Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 15:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть процесс монополизации экономики в России, его выгоды и потери.
Задачи:
изучить понятие, характерные черты и виды монополий, источники монопольной власти;
рассмотреть положительные и отрицательные черты монополизации экономики;
определить роль и значение монополий в российской экономике;
рассмотреть перспективы развития монополий в России;
ознакомиться с антимонопольной политикой в РФ.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. теоретические и практические аспекты изучения российской практики монополизма
1.1. Сущность, характерные черты и виды монополий. Источники монопольной власти
1.2. Положительные и отрицательные черты монополизации экономики
1.3. Роль и значение монополий в российской экономике
Глава 2. Формы монополий и особенности их поведения в России
2.1. Перспективы развития монополий
2.2. Антимонопольная политика в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
приложение
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Факультет Маркетинга
Кафедра Экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика»
на тему «Потери от монополизма: теория и российская практика».
Выполнил
студент группы 1115
очной формы обучения
факультета Маркетинга
Зажигин Вадим Аркадьевич
Научный руководитель:
Кандидат экономичких наук,
старший преподаватель Горемыкин Дмитрий Викторович.
Москва – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы исследования. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Монополия является понятиям, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия – это когда существует только один производитель товара на рынке и одновременно существует большое количество потребителей товара.
Проблемы монополизации
С начала 90-х годов эти проблемы
остро стали перед Россией: без
принятия твердых и последовательных
мер против монополизма нельзя надеяться
на успех экономической реформы
и переход к рыночной экономике.
Успех экономических преобразов
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением необходимости экономических реформ в данной сфере.
Цель курсовой работы – рассмотреть процесс монополизации экономики в России, его выгоды и потери.
Задачи:
Объектом исследования является монополия как неотъемлемая часть экономики.
Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты монопольной политики в России.
В России исследованием разных аспектов существования, функционирования, развития монополий и их регулирования занимаются такие экономисты, как Авдашева С., Бутыркин А., Ворожейкин В., Городецкий А., Дерябина М., Никифоров А, Павленко Ю., Тиссен Е., Третьяк В., и другие.
Рынок имеет много как позитивных, так и негативных черт. Одной из негативных является то, что он порождает монополии в экономической системе.
Монополистические тенденции проявляются на всех этапах развития рыночных процессов, но становятся губительными только в XIX в.
Монополия — это отдельные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определённого вида и таким образом занимают монополистическое положение, влияют на процесс ценообразования и получают более высокие доходы.
Занятие монополистического положения является желанным для каждого предприятия и предпринимателя, потому как позволяет избежать целого ряда проблем и опасности, связанных с конкуренцией; занять привилегированную позицию на рынке; оказывать влияние на других участников рынка, навязывая им свои условия.
Существует три вида монополий:
1. Природная монополия возникает по объективным причинам. Она существует, когда спрос на определённый товар или услуги наилучшим образом удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Тут конкуренция невозможна.
Например: энергообеспечение, телефонные услуги, связь и так далее. В этих отраслях существует ограниченное количество монополий, и поэтому они занимают монополистическое положение на рынке.
2. Административная монополия возникает вследствие действия государственных органов. Например, предоставление отдельным фирмам исключительного права на занятие определённого рода деятельностью.
Например: в начале XVII в. голландской и английской компаниям государством было предоставлено право (исключительное) на торговлю с Индией. Это было объединение государственных учреждений и подчинение их министерству. По сути, это — монополизированная экономика, которая была в СССР.
3. Экономическая монополия — самая распространённая. Она возникает на основании закономерного хозяйственного развития, когда предприниматели сумели завоевать монополистическое положение на рынке благодаря успешному развитию предприятия.
Современная экономическая теория не имеет четких рамок определения видов монополий, поэтому разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий. Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.
В зависимости от причин, позволяющих отдельным фирмам, предприятиям или их объединениям занимать на соответствующих рынках доминирующее положение, различают несколько типов монополий:
Чистая монополия представлена фирмой или отраслью, являющейся единственным производителем продукта, не имеющего субститутов, и определяющей объёмы производства и цены. Доля фирмы на рынке, как правило, является абсолютной. Так как монополист является единственным поставщиком на рынок какого-либо товара или вида услуг, он знает, что чем больше товара он поставит на рынок, тем ниже будет их цена. И наоборот, сокращая поставки товаров на рынок, компания значительно повышает цены на них. Таким образом, компания имеет возможность влиять на рыночные цены, т.е. обладает монопольной властью.
Продавец обладает монопольной властью (властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения собственного объема выпуска или объема продаж.
По масштабам охвата рынка монополия может установиться в отраслевом масштабе – чистая монополия или охватить масштаб национального хозяйства – абсолютная монополия, например, внешней торговли государства.
По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок, не давая возможность новым фирмам входить в отрасль. Монополии создают барьеры вхождения с целью воспрепятствовать формированию конкурентного режима на данном рынке, который, в итоге, снизит их прибыли.
К основным барьерам, препятствующим вхождению в отрасль, относятся:
При рассмотрении барьеров для вхождения
в отрасль при монополии
Есть случаи, при которых производство более эффективно при монопольной структуре рынка, когда фирма реализует положительный эффект масштаба значительных размеров с целью минимизации издержек производства. Деятельность таких фирм, называемых естественными монополиями, разрешается и регулируется государством.
Для естественной монополии характерны высокие постоянные издержки (высокие первоначальные капитальные вложения), очень низкие предельные издержки (увеличение объема производства происходит при незначительных дополнительных затратах).
Основные признаки естественной монополии:
Производственная монополия – предприятие, контролирующее производство и сбыт определённой продукции, специфика технологий производства которой обуславливает крупные размеры и наличие тесной технологической взаимосвязи предприятий, входящих в объединение. Этот вид представляет собой разновидность естественной монополии.
Но возможны случаи, когда монополия
может возникать и
Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.
Причины этого могут быть финансовые, если один предприниматель скупает все остальные фирмы в отрасли и превращается в единственного производителя данного продукта.
Также причиной может быть обладание уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этого блага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага. Причины обладания таким секретом могут быть разными - фирма может сама открыть эту технологию или может купить исключительное право у её изобретателя.
Информация о работе Потери от монополизма: теория и российская практика