Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Цель работы – это понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия в рамках рассмотрения данной модели конкуренции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Основы теории монополистической конкуренции…………………………..4
1.1. Развитие взглядов на монополистическую конкуренцию…………………4
1.2.Дифференциация продукта как источник рыночной власти………………8
1.3.Ценообразование на рынке монополистической конкуренции (краткосрочный и долгосрочный периоды). Избыточная мощность…………………………………………………………………………11
2.Эффективность фирм на рынке монополистической конкуренции………..16
2.1.Ценовая конкуренция в условиях монополистической конкуренции……16
2.2. Неценовая конкуренция фирм на рынке монополистической конкуренции……………………………………………………………………...19
2.3.Примеры неценовой конкуренции. Реклама……………...………………..24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы

Файлы: 1 файл

МИКРОЭКОНОМИКА.docx

— 403.13 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт менеджмента и бизнеса

Кафедра экономики товарных рынков

 

 

 

 

 

Курсовя работа

по дисциплине «Микроэкономика»

На тему:

«Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции»

 

 

 

      Выполнила студентка:

1 курса Эбзс 13-1

Клищенко Е.А.

 

Проверила:

д . э. н. профессор

Казанцева С.М.

 

 

 

 

 

Тюмень 2013

 

Содержание

 

Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции

Введение…………………………………………………………………………3

1. Основы теории монополистической  конкуренции…………………………..4

1.1. Развитие взглядов  на монополистическую конкуренцию…………………4        

1.2.Дифференциация продукта  как источник рыночной власти………………8

1.3.Ценообразование на рынке монополистической конкуренции (краткосрочный и долгосрочный периоды). Избыточная мощность…………………………………………………………………………11

2.Эффективность  фирм на рынке монополистической конкуренции………..16

2.1.Ценовая конкуренция в условиях монополистической конкуренции……16

2.2.Неценовая конкуренция  фирм на рынке монополистической  конкуренции……………………………………………………………………...19

2.3.Примеры неценовой конкуренции. Реклама……………...………………..24

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы ………………………………………...…………...………31

 

Введение

Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников.

Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.

Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Цель работы – это понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия  в рамках рассмотрения данной модели конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

1 Основы теории монополистической конкуренции.

1.1 Развитие взглядов на  монополистическую конкуренцию

 

 В процессе формирования в России социально ориентированного рыночного хозяйства возрастает интерес к тем научным идеям и теоретико-методологическим положениям, которые позволяют более детально исследовать проблемы конкуренции в экономике, обеспечивающей достижение высоких социально-экономических результатов общественного воспроизводства.

Большой опыт в создании конкурентной рыночной среды накоплен в зарубежных странах, где период экономических потрясений конца двадцатых — начала тридцатых. годов XX века явился отправным пунктом формирования нового, нетрадиционного понимания конкуренции. «Великая Депрессия» окончательно доказала несостоятельность господствовавшей до того времени в науке теории «совершенной» конкуренции и способствовала рождению нового учения о конкуренции и монополии.

Характер конкуренции в основных отраслях экономик развитых стран в последнее десятилетие изменился под влиянием глобальной экономики. В развитии конкуренции возникают новые явления. Происходит расширение границ рынков, в результате чего увеличивается степень конкуренции и облегчается выход на международные и внутренние рынки. Сокращается жизненный цикл товара за счет постоянного появления новых продуктов либо их новых модификаций. Это служит дополнительным фактором усиления конкуренции, а также приводит к увеличению степени дифференциации товаров на рынках. Идет повсеместное мировое позиционирование разных фирм как монопольного обладателя того или иного глобального преимущества.

На современном этапе происходит отход от представления о совершенной конкуренции как абсолютном благе и монополии как угрозе экономики; имеются предпосылки для более детального изучения определенных «промежуточных» процессов и рыночных форм так называемой несовершенной конкуренции и, в частности, монополистической конкуренции как одной из наиболее распространенных экономических структур. Монополистическая конкуренция делает возможным успешное сосуществование большого количества участников благодаря невысоким барьерам входа на рынок и возможности дифференциации продукта. Новые проблемы, возникшие в условиях глобальной экономики, предполагают исследование с иных позиций содержания, форм и особенностей монополистической конкуренции. Развитие глобальной экономики настоятельно требует разработки субмоделей монополистической конкуренции, механизмов их регулирования в глобальной экономике.

Для России в настоящее время особенно актуально вхождение в мировое пространство, для чего необходимо: во-первых, повышение конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. Данная задача тесно связана со структурной перестройкой экономики в целом, усложнением инновационной составляющей в развитии научно-технической модернизации, позволяющей создавать новые производственно-научные комплексы. Все эти проблемы лишь частично решаются на базе существующих российских естественных монополий и финансово-промышленных групп, несмотря на концентрацию огромных финансовых, промышленных, трудовых ресурсов. Требуется внедрение новых форм участия России в глобальной экономике; во-вторых, для интеграции в мировое пространство необходимо модифицировать процесс регулирования деятельности иностранных компаний на территории РФ, а также инструменты эффективного воздействия на конкуренцию национальных экономик. Этим и обусловлена актуальность диссертационного исследования в теоретическом и практическом аспектах.

Степень разработанности проблемы:  Появлению понятия «монополистическая конкуренция» предшествовало формирование таких категорий, как «монополия» и «конкуренция», именно в результате диалектического развития этих категорий и возникло понятие монополистической конкуренции. Среди авторов, в трудах которых можно проследить эволюцию теории конкуренции, следует отметить труды А. Смита, Дж.С. Милля и У. Кэрнса, а также А. Курно, Л. Вальраса, У. Джевонса, Ф. Эджуорта, где конкуренция предполагает: наличие неопределенно большого числа участников с обеих обеспечивает товарами значительную часть рынка, на который они поставляют свою продукцию. Продолжили исследования понятия монополистической конкуренции представители австрийской школы: Й. Шумпетер, Ф. фон Хайек, И. Кирзнер. Они утверждали, что монополистическая конкуренция — наиболее эффективная форма конкуренции, дающая стимулы к выявлению уже накопленных знаний или к поиску новых, которые могут иметь высокую экономическую ценность. Рынок, таким образом, является катализатором и координатором поисковой активности, независимо от того, монополизирован ли он или нет.

Исследованию особенностей монополистической конкуренции были посвящены также работы А. Диксита и Д. Стиглица. По их мнению, монополистическая конкуренция предполагает свободу входа на рынок, что приводит к нулевой прибыли, высокую степень дифференциации и взаимозаменяемости товара. Исследованию монополистической конкуренции и ее моделей были посвящены работы австралийского экономиста К.Дж.Ланкастера. Он определял монополистическую конкуренцию как рынок с дифференцированным продуктом. Причем каждый продукт представляет собой определенный набор объективно измеримых характеристик, по которым покупатель выбирает из общей массы однотипных продуктов предпочтительный для себя. Более поздние исследования монополистической конкуренции, проведенные Р. Саттоном, а также Ж. Габжевичем и Ж. Тисе, выявили необходимость изучения монополистической конкуренции не только как рынка с горизонтально-дифференцированными, но и с вертикально-дифференцированными товарами. Также были сделаны допущения о неоднородных потребителях с предпочтениями, которые варьируются в области доступных товаров, а таюке эффектов «ближайшего» соседа, которые возникают как результат того, что одни товары более сходны с точки зрения их характеристик, чем другие.

Из работ российских экономистов необходимо отметить фундаментальные труды, отражающие проблемы монополистической конкуренции: А.В. Аникина, В.Е. Дементьева, A.P. Горбунова, З.М. Окрут, А.А. Миронова, Б.З. Мильнер, СИ. Долгова, Г.Г. Чибрикова, Ю.В. Шишкова, Б.Ф. Зайцева, Э.А. Уткина, В.И. Бархатова, Г.П. Журавлевой, А.В. Горшкова, А.Д. Радыгина, М.А. Дерябиной, Н.Г. Агурбаш, Е.Е. Луцкого, С.С. Носовой. Взгляды на монополистическую конкуренцию российских ученых отличаются от зарубежных. Монополистическая конкуренция рассматривается как рыночная структура, характеризующаяся потерей рядом производителей своей независимости, в результате чего эквивалентность обмена полезностей между покупателями и продавцами нарушается.

Таким образом, в качестве актуальных проблем изучения монополистической конкуренции можно назвать следующие: проблема раскрытия особенностей монополистической конкуренции в глобальной экономике, проблема определения четких показателей идентификации монополистической конкуренции.

 

 

1.2 Дифференциация продукта , как источник рыночной власти

 

Если представить различные рыночные структуры в виде точек на оси координат, то крайние позиции будут занимать совершенная конкуренция и чистая монополия (рассмотренные выше), модели, которых лучше всего разработаны в экономической теории. На промежуточном интервале расположатся так называемые несовершенные конкуренты, относящиеся к таким специфическим типам рыночных структур, такие как монополистическая конкуренция и олигополия .

 

Рисунок 1.2.1 Положение монополистической конкуренции

 

Экономисты стали рассматривать несовершенные формы конкурентного рынка сравнительно недавно, лишь с 30-х г. ХХ в. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – это тип рынка несовершенной конкуренции. В отличие от олигополии этот тип рынка характеризуется множественностью конкурентов. Но все же их несколько меньше, чем в модели совершенной конкуренции. Поэтому в шкале степени власти над ценой монополистическая конкуренция расположена между совершенной конкуренцией и олигополией.

В чем же сущность монополистической конкуренции? Очевидно, что наличие большого числа конкурентов в отрасли не дает возможности использования эффекта масштаба, на котором основана олигополия, а также взаимозависимого поведения фирм в отрасли. Это ослабляет барьеры вступления в отрасль и усиливает конкуренцию, существенно ослабляя монополистическую власть над ценой. Но пусть и слабая, но власть существует.

В данной модели монополизм весьма ограничен большим количеством конкурентов, основан на дифференциации продукта. Дифференцированные продукты – это неоднородные продукты, т.е. одинаковые по сути, но несколько отличающиеся по внешнему виду (вкусу, цвету, форме, упаковке), по консистенции, качеству и т.д. Ярким примером дифференциации продукта в монополистической конкуренции являются безалкогольные напитки: «Лимонад», «Дюшес», «Байкал», и т.д. Принцип технологии и производства один и тот же. Но существуют некоторые нюансы в технологии, создающие отличительные особенности продукта. К тому же один и тот же товар может дифференцироваться по качеству послепродажного обслуживания или обстановке, в которой он продается. Некоторым потребителям, например, в уютном кафе – баре, оформленном под кают – компанию, те же самые напитки кажутся вкуснее, чем просто купленные в магазине. И потребитель согласиться заплатить дороже за сочетание приятного с полезным. Таким образом, посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается все потребителей, как это было бы при совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитают продукцию только данного производителя.

 

Таким образом,  основными чертами рынка монополистической конкуренции являются:

  • Товар каждой фирмы, торгующей на рынке (дифференцированный товар), является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Дифференциация продуктов возникает из-за различия в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку.

  • На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком маленькую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Доля должна быть более 1%. В типичном случае – от 1% до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими.

  • Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других.

  • На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Свободно могут прийти новые фирмы, однако уже существующие фирмы имеют преимущество и вновь приходящие будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам нелегко.

Информация о работе Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции