Потери от монополизма: теория и российская практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть процесс монополизации экономики в России, его выгоды и потери.
Задачи:
изучить понятие, характерные черты и виды монополий, источники монопольной власти;
рассмотреть положительные и отрицательные черты монополизации экономики;
определить роль и значение монополий в российской экономике;
рассмотреть перспективы развития монополий в России;
ознакомиться с антимонопольной политикой в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. теоретические и практические аспекты изучения российской практики монополизма
1.1. Сущность, характерные черты и виды монополий. Источники монопольной власти
1.2. Положительные и отрицательные черты монополизации экономики
1.3. Роль и значение монополий в российской экономике
Глава 2. Формы монополий и особенности их поведения в России
2.1. Перспективы развития монополий
2.2. Антимонопольная политика в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
приложение

Файлы: 1 файл

orders_w_60567_60567_3 (5).doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение  высшего профессионального  образования

«Российский экономический  университет имени Г.В. Плеханова»

 

 

Факультет Маркетинга

 

Кафедра Экономической теории

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Экономика»

 

на тему «Потери от монополизма: теория и российская практика».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент группы 1115

очной формы обучения

       факультета Маркетинга

Зажигин Вадим Аркадьевич

Научный руководитель:

Кандидат экономичких наук,

старший преподаватель Горемыкин  Дмитрий Викторович.

 

 

 

Москва – 2013

 СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.

Монополия является понятиям, прямо  противоположными понятию идеальной  конкуренции. Монополия – это когда существует только один производитель товара на рынке и одновременно существует большое количество потребителей товара.

Проблемы монополизации хозяйственной  жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное  внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без  принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением необходимости экономических реформ в данной сфере.

Цель курсовой работы –  рассмотреть процесс монополизации экономики в России, его выгоды и потери.

Задачи:

  1. изучить понятие, характерные черты и виды монополий, источники монопольной власти;
  2. рассмотреть положительные и отрицательные черты монополизации экономики;
  3. определить роль и значение монополий в российской экономике;
  4. рассмотреть перспективы развития монополий в России;
  5. ознакомиться с антимонопольной политикой в РФ.

Объектом исследования является монополия  как неотъемлемая часть экономики.

Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты монопольной политики в России.

В России исследованием разных аспектов существования, функционирования, развития монополий и их регулирования занимаются такие экономисты, как Авдашева С., Бутыркин А., Ворожейкин В., Городецкий А., Дерябина М., Никифоров А, Павленко Ю., Тиссен Е., Третьяк В., и другие.

 

 

 

Глава 1. теоретические и практические аспекты изучения российской практики монополизма

1.1. Сущность, характерные черты  и виды монополий. Источники  монопольной власти

 

Рынок имеет много как  позитивных, так и негативных черт. Одной из негативных является то, что он порождает монополии в экономической системе.

Монополистические тенденции  проявляются на всех этапах развития рыночных процессов, но становятся губительными только в XIX в.

Монополия — это отдельные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определённого вида и таким образом занимают монополистическое положение, влияют на процесс ценообразования и получают более высокие доходы.

Занятие монополистического положения  является желанным для каждого предприятия  и предпринимателя, потому как позволяет  избежать целого ряда проблем и опасности, связанных с конкуренцией; занять привилегированную позицию на рынке; оказывать влияние на других участников рынка, навязывая им свои условия.

Существует три вида монополий:

1. Природная монополия возникает  по объективным причинам. Она  существует, когда спрос на определённый  товар или услуги наилучшим  образом удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. Тут конкуренция невозможна.

Например: энергообеспечение, телефонные услуги, связь и так  далее. В этих отраслях существует ограниченное количество монополий, и поэтому  они занимают монополистическое  положение на рынке.

2. Административная монополия  возникает вследствие действия государственных органов. Например, предоставление отдельным фирмам исключительного права на занятие определённого рода деятельностью.

Например: в начале XVII в. голландской  и английской компаниям государством было предоставлено право (исключительное) на торговлю с Индией. Это было объединение государственных учреждений и подчинение их министерству. По сути, это — монополизированная экономика, которая была в СССР.

3. Экономическая монополия  — самая распространённая. Она  возникает на основании закономерного хозяйственного развития, когда предприниматели сумели завоевать монополистическое положение на рынке благодаря успешному развитию предприятия.

Современная экономическая  теория не имеет четких рамок определения  видов монополий, поэтому разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий. Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.

В зависимости от причин, позволяющих отдельным фирмам, предприятиям или их объединениям занимать на соответствующих рынках доминирующее положение, различают несколько типов монополий:

  • Чистая (абсолютная) монополия;
  • монополия, порождаемая конкуренцией: искусственная монополия;
  • Технологические особенности производства, обуславливающие меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, нежели на множестве мелких, порождают естественную монополию;
  • Государственная (легальная) монополия

Чистая монополия представлена фирмой или отраслью, являющейся единственным производителем продукта, не имеющего субститутов, и определяющей объёмы производства и цены. Доля фирмы на рынке, как правило, является абсолютной. Так как монополист является единственным поставщиком на рынок какого-либо товара или вида услуг, он знает, что чем больше товара он поставит на рынок, тем ниже будет их цена. И наоборот, сокращая поставки товаров на рынок, компания значительно повышает цены на них. Таким образом, компания имеет возможность влиять на рыночные цены, т.е. обладает монопольной властью.

Продавец обладает монопольной властью (властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения собственного объема выпуска или объема продаж.

По масштабам охвата рынка  монополия может установиться в  отраслевом масштабе – чистая монополия или охватить масштаб национального хозяйства – абсолютная монополия, например,  внешней торговли государства.

По своей природе монополия  выступает силой, подрывающей свободную  конкуренцию, стихийный рынок, не давая  возможность новым фирмам входить в отрасль. Монополии создают барьеры вхождения с целью воспрепятствовать формированию конкурентного режима на данном рынке, который, в итоге, снизит их прибыли.

К основным барьерам, препятствующим вхождению в отрасль, относятся:

  1. Исключительные права (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги).
  2. Контроль над производственными ресурсами. Например, АК «Алроса» является монополистом в Российской Федерации по добыче алмазов.
  3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.
  4. Эффект масштаба, т.е. преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции. Так, на рынок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающим значительными капиталами для создания крупномасштабного производства.
  5. Нечестная конкуренция (например, подкуп чиновников).
  6. Политика цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для других компаний.

При рассмотрении барьеров для вхождения  в отрасль при монополии необходимо обратить внимание на два важных момента:

  1. Относительная редкость. Барьеры для вхождения в отрасль не являются абсолютно непреодолимыми, поскольку чистая монополия встречается относительно редко. При том, что научно-исследовательская деятельность и научно-технический прогресс могут усилить рыночную позицию фирмы, они могут также подорвать монопольную власть. С течением времени создание новых технологий может уничтожить существующие позиции монополии. Развитие систем курьерской доставки писем, внедрение факсов и электронной почты подорвали монопольную власть почтовой службы. Аналогичным образом преимущества обладателей патентов можно обойти с помощью разработки новых, отличных от существующих продуктов, являющихся, тем не менее, их заменителями. Кроме того, могут быть найдены новые источники стратегического сырья. Можно также сказать, что монополия с одной фирмой в отрасли может функционировать сверх отпущенного ей времени только при поддержке правительства, например монополия почтовой службы на доставку специальной почты.
  2. Приемлемость. В некоторых случаях (на предприятиях коммунального обслуживания и в отраслях массового производства) может возникнуть ситуация, когда рыночный спрос и особенности технологии обусловят необходимость существования монополии, что обеспечит эффективное производство с низкими издержками. Однако собственность на сырье, патенты, лицензирование и нечестная конкуренция указывают скорее на нежелательность монополии.

Есть случаи, при которых производство более эффективно при монопольной  структуре рынка, когда фирма  реализует положительный эффект масштаба значительных размеров с целью  минимизации издержек производства. Деятельность таких фирм, называемых естественными монополиями, разрешается и регулируется государством.

Для естественной монополии характерны высокие постоянные издержки (высокие первоначальные капитальные вложения), очень низкие предельные издержки (увеличение объема производства происходит при незначительных дополнительных затратах).

Основные признаки естественной монополии:

  1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в    отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. Пример: транспорт (два троллейбусных парка, конкурирующие на одном и том же маршруте)
  2. Высокие барьеры входа на рынок. Пример: городские коммунальные службы (водопровод, канализация, электричество, телефон) экономия от масштаба производства делает выгодным существование всех этих систем в единственном экземпляре.
  3. Низкая эластичность спроса. Пример: электроэнергия (повышение тарифов на электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем очень сложно).

Производственная монополия – предприятие, контролирующее производство и сбыт определённой продукции, специфика технологий производства которой обуславливает крупные размеры и наличие тесной технологической взаимосвязи предприятий, входящих в объединение. Этот вид представляет собой разновидность естественной монополии.

Но возможны случаи, когда монополия  может возникать и исключительно  благодаря усилиям отдельных  действующих лиц хозяйства, в  данном случае такая монополия будет искусственной.

Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.

Причины этого могут быть финансовые, если один предприниматель скупает все остальные фирмы в отрасли и превращается в единственного производителя данного продукта.

Также причиной может быть обладание уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этого блага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага. Причины обладания таким секретом могут быть разными - фирма может сама открыть эту технологию или может купить исключительное право у её изобретателя.

Информация о работе Потери от монополизма: теория и российская практика