Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа
Целью настоящей работы является введение в научный оборот экономической категории потенциала маркетинга и наполнение ее конкретным функциональным содержанием для возможного практического применения.
ВВЕДЕНИЕ
Современная теория маркетинга оперирует разнообразными экономическими приемами, моделями, алгоритмами и методами при планировании и организации маркетинговой деятельности предприятий. Вместе с тем в практике отечественных фирм применяется лишь малая доля передового экономического инструментария, что может быть объяснено как невостребованностью ряда инструментов в современных российских условиях, так и низкой маркетинговой квалификацией руководителей многих предприятий.
Снизить некоторый дисбаланс между теоретическими наработками маркетинга и их практическим применением возможно с помощью новой экономической категории — потенциала маркетинга.
Потенциал маркетинга — это совокупность средств и возможностей предприятия в реализации маркетинговой деятельности.
Необходимость введения потенциала маркетинга и его составляющих обусловлена насущным требованием разработки аппарата оценки применимости современных экономических подходов в практике деятельности предприятий. Оперативная численная оценка подобного потенциала позволит выявить скрытые резервы в развитии предприятий, а следовательно, увеличить отдачу от более обоснованного применения передового экономического инструментария.
Целью настоящей работы является введение в научный оборот экономической категории потенциала маркетинга и наполнение ее конкретным функциональным содержанием для возможного практического применения.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Категория «потенциал предприятия» в современных условиях хозяйствования
С филологической точки зрения слово «потенциал» происходит от латинского potential — возможность, мощность. Исходя из целей и миссии деятельности, под потенциалом предприятия в широком смысле слова понимают совокупность ресурсов (трудовых, материальных, нематериальных, финансовых и др.), имеющихся в распоряжении, и способность его сотрудников и менеджеров к использованию ресурсов с целью создания товаров и услуг и получения дохода, достаточного для продолжения деятельности. Потенциал предприятия чаще всего раскрывается через совокупность характеристик: реальные возможности, объем ресурсов и резервов. Способность к использованию потенциала, уровень и результаты его реализации. Очевидно, что первую и третью характеристики трудно оценить в абсолютных значениях, а остальные могут быть сведены к оценке результативности и эффективности. Рыночный потенциал предприятия (PI11I) — это возможность управления его ресурсами на определенных этапах его развития в целях эффективного взаимодействия с рынком. Каждое предприятие обладает рыночным потенциалам, но не все используют его на 100%. Уровень использования рыночного потенциала (УИРП) — это мера управления ресурсами предприятия в целях эффективного взаимодействия с рынком на некоторый момент времени. УИРП может принимать значения от 0 до 100%. Основные составляющие рыночного потенциала как элемента стратегического планирования — блок ресурсов, блок системы управления и стратегического планирования предприятия и блок маркетинга. Данные блоки охватывают все основные стратегические компоненты предприятия, позволяющие достигать поставленных целей. В управленческом блоке формулируется миссия, вырабатывается стратегия дальнейшего развития, определяются цели. Реализация поставленных целей осуществляется за счет имеющихся на предприятии ресурсов (трудовых, информационных, финансовых, материальных).
Маркетинговый элемент, дополняющий структуру Р1111, отражает деятельность персонала: аналитическую, производственную, коммуникационную. Таким образом, понятием РГШ объединяются не только ресурсы, взаимодействующие с системой управления на различных этапах, но и методы, применение которых позволяет наиболее эффективно реализовывать имеющиеся рыночные возможности. В настоящее время слово «потенциал» применяется для обозначения средств, запасов и источников, имеющихся в наличии и могущих быть использованными для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи, а также возможностей отдельного лица, общества, государства в какой-либо области.
В отечественной научной литературе одним из первых понятие «производственный потенциал» использовал А.И. Анчишкин, включая в него «набор ресурсов, которые в процессе производства принимают форму факторов производства».
Этот подход к концепции
производственного потенциала получил
широкое распространение среди
исследователей. Выделяют две «ресурсные»
позиции. Первая – производственный
потенциал представляет собой совокупность
ресурсов без учета их взаимосвязи
и участия в процессе производства.
Особенность второй позиции заключается
в трактовке производственного
потенциала как совокупности ресурсов,
способных производить
Наряду с ресурсным подходом к определению сущности производственного потенциала встречаются и другие дефениции. Так, Ю.Ю.Донец считает производственный потенциал синонимом производственной мощности предприятия, объединения и потому полагает возможным определять его как «максимально возможный годовой, суточный, часовой или отнесенный к другой временной единице объем выпуска продукции, понятие носит территориальный характер и распространяется на совокупность производств, распространенных на определенной территории».
Исходя из этих концепций,
в производственный потенциал включаются
различные ресурсы: иногда к ним
относят только производственные фонды
и мощности, иногда в производственный
потенциал включают производственные
фонды и квалифицированные
Анализ вышеизложенных точек
зрения приводит к выводу, что потенциал
хозяйствующей системы есть совокупность
ресурсов, предоставленных в ее распоряжение
для созидательной
Основное значение производственного
потенциала предприятия заключается
в создании новых стоимостей, а
его элементы должны целенаправленно
адаптироваться к требованиям изготовляемой
продукции. Это свое назначение он сможет
выполнить, если принятая им вещественно
натуральная форма и
производственного потенциала соответствуют и определяются параметрами изготовляемой продукции.
В таком случае все элементы
производственного потенциала служат
одной общей цели, стоящей перед
предприятием. Но именно то, что и
место и функции каждого
Как отмечалось, главная
задача производственного потенциала
заключается в изготовлении продукции,
то есть в ее воспроизводстве.
Очевидно, что для того, чтобы производственный
потенциал смог
осуществить этот непрерывный и постоянно
возобновляющийся процесс, он
сам также должен непрерывно и постоянно
воспроизводиться.
Производственный потенциал должен обладать
способностью к
самовоспроизводству. На практике эта
способность подтверждается рядом
тенденций: системой ремонтов и модернизацией
основных фондов
предприятия. Другой формой практической
реализации способности
производственного потенциала к самовоспроизводству
следует считать
увеличение в структуре промышленности
количества комплексных
предприятий (включающих непрофильные
производства). Следует отметить
и другую форму проявления воспроизводственной
производственного потенциала, как техническое перевооружение и реконструкция производства.
Первая из них – целостность.
Она означает, что все элементы
потенциала служат общей цели стоящей
перед системой. Целостность потенциала
обеспечивается реализацией в процессе
управления его формированием и
использованием следующих принципов:
общности и единства целевой функции
для производственного
элемента, общности критериев эффективности функционирования и развития элементов и самого потенциала в целом.
Второй отличительной чертой потенциала является сложность. Она проявляется в наличии нескольких составляющих элементов, каждый из которых представляет собой совокупность отдельных частей. Например, производственный потенциал предприятия включает в себя основные производственные фонды, которые среди прочих элементов содержат рабочие машины и оборудование, в свою очередь, основное технологическое оборудование. А последнее включает в себя металлорежущие станки, содержащие токарные станки и т.д. Кроме того, в системе существуют обратные материально-вещественные и информационные связи между элементами потенциала.
В качестве третьей характерной
особенности производственного
потенциала следует отметить взаимозаменяемость,
альтернативность его элементов. Но
ее не следует понимать чисто механически,
хотя в ее основе и лежат технические
и технологические особенности
производства (например, замещение
живого труда машинным). Поэтому
в качестве одной из форм взаимозаменяемости
элементов производственного
Четвертой характеристикой является взаимосвязь и взаимодействие его элементов. Она представляет собой качественную и количественную взаимосвязь, выраженную мерой соответствия и соотношения вещественных, личных и невещественных факторов производства. Интегральное действие элементов наводит на мысль о наличии модели производственного потенциала, соразмерных его минимальной и максимальной отдаче. Становится ясным, что улучшение только одного элемента невозможно добиться существенного роста отдачи производственного потенциала. Наивысшая отдача потенциала возможна только при одновременной модернизации всех его элементов.
Пятым характерным признаком
производственного потенциала можно
назвать его способность к
восприятию в качестве элементов
новейших достижений научно-технического
прогресса, способность к развитию
путем непосредственного и
Шестой характерной
Седьмой отличительной характеристикой является классовый характер. Этим в значительной степени определяются его масштабы и структура. Так, цели модернизации производства заключаются в желании капитала уйти от решения социальных проблем, получить новый стабильный источник
сверхприбыли, эффективное средство давления на рабочий класс и орудие борьбы с профсоюзами.
Наконец, следует отметить
еще одну характеристику производственного
потенциала – его мощность. Она
представляет собой количественную
оценку производительной способности
потенциала предприятия. Мощность потенциала,
будучи объективно определена, показывает
место конкретного
Все характерные черты
производственного потенциала промышленного
предприятия можно
В зависимости от масштабов
хозяйственной системы
Информация о работе Потенциал предприятия в рыночной экономике