Повышение прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 18:24, реферат

Описание работы

Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 365.50 Кб (Скачать файл)

 

Доходы от долевого участия в уставном капитале другого предприятия представляют часть его чистой прибыли, которая поступает учредителю в заранее обговоренном размере, или в виде дивидендов по акциям, пакетом которых владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям, краткосрочным казначейским обязательствам, дивиденды по акциям. По средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиям договора между кредито- и ссудозаемщиком.

 

В состав внереализационных  прибылей (убытков) также входят сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством), другие доходы и расходы (убытки, потери).

 

Необходимость и важность определения состава валовой прибыли обусловлена следующим:

 

-       во-первых, в связи с тем, что подавляющую  часть валовой прибыли (95-97%) предприятие  получает от реализации товарной  продукции, анализу именно этой  составляющей должно быть уделено  главное внимание;

 

-       во-вторых, не смотря на это, абстрагироваться  от рассмотрения состава и  структуры прибыли от реализации  имущества и внереализационных  доходов, а также факторов, влияющих на их изменения, никак нельзя.

 

Цель предпринимательской  деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный показатель и показывает степень доходности предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли [10, с. 16].

 

Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели прибыли используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

 

Основные показатели можно объединить в следующие группы:

 

-       показатели, рассчитанные на основе стоимости  реализованной продукции;

 

-       показатели, рассчитанные на основе производственных  активов;

 

-       показатели, рассчитанные на основе потока  наличных денежных средств.

 

1.2 Факторы, влияющие на величину прибыли

 

 

 Прибыль в рыночной  экономике – движущая сила  обновления, как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции «жизненного цикла» продукции. Общеизвестно, что любая продукция проходит стадии жизненного цикла: проектирования, освоения, запуска в производство, серийного выпуска, в результате которого происходит насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает, либо не выдерживает конкурентной борьбы и, под давлением снижающейся рентабельности, выпуск ее сокращается или прекращается согласно рисунку 1.1.

 

 

 

Рисунок - 1.1 График зависимости  уровня прибыли от жизненного цикла  продукции

 

 Примечание. Источник. [14, c. 58]

 

 Для сохранения  уровня прибыли на предприятии важно определить момент начала проектирования и запуска в производство новой продукции.

 

 Дело в том, что  этап проектирования и освоения  продукции занимает определенное время, в течение которого предприятие несет убытки (0; t1). Затем с момента запуска продукции в производство (t1) убытки начинают снижаться, и через некоторое время достигается точка безубыточности (t2). При увеличении объема продаж растет и прибыль за счет снижения доли постоянных расходов (t2; t4). При достижении равновесия спроса и предложения размер прибыли стабилизируется и некоторое время остается на неизменном уровне (t4; t7). Такое положение может сохраняться довольно длительное время при отсутствии угрозы со стороны конкурентов и при стабильном спросе на продукцию. При наличии конкурентов поддержание уровня продаж достигается путем снижения рентабельности, т.е. понижения цены за счет доли прибыли. Эффективность начинает снижаться (t7; t9) .

 

 При усилении конкурентной  борьбы предприятие не в состоянии  далее поддерживать уровень продаж за счет снижения цены, поскольку работа становится неэффективной, убыточной. Для поддержания эффективности предприятию нужно снижать издержки пропорционально снижению цены или же переходить к выпуску другой продукции, спрос на которую еще не исчерпан. Учитывая этот фактор, предприятия должны приступать к освоению нового вида продукции на этапе роста прибыли (t3), чтобы к моменту начала снижения рентабельности старой продукции выпуск новой продукции достиг точки безубыточности (t6).

 

 Такая стратегия позволит постоянно сохранять достигнутый уровень рентабельности и даже при благоприятной конъюнктуре повысить его (t7; t8).

 

 Повышение качества  продукции, дизайна, технические  усовершенствования и другие  приемы поддержания спроса на  продукцию требуют дополнительных затрат и потому также должны применяться задолго до того, как уровень рентабельности начнет снижаться или по крайней мере сразу же, как только такая тенденция наметится. Более того, на гребне спроса улучшение предлагаемого товара может повлечь за собой и повышение цены на него, и соответственно, прибыли. [15,c. 57-58]

 

 Изменение экономических  показателей за любой временной  период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет большое значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

 

 Факторы, влияющие  на прибыль, могут классифицироваться  по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы.

 

Внутренние факторы  это факторы, которые зависят  от деятельности самой организации  и характеризуют различные стороны  работы данного коллектива.

 К внешним факторам  относятся факторы, которые не  зависят от деятельности самой организации, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

 

 В свою очередь  внутренние факторы подразделяются  на: производственные и внепроизводственные.  Внепроизводственные факторы связаны  в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности организации. Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли - это средства труда, предметы труда и сам труд.

 

 По каждому из  этих элементов выделяются группы  экстенсивных факторов, отражающих  объем производственных ресурсов, их использование по времени и интенсивных факторов, отражающих эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования).

 

 В процессе осуществления  производственной деятельности  организации, связанной с производством,  реализацией продукции и получением  прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

 

 Первичные факторы  производства воздействуют на  прибыль через систему обобщающих  факторных показателей более  высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем, и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

 

 Таким образом,  можно сделать вывод, что одни  и те же элементы процесса  производства, именно средства труда,  предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема продукции, а с другой – как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

 

 Вывод: Прибыль  - это денежное выражение основной  части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия.

 

 Основными функциями,  которые выполняет прибыль предприятия,  являются:

 

1. Оценочная. Она дает  возможность дать оценку эффективности  работы предприятия.

 

2. Распределительная.  Ее сущность заключается в  том, что прибыль предприятия является инструментом распределения доходов.

 

3. Стимулирующая. Ее  сущность заключается в том,  что прибыль используется как в интересах предприятия, так и в интересах его работников.

 

 На предприятиях  существуют следующие резервы  увеличения прибыли:

 

 увеличение объема  производства и реализации выпускаемой  продукции;

 

 снижение себестоимости  выпускаемой продукции;

 

 повышение качества  выпускаемой продукции.

 

 

 

 

 

1.3 Методика анализа прибыли и рентабельности

 

 Обобщающая оценка  финансового состояния предприятия  достигается на основе таких  результативных показателей, как  прибыль и рентабельность. Величина  прибыли, уровень рентабельности  зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

 

Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:

 

-       Анализ  состава и динамики балансовой  прибыли;

 

-       Анализ  финансовых результатов от обычных  видов деятельности;

 

-       Анализ  уровня среднереализационных цен;

 

-       Анализ  финансовых результатов от прочих  видов деятельности;

 

-       Анализ  рентабельности деятельности предприятия;

 

-       Анализ  распределения и использования  прибыли.

 

Источники информации: накладные  на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток .

 

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

 

Балансовая прибыль  включает в себя прибыль от обычных  видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

 

Налогооблагаемая прибыль  представляет собой разность между  прибылью от обычной деятельности и  суммой льгот по налогу на прибыль.

 

Чистая прибыль - это  та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

 

1.3.1 Состав и динамика  балансовой прибыли

 

 

 

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной  деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

 

 

 

1.3.2 Финансовые результаты  от обычных видов деятельности

 

 

 

Основную часть прибыли  предприятия получают от обычных  видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

 

Прибыль от продаж продукции  в целом по предприятию зависит  от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

 

-       объема  продаж продукции;

 

-       ее  структуры;

 

-       себестоимости;

 

-       уровня среднереализационных цен.

 

Объем продаж продукции  может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму  прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

 

Структура товарной продукции  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

 

Себестоимость продукции  и прибыль находятся в обратно  пропорциональной зависимости: при  увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

 

Сначала нужно найти  сумму прибыли при фактическом  объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого  следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

 

Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

 

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат.

 

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие  могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат.

 

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда  структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке.

Информация о работе Повышение прибыли на предприятии