Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:47, дипломная работа
Актуальность темы исследования заключается в том, что в процессе создания готового продукта наряду с основными средствами производства участвуют предметы труда, которые в отличие от основных средств потребляются полностью и в полном объеме отражаются в стоимости конечного продукта, изменяя при этом свою натурально-вещественную форму или (в зависимости от отрасли производства) физико-химические свойства. В связи с тем, что они расходуются в каждом постоянно возобновляемом производственном цикле, т.е. участвуют в обороте средств предприятия, их называют оборотными средствами, или оборотными активами, предприятия.
Введение
1Теоретические основы оборотных фондов предприятия
1.1 Сущность, состав и структура оборотных фондов
1.2 Источники формирования оборотных фондов
1.3 Нормирование оборотных средств
1.4 Показатели использования оборотных фондов
1.5 Особенности управления оборотными средствами на предприятиях пищевой промышленности
2 Анализ эффективности использования оборотных фондов предприятия ТОО «Павлодарский хлебобулочный комбинат»
2.1 Организационная характеристика предприятия
2.2 Анализ динамики и структуры оборотных фондов.
2.3 Оценка эффективности использования оборотных фондов
3 Пути по совершенствованию и улучшению использования оборотных фондов
3.1 Предложения по улучшению использования оборотных фондов
3.2 Задачи ТОО «ПХБК» по улучшению использования оборотных фондов
3.3 Мероприятия по снижению продолжительности оборота средств
Заключение
Список литературы
Следует отметить, что вся продукция ТОО «ПХБК» экологически безопасна, так как не содержит консервантов и стабилизаторов, сертифицирована и проходит строгий контроль качества. Причем сначала контролю подвергается качество входящего сырья, затем готовая продукция. Качество готовой продукции подвергается контролю со стороны Городской санэпидемстанции и Центром стандартизации.
ТОО «ПХБК» на данном этапе своего развития обладает определенными качественными людскими ресурсами.
Законченная, сбалансированная,
вертикально интегрированная
Работники ТОО обладают необходимой квалификацией и дополнительная реорганизация трудовых ресурсов не требуется.
Организационная структура управления ТОО «ПХБК» представлена на рисунке 4 (приложение А на рисунке А.1).
В настоящее время ТОО «ПХБК» имеет следующие производственные подразделения:
Цех № 1 включает в себя четыре линии по производству хлеба «Тау-нан», макаронный участок и линию по производству сладкой соломки, сыро-молочный участок.
Цех № 2 включает в себя хлебобулочный участок, линию по производству мелкоштучных изделий, линию по производству бараночных изделий, кондитерский цех, торговый участок, линию по производству вафель.
В ТОО «Павлодарский
хлебобулочный комбинат»
Рабочие энергетической службы выполняют надзор за работой электрооборудования и ремонт электродвигателей, силовых трансформаторов, масляных выключателей, разъединений, распределительных щитов подстанций, измерительных приборов и автоматов, пусковой аппаратуры с частичной заменой магнитных пускателей, кнопок, устранению мелких неисправностей в коммутаторе и абонентной сети, ремонт и регулировку электрочасов, монтаж электрооборудования приборов.
Рабочие механической службы выполняют все виды ремонта оборудования, производимых в порядке профилактики и бесперебойной работы оборудования, обслуживающих его транспортных устройств и средств механизации и автоматизации.
В структуре товарищества имеется котельный цех, который обеспечивает выработку теплоэнергии для технологических нужд производства и отопления производственных и административного корпусов.
Предприятие выделяет планово-экономический отдел, занимающийся анализом экономического состояния, основными задачами которого являются:
– руководство
работой по экономическому планированию
на предприятии, направленному на организацию
рациональной хозяйственной деятельности,
выявление и использование
– организация комплексного экономического анализа деятельности предприятия и участие в разработке мероприятий по ускорению темпов роста производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства.
– разработка проектов оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию и утверждение внутризаводских планово-расчетных цен.
Отдел выполняет следующие функции:
В области планирования:
Рисунок 4 - Организационная структура управления ТОО «ПХБК»
а) организует и руководит разработкой проектов перспективных и текущих планов комбината;
б) планирует производственно-хозяйственную деятельность цехов и служб на основе представленного прогноза объема продаж службой реализации готовой продукции:
1) доводит годовые, квартальные, месячные планы цехам (участкам);
2) рассматривает, проверяет и контролирует перспективные и текущие планы комбината, расчеты оборотных средств вспомогательных служб, отделов и цехов;
в) вносит соответствующие корректировки в перспективные и текущие планы комбината и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации.
В области организации планово-экономической работы:
а) проверяет и уточняет представленные проекты планов реализации и планов расходования оборотных средств вспомогательными службами и цехами на предмет соблюдения интересов комбината, и после согласования с директором по финансовым вопросам представляет на утверждение генеральному директору комбината;
б) осуществляет совместно с бухгалтерией контроль за наличием у отделов и служб избытка или дефицита оборотных средств;
в) организует работу по нормированию и ценообразованию на предприятии:
1) систематизирует нормативные затраты на производство продукции; составляет нормативные калькуляции, контролирует и вносит в них изменения;
2) разрабатывает совместно со службой реализации готовой продукции в соответствии с действующим законодательством проектов отпускных цен и представляет их на утверждение;
3) осуществляет анализ отпускных цен, выявляет убыточную и рентабельную продукцию, разрабатывает мероприятия по ликвидации убыточности, в случае необходимости вносит предложения о пересмотре действующих рецептур и отпускных цен на продукцию, подготавливает и представляет для утверждения проекты новых отпускных цен на продукцию;
г) организует разработку мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов.
В области анализа
и оперативно-статистического
– организует и руководит работой по комплексному экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
– проводит совместно с бухгалтерией анализ исполнения финансового плана и анализ рентабельности (производство/бизнес) комбината;
– составляет совместно с бухгалтерией квартальные отчеты о финансово-хозяйственной деятельности комбината для представления Учредителю;
– представляет необходимые материалы и справки по результатам анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
– проверяет правильность производимых соответствующими службами и цехами комбината расчетов экономической эффективности внедрения новой техники, рационализаторских предложений и других организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности производства, надежности и качества продукции;
– осуществляет сбор необходимых материалов, обобщение, подготовка и представление статистической отчетности в сроки и по формам, установленным Агентством Республики Казахстан.
В области методологической работы осуществляет методическое руководство, разработку форм и документации, порядка и сроков проведения работ по:
– технико-экономическому планированию;
– оперативно-производственному планированию (совместно с производственными службами предприятия);
– учету и анализу результатов финансово-хозяйственной деятельности (совместно с бухгалтерией);
– расчетам экономической эффективности.
Для хранения запасов сырья и материалов имеются складские помещения.
Процесс производства на комбинате непрерывный. Графики выходов на работу, время начала и окончания работы, перерывов для отдыха и приемов пищи устанавливаются «Режимом труда и отдыха, утверждаются приказом по предприятию, в соответствии с Законом «О труде в РК». Для персонала работающего в многосменном режиме, устанавливается суммированный учет рабочего времени, учетный период – календарный год.
Главным требованием деятельности ТОО «ПХБК» является производство качественной продукции, контроль за которой осуществляет производственная лаборатория, оснащенная современной лабораторной техникой и сертифицирована Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации Министерством экономики и торговли Республики Казахстан.
Основная доля продукции ориентирована на сбыт в г. Павлодаре – 85 % и 15 % в области.
Общая доля ТОО «Павлодарский
хлебобулочный комбинат» на рынке
хлебобулочных изделий
ТОО «ПХБК» располагает собственными основными средствами автотранспортом и арендованными основными средствами ТОО «Алга» около 5000 единиц. Арендная плата оплачивается в форме расходов по содержанию основных средств (капитальный ремонт).
С целью материально-технического обеспечения процесса производства ТОО «ПХБК» тесно работает с поставщиками. На стороне комбинат закупает такое сырье, как пшеницу молоко цельное, сахар и так далее.
Для поддержания оборудования в рабочем состоянии комбинат закупает запасные части, горюче-смазочные материалы и так далее. ТОО «ПХБК» работает с такими ведущими фирмами, как:
– ОАО «УралАгроМашПлат» г. Москва – пленка-стрейч;
– ООО «Хлебокомплект» г. Подольск и ООО «Технохлеб» г. Москва – запасные чпсти к хлебопекарному оборудованию;
– Сахарный центр «Аксункар» – сахар;
– ТОО «Асер» – яйцо;
– ТОО «Меркурий» какао;
– ТОО «РОМАН-Павлодар» – сгущенное молоко и т.д.
Предмет деятельности общества предусмотренный Уставом товарищества представлен на рисунке 5.
Рисунок 5 – Предмет деятельности предприятия
Планирование
объема продаж произведено, исходя и
следующих каналов сбыта
Рисунок 6 – Каналы сбыта продукции комбината
Павлодарский хлебобулочный комбинат осуществляет продажу своей продукции оптом и в розницу. Основной объем продаж идет через торговую сеть города (808 торговых точек). Основные потребители комбината рассмотрены на рисунке 7.
Рисунок 7 – Основные потребители ТОО «ПХБК»
Весь рынок разбит на сектора по географическому принципу, за каждый сектор отвечает менеджер, курирующий все торговые точки, а также организации, расположенные на этом участке.
На каждый участок установлен план продаж по каждой группе товаров, выпускаемых в комбинате. План выставляется с учетом особенностей положения каждого такого участка. Например, магазины, расположенные в центре города, предпочитают приобретать больше батонов, сдобы, кондитерские изделия, а объем продаж формового хлеба здесь несколько ниже, чем на окраинах, где проживают люди с наименьшим уровнем достатка. На каждом участке расположено от 120 до 150 торговых точек.
В задачи менеджера входит постоянная работа с торговыми точками по расширению активной базы, по увеличению ассортимента, предоставленного в магазине, распространение рекламного материала.
За каждым участком закреплен автотранспорт, который ежедневно доставляет продукцию: хлеб «Тау-нан» – два раза в день, остальная продукция один раз в день. Доставка осуществляется строго по заявкам магазина или организации. За качество доставки также отвечает менеджер службы реализации готовой продукции. Заявки на продукцию принимаются экспедиторами, менеджерами и диспетчерами по приему заявок по телефонам, следовательно, торговая точка имеет возможность внести изменения в заявку в течение дня.
Ведется строгий учет всех заявок и ежедневной реализации на участке. Все изменения на маршруте обязательно отражаются в отчете менеджеров. На основе этих данных постоянно фиксируется текущее положение продаж на участке, и оперативно принимаются меры по исправлению ситуации.
Постоянный спрос на продукцию связан, прежде всего, с неизменным высоким качеством продукта (высоким качеством исходного сырья), а также приемлемой ценой. Увеличение спроса происходит главным образом за счет роста числа розничных потребителей и частных предпринимателей, которые занимаются продажей хлеба в городе и области.
Более полную характеристику деятельности предприятия может дать анализ финансовой отчетности. На основании данных финансовой отчетности (Приложение А) в таблице 2.1 рассчитаны основные финансово-экономические показатели ТОО «ПХБК».
Таблица 2.1 – Основные финансово- экономические показатели деятельности ТОО «ПХБК» за период 2011-2012 годов
Наименование показателя |
ед. изм. |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Изменение, % | |
2011 год |
2012 год | |||||
Доход от реализации готовой продукции |
тысяч тенге |
1475063 |
1170168 |
1063221 |
-21 |
-10 |
Себестоимость реализованной продукции |
тысяч тенге |
1148281 |
825800 |
792678 |
-28 |
-4 |
Валовая прибыль (п. 1 – п. 2) |
тысяч тенге |
326782 |
344368 |
270543 |
+5 |
-21 |
Расходы периода, всего |
тысяч тенге |
326190 |
337813 |
263550 |
+3 |
-22 |
в том числе: |
||||||
расходы по реализации |
тысяч тенге |
85404 |
122722 |
5585 |
+43 |
-95 |
общие и административные расходы |
тысяч тенге |
202359 |
180185 |
13704 |
-11 |
-92 |
расходы на выплату вознаграждения |
тысяч тенге |
38427 |
34906 |
7066 |
-10 |
-80 |
Доход от основной деятельности (п. 3 – п. 4) |
тысяч тенге |
592 |
6555 |
6993 |
-89 |
+6 |
Доход от не основной деятельности |
тысяч тенге |
71 |
-729 |
-4487 |
-902 |
-600 |
Доход от обычной деятельности до налогообложения (п. 9 + п. 10) |
тысяч тенге |
663 |
5826 |
2506 |
-700 |
-57 |
Расходы по корпоративному подоходному налогу |
тысяч тенге |
153 |
192 |
- |
+25 |
- |
Чистый доход (п. 11 – п. 12) |
тысяч тенге |
510 |
5634 |
2506 |
+1000 |
-56 |
Рентабельность работы комбината (п. 13/ п. 16) |
% |
1 |
1 |
0,6 |
- |
-40 |
Рентабельность продаж (п. 13/ п. 2) |
% |
0,04 |
0,7 |
0,3 |
+75 |
-56 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. тенге |
тысяч тенге |
40226,8 |
400986,5 |
394566,5 |
+8000 |
-2 |
Фондоотдача |
- |
28,5 |
2,06 |
2 |
-93 |
-3 |
Фондоемкость |
- |
0,04 |
0,5 |
0,5 |
+1000 |
1 |
Информация о работе Повышение эффективности использования оборотных фондов предприятия