Понятие конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании анализа конкурентоспособности предприятия разработать рекомендации по формированию конкурентных преимуществ.
В соответствии с установленной целью можно сформулировать задачи:
1. Обозначить теоретические вопросы оценки конкурентоспособности предприятия.
2. Используя методы и критерии оценки конкурентоспособности проанализировать конкурентоспособность компании ООО «Комбинат полуфабрикатов Сибирский Гурман» на рынке замороженных полуфабрикатов.
3. На основании анализа разработать рекомендации по формированию и выделению ключевых конкурентных преимуществ компании «Сибирский Гурман».

Файлы: 1 файл

курсач эк и стат предпр Игорь.docx

— 54.69 Кб (Скачать файл)

Как правило, ФСА - информация представляется в виде системы стоимостных  и временных показателей, показателей  трудоемкости и трудозатрат, а также  относительных показателей, характеризующих  эффективность деятельности центров  ответственности на предприятии.

Систему показателей можно  использовать как для текущего (оперативного) управления, так и для принятия стратегических решений.

ФСА - информация показывает, как можно перераспределить ресурсы  с максимальной стратегической выгодой, помогает выявить возможности тех  факторов (качество, обслуживание, снижение стоимости, уменьшение трудоемкости), которые имеют наибольшее значение, а также определить наилучшие  варианты капиталовложений.

На стратегическом уровне информацию из ФСА - модели можно применять  для решений относительно реорганизации  предприятия, изменения ассортимента продуктов и услуг, выхода на новые  рынки, диверсификации и т.д. Тогда  как на уровне оперативного управления - для формирования рекомендаций по увеличению прибыли и повышению  эффективности деятельности предприятия.

Многолетний западный и отечественный  опыт показывают, что предприятия, сосредоточенные  только на получении прибыли, страдают близорукостью. Складывается довольно знакомая ситуация: при наличии прибыли  предприятие является неплатежеспособным и, наоборот, имея убытки, предприятие четко и вовремя рассчитывается с поставщиками, государством и кредиторами.

Таким образом, можно выделить ещё один путь улучшения устойчивости предприятия на рынке - не обособленную цель обеспечения рентабельности, а  рост стоимости бизнеса (то есть, разность между стоимостью капитала, внесенного владельцем доли при создании предприятия, и стоимостью этой же доли при ее возможной продаже). Если капитал  будет преумножен, то можно утверждать, что предприятие твёрдо контролирует свой сегмент рынка.

Конкурентоспособность предприятия  складывается из следующих факторов:

1. ресурсного - затраты ресурсов на единицу готовой продукции; 

2. ценового - уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию; 

3. «фактора среды» - в данный фактор входят: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента. 

Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия  по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние. 

Внутренние факторы –  объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению  собственной конкурентоспособности (научно-технический потенциал, финансово-экономический  потенциал, кадровый потенциал, эффективность  рекламы, условия хранения, транспортировки, упаковки продукции, уровень сервисного и гарантийного обслуживания и т. д.) 

Внешние факторы – социально-экономические  и организационные отношения, позволяющие  предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым  характеристикам более привлекательна. 

Рыночная экономика в  Российской Федерации набирает всё  большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция, как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В современных экономических  условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность конкурентоспособности предприятия очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении. Однако для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно.

Исследования показывают, что рыночная стоимость бизнеса  в значительной степени связана  с показателем денежного потока. Это означает, что оценка и управление стоимостью предприятия являются главным  инструментом обеспечения конкурентоспособности, так как соответствующие им методики предлагают точные и взаимосвязанные  критерии оценки результатов - стоимость  компании, отдельных бизнес - единиц и бизнес-процессов, на основе которых можно строить деятельность предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Анализ конкурентоспособности  компании «Сибирский гурман» 

2.1 Общая характеристика  предприятия

Сегодня ООО «Комбинат  полуфабрикатов Сибирский Гурман»  является одним из крупнейших производителей замороженных полуфабрикатов и имеет  лидирующие позиции по продажам на рынках Урала, Западной и Восточной  Сибири. В Сибирском федеральном  округе Компания является безусловным  лидером и занимает здесь 31% рынка  пельменей. По данным компании GFK «Сибирский Гурман» занимает второе место на российском рынке пельменей, объем  которого в 2008 году составил около 900 тыс. тонн ($1000-1050 млн.).

ООО «Комбинат полуфабрикатов Сибирский Гурман» - современное  высокотехнологичное предприятие  полного цикла, обладатель самого мощного  комплекса.

Ключевой принцип Компании - выпуск качественной продукции. Для  его соблюдения в Компании реализуется  Политика Управления Качеством. 

На производстве создана  Служба качества, которая на базе собственной  лаборатории осуществляет 100% контроль качества продукции на протяжении всего  технологического процесса. Кроме того, постоянно проводятся независимые  дегустации с непосредственным участием потребителей продукции. В Компании работает «горячая линия» по вопросам качества. В сентябре 2006 года система  менеджмента качества компании была сертифицирована на соответствие требованиям  международного стандарта ISO 9001:2000 компанией NQA (Великобритания).

В настоящее время «Сибирский Гурман» предпочитает активно продвигаться в регионы: дистрибьюторская сеть насчитывает  более 50 крупных городов России от Урала до Дальнего Востока. Компания ведет активную региональную политику: обеспечивает продвижение своей  продукции в регионах и в каждом городе сотрудничает с надежными  и постоянными партнерами.

Еще одной составляющей успеха можно назвать ставку на создание высокопрофессиональной команды. Залог любой победы это отношение всего коллектива к общему делу. «ООО «Комбинат полуфабрикатов Сибирский Гурман» отличается атмосферой партнерства внутри коллектива, учетом профессиональных тонкостей, вносимых каждым специалистом.

Вовлеченность в потребление  замороженных полуфабрикатов в России составляет на сегодня свыше 80%. Емкость  российского рынка составляет 915 – 1000 тыс. тонн в год. Темп роста рынка 10 – 15%.

Ассортимент компании включает в себя все традиционные категории  замороженных полуфабрикатов: пельмени, вареники, блинчики фаршированные, рубленые полуфабрикаты, манты, хинкали, тесто.

Миссию компания формулирует  следующим образом: мы производим продукты питания, которые требуют минимум  времени на приготовление и всегда под рукой в домашнем холодильнике. Мы создаем вкус, который любим  сами и бережно сохраняем его  для наших потребителей.

2.2 Анализ конкурентной  среды предприятия

Продукты, которые принято  обозначать как ЗПФ, делят на сегменты пельменей, блинчиков, вареников, готовых  блюд и мясных полуфабрикатов. Пельмени - самый крупный сегмент рынка, на них приходится более половины всех продаж. По данным компании "Комкон", пельмени регулярно приобретают почти 65% российских домохозяйств. Лидерство этого народного продукта сложилось исторически, и в обозримом будущем ситуация вряд ли кардинально изменится.

По данным розничного аудита десяти крупнейших городов России, проведенного компанией "Бизнес Аналитика", пятерку лидеров отечественного пельменного производства составляют петербургские "Талосто" (торговые марки "Сам Самыч", "Мастерица", "Богатырские"), "Равиоли" ("Равиолло", "Снежная страна"), «Сибирский Гурман» (Великосочные, Для любимых, Домашние секреты), "Качественные продукты" ("Русский хит"), Останкинский МПК. Их совокупная рыночная доля составляет около 40%.

Динамика рынка ЗПФ  сильно зависит от развития пельменной составляющей, которая в стоимостном  выражении занимает 50,9% (за десять месяцев 2012 года, по оценкам "Бизнес Аналитики"). Например, по данным компании "Экспресс-Обзор", в 2011 году увеличение спроса на ЗПФ  было на 45,4% обусловлено ростом сектора  пельменей. Вклад остальных сегментов  существенно меньше: к примеру, по мясным полуфабрикатам выведен показатель 19,6%, по блинчикам — 15,2%, по пицце  — 6,8%.

Количество игроков на рынке велико, только в Москве их примерно 200. Пельменный сегмент развивается  вопреки общей рыночной тенденции  консолидации: для него характерна низкая степень концентрации производства. Присутствуют как крупные компании с раскрученными брендами ("Дарья", "Талосто", «Сибирский Гурман», "Равиолло", "Мириталь"), так и многочисленные средние региональные производители.

В большинстве городов  потребитель отдает предпочтение продукции  местных производителей. Зачастую она  существенно дешевле во всех ценовых  сегментах, а фактор цены в России держится на первых позициях по важности при совершении покупки. Для компаний федерального масштаба особенно актуален вопрос выхода и поддержания продаж на региональных рынках. Этот процесс  усложнен, так как рынок имеет  очень четкую региональную специфику. Именно в регионах активно развиваются  группы небрендированных ЗПФ.

Сильные позиции местных  предприятий на региональных рынках во многом обусловлены и дороговизной логистики. Будучи не в силах обеспечить бизнесу большой географический охват, они вынуждены энергично  развиваться на родной территории. При этом основными конкурентными  преимуществами небольших производителей эксперты называют высокую лояльность потребителя и доскональное знание реалий местного рынка.

Как бы то ни было, выйти сейчас на пельменный рынок со своей продукцией практически невозможно. На рынке  жесточайшая конкуренция, требуются  много финансовых ресурсов, необходимых  на развитие нового бренда. По мнению аналитиков, конкуренцию серьезно усиливает вывод на рынок частных марок сетей — так называемых private labels. Производитель, готовый поменять "фамилию" своего продукта, тем самым получает возможность стабильного сбыта без затрат на продвижение. В 2008 г. продукция под марками различных сетей занимала около 5% российского рынка ЗПФ.

Если же говорить о потребительских  предпочтениях вне привязки к  производителю, картина в регионах и главных российских столицах разная. Столичных жителей к покупке  подталкивают в первую очередь качество продукта и быстрота приготовления. Характерная же особенность провинциального  потребителя — консервативность. Он, как правило, выбирает проверенный  товар, а к новинкам относится  с подозрением.

Многие россияне не могут  представить себе рацион без пельменей, между тем пельменная доля на рынке  ЗПФ сокращается. За последние пять лет она уменьшилась почти  на 6% (по оценкам компании "Экспресс-Обзор"). Казалось бы, основным конкурентом  пельменей должны быть мясные полуфабрикаты, но их доля на рынке ЗПФ несколько  последних лет практически неизменна. На самом деле пельмени отступают  под натиском относительно новых  продуктов - в первую очередь это блинчики, пицца и готовые блюда.

Блинчики обладают большим  потенциалом развития на фоне насыщенных сегментов пельменей и котлет. Невысокая цена относительно других видов "заморозки" способствует росту  популярности. Что касается готовых  обедов, то объемы продаж здесь ежегодно увеличиваются на 30-35%. Пицца, по оценкам b2b-каталога "Замороженные продукты", тоже демонстрирует стабильный рост: 10-11%. И место для новых игроков  в этих нишах еще есть.

Особенно насыщенны нижний и средний ценовые сегменты пельменного  рынка - такая картина наблюдается уже довольно давно, и потому рынок развивался за счет улучшения качества, отмечают эксперты исследовательской компании Euromonitor International. Кстати, разделение на ценовые сегменты здесь достаточно условно и выглядит так: 80-90 руб. за кило — пельмени для массмаркета, 90-120 руб.— средний ценовой сегмент, 130-200 руб. – высокий сегмент, свыше 200 руб - категория "премиум".

Острейшая конкуренция понуждает  пельменных производителей к поиску неординарных ходов - в частности, они пытаются освежить традиционный ассортимент пельменей. Было выпущено огромное количество новинок, отличающихся инновационным составом и упаковкой. Так, российский потребитель впервые попробовал пельмени с начинкой из медвежатины и оленины.

2.3 Оценка конкурентоспособности  компании «Сибирский гурман»

Для оценки конкурентоспособности  возьмем методику расчета интегрального  показателя качества, согласно которой  интегральным показателем качества является отношение значения комплексного показателя качества к цене товара.

В свою очередь, для расчета  комплексного показателя качества сформируем список параметров оценки конкурентоспособности. Основа для списка параметров –  концепция «4Р» (Продукт, Цена, Каналы сбыта, Продвижение на рынке). Параметры  сформируем по группам:

1.  Продукт – качество, ассортимент, сроки хранения продукта, уровень сервиса

2.  Цена – уровень цены, условия оплаты, виды скидок, процент скидки

3.  Каналы сбыта - степень охвата рынка, регионы сбыта, интенсивность каналов сбыта,

Информация о работе Понятие конкурентоспособности