Потери от монополизма: теория и российская практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть процесс монополизации экономики в России, его выгоды и потери.
Задачи:
изучить понятие, характерные черты и виды монополий, источники монопольной власти;
рассмотреть положительные и отрицательные черты монополизации экономики;
определить роль и значение монополий в российской экономике;
рассмотреть перспективы развития монополий в России;
ознакомиться с антимонопольной политикой в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. теоретические и практические аспекты изучения российской практики монополизма
1.1. Сущность, характерные черты и виды монополий. Источники монопольной власти
1.2. Положительные и отрицательные черты монополизации экономики
1.3. Роль и значение монополий в российской экономике
Глава 2. Формы монополий и особенности их поведения в России
2.1. Перспективы развития монополий
2.2. Антимонопольная политика в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
приложение

Файлы: 1 файл

orders_w_60567_60567_3 (5).doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

В любом случае при естественной или искусственной монополии  другие фирмы в отрасли появиться  не могут, и единственная фирма в отрасли является полным хозяином положения.

В свою очередь искусственная монополия  имеет случайную, устойчивую всеобщую формы.

Случайная монополия принадлежит покупателю или продавцу благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения. Она может возникнуть тогда, когда появляется возможность производить и продавать определенный вид продукции или лучшие в данной отрасли производственные факторы (техника, технология или рабочая сила). Однако необычайные экономические преимущества не могут долго удерживаться из-за непрерывной конкурентной борьбы.

Устойчивая монополия свойственна крупным объединениям предпринимателей, которые захватили главные позиции в производстве и реализации каких-то видов продукции (имеют крупнейшие предприятия, захватили рынки сбыта изделий и др.).

С конца XX в. развились разнообразные формы устойчивых монополий:

Картель – монополистический союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в основе которого лежит соглашение, устанавливающее для всех участников союза объем производства, цены, долю каждого на рынке, разграничение рынков сбыта и т.д. при сохранении их хозяйственной самостоятельности. Картель создается с целью получения монопольной прибыли. Именно поэтому для общества последствия картеля те же, как и при монополии.

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготовляющих однородную продукцию. Собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.

Более сложные формы монополистических  объединений возникают, когда процесс  монополизации распространяется и  на сферу производства. В связи  с этим появляется более высокая  форма монополистических объединений - трест.

Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками, которые при этом теряют собственность на средства производства и произведенный продукт.

Всеобщая форма монополий развивается тогда, когда объединения предпринимателей всесторонни – с помощью государства подчиняют себе народное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках целые отрасли и производственные комплексы, как например военно-промышленный комплекс.

Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Существование государственных  монополий на рынке товаров и  услуг  вызвано  как  естественным  монополизмом  отдельных   государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт),  так  и  государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

К государственным монополиям можно  причислить такие формы монополистических  организаций  как:

а) патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. (Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей).

б) авторские права, согласно которым  интеллектуальные собственники получают исключительное право распоряжаться  своими произведениями в течении всей жизни или какого-то периода;

в) торговые знаки – специальные  рисунки, названия, символы, которые  позволяют идентифицировать товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается  использовать зарегистрированные товарные знаки).

Не следует также забывать и об особом виде монополий как международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни.

Существуют две разновидности международных монополий.

Первая – транснациональные монополии  — хозяйственные системы, представляющие крупнейшие фирмы с огромными активами за рубежом, занимающие главенствующее положение в производстве конкретных товаров и реализации услуг, действующие в международном масштабе. Экономической основой создания транснациональных монополий является концентрация производства и капитала предприятий, специализирующихся на производстве определенного вида продуктов. Важное условие возникновения и развития транснациональных фирм связано с интернационализацией хозяйственной жизни и конвертируемости национальных валют.

Вторая – собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов – мировое распределение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Их число не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д.

На фоне системных проблем естественных и государственных монополий с 2007 г. активно используется новая организационно-правовая форма участия государства в экономических процессах — государственная корпорация.

Сейчас в России существует семь госкорпораций — Внешэкономбанк (ВЭБ), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), «Роснано», «Ростехнологии», «Росатом», «Олимпстрой» и Фонд реформирования ЖКХ. Все они, за исключением АСВ, созданного в 2004 году, были образованы в 2007 году.

Когда речь идет о крупнейших российских компаниях, то, как правило, подразумеваются компании, находящиеся под полным или частичным контролем государства, потому что именно они обладают и большим объемом продаж, и/или доминирующим положением в той или иной важной для страны сфере экономики.

Рассматривая саму сущность понятия  «государственная корпорация», необходимо отметить, что его появление воспринимается как размывание системы правового регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права.

Государственная корпорация - это одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Она появилась в результате принятия Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 140 - ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон “О некоммерческих организациях”». Данная организационно-правовая форма была включена в перечень некоммерческих организаций с целью придания особого статуса, создававшемуся в то время, Агентству по реструктуризации кредитных организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ, некоммерческие организации - это юридические лица, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Согласно п. 3. той же статьи, «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям».

Анализ положений ст. 7.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» позволяет выделить следующие принципиально важные особенности правового статуса госкорпорации (Таблица 1).

Таблица 1

Основные правовые аспекты деятельности крупных российских компаний и государственных корпораций

Естественные  монополии,

государственные монополии

Государственные корпорации

Регулирование в рамках общего правого поля (Гражданский кодекс РФ, федеральные законы)

Индивидуальное правовое регулирование (отдельные федеральные  законы, исключение действия ряда законов)

Государство оставляет  за собой:

  • обязательственные права в отношении акционерного общества с госучастием или некоммерческого партнерства;
  • вещное право на имущество унитарного предприятия

Имущество и денежные средства, переданные госкорпорации  ее учредителем (государством), перестают  быть объектом государственной собственности


 

Об упразднении госкорпораций впервые заговорили летом 2009 года. Тогда президент Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре и Контрольному управлению президентской администрации провести комплексную проверку. В шести из семи госкорпораций, за исключением «Росатома», Генпрокуратура выявила по несколько нарушений, основные из которых были связаны с необоснованно высокими зарплатами, премиями и бонусами, а также неэффективным и нецелевым расходованием средств.

Осенью 2009 года президент предложил  часть госкорпораций ликвидировать, часть — перевести в акционерную форму, а часть – приватизировать. «Я считаю, что мы в какой-то момент выпустили из-под контроля создание государственных корпораций», – пояснил Медведев.

Зимой 2010 года в правительстве подготовили  план реформы. «Роснано» стала акционерным обществом в конце 2010 года, «Ростехнологии» до 2014 года просуществуют как госкорпорация, а после будут реорганизованы в акционерное общество. Для «Олимпстроя» и Фонда реформирования ЖКХ законом установлены сроки работы – 2015 год и 2013 год соответственно. Для АСВ в Минэкономразвития хотели предусмотреть статус «юридического лица публичного права». Статус ВЭБ не определен — или акционерное общество, или юридическое лицо публичного права. Перспективы «Росатома» также не утверждены.

1.2. Положительные и отрицательные  черты монополизации экономики

Отношение общества и государства  к различным формам  несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны. 

Положительные особенности монополий:

    • по сравнению с конкурентным сектором у монополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса (НТП). Небольшие конкурирующие предприятия обычно стеснены в финансах и озабочены, прежде всего, текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от нововведений. Помимо этого, новые идеи быстро копируют конкуренты и получается, что затраты на их осуществление несет одно предприятие, а выгода делится на всех. В крупных монополистических фирмах финансовые возможности шире, и вся прибыль от нововведений достается их авторам;
    • продукция монополистических компаний отличается высоким качеством,  что позволяет  им  завоевывать господствующее положение на рынке;
    • монополизация влияет на повышение эффективности производства:  только крупная  фирма  на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок;
    • возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;
    • возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;
    • возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;
    • внутрифирменная иерархия и система контрактных отношений, что позволяет сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

Отрицательные черты монополий:

  • не достигается аллокативная эффективность, так как P (цена) > MC (предельных издержек), т.е. рынок не распределяет ресурсы в соответствии с реальными запросами потребителей (имеет место неэффективность в распределении ресурсов);
  • усиление неравенства доходов в обществе связано с монопольно завышенными ценами и сверхприбылями, так как получение последних означает относительное уменьшение доходов остальной части населения. Экономический застой и торможение научно-технического прогресса возможны потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей власти на рынке сбыта. Это не способствует совершенствованию производства, повышению его эффективности, улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента и развитию НТП.
  • не наблюдается также производственной эффективности, так как Р(цена) > LRACmin (минимальных долгосрочных средних издержек), т.е. товар не производится с наименьшими затратами.
  • действие факторов, способствующих уменьшению уровня издержек у монополии (эффект масштаба и НТП), может быть нейтрализовано факторами, направленными на увеличения уровня издержек. Такими факторами являются:
    • Х-неэффективность: фактические издержки при производстве какого-либо объема продукции больше минимально возможных издержек для производства данного объема продукции, по причине неэффективного управления, больших представительских расходов, содержания шикарных офисов и т.д.;
    • огромные затраты, связанные с поддержанием монопольного положения: лоббирование соответствующих постановлений органов государственной власти, лицензий и т.д.;
  • опасность влияния монополизма на политическую демократию. Такая опасность очевидна, поскольку экономическая власть позволяет монополистам активно влиять на политику в своих интересах. Финансируя политические партии и предвыборные кампании, они добиваются принятия нужных решений, получают различные привилегии (выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии и др.), ущемляя права и интересы других людей.
  • возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;
  • общество несет потери, связанные с недопроизводством товара и продажей его по более высокой цене.

1.3. Роль и значение монополий  в российской экономике

Главная особенность монополизации  российского рынка состоит в  том, что она сложилась как  «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.

Информация о работе Потери от монополизма: теория и российская практика