Потери от монополизма: теория и российская практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть процесс монополизации экономики в России, его выгоды и потери.
Задачи:
изучить понятие, характерные черты и виды монополий, источники монопольной власти;
рассмотреть положительные и отрицательные черты монополизации экономики;
определить роль и значение монополий в российской экономике;
рассмотреть перспективы развития монополий в России;
ознакомиться с антимонопольной политикой в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. теоретические и практические аспекты изучения российской практики монополизма
1.1. Сущность, характерные черты и виды монополий. Источники монопольной власти
1.2. Положительные и отрицательные черты монополизации экономики
1.3. Роль и значение монополий в российской экономике
Глава 2. Формы монополий и особенности их поведения в России
2.1. Перспективы развития монополий
2.2. Антимонопольная политика в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
приложение

Файлы: 1 файл

orders_w_60567_60567_3 (5).doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

Одной из особенностей современной  монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в  сферу зависимости от гигантских монополистических объединений  формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

Еще одна особенность современной  монополизации — усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к  развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике.

Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

Начало рыночных реформ в нашей  стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

Однако гораздо большее значение имело изменение условий хозяйствования. Благодаря им резко усилились  последствия монополизации и  её влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. При этом старый порок советских монопольных производителей – Х-неэффективность – сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма, в свою очередь, негативно повлияло на общий ход реформ в стране.

Особое и значительное место  в экономике России занимают естественные монополии. Такие отрасли либо регулируются, либо находятся в государственной собственности. В настоящее время главными монополистами в нашей стране считаются ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и ОАО «РЖД». Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий, таких как «Транснефть», Минатом, а также Сбербанк, но они не так часто привлекают интерес. И еще локальные монополии типа водоканалов, аэропортов и т. п. Указанные три монополии составляют важную часть государственного сектора, и всей российской экономики.

Газовая промышленность. РАО «Газпром»  создано в феврале 1993 г. Путем  преобразования Государственного газового концерна в 1999 г, оно преобразовалось в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.

ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа. По объемам добычи газа Группа «Газпром», на долю которой приходится 17% мировой добычи, является лидером среди нефтегазовых компаний мира.

Основная часть акций ОАО  «Газпрома» принадлежит государству - 50,002%. Основной задачей государственной политики «Газпрома» на ближайшие годы является создание эффективной системы государственного регулирования. Главный акцент в реформировании газовой отрасли сделан на создание системы государственного регулирования и улучшения применяемых методов ценообразования. Первый этап реформирования был направлен на оптимизацию управления головной компании и систему бюджетирования. Второй этап - оптимизация систем работы компании на уровне дочерних предприятий. В рамках этого этапа созданы компании, которые будут специализироваться только на добыче, транспортировке, хранении или газораспределении. Стратегия развития "Газпрома" базируется на ряде программ, в частности, - развития минерально-сырьевой базы до 2030 года, в том числе на Ямале, Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а также синхронизации добычи, транспортировки и сбыта.

Электроэнергетика. В российской электроэнергетике  естественная монополия сложилась  исторически. Образование РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества датируется ноябрём 1992 г., когда были объединены мощности 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и единой энергосистемы. Основной целью образования РАО было формирование оптового рынка электроэнергии. При создании РАО «ЕЭС России» около 50 новейших электростанций – более половины общих мощностей – были выведены из состава территориальных АО-энерго и поступили в федеральное владение РАО «ЕЭС России». В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО «ЕЭС России» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53-х из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных – менее 50%. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходиться 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Железнодорожный транспорт. На долю железных дорог приходится около 43% грузооборота транспортной системы страны. Удельный вес железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками. Важнейшая особенность отрасли состоит в том, что основная ее продукция (железнодорожные перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть, на уровне всей отрасли. Отсюда возникает необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса.

Как и другие естественные монополии, ОАО «РЖД» так же постигла участь реструктуризации, в соответствии с которой была создана "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) на базе ОАО «РЖД».

Цель реформирования каждой из естественных монополий – снижение затрат, – принципиально недостижима без проведения продуманной инвестиционной политики, направленной на техническое перевооружение соответствующей отрасли.

Развитие отраслей естественных монополий во многом определяет экономическое развитие регионов и страны в целом. Для эффективного функционирования экономики необходима стабильная правовая база, поддерживающее промышленное развитие, формирование здоровой конкуренции и прозрачных правил игры так, чтобы деятельность более влиятельных и крупных хозяйствующих субъектов – от монополии до различных государственных контролирующих органов – не подавляла средний бизнес, а взаимодействовала с ним и поддерживалась гражданско-правовыми отношениями и законодательством.

 

 

 

Глава 2. Формы монополий и особенности  их поведения в России

2.1. Перспективы развития монополий

 

В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего  за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.

Объективной основой монополизма  является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение, выпуск продукции будет малым, а цены – высокими.

Монополиям, как уже известно, сопутствует  множество отрицательных последствий  для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство составляют лишь малую часть монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя, потому что при монополии выбора у потребителя все равно нет.

Еще более опасно то, что монополия  полностью блокирует механизмы  саморегуляции рынка. Плохая и дорогая  продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами. Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Именно поэтому в наше время нет ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Регулирование деятельности монополий  направлено на ограничение монопольных  проявлений и осуществляется в целях снижения цен и увеличения выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера. Сведенные воедино, они образуют систему антимонопольного регулирования. (см. Приложение).

Законодательные меры регулирования  деятельности монополий – правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции.

Направленность действий данных мер  связана:

  • с коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурентным;
  • проведением структурной политики, в ходе которой сама отрасль становится более конкурентной.

Экономические меры регулирования  деятельности монополий – набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей. Прямое регулирование цен и прибылей реализуется в форме установления «потолка цен», т.е. верхнего или нижнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли. Потолок должен быть таким, чтобы с одной стороны, лишить продавца монопольной прибыли, а с другой – обеспечить фирме покрытие оперативных расходов и получение справедливого дохода на инвестированный капитал. Наиболее частый случай применения «потолка цен» имеет место при естественной монополии.

Основные способы регулирования  естественных монополий:

  • прямое государственное регулирование – осуществляется посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов.
  • торги за франшизу. Если в данной отрасли нельзя обеспечить конкурентное предложение, то конкуренция может быть инициирована на начальном этапе – при организации торгов за право быть монополистом, т.е. за франшизу на естественную монополию.
  • ценовая дискриминация – практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, железнодорожные перевозки, газ, услуги связи и, соответственно, понижение тарифов для граждан, в том числе для социально не защищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.).

Эффективность государственного регулирования естественных монополий во многом определяется информационной средой и асимметрией информации (между регулятором и регулируемой фирмой), наличием трансакционных издержек, административными и политическими ограничениями на механизмы регулирования, уровнем законодательного обеспечения.

Широко известный до недавнего  времени факт негативного влияния  монополизма на экономические показатели не подкреплялся количественными оценками потерь российского ВВП от ограничений  конкуренции. Вместе с тем, даже по предварительным оценкам экспертов в этой области справедливо говорить о том, что потери от слабой конкуренции исчисляются суммой как минимум в 1,3 трлн руб. в год, или 2,5% отечественного ВВП.

Отсутствие полноценной конкуренции и монополизированность отечественной экономики приводят к существенным потерям ВВП – до 2,5 % ежегодно. Такое положение вещей провоцирует безответственность элит и тенденцию к монополизации политической жизни.

Действия государственных органов  не только не препятствуют получению выгод занимающими монопольное положение компаниями, но и прямо создают для этого условия. Часто именно представители государства инициируют ограничения конкуренции — и скорее всего разделяют с монополистами полученную ренту.

Так, к примеру, наиболее ярким представителем отечественного монополизма является «Газпром», который сочетает положение единственного экспортера и оператора магистральной газотранспортной системы,что  дает ему возможность контролировать долю рынка независимых поставщиков. Такое положение вещей делает невозможным равную конкуренцию с «Газпромом» и вынуждает независимые кампании занимать привлекательную позицию «под ценовым зонтиком» — если нет возможностей расширить рыночную долю, нет и стимулов намного снижать цену по сравнению с ценой «Газпрома». Таким образом, монополизм «Газпрома» приводит к превышение цен на газ для российских промышленных потребителей по сравнению с доступным при данных издержках уровнем на 15%. Однако и нынешний уровень издержек завышен. Газовый сектор показывает самые низкие темпы роста производительности труда среди российских отраслей. Высокие издержки производства газа создают не меньшие потери, чем завышенные по сравнению с возможными цены. Снижение ВВП вдоль цепочки отраслей, использующих газ, и покупателей продукции, произведенной с использованием газа, составляет по состоянию на 2012 г. около 200 млрд руб., или 0,4% российского ВВП.

Информация о работе Потери от монополизма: теория и российская практика