Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании анализа конкурентоспособности предприятия разработать рекомендации по формированию конкурентных преимуществ.
В соответствии с установленной целью можно сформулировать задачи:
1. Обозначить теоретические вопросы оценки конкурентоспособности предприятия.
2. Используя методы и критерии оценки конкурентоспособности проанализировать конкурентоспособность компании ООО «Комбинат полуфабрикатов Сибирский Гурман» на рынке замороженных полуфабрикатов.
3. На основании анализа разработать рекомендации по формированию и выделению ключевых конкурентных преимуществ компании «Сибирский Гурман».
Такая оценка должна содержать следующие показатели:
1. потребность в капиталовложениях фактических и на перспективу, как в целом, так и по отдельным видам продукции и конкретным рынкам;
2. ассортимент конкурентоспособной продукции, её объёмы и стоимость;
3. набор рынков или их сегментов для каждого продукта;
4. потребность в средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта;
5. перечень мер и приёмов, которыми предприятие может обеспечить себе преимущество на рынке;
6. создание благоприятного представления о предприятии у покупателей, выпуск высококачественной и надёжной продукции, постоянное обновление продукции, чёткое выполнение обязательств по сделкам. [9, c.385]
Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, её технической, ассортиментной и сбытовой политики.
Обычно применяют
Нормированный индекс рейтинга является результирующим относительным показателем измерения КСП и рассчитывается как доля от максимально возможного значения суммы рейтингов. Существенные расхождения оценки нормированного индекса рейтинга свидетельствуют о недостатке информации или несоответствии уровня экспертов задаче.
Итоговая оценка КСП определяется либо простым усреднением, либо проводится определение средневзвешенного результата. Выбор методики определяется наличием количественной и качественной информации. Методы оценки КСП можно оценить по следующим критериям весового анализа: полнота информации, достоверность информации, уровень допущений, учет показателей КСП предприятия, учет областей возможных конкурентных преимуществ, система слежения за конкуренцией, уровень исследования конкурентоспособности.
Результаты оценки конкурентоспособности
используются для выработки вывода
о ней, а также для выбора путей
оптимального повышения
В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие решения:
1. изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
2. изменение порядка проектирования продукции;
3. изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
4. изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту;
5. изменение порядка реализации продукции на рынке;
6. изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
7. изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие;
8. изменение системы стимулирования поставщиков;
9. изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
Наиболее распространенные методы оценки конкурентоспособности предприятия: матричные методы; методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия; методы, основанные на теории эффективной конкуренции; комплексные методы. [1, c.126]
Группа матричных методов
базируется на оценке маркетинговой
стратегии предприятия с
Преимущества метода: при наличии информации об объемах реализации и относительных долях рынка конкурентов метод позволяет обеспечить высокую адекватность оценки.
Недостатки метода: исключает
проведение анализа причин происходящего
и осложняет выработку
Методы, основанные на оценке
конкурентоспособности
Показатели
К несомненным преимуществам рассматриваемого подхода можно отнести то, что он учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности предприятия – конкурентоспособность его продукции.
К недостаткам - то, что он позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности продукции и не затрагивает другие аспекты его деятельности. Кроме того, определенные нарекания вызывает сведение конкурентоспособности продукции к оценке соотношения цена-качество, не учитывающее степень инновативности продукции, имеющей существенное значение при позиционировании продукции на рынке.
Методы, основанные на теории эффективной конкуренции, базируются на том, что наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов - ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе подхода лежит оценка групповых показателей или критериев конкурентоспособности.
Суть подхода заключается
в оценке способностей предприятия
по обеспечению
В дальнейшем, в зависимости
от метода, полученные экспертные оценки
подвергаются различной математической
обработке с целью оценки конкурентоспособности
предприятия. Чаще всего показатель
конкурентоспособности
К преимуществам данного
подхода следует отнести учет
весьма разносторонних аспектов деятельности
предприятия. В то же время лежащий
в основе подхода посыл о том,
что показатель конкурентоспособности
предприятия может быть определен
путем элементарного
Комплексные методы названы
так в силу того, что оценка конкурентоспособности
предприятия в рамках каждого
из методов ведется на основании
выделения не только текущей, но и
потенциальной
Текущая конкурентоспособность предприятия, в свою очередь, определяется, как способность хозяйствующего субъекта приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной прибыльности и рассматривается автором как отношение агрессивности существующей стратегии к необходимому в будущем уровню агрессивности (стратегический норматив).
Конкурентный потенциал - потенциальная возможность (текущие предпосылки) сохранять или увеличивать конкурентоспособность в долгосрочном периоде.
К достоинствам подхода следует
отнести то, что он учитывает не
только достигнутый уровень
В качестве недостатка данной
группы методов следует отметить
то, что конкретные способы и приемы,
используемые при определении текущей
и потенциальной
Несмотря на то, что универсальной
методики комплексной оценки конкурентоспособности
предприятия в настоящее время
не существует, использование различных
методов оценки конкурентоспособности
предприятия позволяет получить
необходимую базовую информацию
для разработки путей повышения
конкурентоспособности
В соответствии с полученными результатами собственных оценок конкурентоспособности руководители предприятий могут выбирать действенные меры по улучшению работы по отдельным направлениям общей деятельности фирмы.
К тому же, одним из главных
направлений повышения
Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем экономическим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия.
Конкуренция как отношение
капиталов не может быть измерена
количественно, хотя в зависимости
от численности конкурентов и
их экономической и научно-
Научно-технический прогресс
отражает те действия, которые принимаются
промышленными компаниями для повышения
конкурентоспособности
Управление маркетингом обеспечивает целевую ориентацию рыночной деятельности предприятия, комплексность этой деятельности
Как один из вариантов повышения
конкурентоспособности