Понятие, виды и показатели безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 09:58, реферат

Описание работы

Инфляция оказывает серьезное влияние на занятость населения.
Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер изменений, выступает безработица. Чтобы определить, кто такие безработные, следует рассмотреть основные категории населения.
В общей численности населения выделяют категорию трудоспособного населения, к которому относят людей старше 16 лет. Трудоспособное население делится на две части: включаемых в численность рабочей силы и не включаемых в численность рабочей силы (NL).
К категории не включаемых в численность рабочей силы относятся незанятые в общественном производстве и не стремящиеся получить работу.

Файлы: 1 файл

черновики.docx

— 80.55 Кб (Скачать файл)

 

Степень разработанности проблемы. Свой вклад в развитии идей по данной проблематике внесли такие учёные как Ж.Б. Сэй, Т.Р. Мальтус, А. Маршалл, К. Маркс, Дж.М. Кейнс, М. Фридмен, О. Филлипс, А. Пигу.

 

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка используемой литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическим обоснованиям таких категорий как занятость и безработица, их причинам и последствиям. Вторая глава посвящена анализу рынка труда в мире и, в частности, в России. В заключении сделаны краткие выводы по исследуемой проблематике.

 

Актуальность темы исследования. Современные преобразования, начавшиеся в России в 80-е - 90-е годы ХХ века, затронули все основные сферы жизни общества. Процесс трансформации социальных отношений создал новую для России проблему – проблему безработицы. Безработица стала одним из критических факторов, исключающих людей из системы институциональных взаимодействий, сокращающих социальное пространство, в котором строились их отношения, нарушающих их социальную идентичность. Это снижает адаптационные возможности определенной части общества к новым экономическим условиям, особенно в ситуации кризиса занятости.

 

В российском обществе сформировалась новая массовая категория –безработные. Эта группа стала отражать новые социальные отношения, которые строятся с участием института социальной защиты, цель которых – сохранения контактов с ведущими социальными институтами (производственно-экономическим, образования, семьи и др.). Сменились акценты в социальных отношениях, в которых граждане, потерявшие работу, становятся полноправными акторами. Однако общественные проблемы, возникшие вместе с безработицей, в отечественной науке рассматриваются преимущественно с позиций защиты прав граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Но проблема безработицы существенно шире, она затрагивает многие стороны жизнедеятельности общества, и это вызывает необходимость социологического анализа отношений, складывающихся с участием безработных и вокруг них.

 

Известно, что длительное отсутствие или полная утрата работы негативно сказывается не только на финансово-экономическом положении безработных, но и на их социальном и психологическом состоянии. У большинства безработных отмечаются снижение уверенности в себе, депрессивные состояния различной степени, повышенное чувство тревоги и страха, агрессивность, цинизм. Это влечет за собой как изменение социально-психологического состояния самого безработного, так и членов его семьи, социального окружения. Гражданин, потерявший работу даже на небольшой срок, склонен к утрате (понижению) своего социального статуса, у него меняются социальные роли, к новым ролям он часто бывает неготовым, а общество, в свою очередь, не умеет выстраивать с таким гражданином социальные отношения.

 

Исторический опыт развития индустриального общества показывает, что безработица, возникнув с массовым распространением наемного труда, остается неизменным спутником современной организации общественного производства, причем с увеличением ее масштабов возрастает угроза общественной безопасности. Ликвидировать безработицу не удается, несмотря на большие затраты на эти цели общественных ресурсов, а можно лишь снизить или снять её негативные последствия.

 

В отношениях к безработным общество изначально выработало подходы, основанные на оказании им различных видов помощи, так как безработица представлялась лишь в виде трудной жизненной ситуации для определенных категорий граждан. Для оптимизации расходов общественных ресурсов было принято считать, что проблемы безработных созданы из-за социальной несостоятельности самих граждан, ставших безработными, поэтому обществу нужно только приложить максимальные усилия для того, чтобы восстановить их готовность к трудовой деятельности, пусть и в других сферах производства. Однако в реальности безработица стала в развитых странах значительно более сложной проблемой, чем просто необходимость восстановления трудозанятости граждан или оказания им социальной помощи: она стала проблемой, связанной с усилиями, необходимыми для сохранения трудового потенциала общества. Безработных граждан уже нельзя терять как профессионалов даже на какой-то период снижения экономической деятельности в обществе, потому что подготовка новых квалифицированных работников для современного производства требует очень высоких затрат, средств и времени.

 

Усложнение проблемы безработицы в современном обществе произошло и за счёт проникновения связанных с ней отношений во многие сферы жизни. Известно, что негативные последствия безработицы проявляются не только на личностном уровне безработного, но и на уровне межличностных социальных взаимодействий. Безработица является фактором, затрудняющим реализацию основных функций семьи, что сказывается на социализации детей, адаптации к новым условиям, развитии детей, воспитательных возможностей семьи в целом. Отсутствие доходов родителей или их минимальный уровень в течение длительного времени могут предопределить низкий образовательный уровень, слабый уровень профессиональной подготовки детей из семей безработных и, в результате, оставить минимальные шансы для развития и самореализации детей и учащейся молодежи, создать сложности при переходе молодых людей к трудовой деятельности. Безработица приводит к осложнениям на рынке товаров и услуг, т.к. безработный гражданин с потерей своего дохода и социального статуса снижает интенсивность потребления и спроса на товары и услуги. Безработица влияет и на социокультурную сферу, изменяя и искажая набор культурных ценностей, который распространен в обществе.

 

Проведенный анализ научной литературы показал, что на данный момент недостаточно разработаны научные представления о месте безработных в обществе как носителей профессиональных знаний и статусных ценностей, о механизмах, формах и глубине влияния состояния безработицы на функционирование других общественных структур и социальных институтов, в частности, институтов образования и семьи, и, соответственно, недостаточно разработаны методы социального предотвращения последствий безработицы путем влияния социальных институтов на безработного и его окружение. В этом смысле существующие модели построения взаимоотношений в сфере безработицы не адекватны реалиям современного российского общества.

 

^ Степень научной разработанности  проблемы

 

В современной научной литературе рассматривались различные аспекты влияния безработицы на личность, микросоциум и общность.

 

Исторический аспект изучения безработицы, помощи безработным и их семьям в дореволюционной России нашел отражение в работах В.О. Безобразова, Г. Берг, С. Вебба, Д. Гобсона, Г. Джорджа, В. Зомбарта, Л.М. Клейнборт, К. Конрада, Н. Москвич, В.С. Панкратова, Г. Швиттау, В.И. Эдельштейна и др.

 

Феномен безработицы и ее влияние на современную социальную действительности отражено в исследованиях социологов и экономистов Г.К. Адаматовой, М.Х. Бреннера, П.Н. Ермаковой, М. Гильдингерш, А.А. Гордона, Г.В. Разинского, З.М. Саралиевой, С.В. Степановой, М.В. Сорока, Ю.А. Урзовой, Н.В. Чернина и др.

 

В основу разработки концептуальных основ оптимизации механизмов минимизации последствий безработицы положены разработки ученых, занимающихся основами правового и социального обеспечения труда: B.C. Андреева, Е.Г. Азаровой, Е.И. Аcтрахана, К.С.  Батыгина, Л.Ю. Бугрова, А.И. Гаврилиной, К.Н. Гусова, С.А. Димитровой, А.Д. Зайкина, М.Л. Заха-рова, Р.И. Ивановой, Т.В. Иванкиной, А.Е. Козлова, М.В. Лушниковой, A.M. Лушникова, С.П. Маврина, Е.В. Магницкой, Е.Е. Мачульской, О.М. Медведева, А.С. Пашкова, А.И. Ставцевой, Э.Г. Тучковой, К.П. Ур-жинского, Е.Б. Хохлова, М.Ю. Федоровой, М.В. Филипповой, В.Ш. Шайхат-динова и других.

 

Психологические аспекты влияния безработицы рассматривали отечественные и зарубежные исследователи: Д.Г. Барнз, З.Г. Гаджинская, З.Т. Голенкова, А.Н. Дёмин, Э.В. Клопов, К.Р. Леана, А.И. Лукашов, О.Г. Лукашова, В.В. Любимов, Г. Мауэр, Н.Б. Михайлова, В.И. Михайлов, Г.И. Осадчая, И.П. Попова, В.Н. Ростовский, И.Н. Тарковская, Д.К. Фельд-ман, Э. Эккерле и др.

 

Вопросы профессиональной переподготовки, профессионального обучения и перепрофилирования безработных рассматривались в научных исследованиях С.Я. Бaтышева, А.П. Беляевой, Б.С. Гершунского, А.Т. Глазу-нова, А.М. Новикова, В.А. Полякова, И.П. Смирнова, Е.В. Ткаченко, В.В. Шапкина и других ученых.

 

Инновационные формы организации процесса обучения, повышающие гибкость и эффективность обучения в профессиональных учебных заведениях, рассматривались в работах В.С. Безрукoвoй, Е.Я. Бутко, В.К. Дьяченко, И.К. Журавлевой, М.И. Махмутова, Н.Д. Никандрова, П.Н. Новикова, И.М. Чередова и др.

 

Особенности организации процесса обучения взрослых, использования андрагогических основ изложены в работах Г.Д. Глейзера, В.С. Зборовского, Э.М. Никитина, В.И. Подобеда, М.С. Савиной, И.Д. Чечель, В.К. Шаповалова и др.

 

Акмеологические проблемы, связанные с развитием научного методологического подхода к обучению безработных граждан и незанятого населения, отражены в работах П.Н. Андрианова, Е.Я. Бутко, А.П. Валицкой, Р.Б. Вендровской, К.Г. Кязимова, А.М. Новикова, П.Н. Новикова, Е.А. Рыковой, Ю.А. Якубы.

 

Проблемы создания новых социальных технологий, составляющих доминанту инновационных форм организации обучения взрослых безработных, аспекты самостоятельного обучения отражены в ряде фундаментальных научных работ Б.Г. Ананьева, А.А. Вербицкого, В.В. Гузеева, Г.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.Н. Лейбовича, Г.М. Романцева, Г.К. Селевко, В.В. Сери-кова, Г.И. Щукиной и др.

 

Однако при всем многообразии и научной ценности этих исследований они не раскрывают многих проблем, связанных с социальным статусом безработных, воздействием безработицы на социальные институты, требующих иных социологических оценок места и роли безработицы и безработных в обществе.

 

 


Информация о работе Понятие, виды и показатели безработицы