Понятие трансформационной (переходной) экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
- проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие трансформационной (переходной) экономики 5
1.1. Понятие трансформационной экономики и её основные черты 5
1.2. Роль государства в трансформационной экономике 9
1.3. Цели и этапы экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы 11
2. Экономические реформы в странах Центральной и Восточной Европы 21
2.1. Результаты экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы 21
2.2. Анализ экономических реформ в странах Центральной и Восточной Европы 28
2.3. Показатели в странах Центральной и Восточной Европы и стран СНГ 31
2.4. Динамика и структура валового внутреннего продукта в Республике Беларусь 34
2.3. Варианты перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь на примере отдельных стран 38
3. Опыт трансформации экономических систем в постсоциалистических странах для Беларуси 43
3.1. Опыт и уроки рыночных реформ в странах Центральной и Восточной Европы: уроки для Республики Беларусь 43
Заключение 57
Список использованных источников 60

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 316.88 Кб (Скачать файл)

Крайне тяжелая экономическая  ситуация остается в Албании, здесь  как и в СНГ, позднее всех были начаты политические и социально-экономические  преобразования.

Одну из причин тормоза  можно назвать - напряженная политическая ситуация в этих странах, особенно в  СНГ. Она препятствует разработке и  выбору соответствующей программы  внутренней экономической политики, направленной на преодоление кризиса  и подъем производства. События в  Югославии, на Украине, в Молдавии, Таджикистане, Закавказье, на Северном Кавказе и  т. д. поглощают огромные бюджетные  средства, подрывают сложившуюся  структуру, углубляют экономический  кризис. Более того, все отрицательные  перемены в этих странах повлияли на все секторы мировой экономики.[12, c.256]

2.2 Анализ Экономических  реформ в странах Центральной  и Восточной Европы

Через 20 с лишним лет после  окончания "холодной войны" проблемы общественно-политической и экономической  трансформации стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) по-прежнему находятся в центре внимания экспертного сообщества на Западе и в России, которое пытается осмыслить произошедшие изменения, подвести некоторые итоги и определить перспективы дальнейшего развития этого региона. Показательно, что в первые 10 лет трансформационные процессы вызывали эйфорию как в высшем политическом руководстве этих стран, так и среди большинства зарубежных аналитиков и комментаторов. Немало положительных оценок высказывали и российские эксперты, нередко противопоставлявшие восточноевропейские реформы не всегда продуманным действиям российских реформаторов. И хотя подводить окончательные итоги перемен и преобразований в странах ЦВЕ ещё преждевременно, однако накопленный более чем за 20 лет опыт во многом поучителен и позволяет сделать определённые выводы.

Странам ЦВЕ, несмотря на вступление в ЕС, так и не удалось в ходе трансформации решить одни из самых сложных и принципиальных задач – создать устойчивую и эффективную экономику и сформировать адекватный механизм управления ею. В целом страны ЦВЕ более или менее благополучно преодолели наиболее трудную стадию общественно-экономической трансформации и достигли макроэкономической стабилизации. Вместе с тем практика показала, что это ещё не гарантирует устойчивого и долговременного экономического роста: страны региона по-прежнему испытывают серьёзные экономические проблемы, заметно обострившиеся в период глобального финансово-экономического кризиса.

В нынешних условиях стабильному  развитию экономики мешают такие  факторы, как ограниченность и непостоянство  спроса, слабая инвестиционная активность, отсутствие внутренних ресурсов для  решения проблем реструктуризации и модернизации экономики на базе высоких технологий. А ведь, как  считалось, в дореформенный социалистический период именно "неэффективная" структура  экономики стран ЦВЕ, в которой  преобладало промышленное производство (топливно-энергетические и металлургические отрасли, тяжёлое и транспортное машиностроение, военно-промышленный комплекс), была главной причиной, предопределявшей относительно низкую эффективность общественного производства этих стран по сравнению с экономиками стран Западной Европы.

В целом модель административного  управления экономикой, существовавшая в этих странах до революционных  перемен конца 80-х – начала 90-х  гг. ХХ в., не обеспечивала решения главной  задачи – повышения производительности труда – из-за недостаточного технического уровня и эффективности общественного  производства, по которым они заметно  отставали от наиболее развитых западных стран. Поэтому критика социалистической системы управления и стремление к переменам были вполне обоснованы и понятны.

Переход к новой модели экономического развития в странах  ЦВЕ начался в условиях полного  отсутствия исторических прецедентов  перехода от командно-административной системы к рыночной. Не удивительно, что все государства региона столкнулись с огромными трудностями начального периода. Экономические реформы начала 90-х гг. прошлого века должны были демонтировать механизмы административной экономики, осуществить рыночную трансформацию, раскрепостить личную инициативу граждан и стимулировать экономический рост. Особая трудность состояла в том, что все страны ЦВЕ приступили к перестройке, будучи в основном индустриально развитыми государствами со сложными хозяйственными и кооперационными связями, высоким уровнем общественного разделения труда, в том числе и в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

Тем не менее, при всех положительных  изменениях 20-летний опыт общественно-экономической  трансформации в странах региона  вряд ли можно признать удачным, прежде всего с точки зрения основных показателей экономического развития (производительность труда, технический уровень производства, материалоёмкость общественного продукта, доходы населения), по которым они всё ещё отстают от средних показателей ЕС-27. Часто от некоторых реформаторов из этих стран можно услышать, что в переходный период и не предполагалось добиваться серьёзного роста производительности труда и ускорения технического прогресса, что это, мол, было делом более отдалённой перспективы. Однако возникает вопрос, насколько же продолжительным в этом случае должен быть этот переходный период и когда сформируется (и сформируется ли) по-настоящему эффективная экономика? В монографии Института экономики РАН, подчёркивалось: "При всей объективной обусловленности переход бывших социалистических стран к политической демократии и рыночной экономике оказался чрезвычайно сложным и противоречивым процессом. Не свободны от серьёзных конфликтов ни формирование рыночной экономики, ни процесс демократизации, ни реинтеграция в глобальный рынок. [13]

 

2.3 Показатели Центральной и Восточной Европы, а также стран СНГ

После экономических проблем стран СНГ( 2008-2009 годов), страны СНГ восстановили свои позиции и продолжают наращивать ВВП. В 2012 году показатель увеличится на 4,1%. Рост ВВП (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения в странах СНГ происходит более высокими темпами, чем в среднем в мире. Это позволяет говорить об улучшении уровня доходов в этих государствах. Доля ВВП стран СНГ в мировом показателе также растет быстрее, чем в среднем по миру. 
Динамика экономического роста: сравнение внешнеэкономических блоков по некоторым показателям

 

Из рис. 1 видно, что в  течение 2010−2011 годов, то есть в период выхода стран из мирового экономического кризиса, темпы роста ВВП (в постоянных ценах) были относительно высоки у таких  блоков, как ASEAN-5, у стран Латинской  Америки и Карибского региона  и у стран СНГ. Согласно прогнозам, в последующие годы темпы роста  восстановившейся после кризиса  мировой экономики замедлятся.

 

Рисунок 1. – Темпы роста  ВВП (в постоянных ценах) *

*Источник: [14]

В течение 2012−2016 годов темпы  роста ВВП с учетом паритета покупательной  способности на душу населения (рисунок 2) будут наиболее высокими в странах СНГ и ASEAN-5. В то же время в 2000 году показатель ВВП, рассчитанный с учетом паритета покупательной способности, на душу населения находился в странах СНГ ниже уровня стран Ближнего Востока и Северной Африки, составляя 5,3 тыс. долл. США.

Рисунок 2. - Темпы роста ВВП с учетом паритета покупательной способности на душу населения *

*Источник: [14].

На рисунке 3 отражена динамика отношения государственного долга к ВВП рассматриваемых блоков стран с 2000 года. Самая непростая ситуация с государственной задолженностью в странах Большой Семерки, где отношение долга группы стран к соответствующему ВВП увеличилось с 82% в 2007 году до 119% в 2011 году.

В странах СНГ данный показатель увеличился за период с 9,1% до 14,5%. Это  значение находится на минимальном  уровне по сравнению с другими  рассматриваемыми в данном исследовании блоками стран.

Рисунок 3. – Совокупный государственный  долг по отношению к ВВП *

*Источник: [14].

Увеличение  государственных долговых обязательств и потенциальные сложности с  их финансированием все чаще становятся болезненной темой для Европы. В прошлом году на фоне высоких  нормативов ликвидности, целью которых  была стабилизация финансового сектора, проблема фискального дефицита была не настолько ощутимой. Сегодня же пришло время правительствам многих стран ЕС расплачиваться за предыдущее смягчение фискальной политики путем жесткой экономии, что может замедлить экономический рост. [18]

Fitch Ratings опубликовало специальный отчет с прогнозом на 2013 год по суверенным эмитентам стран Европы с развивающейся экономикой. 

В отчете отмечается, что  позитивные рейтинговые действия на развивающихся европейских рынках перевесили негативные рейтинговые  действия в 2012 году. Суверенная кредитоспособность в регионе подкреплялась повышением рейтингов Латвии и Казахстана, а  также повышением рейтинга Турции до инвестиционной категории. Однако позитивная рейтинговая динамика замедлилась, и большинство суверенных рейтингов  в рассматриваемом регионе имеют  «Стабильный» прогноз (прогноз по рейтингу Сербии «Негативный», по рейтингу Латвии «Позитивный»).

Fitch ожидает, что еврозона (основной торговый партнер, источник инвестиций и зарубежного банковского кредитования для региона) будет стагнировать в 2013 году после сокращения на 0,5% в 2012 году. В целом, Fitch прогнозирует рост в странах Европы с развивающейся экономикой на 2,9% в 2013 году по сравнению с 2,3% в 2012 году. 

Страны СНГ будут иметь  более высокие показатели, чем  государства Центральной и Восточной  Европы, чему будет способствовать экономика России с богатыми природными ресурсами. При этом более уверенное  восстановление в Центральной и  Восточной Европе вряд ли возможно без более сильного роста в  еврозоне, говорится в отчете.

Агрегированный бюджетный  дефицит на развивающихся рынках Европы увеличился в 2012 году, и такая  же тенденция прогнозируется на 2013 год. Страны Центральной и Восточной  Европы демонстрируют прогресс с  реализацией планов снижения дефицита, однако имеются примеры сложностей в этом направлении, в то время  как в СНГ отмечается снижение профицитов.

Медленный рост затрудняет достижение фискального улучшения. Только 4 из 19 стран Европы с развивающейся  экономикой сократят отношение госдолга к ВВП в 2013 году.

Средний счет текущих операций в европейских странах с развивающейся  экономикой является сбалансированным, хотя и станет дефицитным в 2013 году. Несколько стран, например, Венгрия, Турция и Украина, столкнутся с крупными потребностями во внешнем финансировании, что является сохраняющимся негативным моментом в сравнении с другими  регионами на развивающихся рынках. Профициты счета текущих операций в России и Казахстане уменьшатся в 2013 году при прогнозируемом снижении средних цен на нефть до 100 долларов за баррель.

Меры, предпринятые Европейским  центральным банком в 2012 году, способствовали сокращению стоимости суверенных внешних  заимствований и замедлили уменьшение финансирования от материнских западноевропейских банков в регионе. Тем не менее, кумулятивный вывод банковского фондирования из Центральной, Восточной и Южной  Европы (за исключением России и  Турции) с середины 2011 года составляет 4% регионального ВВП, при этом некоторые страны испытывают существенно более значительный отток, чем другие.

Основным риском для рейтингов  европейских стран с развивающейся  экономикой является углубление кризиса  в еврозоне, что повлияло бы на регион через торговые и финансовые связи. В то же время меры, принятые Европейским  центральным банком, сгладили побочные риски.

Устойчивое восстановление экономики, более благоприятная  ситуация в еврозоне и продолжение  прогресса в корректировке государственных  финансов были бы позитивными факторами  для суверенной кредитоспособности. [17]

2.4 Динамика и структура валового внутреннего продукта в Республике Беларусь

Согласно официальному прогнозу, в 2012 году ВВП должен вырасти по сравнению  с 2011-м годом на 5-5,5%, напоминает БелаПАН.  

Вместе с тем с лета нынешнего года наблюдается замедление темпов роста ВВП: в январе нынешнего  года по сравнению с январем 2011-го он вырос на 4,1%, в январе—феврале — на 3%, январе—марте — на 3,1%, январе—апреле  — на 2,9%, в январе—мае — на 3,2%, в январе—июне — на 3%, в январе—июле  — на 2,9%, в январе—августе — на 2,5%, в январе—сентябре — на 2,5%, в январе-октябре — на 2,2%. 

Комментируя 16 ноября факт замедления роста ВВП, премьер-министр Михаил Мясникович заявил: "Мал золотник, да дорог — мы должны иметь реальный экономический рост. Мы полагаем, что в этом году белорусская экономика обеспечивает оздоровление, и главная цель остается в том, чтобы был стабильный экономический рост, реальный экономический рост". 
  
 Однако 20 ноября Александр Лукашенко, принимая Мясниковича с докладом, жестко потребовал от правительства выполнить показатель 2012 года по ВВП. Чтобы услышать оппонирующую правительству точку зрения, Лукашенко пригласил руководителя Администрации президента Андрея Кобякова и помощника Петра Прокоповича.  
  
 Глава государства интересовался темпами социально-экономического развития страны в 2012 году и планами на год будущий. 
  
 "Оказывается, полный разброд и шатание, — возмутился Лукашенко. — Говорят, главное — это экспорт, а ВВП — это неважно. Я понимаю, что экспорт для нас — это жизненно важный показатель, но без ВВП не будет и больших объемов экспорта. Уж понятно, что наша экономика такова, что если экспорт или ВВП побольше надо, то и импорт будет вырастать. Ну, так у нас есть добавленная стоимость — давайте будем производить товары с большей прибылью. Не страшно, что импорт возрастет, главное, чтобы экспорт соответственно потом вырос, чтобы мы не только компенсировали затраты по импорту, но и получили хорошую добавленную стоимость", — заявил Лукашенко. 21 ноября председатель правления Национального банка Беларуси Надежда Ермакова заявила журналистам, что главный банк страны не будет проводить эмиссию для достижения прогнозных параметров ВВП. "Мы не имеем права делать эмиссию и не будем ее делать", — подчеркнула она. 
  
 В Минэкономики замедление темпов роста ВВП связывают в том числе с сокращением объемов оптовой торговли калием и нефтепродуктами. [19]. 
 
Динамика производства валового внутреннего продукта представлена

Информация о работе Понятие трансформационной (переходной) экономики