Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 15:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть процесс монополизации экономики в России, его выгоды и потери.
Задачи:
изучить понятие, характерные черты и виды монополий, источники монопольной власти;
рассмотреть положительные и отрицательные черты монополизации экономики;
определить роль и значение монополий в российской экономике;
рассмотреть перспективы развития монополий в России;
ознакомиться с антимонопольной политикой в РФ.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. теоретические и практические аспекты изучения российской практики монополизма
1.1. Сущность, характерные черты и виды монополий. Источники монопольной власти
1.2. Положительные и отрицательные черты монополизации экономики
1.3. Роль и значение монополий в российской экономике
Глава 2. Формы монополий и особенности их поведения в России
2.1. Перспективы развития монополий
2.2. Антимонопольная политика в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
приложение
Существует множество причин слабой конкуренции в России. Это и тяжелое наследие административной системы, и отраслевая структура российской экономики, смещенная в сторону рынков с высокой концентрацией и высокими барьерами входа, где конкуренция объективно ослаблена. Это и место России в мировой экономике, смещающее стимулы крупнейших компаний в сторону конкуренции с глобальными продавцами, при том что внутренний рынок расценивается как второстепенный.
Отсутствие конкуренции в
Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации.
Антимонопольное законодательство – комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.
С целью не допустить чрезмерного
влияния монополий в экономике
государство разрабатывает
Проблема необходимости регулирования монополий была осознана российским государством лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики.
Антимонопольное
Антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:
Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный.
Прямой метод регулирования
включает меры, устраняющие или
К косвенному методу регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.
Следовательно, суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.
В Российской Федерации правовое регулирование защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках осуществляется системой нормативных правовых актов. Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ, ст.8 которой закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики – свободу конкуренции, а п.2 ст.34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст.74 Конституции РФ на территории Российской Федерации провозглашается существование единого экономического пространства в государстве – необходимое условие поддержки конкуренции.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, определены Федеральным законом от 28 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности, в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), находящаяся в ведении Правительства Российской Федерации.
Монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой объединение более мелких фирм, и чем больше становится таких центров объединения на каком-то рынке, тем меньше происходит дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. И таким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих между собой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положение между монополией и конкуренцией.
В данной работе мы рассмотрели основные вопросы, связанные с проблемами монополизации: само понятие монополии, типы и особенности монополистической конкуренции, а также реформирование монополий и антимонопольную политику нашего государства.
Подводя итоги, можно сказать, что:
Монополия имеет место тогда, когда одна фирма обеспечивает весь объем отраслевого предложения при отсутствии близких заменителей продукта, и проявляется в способности продавца оказывать влияние на рыночную цену.
Существование монополий обусловлено наличием барьеров проникновения в отрасль, роль которых могут выполнять значительный положительный эффект масштаба, исключительные права, контроль над важнейшими факторами производства, являющиеся при этом источниками монопольной власти.
Монополизация имеет скорее пагубные
последствия, но в некоторых случаях
существование монополии являет
Возникающая в условиях монополии
неэффективность в
Отсутствие конкуренции в экономической сфере приводит к политическому авторитаризму и нестабильности власти и государственных институтов. Финансово-промышленные группы, монопольно контролирующие те или ионные сектора экономики фактически порождают такие же монополии в политической сфере.
Система антимонопольного законодательства
Информация о работе Потери от монополизма: теория и российская практика