Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:26, курсовая работа
Происходящие в последние годы трансформация в рыночных условиях функционирования предприятий приводят к трансформациям в системе оперативного управления предприятий. Глобализация и усиление мировой конкуренции, постоянное усложнение производственного процесса стимулируют предприятия изучать, применять и самостоятельно разрабатывать новые подходы к учету и оперативному анализу затрат и результатов своей деятельности.
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления затратами предприятия 5
1.1 Понятие управления затратами и классификация затрат 5
1.2 Особенности современного состояния управленческого учета затрат в нефтедобывающей отрасли 11
2. Анализ управления затратами на предприятии НДГУ «Альметьевнефть» 17
2.1 Общая характеристика предприятия 17
.2 Анализ управления затратами на предприятии 26
3. Мероприятия, направленные на совершенствование управления затратами НДГУ «Альметьевнефть» 30
Заключение 37
Список используемых источников 39
Приложения 42
Показатели |
Годы |
Темп роста |
Абс.рост | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
2009/2008 |
2010/2009 |
2009/2008 |
2010/2009 | |
Фондоотдача |
1,36 |
1,49 |
1,6 |
1,10 |
1,07 |
0,13 |
0,11 |
Фондоемкость |
0,74 |
0,67 |
0,62 |
0,91 |
0,93 |
-0,07 |
-0,05 |
Фондовооруженность |
5128,32 |
6380,86 |
7651,78 |
1,24 |
1,20 |
1252,54 |
1270,92 |
Рентабельность производства |
3932,32 |
3961,57 |
3990,01 |
1,01 |
1,01 |
29,25 |
28,43 |
Рентабельность продаж |
5732,91 |
6379,81 |
6996,43 |
1,11 |
1,10 |
646,90 |
616,62 |
Коэф-т интенсивного испол. оборудования |
100,4 |
101,6 |
101,8 |
1,01 |
1,00 |
1,20 |
0,20 |
По данным таблицы 5 можно сделать следующие выводы:
1. Фондоотдача показывает выпуск
продукции, приходящейся на 1 рубль
стоимости основных фондов, то
по НГДУ «Альметьевнефть» за 2008-2010
годы наблюдается
2. Фондоемкость показывает долю
стоимости основных фондов, приходящейся
на каждый рубль выпускаемой
продукции, то по НГДУ «
3. Фондовооруженность показывает
степень оснащенности труда
4. Рентабельность производства
рассчитывается как отношение
прибыли от реализации к сумме
затрат на производство и
5. Рентабельность продаж
6. Коэффициент интенсивного
.2 Анализ управления затратами на предприятии
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста [28,с.133]. Результаты расчётов приведены в таблице 6.
Таблица 6 - Динамика производства и реализации продукции НДГУ «Альметьевнефть» за 2008-2010 гг.
Годы |
Объем производства продукции, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
Объем реализации, тыс. руб. |
Темпы роста, % | ||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные | |||
2008 |
142770 |
100,0 |
100,0 |
135130 |
100,0 |
100,0 |
2009 |
153011 |
107,2 |
107,2 |
145144 |
107,4 |
107,4 |
2010 |
166316 |
116,5 |
108,7 |
163200 |
120,8 |
112,4 |
Из таблицы 6 видно, что за три года объем производства вырос на 16,5%, а объем реализации продукции увеличился на 20,8%. То, что за 2010 год темп производства продукции ниже темпа реализации, говорит о том, что нереализованная продукция на складах предприятия и неоплаченная покупателями в 2009 году реализована в 2010 году полностью.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической:
uде Тр – среднегодовой темп роста;
Т1, Т2, Тn – темп роста по годам.
где Тпр – среднегодовой темп прироста.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции:
Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:
Тр.пр. = √1*1,074*1,124 = 1,0987 = 109,87%
Тпр = 109,87 – 100 = 9,87%
Общий объем продаж выпускаемой продукции в денежном выражении в 2008 году составлял 135130 тыс. руб., 2010 году – 163200 тыс. руб. То есть объем выпуска продукции увеличился.
Для данной организации к переменным затратам были отнесены материальные затраты в полном объёме, а также 50% затрат на оплату труда и 50% отчислений на социальные нужды. Результаты расчётов представлены в таблице 7.
Таблица 7 - Анализ критического объёма продаж продукции НДГУ «Альметьевнефть» за 2008-2010 годы
№ п/п |
Наименование показателя |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
1 |
Выручка |
408408 |
390227 |
361680 |
2 |
Переменные затраты |
173174 |
301600 |
222772 |
3 |
Постоянные затраты |
139638 |
150186 |
108603 |
4 |
Критический объём продаж |
240755 |
312888 |
285797 |
5 |
Запас коммерческой надёжности |
41 |
20 |
21 |
Критический объём продаж НДГУ «Альметьевнефть» в 2010г. составляет 285797 тыс.руб. при выручке 361680 тыс.руб. На протяжении всего анализируемого периода организация имела выручку, превышающую критический объём продаж.
Организация имеет достаточно высокую степень финансовой надёжности (21% в 2010г.). Такая высокая степень надёжности связана с большим удельным весом переменных затрат в структуре затрат.
Самая высокая степень финансовой надёжности в 2009 41% и снижается до 21% в 2010, величина критического объёма продаж свидетельствует о том, что даже 20%-ое уменьшение объёма сбыта не приведёт к появлению убытков.
Целью анализа ресурсоёмкости продукции
является установление удельных затрат
на 1 руб. выручки и отслеживание
их динамики, которая характеризует
тенденции трансформация
Таблица 8 - Анализ ресурсоемкости продукции НДГУ «Альметьевнефть» за 2008-2010 годы
№ п/п |
Наименование показателя |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
1 |
Материалоёмкость,руб./руб. |
0,24 |
0,31 |
0,41 |
2 |
Фондоёмкость, руб./руб. |
0,61 |
0,59 |
0,58 |
3 |
Амортизациоёмкость, руб./руб. |
0,03 |
0,02 |
0,03 |
4 |
Зарплатоёмкость, руб./руб. |
0,36 |
0,42 |
0,41 |
5 |
Чистая маржа, руб./руб. |
0,068 |
0,045 |
0,008 |
Поскольку чистая маржа снизилась с 0,068 руб./руб. до 0,008 руб./руб., можно сделать вывод об общем увеличении ресурсоёмкости продукции. На этом фоне заметен значительный рост материалоёмкости продукции (в 1,71 раза за анализируемый период) и уменьшение фондоёмкости (в 1,05 раза).
С целью повышения
1. Уменьшение транспортных
затрат путем заключение
2. Оптимизация поставщиков.
Рассмотрим мероприятия более подробно.
В настоящее время доставка товаров в магазин НДГУ «Альметьевнефть» большей частью осуществляется с помощью нанятых водителей с личными автомобилями.
Однако поскольку водители работают на постоянной основе, это требует значительных расходов на оплату труда и компенсацию расходов на автомобиль. По нашему мнению, более результативным будет заключение договора с транспортной предприятией и оплата только по фактическим заказам.
Сравнение собственной и внешней службы доставки приведено в таблице 9.
Таблица 9
Сравнение собственной и внешней службы доставки
Собственная служба доставки |
Аутсорсинг |
Организация службы доставки. Набор и обучение курьеров и выделенного персонала для работы с ними, разработка схемы взаимодействия подразделений предприятии, организация кассового сопровождения продажи. Временные и финансовые затраты, а также возможные ошибки и потери. |
Опыт и наличие отработанных процессов. Готовая служба доставки с отлаженными в работе с другими клиентами процессами. |
Управление штатом отдела доставки. Как известно, курьер не выходит на работу именно тогда, когда нельзя сорвать срок доставки заказа. |
Гарантия доставки. Фирме не нужно беспокоиться о том, кто будет доставлять заказ, если курьер не выйдет на работу. Это забота курьерской службы. Заказ будет доставлен в срок. |
Недоверие к курьерам. Курьер может потерять или испортить товар, а может и вовсе исчезнуть вместе с деньгами и товаром. |
Гарантия сохранности товара и возврата денег. Теперь это проблема курьерской службы: по договору она возмещает 100% стоимости товара. |
Срывы сроков в периоды пиковых нагрузок. Количество заказов никогда не бывает одинаковым. Даже если не принимать в расчет предпраздничные дни, количество заказов Интернет-магазина имеет волнообразный характер, привязанный, например, к периодам получения зарплат. Именно в этот период курьеры не выходят на работу. |
Результативная работа с пиковыми нагрузками. Дорожащая своей репутацией курьерская служба поддерживает постоянный запас ресурсов для оперативной обработки заказов своих клиентов. А результативное планирование маршрутов доставок и небольшие территории, закрепленные за каждым курьером, позволяют каждому курьеру доставлять 30-40 заказов в день. |
Затраты на организацию службы доставки. Организация собственной службы доставки – это не только штат курьеров, но и штат дополнительного персонала для работы с ними:
|
Уменьшение затрат Интернет-магазина. При работе с курьерской службой менеджеру остается только передать все заказы одному курьеру и получить деньги за доставленные заказы за предыдущий период по реестру. Кроме того, услуги службы доставки списываются на затраты, что уменьшает налогооблагаемую базу. |
Информация о работе Понятие затрат результатов деятельности предприятия