Понятие конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании анализа конкурентоспособности предприятия разработать рекомендации по формированию конкурентных преимуществ.
В соответствии с установленной целью можно сформулировать задачи:
1. Обозначить теоретические вопросы оценки конкурентоспособности предприятия.
2. Используя методы и критерии оценки конкурентоспособности проанализировать конкурентоспособность компании ООО «Комбинат полуфабрикатов Сибирский Гурман» на рынке замороженных полуфабрикатов.
3. На основании анализа разработать рекомендации по формированию и выделению ключевых конкурентных преимуществ компании «Сибирский Гурман».

Файлы: 1 файл

курсач эк и стат предпр Игорь.docx

— 54.69 Кб (Скачать файл)

Введение

Создание эффективной  экономики - важнейшая задача проводимых в настоящее время в России преобразований. Однако их направленность не должна ограничиваться лишь активным распространением рыночных отношений  в отраслях экономики. Конкуренция  является одной их главных черт рыночного  хозяйства, в связи с этим возникает  необходимость адаптации к условиям конкуренции предприятий всех отраслей народного хозяйства. Именно поэтому  дальнейшее развитие российских предприятий  должно осуществляться с учетом активизации  существующих, формирования и оценки новых конкурентных преимуществ.

Ускоряющийся темп современной  жизни не только заставляет людей  мыслить по-другому, но и зачастую кардинально меняет их образ жизни. Так, в последние годы все большую  популярность в России приобретают  продукты быстрого приготовления. Возрастающая мода на правильное питание и стремление к здоровому образу жизни подсказывают, что быстрое питание должно быть сбалансированным и по возможности  полезным. Вероятно, этот факт является одной из основных причин развития рынка замороженных продуктов.

Рынок замороженных полуфабрикатов характеризуется низкой концентрацией, на нем оперируют крупные, многочисленные средние и мелкие компании. Относительная  легкость производства мясных полуфабрикатов приводит к высокой конкуренции, на рынке представлены бренды регионального  и федерального значения. В дальнейшем ожидается, что доля крупных компаний будет расти, сильные бренды будут  вытеснять более слабые торговые марки, причем возможно, что крупные  региональные производители смогут выйти на федеральный уровень.

Стремясь закрепить свои позиции, участники рынка не только наращивают производственные мощности, но и разрабатывают новые продукты. Основные игроки в этом сегменте видят  будущее рынка за сложно рецептурными, комбинированными изделиями и готовыми блюдами.

Промышленное предприятие  успешно функционирует в условиях конкурентной среды лишь в том  случае, если у него четко определены направления развития, ориентируемые  на существующий конкурентный статус.

В этой связи оценка текущей  конкурентной позиции позволяет  предприятию обоснованно планировать  свое развитие и только тогда формировать  конкурентные преимущества.

Проблеме создания конкурентных преимуществ и оценки конкурентоспособности  предприятий, методам ее повышения  уделяется значительное внимание в  научных разработках отечественных и зарубежных авторов. Оценка конкурентоспособности во многих случаях носит субъективный характер и не дает ее количественного значения.

Объект исследования –  компания ООО «Комбинат полуфабрикатов Сибирский Гурман».

Предмет исследования –  совокупность критериев для оценки конкурентоспособности предприятия.

Цель курсовой работы – на основании анализа конкурентоспособности предприятия разработать рекомендации по формированию конкурентных преимуществ.

В соответствии с установленной  целью можно сформулировать задачи:

1. Обозначить теоретические  вопросы оценки конкурентоспособности  предприятия.

2. Используя методы и  критерии оценки конкурентоспособности  проанализировать конкурентоспособность  компании ООО «Комбинат полуфабрикатов  Сибирский Гурман» на рынке  замороженных полуфабрикатов.

3. На основании анализа  разработать рекомендации по  формированию и выделению ключевых  конкурентных преимуществ компании  «Сибирский Гурман».

 

 

 

Глава 1 Теоретические  аспекты конкурентоспособности

    1. Понятие конкурентоспособности

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению  к другим предприятиям данной отрасли  внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность  не является имманентным качеством  фирмы, это означает, что конкурентоспособность  фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся  к одной отрасли, либо фирм, выпускающих  аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность  можно выявить только сравнением между собой этих фирм, как в  масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка. [3, c.109]

Таким образом, конкурентоспособность  фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может  быть признана конкурентоспособной, а  в рамках отраслей мирового рынка  или его сегмента - нет. Оценка степени  конкурентоспособности, т.е. выявление  характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими  фирмами, заключается в первую очередь  в выборе базовых объектов для  сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или  за ее пределами. Такая фирма-лидер  должна обладать следующими параметрами:

  • соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
  • соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
  • соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над  другой может быть оценено в том  случае, когда обе фирмы удовлетворяют  идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам  рынка. При этом фирмы находятся  примерно в одних и тех же фазах  жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.

Сложность, а иногда и  полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может  создать у руководства фирмы  необоснованное мнение о превосходстве  фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы.

Высокая конкурентоспособность  означает, что продукт или компания потенциально могут с высокой  долей вероятности рассчитывать на коммерческий успех на данном рынке. Низкая оценка конкурентоспособности  обычно подразумевает малую вероятность  потенциального коммерческого успеха. [2, c.199]

В реальной жизни конкурентоспособность  компании и производимых ею продуктов  тесно переплетены. Так, низкая конкурентоспособность  продукта может компенсироваться конкурентными  преимуществами компании (в форме  использования для продукта популярного  бренда, либо эффективных каналов  продаж), обеспечивая коммерческий успех на конкретном рынке, и наоборот. 

Конкурентоспособность можно  обеспечить двумя способами:

  1. добиться лидерства в издержках;
  2. через дифференциацию товара.

Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый  товар с меньшими затратами, чем  конкуренты. Дифференциация - это способность  обеспечить покупателя уникальной и  большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских  свойств или послепродажного  обслуживания.

В настоящее время, для  того чтобы фирма была конкурентоспособной  в борьбе с ведущими фирмами, требуются  совершенно новые подходы к организации  производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались  в прошлом. И прежде всего новые  подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка. [10, c.216]

Таким образом, конкурентоспособность  фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может  быть признана конкурентоспособной, а  в рамках отраслей мирового рынка  или его сегмента - нет. Оценка степени  конкурентоспособности, т.е. выявление  характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими  фирмами, заключается в первую очередь  в выборе базовых объектов для  сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или  за ее пределами. 

Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:

• соизмеримостью характеристик  выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с  ее помощью; 

• соизмеримостью сегментов  рынка, для которых предназначена  выпускаемая продукция; 

• соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует  фирма. 

Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над  другой может быть оценено в том  случае, когда обе фирмы удовлетворяют  идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам  рынка. При этом фирмы находятся  примерно в одних и тех же фазах  жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным. 

Сложность, а иногда и  полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может  создать у руководства фирмы  необоснованное мнение о превосходстве  фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы. 

В настоящее время, для  того чтобы фирма была конкурентоспособной  в борьбе с ведущими фирмами, требуются  совершенно новые подходы к организации  производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались  в прошлом. И, прежде всего новые  подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии  технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и  технологии. [6, c.275]

Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда факторов, которые  можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить  на три группы факторов:

  • технико-экономические;
  • коммерческие;
  • нормативно-правовые.

Технико-экономические факторы  включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или  услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности  труда, издержек производства, наукоемкой (tm) продукции и пр.

Коммерческие факторы  определяют условия реализации товаров  на конкретном рынке. Они включают:

1.  конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);

2.  предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);

3.  рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);

4.  имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы  отражают требования технической, экологической  и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и  патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый  период на данном рынке нормам и  требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке.

    1. Методы оценки конкурентоспособности предприятия

Оценка качества и конкурентоспособности  являются исходным элементом для  производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. При этом систематической  оценке должны подвергаться не только качество и конкурентоспособность  производимой предприятием продукции, но и конкурентоспособность самого предприятия. 

Оценка конкурентоспособности  предприятия на конкретном рынке  или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности  предприятия и мероприятия, которые  предприятие должно предпринять  для обеспечения конкурентных позиций  на конкретном рынке. [5, c.199]

Важность такой оценки обусловлена целым рядом обстоятельств, среди которых следует назвать  необходимость разработки мероприятий  по повышению конкурентоспособности  продукции, выбор предприятием партнера для организации совместного  выпуска продукции, привлечение  средств инвестора для организации конкурентоспособного производства, составление маркетинговых программ для выхода предприятия на новые рынки сбыта, своевременного принятия решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, разработке и производстве новых и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и другие. 

Информация о работе Понятие конкурентоспособности