Повышение доходности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является анализ методов и путей повышения доходности предприятия, а именно рассмотрение:
1. Абсолютного показателя доходности - прибыли, её состава и видов
2. Относительного показателя – рентабельности
3. Других показателей эффективности производства, применяемых на предприятиях
4. Как позитивных, так и негативных факторов, влияющих на доходность

Содержание работы

Введение
1. Показатели доходности………………………………………………………
Прибыль, ее экономическое содержание, ее значение ………………
Рентабельность …………...……………………………..……………...
Пути повышения рентабельности………………………………….......
1.4. Факторы, влияющие на доходность …...……………………………...
1.5. Пути повышения доходности предприятия ……………………….
2. Анализ рентабельности ОАО «Максимальная выпечка»…………………..
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия "Мак-симальная выпечка"………………………………………………………….
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия………..
2.3. Анализ показателей рентабельности предприятия……………………
2.4. Пути повышения рентабельности предприятия……………………….
2.5. Выводы и рекомендации…………………………….………………….
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Возможны следующие пути улучшения использование материальных ресурсов на предприятии:

    • Внедрение новой техники и безотходной технологии
    • Совершенствование нормативной базы предприятия
    • Внедрение и использование более прогрессивных материалов
    • Комплексное использование сырья и материалов
    • Использование отходов производства
    • Улучшение качества продукции и снижение процента брака и др. [6,261].

Имеет значение также и сокращение накладных расходов по обслуживанию и управлению производством, которому способствует рост объемов производства за счет реконструкции и технического перевооружения предприятий, улучшение, использование основных фондов, а также уменьшение численности административно-управленческого персонала и вспомогательных рабочих за счет совершенствования управления и обслуживания производства [13, с.65].

Наряду с перечисленными внутренними факторами на изменение себестоимости могут оказывать влияние и внешние факторы (централизованное изменение цен и тарифов на топливо и энергию; норм амортизации, ставок зарплаты и т.п.). Все перечисленные технико-экономические факторы используют при планирование снижение себестоимости [13,с.66]. В настоящее время снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов [10.ст.126].

Не менее важными факторами, влияющие на величину доходности предприятия, является изменение объема производства и РП. Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли[10,с.137].

Так, например, на ОАО «Белэнергомаш» ежегодно разрабатывается «План научно-технического развития» (ПНТР).

Реализация плана (ПНТР-2000) обеспечивает в 2000 году освоение 12 новых изделий, за счет чего предполагается получить прирост реализованной продукции в размере 147 млн. руб.

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции[6,с.129]. Улучшение качества производимой продукции можно добиться за счет многих факторов, таких как техническое совершенствование производства, проведение работ по модернизации и т.д.

За счет внедрения на ОАО «Белэнергомаш» мероприятий ПНТР-2000 по техническому перевооружению и модернизации производства предполагается получить прирост реализованной продукции в размере 112,6 млн. руб., получение дополнительной прибыли 26,5 млн. руб.

Очевидно, что качество продукции определяет уровень цен на предприятии, что в значительной степени влияет на величину прибыли[10,с.137]. При росте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль может расти вследствие постоянно повышающихся цен [11.с.52].

Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому, уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регулирующие цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов[10, с.137].

Следует также учесть, что на величину прибыли, а значит и доходность предприятия влияет изменение остатков нереализованной продукции [10,с.136]. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли [11,с.53]. Величина нереализованной продукции.(зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести продукции больше, чем ее реализовать. Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количественном, так и суммарном выражении [10,с.136].

Повышение эффективности производства возможно за счет рационального использования на предприятии основных средств. Улучшение использования основных средств отражается на финансовых результатах работы предприятия за счет:

    • увеличения выпуска продукции
    • снижения себестоимости
    • улучшения качества продукции
    • снижения налога на имущество
    • увеличение балансовой стоимости [6,с.182].

Пути улучшения использования  основных средств зависят от конкретных условий, сложившихся на предприятии. В общем плане эта цель может быть достигнута за счет внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, проведение грамотной воспроизводственной политики, своевременного и качественного ремонта, ликвидации излишнего оборудования и др. [6,с.184].

В последнее время в условиях развития предпринимательства появилось больше возможностей увеличить объем прибыли за счет внереализационных операций. В этой области наиболее доходными могут быть финансовые вложения. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективности. Непрофессиональный подход к этому вопросу может привести к потере средств, вложенных в уставной капитал др. предприятий или совместную деятельность, в неликвидные ценные бумаги [11,с.55].

Предприятие также может сдать часть своего имущества, включая помещения, сооружения, оборудование и т.д., на  аренду  на более или менее длительный срок. Сдача имущества в аренду может принимать в результате форму аренды с выкупом. В итоге предприятие получает доход, увеличивающий внереализационные доходы и валовую прибыль[10,с.139].

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, на улучшение качества продукции, на более эффективное использование всех факторов производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   РАЗДЕЛ 2: АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО "Максимальная выпечка"

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия "Максимальная выпечка"

 

Полное наименование открытого акционерного общества: Открытое акционерное общество "Максимальная выпечка".

Номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации: № 936 от 13 июля 2004 года.

Основной вид деятельности: Хлебопекарная промышленность, розничная торговля, кондитерская промышленность, оптовая торговля, производство мясных полуфабрикатов, пельменей.

Дочерних и зависимых обществ ОАО "Максимальная выпечка" не имеет.

В настоящее время Открытое Акционерное Общество "Максимальная выпечка" является одним из передовых и динамично развивающихся хлебопекарных предприятий агропромышленного комплекса.

Основным направлением деятельности предприятия является производство и реализация хлебобулочных, бараночных и кондитерских изделий.

На ОАО "Максимальная выпечка" принимались и принимаются все меры по созданию необходимых условий для роста производительности труда, улучшению социально-бытовых условий работников и членов их семей. Заработная плата работникам выдается своевременно из расчетов выполнения нормы выработки плюс премиальная доплата. Действует система вознаграждения за отчетные периоды.

Без отрыва от работы за пять минувших лет обучались в высших и средних специальных учебных заведениях -- 79 работников, в настоящее время продолжает учиться 65 человек.

На предприятии создана и действует комиссия по охране труда, которая планомерно осуществляет контроль над соблюдением Правил и инструкций по охране труда и технике безопасности. В 2006 году на выполнение мероприятия по охране труда израсходовано 3 903 500 гривен. Освоено капитальных вложений на сумму 8 582 000 гривен. Практикуется выделение работникам беспроцентной ссуды на приобретение жилья.

За счет прибыли предприятия во время летних каникул дети работников бесплатно отдыхают в оздоровительных лагерях, также им вручаются новогодние подарки. На заводе вырабатывается более 160 наименований хлебобулочных, бараночных и кондитерских изделий, ассортимент которых ежегодно обновляется. Объем производства вырабатываемой продукции за 2010 г. составил 106, 6 %. Предприятие обращает большое внимание на разработку и внедрение в производство продукции лечебно-профилактического назначения, также ОАО "Максимальная выпечка" принимает участие в реализации целевой программы "Здоровое питание".

На ОАО "Максимальная выпечка" принимаются все меры по созданию необходимых условий для роста производительности труда, улучшению социально-бытовых условий работников и членов их семей [14].

 

Таблица 2.1

Экономический паспорт предприятия ОАО "Максимальная выпечка" за 2011-2012

Показатель

Ед.изм.

2011

2012

Темп роста, %

1.

Доход от реализации продукции

тыс. грн

540913

546517

101, 04

2.

Себестоимость реали-зованной продукции

тыс. грн

441495

429524

97, 29

3.

Валовая прибыль

тыс. грн

99418

116993

117, 68

4.

Операционные расходы

тыс. грн

93864

79822

85, 04

5.

Фин.рез.от опе-рационной деятельности

тыс. грн

99418

116993

117, 68

6.

Прибыль от обычной деят. до налогообло-жения

тыс. грн

13478

18235

135, 3

7.

Чистая прибыль

тыс. грн

10057

14111

140, 3

8.

Рентабельность продукции

%

22, 52

27, 34

121, 4

9.

Рентабельность капитала

%

11, 65

14, 33

123


 

Из таблицы 2.1 мы видим, что предприятие улучшило своё финансовое состояние. Расходы уменьшаются, в частности себестоимость в 2012 году по сравнению с 2011 снизилась на 2, 71%, а операционные расходы на 14, 96%. Тогда как доход от реализации продукции увеличился на 1, 04%. Вследствии этого повышается валовая прибыль на 17, 68%. Чистая прибыль увеличилась на 40, 3%, что свидетельствует о правильном проведении экономической политики. Рентабельность продукции выросла на 21, 4%, а рентабельность продукции на 23%. Такие высокие показатели предприятие достигло с помощью улучшения процессов производства, снижением количества брака, улучшение профессиональных навыков рабочих.

 

2.2 Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия

 

Результаты работы предприятия оцениваются системой экономических показателей, таких как объем валовой и товарной продукции, количество реализованной продукции, прибыль. Наиболее обобщающим показателем является финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта - прибыль. Прибыль представляет собой сумму превышения доходов предприятия над связанными с ними расходы.

Прибыль представляет собой итог деятельности предприятия, который зависит от уровня конкурентоспособности продукции, величины себестоимости, качества и количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производственных фондов. Величина прибыли складывается под воздействием многих факторов и отражает практически все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.

Основой для определения прибыли в соответствии с НП(С)БУ №3 является классификация видов деятельности предприятия. Наиболее общим понятием является обычная деятельность предприятия, которая включает в себя основную деятельность и операции, которые ее обеспечивают или возникают в результате ее проведения.

Основная деятельность состоит из операционной, инвестиционной, финансовой и прочей деятельности. Операционная деятельность - основная деятельность предприятия, а также другие виды деятельности, которые не являются инвестиционной или финансовой деятельностью.

Такая классификация положена в основу построения Отчета о финансовых результатах. В отчете о финансовых результатах осуществляется определение доходов и расходов от соответствующих видов деятельности, их сопоставление и получение в результате данного сопоставления результата за период. При определении и анализе прибыли необходимо учитывать, что доходы и расходы в НП(С)БУ 3 не имеют ничего общего с валовыми доходами и валовыми расходами в терминологии Закона о налогообложении прибыли. Таким образом, отчет о финансовых результатах содержит все основные показатели, характеризующие эффективность хозяйственного процесса: объем оборота (дохода), себестоимость продукции, общие затраты предприятия, доходы от других операций и прибыль, величина которой является главным финансовым результатом деятельности предприятия.

Информация о работе Повышение доходности предприятия