Поведение потребителя, как активного субъекта процесса купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей поведения потребителей в российских условиях.
В соответствии с указанной целью при написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
• Изучить теоретические аспекты рассматриваемой темы
• Рассмотреть наиболее важные факторы, влияющие на поведение потребителей
• Проследить тенденции на российском рынке в рамках рассматриваемой темы

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_1 (1).docx

— 180.18 Кб (Скачать файл)

В-третьих, это последствия революции телекоммуникаций: появление многоканального спутникового телевидения, что послужило увеличению мощности телевещательных систем и стало основой для развития глобальных средств массовой информации, которое сейчас усиливается с появлением цифрового телевидения.

Глобальная реклама - это передача одного и того же сообщения потребителям во всем мире.

Глобальные рекламные агентства могут действовать при осуществлении глобальной рекламной компании, которая передает одно и то же послание каждому рынку, независимо от его географического положения.

Глобальному подходу в рекламе лучше всего соответствуют следующие специфические характеристики:

    • Сообщение основано на сходстве образа жизни;
    • Реклама апеллирует к основным человеческим нуждам и эмоциям;
    • Товар удовлетворяет универсальные потребности и желания.

Однако мультинациональные корпорации сталкиваются с необходимостью выбирать между эффективностью стандартизированной рекламы и чувствительностью к культурным нюансам локальных компаний. Следуя этим противоречиям некоторые глобальные рекламы, будучи стандартизированы для всего мира, используют языки или стереотипы, чтобы поддержать чувства, связанные с особенностью продукта.

Реклама в России сегодня и, в частности, глобальная реклама, представляют большие возможности для производителей разных стран. В настоящее время в сфере Российской рекламы были выявлены следующие особенности:

    • Отсутствие четкой рекламной политики;
    • Недостаток специалистов;
    • Отсутствие кодекса этических норм в сфере рекламы;
    • Появление глобальной рекламы фактически не существующих товаров.

Как видно из этого перечня, реклама в России требует коренных изменений, но и представляет собой большой интерес для потенциального рекламодателя.

Большое значение сегодня имеет культурный анализ глобальных рынков, т.е. понимание различий в стиле, привычках, традициях и опыте каждой страны.

Выделяют понятие "культурное сопереживание" - способность понимать внутреннюю логику иных образов жизни, а также сдерживаться в их оценке.

Одним из аспектов культурного сопереживания является адаптация к знаковым системам рынка вместо изменения рынка в соответствии с программами потребительского маркетинга фирмы.

Систематическое сравнение сходств и различий материальных и поведенческих аспектов культур называется межкультурным анализом.

Межкультурный анализ ценностей применяется для сегментирования рынка при разработке стратегий глобального маркетинга и концентрируется на поведении потребителей.

Очень важным для современного менеджера является умение мыслить глобально. Появление мультинациональных корпораций Coca-Cola, IBM, Gillette, Nestle, Sony стало возможным именно благодаря глобальному мышлению менеджеров этих компаний.

Глобальное мышление включает в себя способность понимать рынки, лежащие за пределами родной страны по следующим аспектам:

1. источники спроса;

2. источники предложения;

3. методы эффективного  менеджмента и маркетинга.

В связи с тем, что прошло еще совсем немного времени после падения "железного занавеса", глобальное мышление Российских компаний на сегодняшний день только начинает формироваться. Наиболее развитыми в этом отношении могут считаться центр с обеими столицами и стратегически развитые провинции, а также наукоемкие отрасли и ВПК.

В России в связи с переходным состоянием экономики, развитием культуры предпринимательства, переориентацией производства на рынок и сложностью рыночной структуры, а также сложностью перераспределения основных жизненных благ, потребитель ориентирован преимущественно на иностранные товары доступные по цене и приемлемые по качеству. В последнее время наблюдается желание российского потребителя покупать товары отечественных производителей, но в связи с небогатым ассортиментом российской продукции приходится ориентироваться на западных производителей.

Что касается российского производителя в условиях глобализации, то Россия располагает массой научных разработок, которые не может внедрить из-за отсутствия денег, а также самыми большими в мире ресурсами и термоядерным потенциалом. Глобализация предоставляет России шанс выйти из затянувшегося кризиса, воспользовавшись новыми предоставляемыми возможностями.[5, с. 17 - 20]

 

Заключение

 

 

Результатом написания данной курсовой работы являются следующие выводы.

Во-первых, теоретический материал позволил нам всесторонне рассмотреть проблему потребительского поведения. Введение таких понятий как «блага», «антиблага»,  «предпочтения», «потребности», «полезность» и др. помогло систематизировать информацию о теории потребительского выбора. Данная теория основывается на допущении, что агент стремится к удовлетворению всех своих материальных и нематериальных потребностей. Удовлетворение потребностей является главным смыслом экономической деятельности. Чем лучше оно удаётся агенту, тем выше польза как экономическое понятие.

Частные агенты имеют индивидуальные предпочтения, отличающиеся друг от друга. Эти предпочтения состоят в иерархии, что означает, что определённые экономические блага агенты связывают с более высокой полезностью, чем иные блага. То же самое касается и сочетаний нескольких благ по отношению с иными сочетаниями благ. Соотношение между количеством потребляемых благ и их полезностью изображается функцией полезности. Соотношение сочетаний различных благ по отношению кдруг другу и их полезность изображается кривыми безразличия.

Кроме данного подхода к поведению потребителя была рассмотрена модель homoeconomicus, отражающую основные мотивы потребительского поведения, и говорящую о том, что покупатель обладает четырьмя основными качествами: он рационален, независим, информирован и эгоистичен.

Для изучения заявленной темы было необходимо рассмотреть взгляды не только экономистов, поэтому в теоретической части отражается теория потребностей Маслоу. Этот ученый разделил все потребности человека на базисные(физиологические, безопасности, позитивной самооценке и другие),

 и производные(в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни).

Во второй главе мы перешли к практическому аспекту потребительского выбора, определили основные факторы, заставляющие покупателей делать тот или иной выбор. И оказалось, что практика намного сложнее теории, т. к. не всегда человек совершает выбор руководствуясь каким-то одним мотивом. Почти всегда выбор – это комплекс учтенных факторов. В частности, можно сказать о таком факторе, как торговые марки. Брэнды являются своеобразным маяком, помогающим покупателям сориентироваться в ситуации на рынке, а может даже переложить ответственность за сделанный выбор на общественное мнение, рекламу и т. д.

Т. е. можно говорить о том, что психология так же является крайне важным фактором, а может даже главным. Психологи выделяют как минимум три варианта поведения людей.

Первая группа покупает хорошо знакомые продукты, их сложно заставить купить что-то незнакомое, непроверенное.  Другие сравнивают различные товары, выбирая самые дешевые. Третьи – исследователи, покупают все новинки, изучают упаковки, но при этом стараются избежать ошибок.

Если покупатель выбирает дешевые товары, то это может говорить либо о том, что большую часть своего дохода он откладывает в сбережения, либо том, что  у этого человека низкий доход. Именно доход оказывает наибольшее влияние на потребительскую корзину, но это еще не говорит о том, что люди с одинаковыми доходами будут выбирать идентичные товары.

Изучив доход, как фактор потребительского выбора, мы перешли к рискам покупателей. Здесь мы отметили денежный, функциональный, физический, социальный и психологический риски.

Наиболее интересным в написании курсовой работы было рассмотрение современной ситуации на рынке розничных товаров в России. В этом нам помогло исследование Nielsen «Russiansthroughcrisis», оно показало, что Исследования Nielsen показали, что кризис усилил процессы изменений, начавшиеся ранее в российской розничной торговле. Генеральная совокупность розничных торговых точек в России падает, консолидация рынка усиливается, а значимость сетевого ритейла и всего канала Современная торговля (супер- и гипермаркетов) только увеличивается.

Развитие торговли в России неразрывно связано с этими же процессами за рубежом. Иначе говоря, глобализация формирует в сознании людей новые принципы, по которым они совершают выбор, на фоне мирового опыта выявляются новые предпочтения, меняются вкусы. Россияне стараются не отставать от потребителей развитых стран, в этом им помогает реклама, информационные технологии и культура.

В целом, курсовая работа позволила всесторонне рассмотреть проблему потребительского поведения, отразить основные исследования в данной области и, что немаловажно, оценить собственное поведение, для того, чтобы в будущем избежать ошибок при покупке тех или иных товаров.

 

 литературА

 

  1. NIELSEN-Россия-Новости//NIELSEN-Россия: сайт. Москва, 2009. URL: http://www.acnielsen.ru/news.php?news_id=66

(датаобращения: 14.04.2011)

  1. Алешина, И.В. Поведение потребителей: Учеб.пособие для вузов/И. В. Алешина.— М.: Фаир-Пресс, 1999. — 384 с.
  2. Белинская, Е. П. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.
  3. Глазерман, Т.Е. Законы общественного развития: их характеристика и использование[Текст]/Т. Е. Глазерман. -  М.: Посткриптум, 2002. – 303 с.
  4. Груць П.Поведение потребителей в России в условиях глобализации[Текст]/П. Груць// Проблемы и перспективы управления экономикой и маркетингом в организацииа. – 2001. – №1. – С. 17 – 20
  5. Демидов А. Особенности потребительского поведения россиян: факторы выбора, мотивации, лояльность //HR-Portal- Сообщество Профессионалов: сайт. Москва, 2005. URL: http://www.hr-portal.ru/article/osobennosti-potrebitelskogo-povedeniya-rossiyan-faktory-vybora-motivatsii-loyalnost

(датаобращения: 14.04.2011)

  1. Добросоцкий, В.И. Маркетинговые исследования рынка потребительских товаров: учебное пособие/В. И. Добровольский. – СПБ.:СПБТЭИ,  1994. – 581 с.
  2. Иевлев В.Ю. Товарный знак и продвижение товара на российском рынке [Текст]/В. Ю. Иевлев// Маркетинг и маркетинговые исследования. - 1997. - № 3. - С.32-40
  3. Костина Г. Замечен из-за прилавка[Текст]/ Г. Костина, Д. Медовников// Эксперт. – 1997. - №23. - С.12-23
  4. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент[Текст] / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2000. – 559 с.
  5. Маслоу, А. Мотивация и личность[текст]/ Абрахам Маслоу. – 3-е изд. – СПБ.: Питер,  2010. - 352 с.
  6. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник/ Р. М. Нуреев. - М.: Норма,  2002 . – 572 с. 
  7. Поведение потребителей – вечная загадка // Гильдия маркетологов: объединение специалистов в области маркетинга: сайт. Москва, 2006. URL: http://www.marketologi.ru/lib/berezin/customer.html

(дата обращения: 14.04.2011)

  1. Поляков, В. В. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / В. В. Полякова, Р. К. Щенина. - 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС,  2008. - 688 с.
  2. Сидорович, А. В. Курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие/ Под ред.А. В. Сидоровича. –3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 832 с.

 

 

 


Информация о работе Поведение потребителя, как активного субъекта процесса купли-продажи