Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:12, курсовая работа
Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Цель работы – это понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия в рамках рассмотрения данной модели конкуренции.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Основы теории монополистической конкуренции…………………………..4
1.1. Развитие взглядов на монополистическую конкуренцию…………………4
1.2.Дифференциация продукта как источник рыночной власти………………8
1.3.Ценообразование на рынке монополистической конкуренции (краткосрочный и долгосрочный периоды). Избыточная мощность…………………………………………………………………………11
2.Эффективность фирм на рынке монополистической конкуренции………..16
2.1.Ценовая конкуренция в условиях монополистической конкуренции……16
2.2. Неценовая конкуренция фирм на рынке монополистической конкуренции……………………………………………………………………...19
2.3.Примеры неценовой конкуренции. Реклама……………...………………..24
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В процессе формирования в России социально ориентированного рыночного хозяйства возрастает интерес к тем научным идеям и теоретико-методологическим положениям, которые позволяют более детально исследовать проблемы конкуренции в экономике, обеспечивающей достижение высоких социально-экономических результатов общественного воспроизводства.
Большой опыт в создании конкурентной рыночной среды накоплен в зарубежных странах, где период экономических потрясений конца двадцатых — начала тридцатых. годов XX века явился отправным пунктом формирования нового, нетрадиционного понимания конкуренции. «Великая Депрессия» окончательно доказала несостоятельность господствовавшей до того времени в науке теории «совершенной» конкуренции и способствовала рождению нового учения о конкуренции и монополии.
Характер конкуренции в основных отраслях экономик развитых стран в последнее десятилетие изменился под влиянием глобальной экономики. В развитии конкуренции возникают новые явления. Происходит расширение границ рынков, в результате чего увеличивается степень конкуренции и облегчается выход на международные и внутренние рынки. Сокращается жизненный цикл товара за счет постоянного появления новых продуктов либо их новых модификаций. Это служит дополнительным фактором усиления конкуренции, а также приводит к увеличению степени дифференциации товаров на рынках. Идет повсеместное мировое позиционирование разных фирм как монопольного обладателя того или иного глобального преимущества.
На современном этапе происходит отход от представления о совершенной конкуренции как абсолютном благе и монополии как угрозе экономики; имеются предпосылки для более детального изучения определенных «промежуточных» процессов и рыночных форм так называемой несовершенной конкуренции и, в частности, монополистической конкуренции как одной из наиболее распространенных экономических структур. Монополистическая конкуренция делает возможным успешное сосуществование большого количества участников благодаря невысоким барьерам входа на рынок и возможности дифференциации продукта. Новые проблемы, возникшие в условиях глобальной экономики, предполагают исследование с иных позиций содержания, форм и особенностей монополистической конкуренции. Развитие глобальной экономики настоятельно требует разработки субмоделей монополистической конкуренции, механизмов их регулирования в глобальной экономике.
Для России в настоящее время особенно актуально вхождение в мировое пространство, для чего необходимо: во-первых, повышение конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. Данная задача тесно связана со структурной перестройкой экономики в целом, усложнением инновационной составляющей в развитии научно-технической модернизации, позволяющей создавать новые производственно-научные комплексы. Все эти проблемы лишь частично решаются на базе существующих российских естественных монополий и финансово-промышленных групп, несмотря на концентрацию огромных финансовых, промышленных, трудовых ресурсов. Требуется внедрение новых форм участия России в глобальной экономике; во-вторых, для интеграции в мировое пространство необходимо модифицировать процесс регулирования деятельности иностранных компаний на территории РФ, а также инструменты эффективного воздействия на конкуренцию национальных экономик. Этим и обусловлена актуальность диссертационного исследования в теоретическом и практическом аспектах.
Степень разработанности проблемы: Появлению понятия «монополистическая конкуренция» предшествовало формирование таких категорий, как «монополия» и «конкуренция», именно в результате диалектического развития этих категорий и возникло понятие монополистической конкуренции. Среди авторов, в трудах которых можно проследить эволюцию теории конкуренции, следует отметить труды А. Смита, Дж.С. Милля и У. Кэрнса, а также А. Курно, Л. Вальраса, У. Джевонса, Ф. Эджуорта, где конкуренция предполагает: наличие неопределенно большого числа участников с обеих обеспечивает товарами значительную часть рынка, на который они поставляют свою продукцию. Продолжили исследования понятия монополистической конкуренции представители австрийской школы: Й. Шумпетер, Ф. фон Хайек, И. Кирзнер. Они утверждали, что монополистическая конкуренция — наиболее эффективная форма конкуренции, дающая стимулы к выявлению уже накопленных знаний или к поиску новых, которые могут иметь высокую экономическую ценность. Рынок, таким образом, является катализатором и координатором поисковой активности, независимо от того, монополизирован ли он или нет.
Исследованию особенностей монополистической
конкуренции были посвящены также работы
А. Диксита и Д. Стиглица. По их мнению,
монополистическая конкуренция предполагает
свободу входа на рынок, что приводит к
нулевой прибыли, высокую степень дифференциации
и взаимозаменяемости товара. Исследованию
монополистической конкуренции и ее моделей
были посвящены работы австралийского
экономиста К.Дж.Ланкастера. Он определял
монополистическую конкуренцию как рынок
с дифференцированным продуктом. Причем
каждый продукт представляет собой определенный
набор объективно измеримых характеристик,
по которым покупатель выбирает из общей
массы однотипных продуктов предпочтительный
для себя. Более поздние исследования
монополистической конкуренции, проведенные
Р. Саттоном, а также Ж. Габжевичем и Ж.
Тисе, выявили необходимость изучения
монополистической конкуренции не только
как рынка с горизонтально-
Из работ российских экономистов необходимо отметить фундаментальные труды, отражающие проблемы монополистической конкуренции: А.В. Аникина, В.Е. Дементьева, A.P. Горбунова, З.М. Окрут, А.А. Миронова, Б.З. Мильнер, СИ. Долгова, Г.Г. Чибрикова, Ю.В. Шишкова, Б.Ф. Зайцева, Э.А. Уткина, В.И. Бархатова, Г.П. Журавлевой, А.В. Горшкова, А.Д. Радыгина, М.А. Дерябиной, Н.Г. Агурбаш, Е.Е. Луцкого, С.С. Носовой. Взгляды на монополистическую конкуренцию российских ученых отличаются от зарубежных. Монополистическая конкуренция рассматривается как рыночная структура, характеризующаяся потерей рядом производителей своей независимости, в результате чего эквивалентность обмена полезностей между покупателями и продавцами нарушается.
Информация о работе Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции