Правовое регулирование конкуренции на современном этапе развития рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:30, реферат

Описание работы

Обобщая обзор истории законодательства Кыргызской Республики, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к 2000 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Общие положения о правовой природе конкуренции.
1.1. Понятие конкуренции, недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.
1.2. Становление и тенденции развития антимонопольного законодательства в Кыргызстане.
1.3. Анализ источников правового регулирования конкуренции в Кыргызской Республике.
Глава 2. Государственное регулирование конкуренции на товарных рынках Кыргызстана.
2.1. Понятие и правовая характеристика товарного рынка.
2.2. Правовые аспекты регулирования субъектов государственных и естественных монополий.
2.3. Деятельность антимонопольных органов по обеспечению добросовестной конкуренции на современных товарных рынках.
Заключение

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 60.41 Кб (Скачать файл)

Тема: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА

Содержание

Введение.

Глава 1. Общие положения о правовой природе конкуренции.

1.1. Понятие конкуренции, недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.

1.2. Становление и тенденции развития  антимонопольного законодательства  в Кыргызстане.

1.3. Анализ источников правового  регулирования конкуренции в  Кыргызской Республике.

Глава 2. Государственное регулирование конкуренции на товарных рынках Кыргызстана.

2.1. Понятие и правовая характеристика  товарного рынка.

2.2. Правовые аспекты регулирования  субъектов государственных и  естественных монополий.

2.3. Деятельность антимонопольных  органов по обеспечению добросовестной конкуренции на современных товарных рынках.

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие положения о правовой природе конкуренции.

1.1.Понятие конкуренции, недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.

Роль конкуренции в хозяйственной жизни общества глубока и многогранна. Способствуя росту наиболее эффективных производств и вымывая неэффективные хозяйственные звенья, конкуренция выступает в качестве механизма регулирования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя как способ ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности хозяйствования. Конкуренция является особым способом взаимодействия рыночных субъектов1.

С точки зрения отдельного предпринимателя, конкуренция - это

процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос. Сказанное не означает, что все сводится только к этому. В действительности конкурентные отношения фирм выходят далеко за границы отдельных рыночных сегментов даже отраслей, является формой борьбы за лучшие условия хозяйствования. Именно этот аспект конкуренции позволяет раскрыть ее значение и роль в развитии экономики. Экономическая природа конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само наличие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической свободы, а с другой стороны, что особенно важно, - на рассредоточение экономической власти среди агентов рынка, позволяющее им осуществлять свободный выбор. Поэтому роль конкуренции не исчерпывается лишь ограниченными воздействиями, а одновременно служит и питательной средой предпринимательских структур.

Во-вторых, обеспечивая равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному доминированию какого - либо из преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разновидных их типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы -новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование их неизбежным. При этом следует иметь в виду, что, если конкуренция как таковая в принципе предполагает существование разных по масштабу и форме организации предпринимательских структур, то реальное их многообразие в экономике зависит от степени ее жесткости.

Наконец конкуренция - это условие рыночной активности. Задавая критерии эффективности и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь «вечным двигателем» развития самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение затрат, но и поиск новых рынков, создание новых товаров и услуг; применение новых методов предпринимательства становится  повседневной  заботой  конкурентов.

Впервые теория конкуренции была обобщена известным экономистом Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов». Новизна теории конкуренции А. Смита заключается в том, что он впервые:

1. сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены при избытке предложения;

2. сформулировал главный принцип конкуренции – принцип «невидимой руки», в соответствии с которым «дергая» за ниточки марионеток – предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;

3. разработал теоретически очень тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли;

4. определил основные условия создания эффективной конкуренции;

5. разработал модель усилия и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов общества в масштабе общества в целом.2

Конкуренция может протекать в самых различных формах все зависит то ряда внешних условий, на которых целесообразно остановиться далее.

Таким образом можно отметить что, конкуренция является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. Конкурентная борьба субъектов предпринимательства направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется за потребительский спрос. Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения, что позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.

Однако необходимо учитывать, что без должного государственного воздействия конкуренция может порождать негативные проявления, которые могут оказывать дестабилизирующее влияние на экономику. Стремление к выгоде (прибыли) может побуждать предпринимателей к применению таких методов и приемов соперничества, которые не только не способствуют развитию производства и удовлетворению потребностей общества, но и задерживают развитие экономики. В частности, к ним относятся: хищническое использование природных ресурсов для скорейшего получения прибыли, скупка патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы без намерения их использовать, сравнительная реклама, дискредитирующая других конкурентов, ложные сведения о товаре, вводящие потребителей в заблуждение, и многие другие. Указанные обстоятельства обусловливают необходимость государственного регулирования конкурентных отношений, установления правил поведения конкурирующих субъектов на рынке.

Субъектами конкуренции на товарных рынках являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие либо имеющие намерение осуществлять свою деятельность в условиях конкуренции.

Хозяйствующие субъекты – коммерческие организации КР а также иностранные коммерческие организации, их объединения (союзы, ассоциации), индивидуальные предприниматели.3 Таким образом, к числу хозяйствующих субъектов отнесены лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью независимо от принадлежности их праву КР и иностранного государства.

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

Добросовестной конкуренцией на рынке является ситуация, при которой не формальными, а реальными методами обеспечиваются равные условия, чтобы могли функционировать все без исключения субъекты рыночных отношений и сбалансировать все их интересы. При добросовестной конкуренции, компании используют повышение качества и характеристик реализуемого продукта, маркетинговые стратегии и рекламу, и создание более совершенной группы товаров и услуг.

Но самым популярным методом добросовестной конкуренции остается «война цен» - манипулирование уровнями цен для привлечения потребителей, удержания доли рынка и нейтрализации влияния конкурентов.4

Для этого используют снижение цен, распродажи, акции, увеличение срока потребительского кредитования и т.д. «Война цен» идеально подходит для подавления более слабых конкурентов или чтобы отвоевать долю уже освоенного рынка.

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

- повышение  качества продукции

- снижение  цен ("война цен")

- реклама

- развитие  до- и после продажного обслуживания

- создание  новых товаров и услуг с  использованием достижений НТР  и т.д.

Нормы антимонопольного законодательства направлены на обеспечение конкурентных отношений. Но не любые проявления конкуренции оказывают позитивное влияние на экономическое развитие государства. Наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы т. е направленной на недобросовестную конкуренцию5.

Основными методами являются:

- экономический (промышленный шпионаж)

- подделка  продукции конкурентов

- подкуп  и шантаж

- обман  потребителей

- махинации  с деловой отчетностью

- валютные  махинации

- сокрытие  дефектов и т.д.

К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий6.

На возникновение термина « недобросовестная конкуренция», как и правового института в целом, оказала влияние судебная практика французских судов. Исследователи отмечают, что его стали применять суды в целях обеспечения защиты интересов предпринимателей от негативны методов соперничества7.

Нормы права, обеспечивающие защиту от различных форм недобросовестной конкуренции, является составной частью кыргызского законодательства. В частности, Закон КР «О конкуренции», определяя общее понятие недобросовестной конкуренции (ст.3), устанавливает и перечень отдельных форм недобросовестной конкуренции (ст.8).

Недобросовестная конкуренция, согласно положениям Закона КР «О конкуренции», - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства Кыргызской Республики, обычаям делового оборота, требованиям добросовестности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации8.

Запрет на недобросовестную конкуренцию и ее формы закреплены в ст.8 Закона КР "О  конкуренции". К числу таких форм, в частности, относятся:

1) самовольное  копирование товара другого хозяйствующего  субъекта, а также формы его  упаковки и внешнего оформления, за исключением тех товаров, внешний  вид которых обусловлен их  технической функцией;

2) прямое  воссоздание продукции другого  хозяйствующего субъекта путем  нарушения его патентно-лицензионного  права;

3).незаконное использование чужого товарного знака обслуживания, наименования места происхождения товара, фирменного наименования, товарной марки, способное привести к смешению с деятельностью другого хозяйствующего субъекта;

4) распространение  ложных и искаженных сведений  о деловом авторитете и финансовом состоянии другого хозяйствующего субъекта, способных причинить убытки либо нанести ущерб его деловой репутации;

5) изготовление, продажа и иное введение продукции  другого хозяйствующего субъекта  на рынок путем нарушения его  прав на результаты интеллектуальной  деятельности и приравненных  к ним средств индивидуализации  участников гражданского оборота  товаров, работ и услуг (неправомерное  использование);

6) разглашение  в искаженном виде данных о  научно-технических и производственных  возможностях конкурента;

7) преднамеренное  нарушение, срыв и прекращение  незаконными средствами деловых  отношений конкурента;

8) оказание  воздействия незаконными средствами  на работников конкурента с  целью склонения их к невыполнению  своих служебных обязанностей;

9) незаконное  получение, использование и разглашение  сведений о научно-технической, производственной  или торговой деятельности хозяйствующего  субъекта, в том числе его коммерческой  тайны;

10) соглашения (согласованные действия), ограничивающие  конкуренцию;

11) оказание  воздействия незаконными средствами  на принятие и исполнение хозяйственных  решений конкурента с целью  получения необоснованного превосходства  над ним;

12) необоснованные  призывы (обращения) к другим субъектам  рынка с целью расторжения  деловых связей конкурента или  воспрепятствования установлению  таких связей;

13) распространение  любых сведений, которые могут  ввести потребителей в заблуждение  относительно происхождения, способа  изготовления, пригодности к использованию, качества и других свойств  товара хозяйствующего субъекта, личности предпринимателя или  характеристики его хозяйственной деятельности;

Информация о работе Правовое регулирование конкуренции на современном этапе развития рынка