Понятие, виды и показатели безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 09:58, реферат

Описание работы

Инфляция оказывает серьезное влияние на занятость населения.
Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер изменений, выступает безработица. Чтобы определить, кто такие безработные, следует рассмотреть основные категории населения.
В общей численности населения выделяют категорию трудоспособного населения, к которому относят людей старше 16 лет. Трудоспособное население делится на две части: включаемых в численность рабочей силы и не включаемых в численность рабочей силы (NL).
К категории не включаемых в численность рабочей силы относятся незанятые в общественном производстве и не стремящиеся получить работу.

Файлы: 1 файл

черновики.docx

— 80.55 Кб (Скачать файл)

 

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Так в США действует около 15 тыс. таких фирм. Немало таких фирм действует уже и в России.

 

Основными направлениями деятельности бирж труда являются:

 

1) регистрация безработных;

 

2) регистрация вакантных  мест;

 

3) трудоустройство безработных  и других лиц, желающих получить  работу;

 

4) изучение конъюнктуры  рынка труда и предоставление  информации о ней;

 

5) тестирование лиц, желающих  получить работу;

 

6) профессиональная ориентация  и профессиональная переподготовка  безработных;

 

7) выплата пособий.

 

Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

 

Более активная деятельность в России такого рода частных фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имела бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специальностей. Вместе с тем роль бирж труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация) во многих странах весьма заметна. В США, например, такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6—8 млн безработных. В России в 2009 году за предоставлением государственных услуг в сфере занятости в органы службы занятости обратилось свыше 14 млн. человек.

 

Законодательство большинства стран содержит основные условия получения пособия по безработице.

 

Регулирование рынка труда в России

 

Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

 

В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан:

 

· в течение 10 дней после постановки на учет консультант-регистратор по возможности должен предложить гражданину не менее 2-х вариантов подходящей работы, включая работы временного характера или участие в общественных работах, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), законодательством предусмотрено и предложение 2-х вариантов получения профессиональной подготовки на краткосрочных курсах по направлению службы занятости.

 

· если в течение 10 дней после регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы вопрос с его трудоустройством не был решен в силу отсутствия такой работы, и, если поставленный на учет в этот период не отказывался от 2-х вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, или 2-х вариантов обучения (для впервые ищущих работу, не имеющих профессии, специальности) на краткосрочных курсах, не нарушал без уважительной причины (подтверждается, как и на работе, оправдательным документом) сроков приглашений к консультанту-регистратору - на 11 день со дня регистрации гражданина в органах службы занятости принимается решение о признании его безработным со дня его постановки на учет в целях поиска подходящей работы, и с этого же дня назначается пособие по безработице.

 

Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

 

• уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;

 

• уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;

 

• гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

 

Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

 

Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

 

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

 

Заключение

 

Безработица, сопровождала человечество на всех этапах его жизненного пути. Она является неотъемлемой частью нашей жизни. Есть множество теорий возникновения безработицы, разрабатываются методы борьбы с ней, но все они бессильны в отношении данной проблемы. Единственное к чему они могут привести – это приблизится к естественному уровню безработицы. Но и эта модель не идеальна.

 

В конкурентном рынке труда, всегда есть вероятность того, что твой труд будет востребован и высоко оценен, что тебе предложат лучшие условия труда. Но также и велика вероятность того, что твое место займет кто-нибудь другой, тот, чей труд будет эффективней. Покупатель труда будет требователен и не приклонен в поисках лучших кадров и награда за труд будет соответствующая. Конкурентный рынок труда – это шаг на пути борьбы с безработицей.

 

Еще один шаг на этом пути – это привлечение инвестиций. Привлекая большое количество инвестиций, мы можем расширить или открыть новое производство, тем самым создать новые рабочие места. Но и здесь есть свои подводные камни. Развитие производства идет нога в ногу с научно-техническим прогрессом, заменяя человеческий труд – машинным. Что вновь приводит к безработице.

 

Не смотря на то, что безработица часть нашей жизни, не стоит забывать ее контролировать. Высокий уровень безработицы, приведет к огромным социальным, а также и экономическим последствиям. Поэтому государство, различными методами старается регулировать рынок труда. Выступая стабилизатором в отношениях между работодателем и работником.

 

Безработица – бич современного общества. На данный момент нет решения данной проблемы. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы минимизировать уровень безработных,и создать лучшие условия труда в конкурентной среде.

 

ВЦИОМ изучил, насколько актуальна в России тема безработицы.

13.04.2013

 

Очередное исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения было посвящено изучению актуальности темы безработицы для российских граждан. Исследователи выяснили, опасаются ли опрошенные увольнения и считают ли, что смогут после увольнения найти равноценную должность.

 

В ходе исследования удалось выяснить, что для россиян актуальность безработицы немного снизилась. До 67 процентов увеличилось число респондентов, у которых нет среди знакомых безработных (ранее эта цифра составляла 62 процента). Меньше стало тех, у кого есть знакомые, оставшиеся без работы: было 34 процента, стало 30 процентов.

 

Всё меньше ведётся разговоров о безработице. Если в январе этого года эту тему обсуждали 51 процент опрошенных, то сейчас ею интересуются лишь 44 процента. Участие в разговорах о безработице принимают 36 процентов респондентов, что на четыре процента меньше, чем в январе.

 

В целом отмечается снижение актуальности проблем, связанных с потерей работы. Однако по мнению работающих респондентов повысилась вероятность их увольнения: за три месяца количество таких россиян увеличилось с 34 до 38 процентов. Выросла и доля тех, кто считает увольнение возможным или даже уверены в том, что их уволят. Таких респондентов стало 29 процентов, а в январе их было 26 процентов. До 27 процентов (с январских 33 процентов) сократилось количество тех, кто не допускает и мысли об увольнении.

 

Но вероятность трудоустройства на равноценной должности оказалась выше. Стало больше респондентов, которые считают, что смогут найти аналогичное место работы. Если в январе этот показатель был равен 45 процентам, то сейчас он достиг 53 процентов. Пессимистично настроенных по поводу своего трудоустройства оказалось всего 40 процентов.

 

Кроме опроса граждан, ВЦИОМ также опубликовал данные мониторинга социальных медиа, который провело агентство «Социальные Сети». Всего было изучено более шести тысяч публикаций, темой которых стала безработица и вопросы трудоустройства.

 

48 процентов сообщений  относятся к теме поиска работы. Тема увольнения находится на  втором месте по популярности  и занимает долю в 37 процентов  от всех публикаций. 15 процентов  публикаций направлены на обсуждение  нового трудоустройства.

 

Что касается упоминаний трудоустройства в блогах, то по сравнению с февралём этого года блогеры всё чаще пишут об увольнении: в феврале 22 процента, в апреле 32 процента. Увеличилось до 13 процентов и количество публикаций, в которых высказываются опасения потерять работу.

 

Однако реже стали встречаться сообщения о поиске работы. Число таких публикаций сократилось с 46 до 38 процентов. Реже стали обсуждаться и сложности осуществления данного процесса: всего четыре процента публикаций.

 

 

Актуальность темы. Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема занятости и безработицы.

 

Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.

 

Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им реализовать свои созидательные потенциалы, приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя и, что самое главное, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.

 

Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике приобретает исключительную актуальность и требует самого пристального внимания российской экономической науки, равно как и других обществоведческих наук.

 

Цель курсовой работы. Проблема безработицы нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и рассмотрении практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Поэтому цель данной курсовой работы – дать теоретическое обоснование проблемы безработицы и рассмотреть её специфику в Российской Федерации.

 

Объект изучения – проблема занятости и безработицы.

 

Предметом является структура занятости и безработицы в Российской Федерации.

 

Методы исследования. При разработке данной курсовой работы были использованы такие методы исследования как синтез, анализ, индукция, дедукция, графический и монографический методы.

Информация о работе Понятие, виды и показатели безработицы