Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:26, курсовая работа
Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на международные экономические отношения, ТНК формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы. ТНК превратили мировую экономику в международное производство, обеспечили развитие научно-технического прогресса во всех его направлениях:
- технического уровня и качества продукции;
- эффективности производства;
- совершенствования форм менеджмента, управления предприятиями.
Введение……………………………………………………………………….3
1 ТНК: понятие, структура, роль в мировой экономике…………………...5
1.1 Понятие и этапы развития ТНК……………………………………… 5
1.2 Структура и типы ТНК………………………………………………...8
1.3 Роль ТНК в мировой экономике……………………………………..11
1.4 Рейтинг ТНК в мировой экономике…………………………………12
2 ТНК США в мировом рейтинге…………………………………………..14
2.1 Влияние ТНК США на мировую экономику………………………..14
2.1.1 Внутрифирменная торговля ТНК……………………………...15
2.1.2Слияния и поглощения как инструмент монополизации.…….17
2.1.3 Взаимодействие ТНК с государствами………………………..19
2.2 Проблемы и перспективы развития деятельности ТНК США.……21
3 Позиция Wal-Mart Stores в мировой экономике………………………...26
3.1 История компании…………………………………………………...26
3.2 Показатели…………………………………………………………...28
3.3 Проблемы………………………………….…………………………32
Заключение…………………………………………………………………..35
Список используемых источников…………………
Можно предположить, что, «взамен» на получаемую информацию о своих конкурентах – неконкурентное преимущество, – американские ТНК выходят на новые рынки, или улучшают свои позиции на существующих.
Так многие ТНК инженерные и строительные компании США, такие как Bechtel, Halliburton, Stone&Webster, Brown&Root, ChasMainвыходили на рынки развивающихся стран – Венесуэлы, Эквадора, Саудовской Аравии, Панамы, Индонезии и прочие – с целью вовлечения принимающих стран в огромные займы (в частности в виде ценных бумаг США - на сентябрь 2011г. Эквадор, Венесуэла, Индонезия, Бахрейн, Иран, Кувейт, Оман, Катар, Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ, Алжир, Габон, Ливия и Нигерия владели казначейскими облигациями США на 229,9 млрд долл. США из 4660.3 млрд долл. США) и подтверждения экономической зависимости от США. Как и планировалось еще администрацией Гарри Трумэна, внешняя торговля, коммерческие проекты и, естественно ТНК благоприятствовали американской гегемонии в мире. [18]
Помимо государственного экономического шпионажа существует и корпорационный шпионаж, который порой доходит до абсурда. В 2001г. Procter & Gamble обвинялись в найме частных исследователей с целью найти информацию о продукции по уходу за волосами своего конкурента компании Unilever в мусорных баках рядом с его офисами. Дело уладилось посредством 10 млн долл. США. [19]
Говоря о роли ТНК, следует учитывать, что они представляют капитал промышленно развитых стран и в своей деятельности руководствуются соответствующими интересами.
2.2 Рейтинг ТНК США
Рейтинг представляет собой источник систематизированной информации, отражающий положение и перспективы предприятий. Публикуемые в рейтингах данные помогают в полной мере выявить и оценить лидеров бизнеса. А участие в рейтинге позволяет компании сформировать свою репутацию на рынке, продемонстрировать информационную прозрачность, что в результате упрощает работу с клиентами и партнерами. Рейтинг ТНК может быть представлен в зависимости от рассматриваемого показателя. Некоторые из них приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Типы рейтингов ТНК.
Рейтинг |
Показатель |
Forbes |
- выручка - прибыль - активы - рыночная капитализация |
Fortune Global |
- выручка |
Financial Times Global |
- рыночная стоимость |
BrandFinance Global |
- стоимость бренда |
В свою очередь, каждая из 500
крупнейших ТНК США имеет в
среднем предприятия
- добывающая промышленность;
- энергетика;
- материалопроизводящая отрасль;
- черная металлургия;
- химическая промышленность;
- машиностроение;
- автомобилестроение;
- авиаракетнокосмическая промышленность;
- электротехника и электроника;
- производство потребительских товаров;
- текстильная промышленность,
а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей.
Чтобы оценить отраслевую структуру ТНК, специалисты обращаются к списку 100 крупнейших ТНК, приведенному в «Уорлд Инвестмент Рипорт» (World Investment Report) ЮНКТАД. Отраслевой анализ таблиц 3-6 показывает, что США являются мировым лидером как по числу ТНК в списке 100 крупнейших, так и по основным показателям их деятельности. [20] Представим в таблице 10 первых позиций данного рейтинга.
Таблица 3 – Рейтинг 100 крупнейших компаний, 2009
Место |
Компания |
Государство |
Отрасль |
Продажи (млрд.долл.) |
Прибыль (млрд.долл.) |
Активы (млрд.долл.) |
Рыночная стоимость(млрд.долл.) |
1 |
General Electric |
США |
Конгломерат |
182,52 |
17,41 |
79,77 |
89,87 |
2 |
Royal Dutch Shell |
Нидерланды / Великобритания |
Нефть и газ |
458,36 |
26,28 |
278,44 |
135,10 |
Продолжение таблицы 3
Место |
Компания |
Государство |
Отрасль |
Продажи (млрд.долл.) |
Прибыль (млрд.долл.) |
Активы (млрд.долл.) |
Рыночная стоимость(млрд.долл.) |
3 |
Toyota Motor |
Япония |
Машиностроение |
263,42 |
17,21 |
324,98 |
102,35 |
4 |
ExxonMobil |
США |
Нефть и газ |
425,70 |
45,22 |
228,05 |
335,54 |
5 |
BP |
Великобритания |
Нефть и газ |
361,14 |
21,16 |
228,24 |
119,70 |
6 |
HSBC Holdings |
Великобритания |
Финансы |
142,05 |
5,73 |
2520,45 |
85,04 |
7 |
AT&T |
США |
Телекоммуникации |
124,03 |
12,87 |
265,25 |
140,08 |
8 |
Wal-Mart Stores |
США |
Ритейлинг |
405,61 |
13,40 |
163,43 |
193,15 |
9 |
Banco Santander |
Испания |
Финансы |
96,23 |
13,25 |
1318,86 |
49,75 |
10 |
Chevron |
США |
Нефть и газ |
255,11 |
23,93 |
161,17 |
121,7 |
А на 2010 год представлено в таблице 4.
Таблица 4 - Рейтинг 100 крупнейших компаний, 2010
Место |
Компания |
Государство |
Отрасль |
Продажи (млрд.долл.) |
Прибыль (млрд.долл.) |
Активы (млрд.долл.) |
Рыночная стоимость(млрд.долл.) |
1 |
JPMorganChase |
США |
Финансы |
115,63 |
11,65 |
||
2 |
General Electric |
США |
Конгломерат |
156,78 |
11,03 |
||
3 |
Bank of America |
США |
Финансы |
150,45 |
6,28 |
||
4 |
ExxonMobil |
Китай |
Нефть и газ |
275,56 |
19,28 |
||
5 |
ICBC |
Китай |
Финансы |
71,86 |
16,27 |
||
6 |
Banco Santander |
Испания |
Финансы |
109,57 |
12,34 |
||
7 |
Wells Fargo |
США |
Финансы |
98,64 |
12,28 |
||
8 |
HSBC Holdings |
Великобритания |
Финансы |
103,74 |
5,83 |
||
9 |
Royal Dutch Shell |
Нидерланды |
Нефть и газ |
278,19 |
12,52 |
||
10 |
BP |
Великобритания |
Нефть и газ |
239,27 |
16,58 |
Для сравнения можно отметить, что эксперты выделяют 500 крупнейших глобальных компаний, как представлено в таблице 5. Лидирующие позиции принадлежат американским ТНК - 140 компаний), далее японские - 67, французские – 40, германские - 39, китайские - 37, британские - 26. Динамично развиваются ТНК из стран БРИК: Бразилия - 6, Россия - 8, Индия - 7 и Китай.
Таблица 5 - список крупнейших компаний мира по объему продаж , 2009г.
Место |
Компания |
Страна |
Объем продаж, млрд. долларов |
1 |
RoyalDutchShell |
Великобритания |
458,361 |
2 |
ExxonMobil |
США |
442,851 |
3 |
Wal-MartStores |
США |
405,607 |
4 |
BP |
Великобритания |
367,053 |
5 |
Chevron |
США |
263,159 |
6 |
Total |
Франция |
234,674 |
7 |
ConocoPhillips |
США |
230,764 |
8 |
ING Group |
Нидерланды |
226,577 |
9 |
Sinopec |
Китай |
207,814 |
10 |
ToyotaMotor |
Япония |
204,352 |
Глобальные ТНК
А в 2010 показано в таблице 6.[21]
Таблица 6 - список крупнейших компаний мира по объему продаж , 2010г.
Место |
Компания |
Страна |
Объем продаж, млрд. долларов |
1 |
Wal-MartStores |
США |
408,214 |
2 |
RoyalDutchShell |
Великобритания |
285,129 |
3 |
ExxonMobil |
США |
284,650 |
4 |
BP |
Великобритания |
246,138 |
5 |
ToyotaMotor |
Япония |
204,106 |
6 |
Japan Post Holdings |
Япония |
202,196 |
7 |
Sinopec |
Китай |
187,518 |
8 |
State Grid |
Китай |
184,496 |
9 |
AXA |
Франция |
175,257 |
10 |
China National Petroleum |
Китай |
165,496 |
Место по масштабности и уровню влияния |
Ритейлер |
1 |
Wal-Mart |
2 |
Home Depot |
3 |
Costco |
4 |
Kroger |
5 |
Victoria's Secret |
6 |
Sam's Club |
7 |
Target Corporation |
8 |
Kmart |
9 |
Marathon Oil Corporation |
10 |
Macy's |
11 |
7-Eleven |
12 |
Lowe's |
13 |
CVS Caremark |
14 |
SuperValu |
15 |
Walgreens |
16 |
Best Buy |
17 |
McKesson |
18 |
Pamida |
19 |
The Great Atlantic and Pacific Tea Company |
20 |
Barneys New York |
21 |
Американская меховая компания |
22 |
Esprit |
23 |
Gap (компания) |
24 |
Sears, Roebuck and Company |
Проведя сравнительный анализ
5 и 6 таблиц мы видим снижение уровня продаж
в ведущих ТНК мира и уменьшение компаний
представителей США в этом списке. Так
же среди компаний США следует отметить компанию-ритейлер, уп
3 Позиция Wal-Mart Stores в мировой экономике
Wal-Mart Stores - крупнейшая розничная сеть не только в США, но и в мире. В компанию Wal-Mart входит более 10 000 магазинов в разных странах мира. Формат магазинов представляет собой гипермаркеты и универсамы в которых можно купить как продовольственные товары, так и товары для дома - компания поддерживает максимальный ассортимент в своих магазинах. Благодаря огромным оборотам компании Wal-Mart Stores, цены в ее магазинах значительно ниже, чем в среднем по рынку и практически равны оптовым. Большие обороты компании позволяют также диктовать Wal-Mart свои условия многим поставщикам товаров. Часто приход магазина Wal-Mart в небольшой город означает закрытие всех прочих магазинов в этом городе: конкурировать с гигантом под силу далеко не всем.
Как было указанно ранее, из таблиц 4 и 5 можно увидеть как американская компания Wal-MartStores по розничной торговли в списке Fortune Global 500 за период 2009-2010гг. сместила свои показатели с третьей на первую строчку. Компания Wal-Mart является одной из самых влиятельных в розничной торговле. Уже более 10 лет она признается крупнейшей сетью розничных гипермаркетов в США. Кроме того, позиции Wal-Mart сильны и в других странах. Компания Wal-Mart с момента своего основания придерживается стратегии низких цен. Стратегии, благодаря которой она может предлагать продукты дешевле, чем остальные конкуренты.
С одной стороны – это, конечно, огромный плюс для покупателей. Но с другой, это влечет определенные последствия.
3.1 История компании
История Wal-Mart - это история успеха ее основателя - Сэма Уолтона. Сэм Уолтон начал свой бизнес с покупки франшизы магазина Ben Franklin. За несколько лет он превращает свой магазин в один из лучших магазинов сети Ben Franklin. Через несколько лет владелец марки Ben Franklin отказывается продлевать франшизу с Сэмом Уолтоном. Сэм Уолтон открывает свои магазины под маркой "Five & Ten Cents" и через некоторое время сеть Five & Ten Cents быстро разрастается.
В 1962 году в городе Роджерс, штат Арканзас Уолтон открывает свой первый магазин, ставший прототипом для всех магазинов сети Wal-Mart. Изначальное название магазина - Waltons Five & Dime. Это был большой супермаркет в котором можно было купить многие товары для дома. Отличительной особенностью Waltons Five & Dime стало то, что открыт он был на окраине города в спальном районе. Впоследствии такой подход к выбору местоположения для магазинов полностью окупил себя.
Информация о работе Позиция Wal-Mart Stores в мировой экономике