Позиция Wal-Mart Stores в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на международные экономические отношения, ТНК формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы. ТНК превратили мировую экономику в международное производство, обеспечили развитие научно-технического прогресса во всех его направлениях:
- технического уровня и качества продукции;
- эффективности производства;
- совершенствования форм менеджмента, управления предприятиями.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 ТНК: понятие, структура, роль в мировой экономике…………………...5
1.1 Понятие и этапы развития ТНК……………………………………… 5
1.2 Структура и типы ТНК………………………………………………...8
1.3 Роль ТНК в мировой экономике……………………………………..11
1.4 Рейтинг ТНК в мировой экономике…………………………………12
2 ТНК США в мировом рейтинге…………………………………………..14
2.1 Влияние ТНК США на мировую экономику………………………..14
2.1.1 Внутрифирменная торговля ТНК……………………………...15
2.1.2Слияния и поглощения как инструмент монополизации.…….17
2.1.3 Взаимодействие ТНК с государствами………………………..19
2.2 Проблемы и перспективы развития деятельности ТНК США.……21
3 Позиция Wal-Mart Stores в мировой экономике………………………...26
3.1 История компании…………………………………………………...26
3.2 Показатели…………………………………………………………...28
3.3 Проблемы………………………………….…………………………32
Заключение…………………………………………………………………..35
Список используемых источников…………………

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 506.60 Кб (Скачать файл)

 

 

2  ТНК США  в мировом рейтинге

Анализ данных ЮНКТАД позволяет констатировать, что американские корпорации играют ведущую роль в мире.

2.1 Влияние ТНК  США на мировую экономику

Глава посвящена анализу  неконкурентных преимуществ ТНК  в процессе глобализации, как внешних (взаимодействие с государствами  и другими корпорациями, использование налоговых льгот),  так и внутренних.

ТНК являются одной из движущих сил процесса мировой глобализации – становления единого рынка  товаров, услуг и факторов производства, – так как именно они все  в большей степени соединяют  эти рынки соответствующими международными потоками, причем доля внутрифирменных  потоков увеличивается. Данный вид торговли сопровождается увеличением объема слияний и поглощений с целью дальнейшей монополизации рынков, увеличением возможностей использования трансфертного ценообразования и корреляцией с географией преференциальных торговых соглашений (далее - ПТС). [10]  Такое увеличение влияния ТНК на глобальную экономику привело к возникновению новых тенденций – двустороннему сотрудничеству ТНК и государств, а также появлению понятия «конкуренция», обозначающему сочетание межфирменной конкуренции и кооперации на мировых рынках. Согласно многим исследованиям, именно ТНК являются источником научно-технического прогресса и инноваций, создавая технопарки, проводя инженерные и строительные кампании, внедряя новые методы организации и управления. Однако у данной тенденции существуют и негативные последствия, такие как сильное влияние на политику национальных государств и ее применение в собственных интересах (например, использование налоговых льгот). Таким образом, соперничество ТНК постепенно стало выходить за границы использования только конкурентных преимуществ в рыночной конкуренции для достижения поставленных целей.[11]

ТНК, представленные во многих странах мира, способны влиять на все  сферы общественной жизни. А самые крупные и могущественные способны даже уклоняться от экономического и политического контроля. В истории имели место случаи, когда иностранные инвесторы добивались поддержки своих действий от политического руководства, независимо от их последствий для местного населения и благосостояния страны в целом.

Чтобы наиболее понятно раскрыть картину влияния ТНК США, рассмотрим несколько моментов:

- Внутрифирменная торговля ТНК;

- Слияния и поглощения (далее - M&A) как инструмент монополизации;

-Взаимодействие ТНК с  государствами.

2.1.1 Внутрифирменная  торговля ТНК

Путем активного участия  в процессах международного производства на базе традиционного международного разделения труда, ТНК создали собственное внутрифирменное международное производство на основе модернизированного МРТ, подключив ряд развивающихся рынков с новой для них специализацией. Именно этот внутрифирменный вариант международного производства стал основным для современных корпораций.

Организация внутрифирменного международного производства дает ТНК  ряд преимуществ. Она дает возможность:

- использовать льготы международной специализации производства отдельных стран;

- максимально использовать налоговые, инвестиционные и другие льготы, предоставляемые странами для зарубежных инвесторов.

Кроме этого, необходимо помнить, что во внутрифирменной торговле в ТНК, когда филиалы компании находятся в разных странах, используются трансфертные (внутрифирменные) цены. Трансфертные цены могут существенно отличаться от рыночных цен на аналогичную продукцию, поскольку устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить получение максимальной прибыли всей корпорации. Завышая или занижая цены во внутрифирменном обороте с учетом различий в законодательствах разных стран о налогах, охране труда и окружающей среды, корпорация уменьшает свои затраты и увеличивает чистую прибыль. [12]

Достаточно сложно проследить объемы внутрифирменной торговли компаний в связи с отсутствием надлежащей статистики в большинстве стран и различием в методологии подсчета. Если рассматривать на примере США, то они ставят уровень владения одной из сторон долей в компании другой стороны при импорте в 6%, а при экспорте в 10%.В это же время такие страны как Израиль, Швеция, Канада, Нидерланды, Польша, Италия, Финляндия и Япония осуществляют сбор данных только по отношению к операциям дочерних компаний и филиалов, то есть без учета родительской компании, однако ее роль значительно увеличилась за последние два десятилетия.

Доля экспорта дочерних компаний и филиалов, находящихся на территории данных девяти стран, в «родственные» компании составляет порядка 16% всего экспорта. Однако, при добавлении родительских компаний цифра увеличивается до трети всего экспорта. Наиболее подробные данные этого рода операций собираются США Бюро экономического анализа и Бюро переписи населения США. Согласно публикациям последнего, в 2010 году торговля США товарами, проходившая между родственными компаниями, составила 40,8% (1,295 млрд.долл. США) от всей (3,176 млрд.долл. США), при этом в импорте данная цифра составляет 48,6%, а в экспорте 29,2%. Различие может быть отчасти объяснено разными порогами подсчета, так как для экспорта он составляет 10% владения компанией партнером, в то время как для импорта - 6%.

Рассмотрим соотношение  импорта и экспорта ТНК США, представленный на рисунке 1. [13]

Рисунок 1 - Внутрифирменные зарубежные поставки компаний США, с учетом и без учета показателей «родительской» компании, млрд.долл. США

Наибольшая «концентрированность»  внутрифирменной торговли США в  экспорте приходилась в 2010г. на Нидерланды (48% от 31,4 млрд.долл. США), Бельгию (43,2% от 22,6 млрд.долл. США), Канаду (42,1% от 206 млрд.долл. США) и Сингапур (39,8% от 26,3 млрд.долл. США). Относительно импорта главными партнерами  были: Ирландия (82,8% от 33,8 млрд долл. США), Япония (78,3% от 120 млрд долл. США) и Саудовская Аравия (77,1% от 31 млрд долл. США).

США является практически  единственной странной, которая ведет  детализированный сбор данных о внутрифирменной торговле услугами. В контексте ТНК данный вид торговли очень важен, так как именно услуги позволяют поддерживать взаимосвязь блоков, которые и представляют корпорации. На внутрифирменный импорт услуг в 2008г. приходилось 22% от всего импорта, а на экспорт – 26%.

Наибольшая концентрация достигалась в секторе «менеджмента и консультационных услуг» (88% экспорта и 86% импорта), который необходим для повышения эффективности производственных и сбытовых сетей ТНК, секторе «исследования, разработки и тестирование» (83% экспорта и 73% импорта), который является основой разработки новых технологий и успеха ТНК, и секторе «компьютерные и информационные услуги» (43% экспорта и 77% импорта), которые координируют деятельность блоков.

Существует два наиболее известных подхода к причине  увеличения внутрифирменной торговли. Согласно первому, катализатором роста внутрифирменных потоков товаров и услуг (в частности, внимание уделяется именно товарам, находящимся на промежуточной стадии обработки, так как они составляют основной объем рассматриваемых потоков, особенно в горизонтально интегрированных компаниях; однако начинает развиваться и «противоположная» тенденция – торговля готовыми товарами, которая объясняется возникновением собственных сильных внутрифирменных сбытовых сетей) является торговая либерализация, заключающаяся в снижении тарифных ставок и прочих ограничений и имеющая глобальный масштаб после заключения международных торговых соглашений, имеющих как всеобъемлющий характер (ГАТТ, затем соглашения в рамках ВТО), так и дискриминирующий (ПТС). Согласно второму подходу объем внутрифирменной торговли увеличился за счет совершенствования процесса логистики в корпорациях (важную роль здесь играет улучшение средств коммуникации, а также других компонент связывающих торговые «блоки»). Какая бы ни была исходная причина, или их комбинация и существование множества других катализаторов, увеличение внутрифирменной торговли и ее роли может быть объяснено объемами слияний и поглощений, в которых бывшие отношения внефирменной торговли заменяются на внутреннюю. [14]

2.1.2 Слияния и поглощения (далее - M&A) как инструмент монополизации

M&A, как правило, происходят  также по двум причинам: из-за  желания компании вертикально  интегрироваться с поставщиком  промежуточного товара, или же для усиления своего глобального доминирования (горизонтальная интеграция). Объем международных инвестиций, осуществленных в рамках M&A, на 21 октября 2011г. составил 822 млрд долл. к началу года. При линейной экстраполяции суммарная величина данных инвестиций может достигнуть 1 трлн.долл. США к концу года, что на 32% больше чем в предыдущий период, как показано на рисунке 2. [15]

Рисунок 2 - Динамика международных слияний и поглощений.

Большинство источников инвестиций расположено в Северной Америке  или Западной Европе, однако в последние  годы заметно усиливается влияние  Китая (включая Гонконг), который  является четвертым в списке по совокупному объему финансовых потоков (7% с 3% в 2007г.) и составляет треть всех рассматриваемых инвестиций из развивающихся стран, как показано на рисунке 3. [16]

M&A увеличивают неконкурентное  преимущество компаний путем  постепенной монополизации рынков.

Рисунок 3 - Источники и реципиенты инвестиций в рамках слияний и поглощений.

Рассматривая отдельные  корпорации, наиболее агрессивная стратегия  скупки «всего всея» принадлежит Google. Компании принадлежат такие наиболее известные бренды, как: Android (2005г. 50 млн долл. США), Youtube (2006г. 1,650 млрд долл. США), Motorola Mobility (2011г. 12,5 млрд долл. США), которые, со времени покупки, в разы увеличились в цене. В целом, Google приобрел множество компаний, которые могут рассматриваться как вертикально интегрированные поставщики услуг, необходимых в процессе постепенного завоевания поискового сегмента рынка от downstream операций (производство мобильных в рамках Motorola Mobility), через midstream (операционная система Android) к upstream (сама поисковая машина Google, и различные виджеты и приложения для удобства работы пользователя, такие, как Like.com, Jambool, Slide.com, ITA Software, Youtube и проч.). Google выстраивает жесткую вертикаль и, по словам гендиректора Яндекс Аркадия Волжа, «Эта игра без правил может слишком далеко зайти, Goolge рушит бизнес-экосистему». В самом деле, корпорация играет не только по правилам рыночной конкуренции, но прибегает и к дискриминации. Так, в последней версии Google Chrome невозможно поставить специальную адресную строку от Яндекса, которая может быть установлена в любом браузере, вернее уже почти любом, чем российский поисковик объясняет падение своей доли на рынке на 1,9% до 62,7%.

2.1.3 Взаимодействие ТНК с государствами

ТНК становятся все более  важными субъектами международных  экономических связей. Растет их влияние на национальную и мировую экономику. На 63 тыс. ТНК и их зарубежные филиалы приходится половина мирового производства и внешней торговли, 4/5 всех патентов и лицензий на новую продукцию. В преобладающей мере вопросы мировой экономики решают такие компании, а не государства. Вместе с тем между ТНК и государствами существует активное взаимодействие. Государства обеспечивают поддержку и защиту ТНК и одновременно используют их при осуществлении своей политики.

Рассмотрим на примере. Возьмем  даже компанию DeBeers - частная компания, которая занимается добычей, обработкой и продажей природных алмазов, а так же производством синтетических алмазов для промышленных целей.

DeBeers иллюстрирует пример  вмешательства ТНК в политическую  самостоятельность «принимающих» государств. Согласно публикациям Global Witness, компания была, возможно, вовлечена в торговлю «конфликтными алмазами» во многих африканских странах, где велась разработка алмазных месторождений параллельно с обострением внутренних военных конфликтов, таких как Ангола, Сьерра-Леоне и Демократическая республика Конго. Одним их других известных примеров является влияние, оказанное United Fruit Company (1899-1970гг.) на политическое и экономическое устройство Гватемалы (и прочих стран Центральной Америки).

Если рассматривать взаимодействие компании с государством, под юрисдикцией которого она зарегистрирована, то кооперация правительства США и американских корпораций (как один из примеров данного взаимодействия, который возможно проследить) имеет долгую историю. Во время Второй мировой войны Coca-Cola с подачи Эйзенхауэра запустила кампанию по обеспечению доступа каждого американского солдата к своей продукции за 5 центов. Таким образом, производственные мощности компании «шагали» вслед за продвижением американских военных подразделений. К концу войны компания имела 64 таких зарубежных предприятий, что способствовало продвижению продукции на европейские и азиатские рынки.

В послевоенные годы внешняя  торговля США стала рассматриваться  как важное орудие в противоборстве с СССР (а теперь с ЕС), как основное средство продвижения экономических интересов страны, и ТНК являются одними из его представителей. Так, согласно некоторым исследованиям, ТНК США возможно получают разведданные для повышения конкурентоспособности на рынке (макроэкономическая разведка). Еще в 1980г. Конгресс издал законы, облегчающие доступ национальным компаниям к ресурсам военных лабораторий США (неограниченный доступ получали такие производители военной промышленности, как Lockheed, TRW, Northrop, Martin Marietta), уникальным технологиям, берущим начало именно в военном секторе. Во время правления Джимми Картера ЦРУ делало доклады о новых технологиях в сфере полупроводников, авиапромышленности, а также энергетике. Так, когда стало известно о намерениях Китая создать ГЭС, десятки американских компаний были вовлечены в аналогичные проекты.  В 1993г. президент Клинтон объявил, что правительство присоединится к большой тройке - General Motors, Ford, and Chrysler (которые тоже являлись одними из главным поставщиков военных заказов) – в попытке создания автомобиля с повышенной эффективностью использования топлива. Администрация Клинтона, в целом,  придала более официальный характер взаимоотношениям национальной разведки и корпораций. В 1995г. в стратегии национальной безопасности отмечалось, что «сбор и анализ разведывательной информации, касающейся экономического развития, будет играть всё более важную роль для понимания мировых экономических тенденций, поможет повысить конкурентоспособность американской экономики, выявив угрозы национальным компаниям со стороны иностранных разведок и нечестной торговой практики. Видя в частном секторе основной источник экономического роста, правительство должно обеспечивать защиту его интересов, способствовать расширению его участия на мировом рынке». [17]

Информация о работе Позиция Wal-Mart Stores в мировой экономике