Повышение эффективности финансовой деятельности предприятия малого бизнеса (на примере ООО "Енисей")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе.
Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли,возможно только при правильном и продуманном планировании деятельности предприятия. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшим условием успешного управления его финансами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Малое предприятие как особый объект экономического анализа 7
1.2. Классификация факторов, влияющих на эффективность финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия 13
1.3. Производственные факторы повышения эффективности деятельности предприятия 25
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЕНИСЕЙ» 37
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Енисей» 37
2.2. Основные финансово-хозяйственные показатели деятельности предприятия. 43
2.3. Анализ и оценка влияния себестоимости продукции на повышение эффективности деятельности предприятия 52
2.4. Анализ и оценка показателей эффективности использования труда 59
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЕНИСЕЙ». 63
3.1 Основные направления повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Енисей» 63
3.2.Экономическое обоснование предложений по снижению себестоимости и оценка их влияния на финансовые результаты деятельности предприятия 66
3.2.1 Внедрение новой логистической схемы закупки и доставки сырья 67
3.2.2 Внедрение нового технологического оборудования и его влияние на рост производительности труда 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТРЫ 79

Файлы: 1 файл

Диплом Крылов.docx

— 298.27 Кб (Скачать файл)

Классифицируются резервы также по тем конечным результатам, на которые эти резервы влияют. Различают следующие резервы: повышения объема продукции, совершенствование структуры и ассортимента изделий, снижение себестоимости продукции, повышение прибыльности продукции и, наконец, повышения уровня рентабельности и укрепления финансового положения.

Источником для выявления всех резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации могут быть только результаты внутреннего (управленческого) анализа. Однако, результаты анализа только по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности также могут дать направления поиска резервов.

Важнейшими показателями эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации являются прибыль и рентабельность.

В условиях рыночных отношений конечным финансовым результатом деятельности организации, безусловно, служит прибыль. От ее величины, структуры и динамики зависит уровень финансовой устойчивости организации.

Выявление факторов, влияющих на прибыль предприятия, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности торгового предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

К внешним условиям можно отнести инфляцию; состояние рынка; изменение законодательства и нормативных документов в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров народного потребления, налогообложения предприятий, оплаты труда работников.

К внутренним факторам можно отнести объем и качество проданной продукции, товаров; политику ценообразования на предприятии; уровень себестоимости и других затрат; качество менеджмента разных уровней; технический уровень производственных фондов.

Трудности, возникающие при продаже продукции ввиду снижения спроса на нее, могут привести к снижению и валового дохода от реализации, и валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают цены. При низких ценах на товары объем спроса на них больше, а при высоких – меньше, так как существуют заменители этих товаров. По мере увеличения объемов продаж норма прибыли растет. Затем рост ее замедляется и, наконец, она стабилизируется или снижается, что зависит от группы товаров.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации соответственно происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастает. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшается.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Углубленный анализ факторов, влияющих на прибыль предприятия, позволяет выявить резервы роста прибыли, т.е. количественно измеримые возможности ее увеличения. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов увеличения прибыли базируется на научно-обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации.

Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли являются: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Рентабельность, т.е. способность организации приносить прибыль, является показателем, демонстрирующим экстенсивность или интенсивность использования ресурсов. Существуют различные показатели рентабельности, которые на практике рассчитываются для различных целей. На первом месте стоит показатель, исчисленный как отношение прибыли от продажи продукции к полной себестоимости реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции – увеличение суммы прибыли от реализации и снижение ее себестоимости.

Также рассчитывают показатели рентабельности продаж, рентабельности активов, рентабельности капитала и т.д.

Показатель рентабельности продаж (RN=PN/N=1–S/N) также называют коэффициентом эффективности управления. Этот показатель полностью зависит от себестоимости продукции, а именно в снижении себестоимости продукции, прежде всего, проявляется эффективность управления.

В свою очередь, рентабельность продаж является одним из факторов рентабельности активов организации – самого обобщающего показателя эффективности хозяйственной деятельности. Вторым фактором рентабельности активов является капиталоотдача, характеризующая оборачиваемость активов.

PN/K = PN/N× N/K,                                                                                      (1)

где PN/N – показатель рентабельности продаж;

N/K – коэффициент капиталоотдачи (деловой активности);

K – средняя за период стоимость  активов.

Финансовое состояние организации характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственным капиталом и обязательствами, т.е. пассивом) и также является показателем эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются: во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов).

Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов хозяйственной деятельности в целом, то можно сказать, что финансовое положение является наиболее обобщающим показателем эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

При планировании мероприятий по улучшению финансового состояния организации особое внимание следует уделять проблеме недостатка собственных оборотных средств.

Величина собственных оборотных средств (чистого оборотного капитала) отражает долю средств, принадлежащих организации, в ее текущих активах и является одной из характеристик финансовой устойчивости.

На финансовом положении отрицательно сказываются как недостаток, так и излишек чистого оборотного капитала. Недостаток этих средств может привести предприятие к банкротству вследствие его неспособности своевременно погасить краткосрочные обязательства. Он может быть вызван убытками в хозяйственной деятельности, ростом безнадежной дебиторской задолженности и т.д. Значительное превышение чистого оборотного капитала оптимальной потребности в нем свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов.

Следует отметить, что не всегда недостаток собственных оборотных средств свидетельствует о неэффективности управления оборотными средствами, например, если организации удается поддерживать высокую оборачиваемость текущих активов.

Оборотные активы, непокрытые собственными средствами и денежными средствами, надо финансировать в долг – кредиторской задолженностью. Не хватает кредиторской задолженности – приходится брать краткосрочный кредит. Таким образом, формируются текущие финансовые потребности (ТФП).

Текущие финансовые потребности – это разница между текущими активами (без денежных средств) и кредиторской задолженностью, или не покрытая ни собственными средствами, ни долгосрочными кредитами, ни кредиторской задолженностью часть оборотных средств.

Текущие финансовые потребности = Запасы сырья и готовой продукции + Дебиторская задолженность – Кредиторская задолженность

Для снижения потребности в краткосрочном кредите необходимо:

– увеличить собственные оборотные средства;

– снизить текущие финансовые потребности.

В свою очередь для увеличения собственных оборотных средств необходимо:

– нарастить собственный капитал (увеличив уставный капитал, нераспределенную прибыли и резервов, повысив рентабельность с помощью контроля затрат и агрессивной коммерческой политики).

– увеличить долгосрочные заимствования. Если долгосрочных кредитов в структуре пассивов относительно немного, то можно попробовать получить дополнительный долгосрочный кредит. В развитой рыночной экономике долгосрочный кредит имеет для предприятия свои преимущества: проценты ниже, чем по краткосрочному кредиту, возмещение растянуто во времени.

– уменьшить иммобилизацию средстввовнеоборотных активах, но только не в ущерб производству. Сохраняя активную часть основных средств, можно, например, попытаться избавиться от части или всех долгосрочных финансовых вложений, если они не играют особой роли для организации.

– увеличить объем реализации и прибыли при рациональном управлении последней.

Для уменьшения текущих финансовых потребностей необходимо:

– Уменьшить оборотные активы. Многие предприятия плохо управляют запасами, а то и вовсе не контролируют их. Такое легкомыслие способно привести к неплатежеспособности. Для определения оптимального уровня запасов существуют надежные экономико-математические инструменты.

– Снизить дебиторскую задолженность. Сокращать длительность отсрочек платежей надо, однако, стараясь не подвергать себя риску потерять клиентов. Здесь могут быть полезны: учет векселей, факторинг, и т.п. Необходимо также хорошо изучить рынок с целью понять, какие средние отсрочки предоставляют конкуренты. Необходимо также снизить удельный вес сомнительных клиентов, задерживающих платежи или вовсе не оплачивающих товар.

– Увеличить кредиторскую задолженность,удлиняя сроки расчета с поставщиками крупных партий сырья, материалов, товаров, которые заинтересованы в сбыте больших, важных для продавца партий.

Финансовое положение организации, ее ликвидность и платежеспособность непосредственно зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Такая зависимость объясняется тем, что скорость оборота средств влияет на:

– минимально необходимую величину авансированного капитала;

– потребность в дополнительных источниках финансирования;

– сумму затрат, связанных с владением товарно-материальными ценностями и их хранением;

– величину уплачиваемых налогов и др.

Различные виды активов организации имеют неодинаковую оборачиваемость. Для оценки эффективности использования оборотных средств применяются показатели их оборачиваемости.

На величину и скорость оборота оборотных средств оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы (таблица 2).

К внешним факторам относятся:

– отраслевая принадлежность (торговля, промышленность, строительство);

– сфера деятельности организации;

– масштаб деятельности организации (малый бизнес, средний, крупный);

– влияние инфляционных процессов;

– характер хозяйственных связей с партнерами.

 

Таблица 2.

Влияние различных внешних и внутренних факторов на величину и скорость оборота оборотных средств

Внешние факторы

Внутренние факторы

– отраслевая принадлежность (торговля, промышленность, строительство);

– сфера деятельности организации;

– масштаб деятельности организации (малый бизнес, средний, крупный);

– влияние инфляционных процессов;

– характер хозяйственных связей с партнерами.

– длительность производственного цикла;

– количество и разнообразие потребляемых видов ресурсов;

– система расчетов за товары, работы, услуги;

– темпы роста производства и реализации продукции.

– эффективность стратегии управления активами;

– ценовая политика организации;

– методика оценки товарно-материальных ценностей и запасов.


 

К внутренним факторам относятся:

– длительность производственного цикла;

– количество и разнообразие потребляемых видов ресурсов;

– система расчетов за товары, работы, услуги;

– темпы роста производства и реализации продукции.

– эффективность стратегии управления активами;

– ценовая политика организации;

– методика оценки товарно-материальных ценностей и запасов.

 

 

 

 

1.3. Производственные факторы повышения  эффективности деятельности предприятия

 

Себестоимость продукции, работ, услуг является важным показателем, характеризующим работу предприятий.

Информация о работе Повышение эффективности финансовой деятельности предприятия малого бизнеса (на примере ООО "Енисей")