Понятие затрат результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Происходящие в последние годы трансформация в рыночных условиях функционирования предприятий приводят к трансформациям в системе оперативного управления предприятий. Глобализация и усиление мировой конкуренции, постоянное усложнение производственного процесса стимулируют предприятия изучать, применять и самостоятельно разрабатывать новые подходы к учету и оперативному анализу затрат и результатов своей деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления затратами предприятия 5
1.1 Понятие управления затратами и классификация затрат 5
1.2 Особенности современного состояния управленческого учета затрат в нефтедобывающей отрасли 11
2. Анализ управления затратами на предприятии НДГУ «Альметьевнефть» 17
2.1 Общая характеристика предприятия 17
.2 Анализ управления затратами на предприятии 26
3. Мероприятия, направленные на совершенствование управления затратами НДГУ «Альметьевнефть» 30
Заключение 37
Список используемых источников 39
Приложения 42

Файлы: 1 файл

Понятие затрат.docx

— 117.29 Кб (Скачать файл)

Показатели

Годы

Темп роста

Абс.рост

2008

2009

2010

2009/2008

2010/2009

2009/2008

2010/2009

Фондоотдача

1,36

1,49

1,6

1,10

1,07

0,13

0,11

Фондоемкость

0,74

0,67

0,62

0,91

0,93

-0,07

-0,05

Фондовооруженность

5128,32

6380,86

7651,78

1,24

1,20

1252,54

1270,92

Рентабельность производства

3932,32

3961,57

3990,01

1,01

1,01

29,25

28,43

Рентабельность продаж

5732,91

6379,81

6996,43

1,11

1,10

646,90

616,62

Коэф-т интенсивного испол. оборудования

100,4

101,6

101,8

1,01

1,00

1,20

0,20


 

По данным таблицы 5 можно сделать  следующие выводы:

1. Фондоотдача показывает выпуск  продукции, приходящейся на 1 рубль  стоимости основных фондов, то  по НГДУ «Альметьевнефть» за 2008-2010 годы наблюдается положительная  динамика: в 2008 году находится  на уровне 1,36 руб., в 2009 году повышается  на 13 коп и составляет 1,49 руб., за 2010 год увеличивается до 1,60 руб.  Повышение фондоотдачи связано  с увеличением как выпуска  продукции (темпы роста 112,24% и  110,24%), так и с привлечением  большего объема основных фондов (темпы роста 101,99% и 102,89%), что  свидетельствует о повышении  эффективности использования основных  фондов.

2. Фондоемкость показывает долю  стоимости основных фондов, приходящейся  на каждый рубль выпускаемой  продукции, то по НГДУ «Альметьевнефть»  за 2008-2010 годы наблюдается следующая  динамика: в 2008 году находится  на уровне 0,74 руб., в 2009 году уменьшается  на 7 коп. и составляет 0,67 руб., за 2010 год понижается до 0,62 руб. Понижение  фондоемкости связано с увеличением  как выпуска продукции (темпы  роста 112,24% и 110,24%), так и с  привлечением большего объема  основных фондов (темпы роста  101,99% и 102,89%), что свидетельствует  о повышении эффективности использования  основных фондов.

3. Фондовооруженность показывает  степень оснащенности труда основными  производственными фондами, то  расчеты свидетельствуют, что  в 2008 году на 1 работника приходится  основных фондов на сумму 5128,32 тыс. руб., в 2009 году увеличивается  на 1251,54 тыс. руб. и на конец  года составляет 6380,86 тыс.руб.; в 2010 году увеличивается на 1270,92 тыс.  руб. и на конец года составляет 7651,78 тыс. руб. Такая ситуация  связана с ростом объемов основных  фондов и снижением среднесписочной  численности работников.

4. Рентабельность производства  рассчитывается как отношение  прибыли от реализации к сумме  затрат на производство и реализацию  продукции. Коэффициент показывает, сколько прибыли предприятие  имеет с каждого рубля, затраченного  на производство и реализацию  продукции. Этот показатель может  рассчитываться как в целом  по предприятию, так и по  его отдельным подразделениям  или видам продукции. В 2009-2010 гг. этот показатель составил 1,01, т.е. производство является прибыльным.

5. Рентабельность продаж является  индикатором ценовой политики  компании и её способности  контролировать издержки. Различия  в конкурентных стратегиях и  продуктовых линейках вызывают  значительное разнообразие значений  рентабельности продаж в различных  компаниях. Часто используется  для оценки операционной эффективности  компаний. Однако следует учитывать,  что при равных значениях показателей  выручки, операционных затрат  и прибыли до налогообложения  у двух разных фирм рентабельность  продаж может сильно различаться,  вследствие влияния объемов процентных  выплат на величину чистой  прибыли. Показатель в 2010 году  ниже, чем в 2009.

6. Коэффициент интенсивного использования  оборудования отражает уровень  использования основных фондов  по производительности и показывает  соответствие использования основных  фондов плану, то в 2008 году  план по производительности выполнен  на 100,4%, в 2009 году происходит рост  коэффициент на 1,2% и на конец  года составляет 101,6%, в 2010 году  повышается еще на 0,2% до 101,8%, что  свидетельствует о повышении  эффективности использования основных  фондов и в целом деятельности  НГДУ «Альметьевнефть».

 

.2 Анализ управления затратами  на предприятии

 

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста [28,с.133]. Результаты расчётов приведены в таблице 6.

Таблица 6 - Динамика производства и реализации продукции НДГУ «Альметьевнефть» за 2008-2010 гг.

Годы

Объем производства продукции, тыс. руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

2008

142770

100,0

100,0

135130

100,0

100,0

2009

153011

107,2

107,2

145144

107,4

107,4

2010

166316

116,5

108,7

163200

120,8

112,4


 

Из таблицы 6 видно, что за три  года объем производства вырос на 16,5%, а объем реализации продукции  увеличился на 20,8%. То, что за 2010 год темп производства продукции ниже темпа реализации, говорит о том, что нереализованная продукция на складах предприятия и неоплаченная покупателями в 2009 году реализована в 2010 году полностью.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции  можно рассчитать по среднегеометрической:

                                                 (2.1)

uде Тр – среднегодовой темп роста;

Т1, Т2, Тn – темп роста по годам. 

                                              (2.2)

где Тпр – среднегодовой темп прироста.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции:

 

 

Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:

Тр.пр. = √1*1,074*1,124 = 1,0987 = 109,87%

Тпр = 109,87 – 100 = 9,87%

Общий объем продаж выпускаемой  продукции в денежном выражении  в 2008 году составлял 135130 тыс. руб., 2010 году – 163200 тыс. руб. То есть объем выпуска продукции увеличился.

Для данной организации к переменным затратам были отнесены материальные затраты в полном объёме, а также 50% затрат на оплату труда и 50% отчислений на социальные нужды. Результаты расчётов представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Анализ критического объёма продаж продукции НДГУ «Альметьевнефть» за 2008-2010 годы

№ п/п

Наименование показателя

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1

Выручка

408408

390227

361680

2

Переменные затраты

173174

301600

222772

3

Постоянные затраты

139638

150186

108603

4

Критический объём продаж

240755

312888

285797

5

Запас коммерческой надёжности

41

20

21


 

Критический объём продаж НДГУ «Альметьевнефть» в 2010г. составляет 285797 тыс.руб. при выручке 361680 тыс.руб. На протяжении всего анализируемого периода организация имела выручку, превышающую критический объём продаж.

Организация имеет достаточно высокую  степень финансовой надёжности (21% в  2010г.). Такая высокая степень надёжности связана с большим удельным весом переменных затрат в структуре затрат.

Самая высокая степень финансовой надёжности в 2009 41% и снижается до 21% в 2010, величина критического объёма продаж свидетельствует о том, что даже 20%-ое уменьшение объёма сбыта не приведёт к появлению убытков.

Целью анализа ресурсоёмкости продукции  является установление удельных затрат на 1 руб. выручки и отслеживание их динамики, которая характеризует  тенденции трансформация результативности использования ресурсов. Показатели ресурсоёмкости характеризуют, сколько  организации необходимо затратить  ресурсов в денежном выражении на рубль выручки (нетто). Результаты расчётов приведены в таблице 8.

Таблица 8 - Анализ ресурсоемкости продукции НДГУ «Альметьевнефть» за 2008-2010 годы

№ п/п

Наименование показателя

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1

Материалоёмкость,руб./руб.

0,24

0,31

0,41

2

Фондоёмкость, руб./руб.

0,61

0,59

0,58

3

Амортизациоёмкость, руб./руб.

0,03

0,02

0,03

4

Зарплатоёмкость, руб./руб.

0,36

0,42

0,41

5

Чистая маржа, руб./руб.

0,068

0,045

0,008


 

Поскольку чистая маржа снизилась  с 0,068 руб./руб. до 0,008 руб./руб., можно  сделать вывод об общем увеличении ресурсоёмкости продукции. На этом фоне заметен значительный рост материалоёмкости продукции (в 1,71 раза за анализируемый период) и уменьшение фондоёмкости (в 1,05 раза).

3. Мероприятия, направленные  на совершенствование управления  затратами НДГУ «Альметьевнефть»

 

С целью повышения результативности управления затратами на предприятии  предлагается проведение двух мероприятий:

1. Уменьшение транспортных  затрат путем заключение договора  с транспортной предприятием (сокращение  собственного отдела доставки).

2. Оптимизация поставщиков.

Рассмотрим мероприятия  более подробно.

В настоящее время доставка товаров в магазин НДГУ «Альметьевнефть» большей частью осуществляется с помощью нанятых водителей с личными автомобилями.

Однако поскольку водители работают на постоянной основе, это  требует значительных расходов на оплату труда и компенсацию расходов на автомобиль. По нашему мнению, более  результативным будет заключение договора с транспортной предприятией и оплата только по фактическим заказам.

Сравнение собственной и внешней  службы доставки приведено в таблице 9.

Таблица 9

Сравнение собственной и внешней  службы доставки

Собственная служба доставки

Аутсорсинг

Организация службы доставки. Набор и обучение курьеров и выделенного персонала для работы с ними, разработка схемы взаимодействия подразделений предприятии, организация кассового сопровождения продажи. Временные и финансовые затраты, а также возможные ошибки и потери.

Опыт и наличие отработанных процессов. Готовая служба доставки с отлаженными в работе с другими клиентами процессами.

Управление штатом отдела доставки. Как известно, курьер не выходит на работу именно тогда, когда нельзя сорвать срок доставки заказа.

Гарантия доставки. Фирме не нужно беспокоиться о том, кто будет доставлять заказ, если курьер не выйдет на работу. Это забота курьерской службы. Заказ будет доставлен в срок.

Недоверие к курьерам. Курьер может потерять или испортить товар, а может и вовсе исчезнуть вместе с деньгами и товаром.

Гарантия сохранности товара и возврата денег. Теперь это проблема курьерской службы: по договору она возмещает 100% стоимости товара.

Срывы сроков в периоды пиковых нагрузок. Количество заказов никогда не бывает одинаковым. Даже если не принимать в расчет предпраздничные дни, количество заказов Интернет-магазина имеет волнообразный характер, привязанный, например, к периодам получения зарплат. Именно в этот период курьеры не выходят на работу.

Результативная работа с пиковыми нагрузками. Дорожащая своей репутацией курьерская служба поддерживает постоянный запас ресурсов для оперативной обработки заказов своих клиентов. А результативное планирование маршрутов доставок и небольшие территории, закрепленные за каждым курьером, позволяют каждому курьеру доставлять 30-40 заказов в день.

Затраты на организацию службы доставки. Организация собственной службы доставки – это не только штат курьеров, но и штат дополнительного персонала для работы с ними:

  • кладовщики для сборки и выдачи заказов,
  • персонал для планирования маршрутов, приема отказов и переносов.
  • дополнительные сотрудники для корректировки заказов и контроля работы курьеров,
  • необходимость набора, обучения и оформления курьеров.
  • прием денег, оформление чеков и ведение кассового учета.
  • рабочие места, квадратные метры, оформление зарплат, больничных и отпусков.

Уменьшение затрат Интернет-магазина. При работе с курьерской службой менеджеру остается только передать все заказы одному курьеру и получить деньги за доставленные заказы за предыдущий период по реестру. Кроме того, услуги службы доставки списываются на затраты, что уменьшает налогооблагаемую базу.

Информация о работе Понятие затрат результатов деятельности предприятия