Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: описать поведение фирмы в условиях совершенной конференции.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- описать понятие и основные черты совершенной конкуренции;
- рассмотреть поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде;
- изучить поведение фирмы в условии совершенной конкуренции на примере аптечного рынка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
1.Сущность и основные черты совершенной конкуренции.
а) Понятие и основные черты совершенной конкуренции…………
б) Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде……………………………….
2.Современное состояние рынка совершенной конкуренции.
а) Анализ рынка совершенной конкуренции в России……………..
б) Поведение фирмы в условии совершенной конкуренции на примере аптечного рынка………………………………………………..
в) Эффективность рынка в теориях равновесного анализа...............
Заключение………………………………………………………………..
Библиографический список……………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономической теории.doc

— 718.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  образовательное учреждение  высшего  пРофессионального образования российский государственный аграрный университет – МСха имени К.А. Тимирязева 
(ФГОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)


 

 

 

Гуманитарно-педагогический факультет

     

Кафедра политической экономии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме: «Поведение  фирмы в условиях совершенной конкуренции»

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 106 группы

дневного отделения

Гуманитарно-педагогического ф-та

Аксенова Анна Геннадиевна

 

Научный руководитель:

Хамидова Лиза Лечаевна,

старший преподаватель кафедры  политической экономии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА, 2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..

1.Сущность и основные черты совершенной конкуренции.

    а) Понятие и основные черты совершенной конкуренции…………

    б) Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде……………………………….

2.Современное состояние  рынка совершенной конкуренции.

    а) Анализ  рынка совершенной конкуренции в России……………..

    б) Поведение  фирмы в условии совершенной конкуренции на примере аптечного рынка………………………………………………..

     в) Эффективность рынка в теориях равновесного анализа...............

Заключение………………………………………………………………..

Библиографический список……………………………………………...

3

 

4

 

8

 

20

 

23

34

38

 

40


 

 

Введение

 

На любом рынке любой  его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они  в свою очередь зависят от таких  факторов, как количество участников, наличие барьеров входа и выхода с этого рынка, степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок, их доли рынка.

В микроэкономическом анализе  главным объектом является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в  современной экономике именно предприятия (фирмы) производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является  понятие конкуренции. Существует множество  ее определений и, как правило, они  не противоречат, а скорее дополняют друг друга. В переводе с латинского конкурировать означает «сталкиваться». Фактически, конкуренция - это борьба, причем это борьба и между производителями, и между потребителями, это взаимоотношения по поводу установления и формирования цен и объемов, спросов и  предложения товаров на рынке.

Рассмотрение  поведения предприятия в условиях рынка совершенной конкуренции  и типовых методов конкурентной борьбы представляет интерес, прежде всего  потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней важны и актуальны для изучения.

Цель работы: описать  поведение фирмы в условиях совершенной  конференции.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- описать понятие и основные черты совершенной конкуренции;

- рассмотреть поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде;

- изучить поведение  фирмы в условии совершенной конкуренции на примере аптечного рынка.

1. Сущность о основные  черты совершенной  конкуренции.

а) Понятие и основные черты совершенной конкуренции

 

Термины «совершенная конкуренция», «совершенный рынок» введены в научный  оборот во второй половине XIX в.

К числу авторов, впервые  использовавших понятие совершенного рынка, относится У. Джевонс. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции не подвергается ограничениям со стороны докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов из одних отраслей в другие.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической  системы, когда влияние каждого  участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.

Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:

- множественность продавцов – мелких фирм (предприятий), доля которых на рынке отрасли ничтожно мала (менее 1% продаж за любой период) и покупателей. Такой рынок называют атомизированным;

- свободный, не затрудненный ничем вход предприятий в отрасль и абсолютная мобильность производственных ресурсов (никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому);

- полная однородность выпускаемого продукта (отсутствие торговых марок и т.д.). Это условие называется гомогенностью товаров;

- отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены (стихийное ценообразование), а также отсутствие у любого участника рынка возможности оказывать непосредственное влияние на решение другого участника как экономическими, так и неэкономическими методами;

- наличие у каждого участника (предпринимателя) исчерпывающей информации о текущем состоянии рынка (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Это условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка;

- отсутствие монополии (одного производителя), монопсонии (одного покупателя) и государственного регулирования 1.

Наряду с выше перечисленными условиями  на совершенно конкурентных рынках действуют  и другие, а именно:

- существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте;

- отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки между производителями и покупателями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;

- исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;

- предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личного и временного характера.

Рыночная конкуренция имеет  определенные преимущества и недостатки.

Преимущества:

- способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;

- вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

- создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

- обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

- нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.

Недостатки:

- не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);

- отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

- не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

- не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

- не гарантирует право на труд, на доход на отдых;

- не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных 2.

Совершенную конкуренцию  называют чистой, имея в виду, что  она «очищена» от любых ограничений  или монопольных тенденций. Понятие совершенной конкуренции по определению привязано к статичной модели равновесия, оперирующей заранее (экзогенно) заданными ценами и объемами ресурсов.

Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс.

Понятие совершенной  конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате предшествующей конкуренции. Такая трактовка означала эволюцию теоретической модели рынка.

В действительности, совершенная  конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Для нас существенное значение имеет не только практическое применение знаний по несовершенной конкуренции в приложении к этим рынкам, но и тот факт, что совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.

Свое понимание совершенной  конкуренции скорее нужно формировать  как отношение к абстракции: в настоящее время, да и в прошлом в различной мере имело и имеет место регулирование рынка, а условиям свободного рынка совершенной конкуренции не отвечает никакая государственность.

 

б) Поведение фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде

 

В условиях совершенной  конкуренции производятся однородные товары, часто являющиеся совершенно идентичными. Для покупателя не имеет  значения, у какой фирмы их покупать, если цена одинаковая. При любой  цене, превышающей рыночную, спрос  равен нулю, поскольку покупатель не заинтересован в приобретении товара дороже, чем он может заплатить. Таким образом, спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен.

К рассматриваемой ситуации можно подойти и с другой стороны. Если фирма является ценополучателем, то она может продать по рыночной цене любое количество продукции. В любом случае ее поставки на рынок принципиально не изменяют общий объем отраслевого предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все продать по данной рынком цене. Продавать дороже фирма не сможет: в этом случае спрос на ее продукцию сразу же упадет до нуля (ведь потребители с легкостью могут купить такие же товары у других производителей по рыночной цене). Таким образом, рынок примет продукцию фирмы только по рыночной цене. В связи с этим кривая спроса на продукцию фирмы будет представлять собой горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту, равную рыночной цене продукта (рис. 1).

Рис.1. Кривая спроса на продукцию  фирмы

Интересно отметить, что эта же прямая будет одновременно и графиком среднего и предельного доходов фирмы. С каждой новой единицы проданного продукта доход фирмы

будет возрастать на величину, равную цене этого продукта. Средний  доход, приходящийся на единицу продукта, также будет равен его цене. Таким образом, D=MR=AR (рис. 2) 3.

 

 

Рис.2. Совокупный доход (0P1TQ1)

 

Что касается совокупного  дохода фирмы, то его легко можно  подсчитать по формуле P•Q.

Для характеристики поведения фирмы, предприятия важны понятия валового, среднего и предельного доходов.

Валовой доход, или валовая  выручка TR (total revenue) – общая сумма  поступлений от продажи определенного  количества товара TR=P.Q, где Р –  цена проданного товара, Q – объем  продаж. Средний доход, или средняя  выручка AR (average revenue), определяется как доход, приходящийся на единицу проданного блага AR=TR/Q. Предельный доход, или предельная выручка MR (marginal revenue) – приращение дохода, возникающее за счет дополнительного увеличения выпуска продукции MR=ΔTR/ΔQ. Обычно ΔQ принимают равным 1.

Графически величину совокупного, или валового, дохода можно  проиллюстрировать на примере прямоугольника ОР1TQ1 на (рис.2) либо изобразить как особую кривую (рис. 3).

 

 

Рис.3. Кривая совокупного  дохода фирмы

 

 

В условиях совершенной  конкуренции кривая совокупного дохода есть прямая линия, проходящая через начало координат.

Из приведенных определений  вытекает ряд следствий.

Следствие 1. Валовая выручка  продавца в условиях чистой конкуренции  прямо пропорциональна количеству проданного товара (рис. 3).

Следствие 2. Средняя выручка  продавца в условиях чистой конкуренции  есть цена товара (рис.2).

AR=TR:Q= PQ:Q=P

Следствие 3. Предельная выручка (MR) продавца в условиях чистой конкуренции есть цена товара.

MR=TR: ΔQ=ΔPQ: ΔQ=PΔQ:Q=P

Совокупность однородных фирм, выпускающих продукцию одной номенклатуры, образует отрасль. Именно совокупный выпуск продукции отрасли в целом формирует общий объем предложения, а также влияет на рыночную цену. В таких условиях величина спроса различна при разных уровнях цен. Отраслевая (рыночная) кривая спроса является нисходящей кривой и может быть изображена как в форме условной прямой, так и в форме кривой (рис.4).

 

Информация о работе Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции