Потери от монополизма: теория и российская практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть процесс монополизации экономики в России, его выгоды и потери.
Задачи:
изучить понятие, характерные черты и виды монополий, источники монопольной власти;
рассмотреть положительные и отрицательные черты монополизации экономики;
определить роль и значение монополий в российской экономике;
рассмотреть перспективы развития монополий в России;
ознакомиться с антимонопольной политикой в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. теоретические и практические аспекты изучения российской практики монополизма
1.1. Сущность, характерные черты и виды монополий. Источники монопольной власти
1.2. Положительные и отрицательные черты монополизации экономики
1.3. Роль и значение монополий в российской экономике
Глава 2. Формы монополий и особенности их поведения в России
2.1. Перспективы развития монополий
2.2. Антимонопольная политика в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
приложение

Файлы: 1 файл

orders_w_60567_60567_3 (5).doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

Существует множество причин слабой конкуренции в России. Это и  тяжелое наследие административной системы, и отраслевая структура  российской экономики, смещенная в  сторону рынков с высокой концентрацией и высокими барьерами входа, где конкуренция объективно ослаблена. Это и место России в мировой экономике, смещающее стимулы крупнейших компаний в сторону конкуренции с глобальными продавцами, при том что внутренний рынок расценивается как второстепенный.

Отсутствие конкуренции в экономической  сфере приводит к политическому  авторитаризму и нестабильности власти и государственных институтов. Финансово-промышленные группы, монопольно контролирующие те или ионные сектора  экономики фактически порождают такие же монополии в политической сфере.

2.2. Антимонопольная политика в  РФ

Важнейшим средством регулирования  деятельности монополий является антимонопольное  законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации.

Антимонопольное законодательство – комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

С целью не допустить чрезмерного  влияния монополий в экономике  государство разрабатывает антимонопольное  законодательство, начало которому было положено в США (1890) и Канаде (1889), что повлияло на усиление власти союзов монополистов в экономике.

Проблема необходимости регулирования монополий была осознана российским государством лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики.

 Антимонопольное законодательство  включает в себя законы "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

Антимонопольная политика представляет собой инструмент административного  регулирования экономики, с целью  предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных  изменений, ее основными моментами является:

  • стимулирование предпринимательства
  • развитие конкурентных начал
  • организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики
  • охрана и поощрение конкуренции;
  • контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;
  • контроль над ценами;
  • защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.

Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный.

Прямой метод регулирования  включает меры, устраняющие или предупреждающие  монопольное положение отдельных субъектов на рынке.

К косвенному методу регулирования  относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Следовательно, суть фактически любой антимонопольной политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.

В Российской Федерации правовое регулирование  защиты конкуренции и ограничения  монополистической деятельности на рынках осуществляется системой нормативных правовых актов. Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ, ст.8 которой закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики – свободу конкуренции, а п.2 ст.34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст.74 Конституции РФ на территории Российской Федерации провозглашается существование единого экономического пространства в государстве – необходимое условие поддержки конкуренции.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, определены Федеральным законом от 28 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Государство стремится не допустить  превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации  производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство  контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности, в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), находящаяся в ведении Правительства Российской Федерации.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Монополия представляет собой самую  крайнюю форму несовершенной  конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой  объединение более мелких фирм, и чем больше становится таких центров объединения на каком-то рынке, тем меньше происходит дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. И таким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих между собой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положение между монополией и конкуренцией.

В данной работе мы рассмотрели основные вопросы, связанные с проблемами монополизации: само понятие монополии, типы и особенности монополистической конкуренции, а также реформирование монополий и антимонопольную политику нашего государства.

Подводя итоги, можно сказать, что:

Монополия имеет место тогда, когда  одна фирма обеспечивает весь объем  отраслевого предложения при  отсутствии близких заменителей продукта, и проявляется в способности продавца оказывать влияние на рыночную цену.

Существование монополий обусловлено  наличием барьеров проникновения в  отрасль, роль которых могут выполнять  значительный положительный эффект масштаба, исключительные права, контроль над важнейшими факторами производства, являющиеся при этом источниками монопольной власти.

Монополизация имеет скорее пагубные последствия, но в некоторых случаях  существование монополии является оправданным и необходимым, и, безусловно, за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Возникающая в условиях монополии  неэффективность в распределении (рыночные цены выше предельных издержек производства) и использовании (средние издержки производства выше минимальных) ресурсов обуславливает необходимость регулирования деятельности монополий, осуществляемого в целях снижения цен и увеличения выпуска продукции.

Отсутствие конкуренции в экономической сфере приводит к политическому авторитаризму и нестабильности власти и государственных институтов. Финансово-промышленные группы, монопольно контролирующие те или ионные сектора экономики фактически порождают такие же монополии в политической сфере.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации от 30 декабря 2008 г.
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О защите конкуренции"
  3. Федеральный закон от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ред от 26.07. 2006)
  4. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О естественных монополиях"
  5. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (ред. от 19.07.2011)
  6. Федеральный закон "Об акционерных обществах" N 208-ФЗ от 26.12.1995 (ред. от 05.04.2013)
  7. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 11.02.2013) "О некоммерческих организациях"
  8. Журавлева Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2010. – 440 с.
  9. Иванькова Е.И., Матвеев Ю.В. Естественные монополии в условиях модернизации экономики России. М.: Эксмо, 2012. – 64 с.
  10. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики/Учеб. Пособ. Под ред. д.э.н., проф. О.Т. Дебедева. Изд. 2-е, доп. - 2010. - 224 с.
  11. Мамедов Т. Ш. Монополизация экономики как угроза экономической безопасности России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008.  №65. С. 212-218.
  12. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова.- М.: КНОРУС, 2010 г. - 672 с.
  13. Регулирование рыночной экономики/ Под общей ред. д.э.н., проф. В.И. Кушлина. – М.: Издательство РАГС.- 2009. – 364 с.
  14. Сулакшин С.С., Колесник И.Ю. Крупнейшие российские компании. Эволюция и проблемы. Монография. - М.: Научный эксперт, 2009. - 104 с.
  15. Трачук А.В. Реформирование естественных монополий: цели, результаты и направления развития. – М.: Экономика, 2011. – 286 с.
  16. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков / пер. с англ. – М.: ИНФА-М, 2009. – 698 с.
  17. Шолудько Е.В. Перспективы развития естественных монополий в РФ и методы регулирования государством их деятельности». // «Вестник РГРТУ». №3 (выпуск 25). Рязань, 2009. – С. 71-79.
  18. Экономика: Учебник. 3-е издание, перераб. И доп. / Под ред. д.э.к. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2008. - 896 с.
  19. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Д. Камаева.- 10-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС,- 2008.- 592 с.
  20. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 604 с.
  21. Институт проблем предпринимательства - http://www.ippnou.ru/print/007003/
  22. Официальный сайт ОАО «Газпром» - http://www.gazprom.ru/about/today/
  23. Официальный сайт РАО «ЕЭС России» - http://www.rao-ees.ru/ru/info/show.cgi?content.htm
  24. Официальный сайт - ОАО «РЖД» http://rzd.ru/isvp/public/rzd?STRUCTURE_ID=628
  25. Международный Центр Финансово – Экономического развития - http://www.mcfr.ru/journals/203/1156/36610/36613/

 

 

приложение

 

Система антимонопольного законодательства

 



 


Информация о работе Потери от монополизма: теория и российская практика