконечна. Фирмы получают ограниченную монопольную власть за счет дифференциации продукции (выпуска товара с разным набором потребительских свойств) и могут в определенных пределах контролировать цену. Поэтому рынок монополистической конкуренции получил название монополии по дифференциации товара.
Основные черты,
характеризующие
Дифференциация продукции. В основе дифференциации продукции лежат различия во вкусах и желаниях потребителей. Дифференциация означает, что фирмы не производят одинаковые товары. Даже если изделия относятся к одному виду, продукт каждой фирмы обладает исключительными характеристиками (особенностями), привлекающими определенный потребителей.
При монополистической конкуренции
каждая фирма ищет « своего» покупателя
и предлагает особый тип или вариант
товара, который отличается по качеству,
внешнему виду, репутации, условиям продажи
(доступность и удобство размещения
предприятий) гарантиям послепродажного
обслуживания. Фирмы могут убеждать
покупателей в уникальности и
особом качестве своего товара посредством
использования рекламы и иных
форм стимулирования сбыта (торговых марок,
привлекательной упаковки и т.д.)
Потребители, отдавая предпочтение
продукции отдельных
Таким образом, представляя дифференцированный товар, фирма приобретает монопольную власть, величина которой зависит от степени дифференциации продукта (отличия ее товара от аналогичных товаров других фирм) и от числа конкурентов.
Большое количество производителей. При наличии большого числа конкурентов в отросли каждая фирма владеет относительно небольшой долей рынка и имеет весьма ограниченный контроль над рыночной ценой. На рынках монополистической конкуренцией на четыре крупнейшие фирмы, как правило, приходится до 25% общих поставок, а на восемь крупнейших - до 50%. В таких условиях практически невозможны согласованные действия фирм с целью ограничения объема производства и искусственного завышения цен (тайный сговор), отсутствует взаимозависимость между фирмами и стратегическое планирование (планирование стратегии с учетом возможной реакции конкурентов на любые действия формы в области цен, объема продаж, реклама и т.д.) например ели отдельный производитель для увеличения объема продаж снижает цену на с вой товар, то прирост в объеме его продаж происходит за счет многих продавцов и не вызывает значительной потери их доли на рынке и возможности получать прибыль. Поэтому у конкурентов нет причин реагировать на изменение цены одной из фирмы. Каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию конкурентов.
Свобода входа и выхода. На рынках монополистической конкуренции работают небольшие по размеру фирмы, что обусловлено особенностями технологии. Для вступления в отрасль не нужны значительные первоначальные капиталовложения и эффект маштаба не требует развития крупного производства. Новым фирмам несложно войти на рынок со своими фирменными марками, а существующим выйти, если товары перестали пользоваться спросом. По сравнению с рынком совершенной конкуренции могут быть некоторые финансовые барьеры, связанные с необходимостью получения дифференцированного продукта и его рекламой.
Неценовая конкуренция. Для того чтобы реализовать преимущества монополии по дифференцированному продукту, необходимо убедить покупателей в достоинствах своего товара. Поэтому для рынка дифференцированного продукта характерно активное использование рекламы и других форм стимулирования сбыта (торговые марки, гарантийное обслуживание и т. д)
Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной такие черты, как множество продавцов и покупателей, значительная свобода входа на рынок, а отличает неоднородность, дифференцированность продукции. Эта неоднородность столь же сильна, что и однородность при совершенной конкуренции. Продукция характеризуется широким ассортиментом товаров, характером дизайна, эргономики, качеством упаковки. Все это многообразие различается в итоге товарными знаками. [3 ст. 121-145]
В заключение следует отметить,
что идеальная ситуация совершенной
конкуренции никогда в
Естественные монополии
имеют возможность определять характер
хозяйственных взаимоотношений, навязывать
«правила игры» своим экономически
и юридически более слабым контрагентам.
Получение значительных управленческих
и коммерческих свобод этих организаций
в процессе происходящих реформ при
минимальном соответствии условиям
«совершенного рынка» требует создания
действенной системы
Отрасли, относящиеся к
естественным монополиям, отличает то,
что конкурентные механизмы в
них не действуют или практически
не развиты. Баланс интересов производителей
и потребителей не может быть установлен
«невидимой рукой рынка» в процессе
конкуренции различных
Значение деятельности субъектов естественных монополий и важность их государственного регулирования обусловлены их ключевым местом в экономике страны и ролью в обеспечении благосостояния населения.
Заключение
1.Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. Все это обеспечивает эффективность конкурентных рынков. К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения и др.
Информация о работе Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции