Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 06:38, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание — экономический закон товарного хозяйства.
Конкуренция в рыночной экономике, хотя и претерпела заметные изменения за последние десятилетия, тем не менее, продолжает играть не менее заметную роль в экономическом развитии, чем в XIX столетии, сохраняя важнейшее место в рыночном механизме. Соотношение конкурентных и монополистических сил в экономике ныне таково, что позволяет современный капитализм считать не в меньшей мере конкурентным, чем монополистическим. Рынок, конкурентный механизм, закон стоимости обеспечивают поддержание основных народнохозяйственных пропорций, задают критерии эффективности производства, стимулируют товаропроизводителей, ”вымывают” неэффективные звенья.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
Раздел 1: Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции. Эффективность конкурентных рынков……………………………………4
Раздел 2: Виды конкуренции. Функциональная, видовая, межвидовая, внутриотраслевая и межотраслевая; совершенная и несовершенная, добросовестная и недобросовестная…………………………………………11
Раздел 3: Основные рыночные структуры в современной экономике: конкуренция и монополия……………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….25
Литература……………………………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

распечатать Курсовую.docx

— 61.61 Кб (Скачать файл)

2. Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства. Ее сущность проявляется в ряде функций. Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива: с одной стороны, стремление к свободе и независимости, с другой — к объединению усилий в конкурентной борьбе.

3. Виды конкуренции чрезвычайно  многообразны: функциональная, видовая,  межотраслевая, внутриотраслевая, межфирменная, добросовестная и

недобросовестная, совершенная  и несовершенная (монополии, монопсонии, дуополии, олигополии, монополистическая  конкуренция).

4. Монополии есть результат  стремления победить в конкурентной  борьбе. Следовательно, конкуренция  и монополизм — это не две  различные и взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны рыночного взаимодействия. Концентрация и централизация ведут к появлению монополий.

5. Различают монополии  естественные и искусственные  (картель, синдикат, трест, концерн, пул, конгломерат, ТНК и др.).

6. Методы и средства конкурентной борьбы монополий: лишение сырья,

рабочей силы путем «альянсов», подвоза, сбыта, кредита, договор с  покупателем о ведении торговли исключительно с монополиями, сбивание цен, захват патентов на открытия и технические усовершенствования, захват в свои руки производства оборудования, диверсификация и др.

7. Появление монополий  обусловлено возникновением экономических  выгод, которые они получают  в результате установления монопольных  цен (особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне  выше конкурентной цены в целях получения монопольной сверхприбыли).

8. Монопольная власть  на рынке — величина, обратная  эластичности г' спроса на продукцию фирмы. Известны два показателя, характеризующие рыночную власть: индекс Лернера (высокие прибыли — признак монополизма) и индекс Хервиндаля — Хиршмана (удельный вес продукции фирмы в отрасли).

9. В силу того что  монополии имеют не только  плюсы, но и недостатки, необходимо  антимонопольное регулирование,  направленное против накопления монополиями и олигополиями опасной для общества монопольной власти. Известны законы Шермана (1889), Клейтона (1914), Келлера — Кефаувера (1950). Современное антимонопольное регулирование сводится к трем группам мер: административно-правовое воздействие, административно-экономическое и просто экономическое воздействие, проводимое государством.

10.Совершенная конкуренция- это структура рынка, когда ни один из экономических субъектов (ни формы, производители, продавцы, ни  потребители, покупатели, домохозяйства) не может существенным образом повлиять на рыночную конъектуру, т. е цены и оббьем продаж.

11.Условия существования совершенной конкуренции: наличие большого числа независимо действующих экономических субъектов; однородная, или стандартизированная продукция; отсутствие ограничений для свободного входа  субъектов на рынок и выхода с рынка.

12.Для фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции, спрос на продукцию является абсолютно эластичным, а цена  продукции - заданной извне текущим состоянием рынка. В таких условиях цена товара совпадает с предельным доходом продавца.

13.Целью экономически рациональной фирмы является максимизация прибыли как разницы между валовым доходом и валовыми издержками производства.

14.При определении объема производства, максимизирующего убытки, фирма стремится к равенству предельного дохода и предельных издержек. При определении фактической прибыли необходимо сопоставить цену и величину средних производственных издержек.

15.На вопрос осуществлять ли фирме производство в краткосрочном периоде, можно ответить, сравнивая цену (предельный доход) с размером минимума средних переменных издержек. Если величина цены выше величины данных издержек,  фирма будет осуществлять производство, если ниже, фирма предпочтет уйти из отрасли.

16.В краткосрочном периоде фирма может терпеть убытки ли получать  экономическую прибыль. В долгосрочном периоде фирма в условиях совершенной конкуренции не имеет ни убытков, ни прибыли сверх нормального уровня.

17.В долгосрочном периоде равновесие фирмы и отрасли в условиях совершенной конкуренции установится  при равенстве цены товара, предельных и минимальных издержек производства.

18.Кривая предложения фирмы совпадает с кривой предельных издержек, начиная от точки минимума средних переменных издержек производства.

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Гальперин, В.М. Микроэкономика: учебник/В.М. Гальперин, С.М, Игнатьев, В.И. Моргунов; под общ. Ред.  В. М. Гальперина. СПБ. Экон. Шк, 2002  Т.2 с. 11-28.

2. Ивашковский, С.Н. Микроэкономика: учебник/ С.Н. Ивашковский. 3-е изд. М.:Дело, 2002. с. 243,244,245-280

3 .Макроэкономика. Учебное пособие:  С.А. Константинов, В.А. Воробьев, Л.В Пакуш, А.М. Филипцов.  2006

4.Экономическая теория: учебное  пособие/И.В. Новикова, Г.А. Примаченок, В.А. Воробьев; под ред. И.В. Новиковой. Минск: БГЭУ, 2006. с. 113-117

5.Экономическая теория. Микроэкономика-1;2 учебник/под. общ. Ред. Г.П., Журавлевой. 2-е изд., испр. И доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К».2006. с. 345-375.

6.Хайман, Д.Современная микроэкономика: анализ и применение/ Д. Хайман.-М.: Финансы и статистика, 1992.

7.Фишер, С. Экономика: учебник  /С.Фишер, \Р.Добруш, Р. Шмалензи  м.: Дело, 1999. с.155-173.

8.Самуэльсон, ПВ. Экономика: учебник  для начинающих./П.в. Самуэльсон М.:НПО АЛГОН, 1992 Т.1.с 23-40.

9.Пиндайк, Р. Микроэкономика: учебник/ Р. Пиндайк, д. Рубинфельд М. :Экономика. Дело,1992. с.65-72.

10.Нуреев, Р.М. Курс микроэкономика: учебник/ Р.М. Нуреев. 2-е изд., изм. М.:НОРМА-ИНФРА-М, 2001. с.221-278.

11.Мэнкью, Н.Г. принципы микроэкономики: учебник/Н.Г. Мэнкью. Пер. с англ. СПБ.: Питер, 2007 с. 335-438.

12. микроэкономика: учебное пособие/А.С.  Селищев, 2-изд. СПБ: Питер,2003. с.226-236.

13.Микроэкономика: учеб. Пособие/А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.И. Сухарева; под общ ред. А.В. Бондарь, В.А. Воробьева. Минск: БГЭУ, 2007. с.59-181.

14.Ивашковский, С.Н. Микроэкономика: учебник/С.а. Ивашковский. 3-е изд. М.: дело, 2002. с. 243,244,245-280.

15.(http:www.auditorium.ru/books/145/miksuk-16.09.2009

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции